Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:12, курс лекций
1.1. Понятие, содержание и предмет
международного туристского права
Растущая взаимозависимость государств в решении глобальных проблем современности предопределяет подход мирового сообщества к гуманитарному сотрудничеству в сфере туризма как неотъемлемой части всеобъемлющей системы мира и международной безопасности. Первой Межпарламентской конференцией по туризму, проходившей в Нидерландах (Гаага) в 1989 г., отмечалось, что туризм способствует укреплению взаимопонимания между народами и отдельными лицами, является важнейшим элементом сохранения мира, а также расширяет знания о мире и усиливает терпимость к различным образам мышления и жизни.
Обязательства сторон: Турагент предоставляет туроператору на коммерческих условиях безвалютного обмена пакет туристских услуг. Порядок бронирования мест туристского обслуживания. Документы обслуживания. Условия приема, размещения и обслуживания. Медицинское обслуживание. Порядок аннуляций и изменений заграничного обслуживания. Условия расчетов. Ответственность за причинение ущерба. Особые условия. Порядок разрешения споров (мировым соглашением, в арбитражном суде). Порядок вступления в силу, изменение и прекращение контракта
Операции по международному туризму и путешествиям – это вид деятельности, направленной на предоставление различного рода услуг и товаров туристского спроса.
К видам услуг на туристском рынке относятся:
– размещение туристов и путешественников (в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах и др.);
– перемещение туристов до страны назначения и по стране различными видами пассажирского транспорта;
– обеспечение туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях и др.);
– удовлетворение рекреационных потребностей туристов или путешественников (посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, природных и исторических заповедников, памятников истории и культуры, фестивалей, спортивных соревнований);
– удовлетворение деловых,
специальных научных и
– семейный обмен (проживание в семьях), детский и юношеский туризм;
– торговля товарами туристского спроса (продажа сувениров, подарков, путеводителей, открыток, диапозитивов и т. п.);
– предоставление международной оперативной связи;
– оформление туристской документации (паспорта, визы и др.)12;
– бронирование услуг;
– встречи, проводы и трансфер от аэропорта до гостиницы с услугами гида–переводчика, доставка багажа и др.;
– медицинское обслуживание, страхование;
– охрана (туристская полиция).
Туристу или путешественнику могут быть предоставлены либо отдельные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг13.
Как правило, тур является первичной продажной единицей туристского продукта на туристском рынке, однако на рынке находят спрос и отдельные туристские услуги.
В области международных путешествий наиболее распространены следующие виды туров: инклюзив–тур и инсентив–тур. Инклюзив–тур– путешествие, продаваемое туристскими фирмами в виде полного комплекса (пакета) услуг, включающего получение визы, перевозку, размещение в гостинице, питание, трансфер, экскурсионное обслуживание по маршруту путешествия. Инклюзив–туры организуются как для индивидуальных, так и для групповых путешествий. Преобладающей формой путешествия является групповой туризм. Инсентив–туры представляют собой поездки за счет фирмы, организуемые предприятием для своих работников с целью поощрения.
Директива Европейского союза по пэкидж–турам, принятая Советом Европы в 1990 г. и введенная в действие в 1993 г., определяет пэкидж–тур как «пакет услуг, включающий не менее двух из следующих компонентов – перевозку и размещение, а также прочие услуги, не связанные с первыми двумя». В целях защиты прав туристов–потребителей туруслуг в директиве указывается на ответственность организатора тура за предоставление всех предусмотренных договором услуг независимо от того, предоставляются ли они самим туроператором или третьей стороной. Информация о туре должна быть доведена до сведения туриста в полном объеме до заключения договора и соответствовать уровню обслуживания, указанному в не.
Основные условия контрактов о предоставлении туристских услуг
При осуществлении
туристских операций на рынке
складываются определенные
Отношения между производителем туристских услуг (транспортная организация, гостиница, ресторан, экскурсионное бюро) и турагентством или туроператором регулируются агентскими соглашениями (контрактами). в России весьма популярным был тип правоотношений между туроператорами и турагентами по модели договора купли–продажи.
