Лекции по "Международное туристическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:12, курс лекций

Описание работы

1.1. Понятие, содержание и предмет
международного туристского права
Растущая взаимозависимость государств в решении глобальных проблем современности предопределяет подход мирового сообщества к гуманитарному сотрудничеству в сфере туризма как неотъемлемой части всеобъемлющей системы мира и международной безопасности. Первой Межпарламентской конференцией по туризму, проходившей в Нидерландах (Гаага) в 1989 г., отмечалось, что туризм способствует укреплению взаимопонимания между народами и отдельными лицами, является важнейшим элементом сохранения мира, а также расширяет знания о мире и усиливает терпимость к различным образам мышления и жизни.

Файлы: 1 файл

Международное туристское право.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Международное туристское право. Понятие, цели, задачи, функции. Правовой режим международного туризма

1.1. Понятие, содержание и предмет  
международного туристского права

Растущая взаимозависимость  государств в решении глобальных проблем современности предопределяет подход мирового сообщества к гуманитарному сотрудничеству в сфере туризма как неотъемлемой части всеобъемлющей системы мира и международной безопасности. Первой Межпарламентской конференцией по туризму, проходившей в Нидерландах (Гаага) в 1989 г., отмечалось, что туризм способствует укреплению взаимопонимания между народами и отдельными лицами, является важнейшим элементом сохранения мира, а также расширяет знания о мире и усиливает терпимость к различным образам мышления и жизни. Туризм является эффективным средством содействия социально–экономическому росту для всех стран, если одновременно принимать необходимые меры в отношении того, чтобы решить наиболее срочные национальные задачи и позволить национальной экономике достигнуть приемлемого уровня самообеспечения, при котором страна не должна тратить больше того, что она надеется получить от туризма. 1

Туризм является фундаментальной  основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Основу современного туристского рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников. В последнее время в туризме возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста. Размер и степень влияния международного туризма в мире можно оценить по следующим показателям. В 1950 г. число международных туристов в мире было всего 25 млн человек, в 1996 г. их количество составило 592 млн человек, а поступления от международного туризма достигли 423 млн дол., при этом около 60 % путешествующих - люди, проводящие свой отпуск2. Туристские услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый экспорт». Их характерная особенность и своеобразное достоинство как товара состоит в том, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты3. Автор не разделяет  такую позицию, так как в конкурентоспособный   турбизнес необходимы значительные инвестиции,  желательно привлечение иностранного капитала.

Туризм и международные путешествия как одна из форм международных экономических отношений приобрели в современных условиях огромные масштабы и стали оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. Основу роста иностранного туризма составляет прежде всего экономический и социальный прогресс. С одной стороны, увеличивается объем деловых поездок и поездок с познавательными целями, с другой – совершенствуются транспортные средства, что ведет к ускорению и удешевлению поездок. Определенную роль играют и ослабление ограничений на вывоз валюты, а также упрощение пограничных формальностей в некоторых странах (например, их полная отмена в Скандинавских странах и странах Европейского союза).

В свете решений совещания министров  по туризму стран Европейского экономического содружества (ЕЭС) (1990 г.), семинара в Стамбуле (1992 г.) и конференции в Варшаве (1993 г.), проведенных Всемирной туристской организацией, государства приняли обязательства по совершенствованию качества туристских услуг, введению нового продукта и новых видов туризма. Прежде всего государствам необходимо пересмотреть классификацию гостиниц и других мест размещения, а также усовершенствовать правила, регулирующие туризм.

За последние несколько десятилетий  туризм стал крупнейшей в мире отраслью экономики, одним из самых значительных генераторов создания рабочих мест и налоговых поступлений. Он также является ценным источником доходов в иностранной валюте и для индустриальных, и для развивающихся стран. Признавая растущее влияние и значение туризма в качестве всемирного экономического и политического фактора, государства снижают барьеры, которые мешают потоку международных путешествий и туризма. Российская Федерация ратифицировала 9 сентября 2000 г. соглашение о безвизовом обмене туристами с Китаем4. Однако в отдельных случаях государственная политика, касающаяся международных отношений, идет наперекор политике в области внутреннего и международного туризма.