Договор купли – продажи предполагает передачу в собственность турпродукта от туроператора к турагенту, то есть турагент при дальнейшей розничной продаже приобретенных у туроператора туров обязан реализовать эти туры как свою собственность и нести перед потребителями ответственность за качество проданных туров.
Агентские соглашения регулируют правоотношения, при которых одна сторона (агент) совершает в интересах другой стороны (принципала) определенные юридические действия как от своего имени, так и по доверенности от имени принципала, и получает за это определенное агентское вознаграждение.Турагент, действуя в рамках агентского договора, реализует турпродукты туроператора как от своего имени, так и от имени туроператора, при этом реализуемые турагентом турпродукты не являются его собственностью.
Договор франшизы (контракт о сотрудничестве в области туризма). Основным обязательством, определяющим особенности договора, является предоставление правообладателем пользователю (или франчайзи) комплекса исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности (фирменного наименования, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.), что позволяет рассматривать этот договор как разновидность лицензионного договора.
Законом предусмотрены
и дополнительные ограничения прав
турагента–франчайзодателя. В частности,
он обязан не конкурировать с туроператором–
правообладателем на территории, на которую распространяется
действие договора франчайзинга, отказаться
от получения по договорам франчайзинга
аналогичных прав у конкурентов (в том
числе и потенциальных) туроператора–правообладателя.
Типовые контракты в области международного туризма
Правоотношения между клиентом по покупке туристских услуг и туристским агентством (фирмой) определяются условиями инклюзив–тура, оформленными в ваучере. Ваучер – это обменный ордер, выдаваемый туристским агентством (фирмой) клиенту в подтверждение оплаты конкретных видов услуг и являющийся основанием для получения этого обслуживания
Конвенцией определяется правовой статус контракта на организацию путешествия. Это любой контракт, в котором организатор путешествия выступает от своего имени и обязуется предоставить путешественнику совокупность комбинированных услуг (тур), относящихся к обеспечению путешественника на маршруте или в местах пребывания. Типовой контракт о сотрудничестве в области туризма включает следующие основные позиции механизма правового регулирования: предмет договора, обязательства сторон, ответственность при нарушении обязательств. Так, предмет контракта в области развития международного туризма состоит во взаимном приеме туристов на коммерческой или безвалютной основе.
Обязательства сторон: Турагент предоставляет туроператору на коммерческих условиях безвалютного обмена пакет туристских услуг. Порядок бронирования мест туристского обслуживания. Документы обслуживания. Условия приема, размещения и обслуживания. Медицинское обслуживание. Порядок аннуляций и изменений заграничного обслуживания. Условия расчетов. Ответственность за причинение ущерба. Особые условия. Порядок разрешения споров (мировым соглашением, в арбитражном суде). Порядок вступления в силу, изменение и прекращение контракта
Международно-правовое регулирование туристических услуг: Учебное пособие - 2006Источник: Allpravo.Ru |
II Специализированные организации по туризму |
Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг основывается на международных договорах и международных обычаях, а также актах специализированных международных организаций .
Можно выделить следующие многосторонние международные договора:
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года; - Международный
пакт об экономических, - Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года; - Варшавская
конвенция о воздушном - Чикагская международная конвенция о гражданской авиации от 7 декабря 1944 года, а также принятые в связи с ней Токийская, Гаагская и Монреальская конвенции; - Конвенция
о таможенных льготах для тури - Конвенция о защите мирового культурного и природного наследия от 23 ноября 1972 года; - Конвенция о правах ребенка от 26 января 1990 года; - Генеральное соглашение по торговле и услугам от 15 апреля 1994 года; - Конвенция
по биологическому - Конвенции и рекомендации, принятые Международной организацией труда в области коллективных договоров, запрещения принудительного и детского труда, защиты прав коренных народов, равноправия и недопущения дискриминации на рабочих местах.