Современные процессы бурного развития международной туриндустрии, развитие туристских связей в интернациональном масштабе объективно приводят к необходимости правового регулирования данной сферы. Поэтому можно говорить о самостоятельном институте международного права - международном туристском праве.

Институт международного туристского права - это совокупность принципов и норм, регулирующих деятельность государств в области туризма и международных путешествий в целях удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей человека.

Предмет института международного туристского права составляет отношения партнерства и сотрудничества международных и национальных организаций в области туризма и международных путешествий.

Субъектами института  международного туристского права  являются государства и международные организации.

Содержание этого права  – правоотношения между государствами  по реализации туристского продукта и товаров туристского спроса, размещения, питания, транспортных, коммуникационных и рекреационных услуг.

 

3.1. Многосторонние  международные договоры  
в области туризма и международных путешествий

Международная Конвенция  по контракту на путешествие1970

В 1970 в Брюсселе (Бельгия) состоялась международная конференция по рассмотрению и принятию Конвенции по контракту на путешествие. В этой Конвенции дано понятие двух видов – договоров

3. Многосторонние и двухсторонние международные договоры в области туризма и международных путешествий.

Международная Конвенция  по контракту на путешествие1970

В 1970 в Брюсселе (Бельгия) состоялась международная  конференция по рассмотрению и принятию Конвенции по контракту на путешествие. В этой Конвенции дано понятие двух видов – договоров с организатором путешествии и с посредником на организацию путешествий. Конвенцией определены контракт на организацию путешествия и контракт с посредником на организацию путешествия.Контракт на организацию путешествия Это контракт, в котором организатор путешествия выступает от своего имени и обязуется предоставить путешественнику совокупность комбинированных услуг, которые относятся к обеспечению путешественника на маршруте или в месте пребывания. Организатор путешествия обязан выдать документ на путешествие, заверенный его подписью и печатью. Организатор путешествия несет ответственность за любой ущерб, причиненный путешественнику в результате полного или частичного невыполнения своих обязательств, вытекающих из условий контракта и данной Конвенции. Организатор путешествия отвечает как за свои действия и упущения, так и за действия и упущения служащих и третьих лиц, которым он поручил исполнение своих обязанностей.

Контракт с  посредником на организацию путешествия – это договор, по которому одно лицо берет на себя обязательства в качестве посредника предоставить другому лицу за обусловленную цену либо путешествие, либо право требования организации путешествия в соответствии с заключаемым контрактом. Фирмы–посредники путешествий заключают контракты с туристами от имени другого лица, которое берет на себя ответственность за обеспечение путешествий и предоставление одной или нескольких услуг, оговоренных в контракте при оплате их стоимости.

Международная конвенция по контрактам между владельцами  гостиничных предприятий и Бюро путешествий 1981 Контракт для индивидуальных путешественников заключается для числа путешественников от 1 до 10 человек, пользующихся гостиничными услугами. В нем указываются заказываемые услуги и их стоимость при пребывании в гостинице в течение трех суток в сезон

Контракт для  групп путешественников подписывается  с группой не менее 11 человек, пользующихся одними гостиничными услугами. Контракт заключается за 14 дней до прибытия группы.

Контракт на периодическое бронирование относится  к особым контингентам туристов и  путешественников, участвующих в  работе конгрессов, семинаров или специальных мероприятиях делового туризма, предпринимательской деятельности 4.

Международная конвенция 1973 по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных процедур (Конвенция Киото).

Основной целью Конвенции  является предоставление государствам юридического документа, который служит как для упрощения, так и согласования таможенных процедур в государствах.

Российская Федерация  во исполнение данных рекомендаций приняла 12.01.2000г. положение №2073 «О порядке вывоза   физическими лицами из РФ наличной иностранной валюты», установив таможенное освобождение на вывоз иностранной валюты резидентами в размере равном или менее 1500 дол США.