Следующий источник международного туристского права – это международные двухсторонние договора. С участием Российской Федерации в настоящее время действует более 40 межправительственных двусторонних соглашений о сотрудничестве в области туризма , в том числе с Италией, Болгарией, Францией, Кипром, Австрией, Испанией, Китаем, Кубой, Тунисом, Коста-Рикой, Бразилией, Таиландом. Широкое развитие туристских связей обусловило объективную необходимость создания специализированных международных организаций . Исследователи выделяют следующие причины создание специализированных организаций /1/: Во-первых, бурный рост туризма , сложность складывающихся отношений, многостороннее влияние, оказываемое туризмом на международные отношения. Во-вторых, развитие международного туризма государства находится на разных уровнях, а поэтому имеющиеся там национальные органы по туризму обладают весьма неодинаковым объемом прав и полномочий. Так, в одних странах – это министерства и ведомства, то есть, государственные органы, в других странах – неправительственные некоммерческие организации. Наконец, в государствах мира нет единых однородных национальных органов, ведающих вопросами туризма . Итак, в настоящее время одной из, пожалуй, самых эффективных форм координации усилий государств по развитию сотрудничества в сфере туризма является деятельность международных туристских организаций.
В юридической литературе такие организации подразделяют на два основных вида: - всемирные организации ; - региональные организации .
К всемирным организациям относятся Организация Объединенных Наций (ООН) и Всемирная туристская организация (ВТО). ООН была создана в 1945г. и функционирует на основании Устава ООН, принятого в том же году странами – участницами Сан-Францисской конференции . Помимо выполнения многих функций эта крупнейшая международная организация является координатором деятельности государств и национальных туристских администраций в области туризма и международных путешествий. Именно в рамках ООН были разработаны и приняты основные международные конвенции по вопросам правового регулирования международного туризма . ООН явилась организатором ряда международных семинаров и коллоквиумов по вопросам подготовки кадров специалистов для туризма , разработки методики статистического учета в области международного туризма . Одной из эффективных форм такой координации деятельности является проведение международных конференций и совещаний, на которых обсуждаются и принимаются документы, содержащие различные рекомендации по международному сотрудничеству в сфере туризма . Принятые ООН резолюции включают в себя вопросы по: - упрощению туристских формальностей; - правовому регулированию положения иностранных туристов; - обеспечению безопасности туристов и их имущества; - техническому сотрудничеству в области международного туризма , а также по ряду других аспектов межгосударственного сотрудничества в сфере туризма . Одной из последних актов ООН – является Декларация «Использование туризма для достижения Целей развития тысячелетия», принятая в сентябре 2005 года в Нью-Йорке в рамках Генеральной ассамблеи ООН и призывающей к дальнейшей поддержке программы ST-EP (Устойчивый туризм в целях искоренения нищеты). Вопросы международно-правового механизма координации деятельности государств в области туризма , его организационной структуры находят постоянное отражение в документах сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Важным аспектом поддержания мира является постоянное, детальное развитие норм и принципов современного международного права в соответствии с меняющимися условиями международных отношений. Большую роль в правовом регулировании международного туризма играет Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), который явился инициатором созыва в рамках ООН специализированных международных дипломатических конференций по вопросам развития туризма . Именно по инициативе ЭКОСОС созваны Конференция ООН по таможенным формальностям (1954г.), Конференция ООН по туризму и путешествиям в Риме (1963 г.). Правовым регулированием мирового туризма , а также изучением национального законодательства государств по данному вопросу в ООН занимаются не только ее главные органы, но и вспомогательные, в первую очередь экономические комиссии ООН, осуществляющие работу по проблемам развития регионального туризма . В рамках ЭКОСОС необходимо выделить Статистическую комиссию. В сферу ее деятельности наряду с разработкой стандартных определений и классификаций статистики туризма входит также принятие резолюций по вопросам стандартизации определений и терминологии (в частности, терминов «временный посетитель», «турист», «экскурсант»), унификации классификаций, выработки единой методологии статистики туризма и т. д. Статистической комиссией ЭКОСОС был разработан и принят проект руководящих принципов по статистике международного туризма . Следующий орган - Европейская экономическая комиссия (ЕЭК). В разветвленной системе разнообразных комитетов и других вспомогательных органов ЕЭК обсуждаются конкретные вопросы туристской деятельности, в том числе развития и совершенствования сферы туристских услуг; организации текущего контроля операций, специальных исследований и анализа изменений, происходящих на различных рынках туризма ; обеспечения финансовых стимулов для развития туризма ; контроля операций и формулирования политики авиакомпаний, судоходных и автодорожных компаний и агентств, занимающихся обслуживанием туристов; таможенных формальностей в отношении туристов как въезжающих в данную страну из-за границы, так и выезжающих из нее. ЕЭК также занимается разработкой вопросов статистики туризма .
В рамках ООН действует ряд региональных комиссий, связанных с международным туризмом . Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского района (ЭКЛАК). Она занимается изучением экономических аспектов международного туризма в данном регионе. ЭКЛАК осуществила ряд актуальных исследований, в том числе по выработке общей политики и созданию региональной программы в области развития международного туризма , капиталовложениям в индустрию туризма , изучению потребностей в деле оказания технической помощи государствам региона в целях развития иностранного туризма . Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА). Она осуществила ряд значительных исследований по вопросам политики в области иностранного туризма в странах региона, дальнейшего развития материальной базы туризма , статистики международного туризма и т. д. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Эта комиссия организовала предоставление государствам региона технических, консультативных услуг по разработке национальных программ развития международных туристских связей, систематическую разработку мероприятий по устранению таможенных формальностей и ограничений в вопросах передвижения туристов по странам региона. Экономическая комиссия для Африки (ЭКА). Центральное место в своей деятельности комиссия отводит решению проблем развития международного туризма в регионе как в практическом и организационном, так и в исследовательском аспектах. ЭКА провела большую работу по созданию в регионе единой системы статистики международного туризма , унификации законодательства в области правового регулирования межгосударственных туристских связей, организации регионального межгосударственного сотрудничества и т. д. Важный вклад в гармоничное развитие туризма вносит деятельность многочисленных межправительственных и неправительственных организаций , таких как Международная организация Труда (МОТ), Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО, международная морская организация (ММО), Международная Организация Гражданской Авиации (МКАО) и др. Флагманом международного туризма - является Всемирная туристская организация (ВТО, с 2005 года ЮНВТО). Всемирная туристская организация была создана впервые как Международный конгресс официальных туристских ассоциаций в 1925г. в Гааге. После Второй мировой войны организация была переименована в Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), и ее штаб-квартира была переведена в г. Женеву (Швейцария). Международный союз являлся технической неправительственной организацией , в состав которой в период пика ее деятельности входили 109 национальных туристских организаций (НТО) и 88 Ассоциированных членов, в том числе представляющих частные и общественные группы. По мере того как туризм развивался и становился неотъемлемой частью современной жизни, возрастало его международное значение, и национальные правительства начали играть все более важную роль - их деятельность охватывала широкий диапазон проблем от инфраструктуры до функций регулирования . К середине 1960-х годов стало ясно, что необходимо создать более эффективный инструмент, способный контролировать развитие туризма и обеспечить работу межправительственного механизма, предназначенного для регулирования перемещения граждан, туристской политики и воздействия туризма . В 1967 г. члены Международного союза официальных туристских организаций призвали к преобразованию его в межправительственный орган, уполномоченный решать во всемирном масштабе все связанные с туризмом вопросы и сотрудничать с другими компетентными организациями, особенно входящими в систему Организации Объединенных наций, такими как Всемирная организация здоровья (ВОЗ), ЮНЕСКО и Международная организация гражданской авиации (ИКАО). В декабре
1969 г. Генеральная ассамблея ООН
приняла соответствующую Таким образом, Международный союз официальных туристских организаций был преобразован во Всемирную туристскую организацию, первая Генеральная ассамблея которой прошла в Мадриде в мае 1975 г. Секретариат Организации разместился в Мадриде в начале следующего 1976 г. по приглашению испанского правительства, предоставившего здание для штаб-квартиры. В 1976 г. ВТО получила статус исполнительного агента Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), а в 1977 г. было подписано официальное соглашение между ВТО и собственно ООН. В 2003 г. ВТО получила статус специализированного учреждения Организации Объединенных Наций и , таким образом, подтвердила свою ведущую роль в сфере международного туризма . Преобразование ВТО в специализированное учреждение ООН, завершенное в 2003 году, превратило ее в полноценную организацию системы ООН. В настоящее время ВТО является единственной межправительственной организацией, открытой для оперативного