Соглашением о сотрудничестве в области туризма между странами–участниками СНГ (Ашгабад, 23 декабря 1993 г.) в преамбуле закреплены следующие тезисы: 1.Стороны будут всемерно содействовать развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма. 2.Стороны будут способствовать формированию общего туристского пространства, сближению нормативно–правовых документов по туризму, внедрению единой международной системы классификации средств размещения и туристских услуг, единой информационной сети. 3. Стороны будут создавать условия для активного использования в целях туризма природного и культурного наследия народов своих государств.4.Стороны будут обеспечивать обмен статистической и другой информацией в области туризма, в том числе о законодательных и иных нормативных актах, регулирующих туристский обмен Международными договорами, заключенными между государствами Центральной и Восточной Европы в области туризма, определяются положения и порядок открытия в странах представительств туристских организаций и обязательства согласования пятилетних планов обмена туристами.

На базе этих соглашений правительства, национальные туристские организации и частный бизнес принимают усилия, направленные на совместную работу по обеспечению финансовых средств для предоставления возможности всем людям пользоваться услугами туризма и международных путешествий.

 

4.Виды контрактов в сфере туризма и международных путешествий Отношения между производителем туристских услуг (транспортная организация, гостиница, ресторан, экскурсионное бюро) и турагентством или туроператором регулируются агентскими соглашениями (контрактами). в России весьма популярным был тип правоотношений между туроператорами и турагентами по модели договора купли–продажи.

Договор купли – продажи  предполагает передачу в собственность  турпродукта от туроператора к турагенту, то есть турагент при дальнейшей розничной продаже приобретенных у туроператора туров обязан реализовать эти туры как свою собственность и нести перед потребителями ответственность за качество проданных туров.

Агентские соглашения регулируют правоотношения, при которых одна сторона (агент) совершает в интересах другой стороны (принципала) определенные юридические действия как от своего имени, так и по доверенности от имени принципала, и получает за это определенное агентское вознаграждение.Турагент, действуя в рамках агентского договора, реализует турпродукты туроператора как от своего имени, так и от имени туроператора, при этом реализуемые турагентом турпродукты не являются его собственностью.

Договор франшизы (контракт о сотрудничестве в области туризма). Основным обязательством, определяющим особенности договора, является предоставление правообладателем пользователю (или франчайзи) комплекса исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности (фирменного наименования, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.), что позволяет рассматривать этот договор как разновидность лицензионного договора.

Законом предусмотрены и  дополнительные ограничения прав турагента–франчайзодателя. В частности, он обязан не конкурировать  с туроператором– правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора франчайзинга, отказаться от получения по договорам франчайзинга аналогичных прав у конкурентов (в том числе и потенциальных) туроператора–правообладателя.Что касается конфликтов с потребителями, законом установлена солидарная ответственность туроператора и турагента за качество турпродуктов, реализуемых турагентом по договору франчайзинга, что, безусловно, должно обеспечить как надлежащий уровень защиты прав потребителей турпродуктов, так и в определенной степени – турагента.

Типовые контракты в области  международного туризма

 Правоотношения между клиентом по покупке туристских услуг и туристским агентством (фирмой) определяются условиями инклюзив–тура, оформленными в ваучере. Ваучер – это обменный ордер, выдаваемый туристским агентством (фирмой) клиенту в подтверждение оплаты конкретных видов услуг и являющийся основанием для получения этого обслуживания

Конвенцией определяется правовой статус контракта на организацию путешествия. Это любой контракт, в котором организатор путешествия выступает от своего имени и обязуется предоставить путешественнику совокупность комбинированных услуг (тур), относящихся к обеспечению путешественника на маршруте или в местах пребывания. Типовой контракт о сотрудничестве в области туризма включает следующие основные позиции механизма правового регулирования: предмет договора, обязательства сторон, ответственность при нарушении обязательств. Так, предмет контракта в области развития международного туризма состоит во взаимном приеме туристов на коммерческой или безвалютной основе.

Информация о работе Лекции по "Международное туристическое право"