туристского сектора (частных турфирм). В 2005г. в состав ВТО входили 145 стран, 7 территорий и около 300 Присоединившихся членов, представляющих предприятия частного сектора, учебные заведения, туристские ассоциации и местные туристские администрации. Итак, Всемирная туристская организация является международной организацией межправительственного характера, созданной с целью содействия развитию туризма . Цели, задачи и организационное строение закреплено в Уставе. Устав ВТО является межгосударственным договором, принятым в Мехико 27 сентября 1970г. /2/ и ратифицированным 51 государством, которые являлись членами МСОТО. Обратимся к устройству, задачам и основным достижениям ВТО. Основной целью ВТО, как это следует из ст.3 Устава, является содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии.
Важными направлениями деятельности ВТО являются: - упрощение туристского обмена и формальностей; - определение и согласование законодательного порядка регулирования туризма , в т.ч. при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемий, стихийных бедствий и др.); - помощь
в разработке государственной
политики в области Рабочими органами ВТО являются: - Генеральная Ассамблея; - Исполнительный Совет; - Секретариат. Вспомогательные органы ВТО: - Комитет по программе; - Бюджетно-финансовый комитет; - Комитет
по устойчивому развитию - Комитет
по поддержке качества и - Комитет
по статистике и - Комитет
по исследованию рынка и - Подкомитет по рассмотрению заявлений в Присоединившиеся члены; - Всемирный комитет по этике туризма.
Высшим органом ВТО является Генеральная ассамблея. Она может разрабатывать рекомендации по любому вопросу в пределах компетенции Организации. Ассамблея созывается раз в два года для обсуждения бюджета Организации и ее программы работы, а также актуальных проблем в области туристского сектора. Раз в четыре года Генеральная ассамблея избирает Генерального секретаря Организации. Генеральная ассамблея состоит из голосующих делегатов из числа Действительных и Ассоциированных членов. Присоединившиеся члены и представители других международных организаций принимают участие в Ассамблее в качестве наблюдателей. Руководящим органом ВТО является исполнительный совет. Совет отвечает за выполнение Организацией своей программы работы в соответствии с установленным бюджетом. Исполнительный совет проводит свои заседания два раза в год. Этот орган состоит из 29 членов, избираемых Генеральной ассамблеей из расчета одно место в Совете от каждых пяти Действительных членов. Испания как страна, размещающая у себя Штаб-квартиру ВТО, имеет одно постоянное место в Исполнительном совете. Ассоциированные и Присоединившиеся члены участвуют в работе Исполнительного совета на правах наблюдателей. В ВТО имеется шесть региональных комиссий: для Африки, Американского региона, Ближнего Востока, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Европы и Южной Азии. Комиссии проводят на свои заседания не реже одного раза в год и состоят из всех Действительных и Ассоциированных членов из соответствующего региона. Присоединившиеся члены из данного региона участвуют в работе Комиссии в качестве наблюдателей. Все члены ВТО разделяются на следующие категории (ст.4 Устава): а) Действительные члены; b) Ассоциированные члены. Ранее содержащаяся формулировка в уставе «Присоединившиеся члены» исключена (изменения в Устав сделаны в рамках 16 сессии ВТО) /3/. Члены, которые до вступления в силу поправок к Уставу, принятых 29 ноября 2005 года, имели статус Присоединившихся членов, получат категорию Ассоциированных членов. Как мы уже подчеркнули, в ВТО участвуют около 300 Присоединившихся членов, представляющих предприятия частного сектора, учебные заведения, туристские ассоциации и местные туристские администрации. Статус
Действительного члена Согласно действующей редакции устава ассоциированное членство в Организации открыто для межправительственных и неправительственных организаций, неполитических органов по управлению туризмом, принадлежащих территориальным субъектам, для профессиональных, профсоюзных, университетских и образовательных организаций, для организаций, специализирующихся на профессиональной подготовке и научных исследованиях, а также для коммерческих предприятий и ассоциаций, деятельность которых связана с целями Организации или относится к сфере ее компетенции. ВТО в своей работе тесно сотрудничает с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Всемирной торговой организацией (WTO-OMC). Так, одним из направлений такого сотрудничества – является разработка и реализация программы содействия членам из государственного и частного секторов в определении и реализации задач, стандартов и мер в области качества как вклад в развитие устойчивого туризма и искоренение нищеты.
Эта программа включает в себя следующие специфические направления работы: - торговля туристскими услугами, включая выход на туристские рынки, конкуренция и глобализация; - безопасность и охрана, включая охрану здоровья; - Ведение,
гармонизация и признание Задача
ВТО состоит в том, чтобы связать
правила и положения
Обратимся к нормотворческой деятельности ВТО.
За время работы ВТО приняты следующие основные акты. Одним из первых значимых документов является Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980 года, которая была принята Всемирной конференцией по туризму созванной ВТО, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. В Манильской декларации подчеркивается, что международное сотрудничество в области туризма представляет собой такое сотрудничество, при котором должны уважаться индивидуальные особенности народа и основные интересы государств. В 1982 году проходит Всемирная конференция по туризму в Акапулько, итогом которой является принятие Акапульского документа (Документ Акапулько). Документ определил: государственные меры должны обеспечить социальное, культурное, образовательное, политическое и экономическое руководство сферой туризма . Документ Акапулько способствовал повышению роли межгосударственных туристских связей; улучшению организации перемещения туристов через государственные границы; унификации таможенных формальностей; валютных и медицинских правил; выработке новой концепции международного туризма . На шестой
Генеральной ассамблеи ВТО В 1989 году проходит Межпарламентская конференция по туризму в Гааге (Нидерланды) совместно с Межпарламентским союзом (МПС) и ВТО. Гаагская декларация по туризму от 14 апреля 1989 г. закрепила десять принципов международного туризма . На девятой
Генеральной ассамблеи ВТО (Буэнос-Айрес,
1991) принимается резолюция ВТО в 1992
году в Рио-де-Жанейро принята
Программа действий XXI века, к которой
присоединились 182 государства. Основная
роль в реализации этой программы
отводится государственным В 1994 году на Всемирной конференцией министров по туризму принимается Декларация по туризму (Осака, Япония, 4 ноября 1994 г.). На одиннадцатой Генеральной ассамблеи ВТО (Каир) от 22 октября 1995 года была принята Резолюция о предотвращении организованного секс-туризма. В резолюции отмечалось, что секс-туризм принимает различные формы, приводит к серьезным последствиям: медицинским, социальным, наносит ущерб облику туристских центров. Правительствам стран, направляющих и принимающих туристов, предложено мобилизовать свои туристские администрации для принятия мер против организованного секс-туризма, для защиты детей от сексуальной эксплуатации в туризме. В развитие положений данной резолюции принята Стокгольмская декларация от 28 августа 1996 года по борьбе с сексуальной эксплуатацией детей в коммерческих целях. В 1996 году на втором форуме ВТО для парламентов и местных властей по теме "Ответственные за туристскую политику", принята Декларация по туризму (Бали, Индонезия). В 1997 году на Всемирном совещании руководителей сферы туризма но социальным воздействиям туризма (Манила, Филиппины, 22-23 мая 1997г.) принимается Манильская декларация по социальному воздействию туризма от 22 мая 1997 года. В 1999 году на тринадцатой сессии Генеральной ассамблеи ВТО проходившей в г.Сантьяго (Чили), 27 сентября - 1 октября 1999 года был принят Глобальный этический кодекс туризма. Необходимость разработки Кодекса отмечалась в резолюции, принятой в 1997 году на Генеральной ассамблее ВТО в Стамбуле. В последующие два года был сформирован специальный комитет по подготовке Глобального этического кодекса, проект которого разработали Генеральный секретарь и юридический советник ВТО на основе консультаций с Деловым советом, Региональными комиссиями и Исполнительным советом ВТО. Комиссия ООН по устойчивому развитию на своей сессии в апреле 1999 года в Нью-Йорке одобрила концепцию этого Кодекса и предложила ВТО обогатить его дополнительными предложениями из частного сектора, неправительственных и трудовых организаций. Письменные комментарии к Кодексу поступили из более чем 70 государств-членов ВТО и различных организаций. Итоговый Глобальный этический кодекс туризма, насчитывающий 10 пунктов и разработанный по результатам длительного консультационного процесса, был единогласно одобрен в октябре 1999 года на сессии Генеральной ассамблеи ВТО в г.Сантьяго. Целью
Глобального этического кодекса
туризма стало обобщение Глобальный этический кодекс туризма закрепил десять 10 статей: - Вклад туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами; - Туризм
- фактор индивидуального и - Туризм - фактор устойчивого развития; - Туризм
- сфера, использующая - Туризм - деятельность, выгодная для принимающих стран и сообществ; - Обязанности
участников туристского - Право на туризм; - Свобода туристских путешествий; - Права работников и предпринимателей туристской индустрии; - Реализация принципов Глобального этического кодекса туризма. Девять из названных статей Кодекса определяют "правила игры" для туристских направлений, правительств, туроператоров, туристских агентств, трудящихся и самих путешественников. Десятая статья посвящена решению спорных вопросов и впервые знаменует собой наличие в таком кодексе механизма его реализации. Среди
принципов Кодекса можно Во-первых, Кодекс утвердил право на туризм . Во-вторых, установил, что туристы и посетители должны пользоваться теми же правами, что и граждане посещаемой страны в плане конфиденциальности относящихся к ним личных данных и сведений, особенно, что касается данных, хранящихся электронным способом. В-третьих, установил, что административные формальности пересечения границ, которые введены государствами или вытекают из международных соглашений, как например, визовые, санитарные и таможенные формальности, должны по мере возможности адаптироваться таким образом, чтобы способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к международному туризму ; следует поощрять соглашения между группами стран, направленные на гармонизацию и упрощение этих формальностей; следует постепенно отменять или корректировать специальные налоги и сборы, обременяющие туристскую индустрию и наносящие ущерб ее конкурентоспособности В-четвертых, установил, что профессионалы сферы туризма , особенно инвестора, должны, в рамках правил, установленных государственными властями, проводить исследования воздействия своих проектов развития на окружающую среду и природу; они также должны, с максимальной транспарентностью и объективностью, предоставлять информацию о своих будущих программах и их возможных последствиях, и содействовать диалогу с заинтересованным населением относительно их содержания (п.4 ст.6 Кодекса). В рамках 14 сессии ВТО (г.Сеул (Республика Корея)/ г.Осака (Япония), 24 – 29 сентября 2001 года) также был принят ряд документов. Это: - Сеульская декларация "Мир и туризм ". Практические принципы для содействия миру во всем мире на основе туризма – в рамках данного акта были сформулированы принципы для обеспечения мира во всем мире на основе туризма ; - Осакская декларация тысячелетия; - Заявление
Всемирной туристской организа В 2000-2002 году разрабатывается совместная программа ВТО/ЮНКТАД под названием "Устойчивый туризм - залог искоренения нищеты (ST-EP)" направленная на решение двух взаимосвязанных задач: устойчивого развития туризма и искоренения нищеты с целью повышения их потенциальной взаимозависимости и усиления роли в устойчивом развитии наименее развитых и развивающихся стран. Программа ST-EP была одобрена на Всемирном саммите по устойчивому туризму в Йоханнесбурге в августе 2002 г. В дальнейшем данная программа находит свое упоминание и акты реализации на каждой сессии ВТО. В 2004 году ВТО создает Фонд ST-EP (местонахождение – Корея). В одной из последующих резолюций ВТО было акцентировано, что: - деятельность
Фонд ST-EP должна быть в первую
очередь направлена на - должна быть максимально включена в систему общих обязательств ООН по снижению уровня бедности; - должна
иметь своим приоритетом В 2002 году на Всемирном саммите по экотуризму (Квебек, 19—22 мая 2002г.) проведенному по эгидой ЮНЕП и ВТО, была принята Квебекской декларации по экотуризму, в которой изложены рекомендации национальным органам власти, представителям частного сектора, неправительственным и общественным организациям, учебным заведениям, а также межправительственным организациям и финансовым учреждениям. 15 сессия ВТО прошла в октябре 2003 года в Китае (Пекин), 16 сессия в ноябре/декабре 2005 года в Дакаре (Сенегал), 17 сессия пройдет в Колумбии в 2007 году. В рамках
16 сессии принята резолюция Как уже отмечалось, с 2005 года для ВТО устанавливается аббревиатура UNWTO (ЮНВТО). В развитии социального туризма важное место, кроме ВТО, занимает Международное бюро социального туризма (IBST), созданное в Брюсселе в 1963г. Оно объединяет национальные туристские организации, вовлеченные в социальный туризм . Хартия этой организации, принятая на Генеральной ассамблее в Вене в 1972 г., провозгласила фундаментальные принципы социального туризма . Эти принципы в дальнейшем были отражены в Манильской декларации ВТО и Акапульской хартии ВТО, принятых соответственно в 1980 и 1982 гг. Принципы вышеназванных декларации и хартии применимы также и к оздоровительному туризму . В 1996 Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма была принята Монреальская декларация по социальному воздействию туризма (Монреаль, Канада, 1996г.), определившая, что главной целью социального туризма является обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая семьи, молодежь и пожилых лиц. Декларация установила критерии для определения социального туризма . В развитие ее положение Всемирным совещанием руководителей сферы туризма принята Манильская декларация по социальному воздействию туризма .. Манила, Филиппины, 22 мая 1997г. Наряду с ЮНВТО, МБСТ действуют и другие международные организации , так или иначе связанные с туризмом . Так, например, можно выделить: - Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA); - Международная организация гражданской авиации (ICAO). В целом следует отметить в качестве современной тенденции, выделяемой специалистами в области международного права, что на фоне межгосударственного нормотворческого взаимодействия усиливаются позиции негосударственных структур. Это касается и вопросов стандартизации в сфере туризма , регулирования международного рынка туристических услуг и т.п. С одной стороны, это отражает нынешний общий процесс расширения понятия «норма», а с другой стороны – убедительно показывает, что зачастую так называемые «квалифицированные рекомендации» оказываются не только наиболее эффективным, но и единственно приемлемым способом регулирования в отдельных сферах рыночных отношений. Таким образом, сегодня международные отношения между странами с развитой демократией опосредуются уже не столько представительными органами государства, сколько осуществляются напрямую. |
1 См.: Межпарламентская конференция по туризму. Материалы. — Гаага, 1989.
2 См.: Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1999. —С.11.
3 См.: Герчикова И. Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. — М., 1998. — С. 215.
4 См.: Интервью с председателем департамента по туризму Н. Шенгелия // Туризм, практика, проблемы, перспективы. — 2000. — №11. — С. 10 — 11.
4 См.: Борисов К.Г. Международный туризм и право: учеб. пособие. — М.: Издательство «НИМП», 1999.—С. 42.
12 См.: Горчакова И. Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. — М., 1998.
13 См.: Борисов К. Г. Международный туризм и право: учеб. пособие. — М.: Издательство «НИМП», 1999. — С.
48.
Информация о работе Лекции по "Международное туристическое право"