Маунтинбайк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:02, практическая работа

Описание работы

Маунтинбайк – вид спорта на горных велосипедах. Следует отметить, что он является одним из самых новых олимпийских видов спорта. Маунтинбайк вошел в олимпийскую программу в 1996 году на играх в Атланте.
Современный маунтинбайк включает множество дисциплин.

Файлы: 1 файл

Маунтинбайк.docx

— 34.88 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный  Архитектурно-Строительный Университет»

Самостоятельная работа по предмету:

Виды и тенденции  развития туризма

Тема: Маунтинбайк

Выполнил: студент гр. Т2З09 Каманин А.П.

Проверил: доц. Полянский А.Г.

Нижний Новгород

2013 г.

  1. Виды и разновидности маунтинбайка

       Маунтинбайк – вид спорта на горных велосипедах. Следует отметить, что он является одним из самых новых олимпийских видов спорта. Маунтинбайк вошел в олимпийскую программу в 1996 году на играх в Атланте.

      Современный маунтинбайк включает множество дисциплин.

   Кросс-кантри – самая распространенная дисциплина MTB, но она требует силы воли, выносливости и физической подготовки. Необходимые аксессуары: шлем, контактные ботинки и педали для повышения эффективности педалирования, а также потоотводящая одежда, велоперчатки, специальные очки и небольшой рюкзак с гидросистемой.

   Даунхилл - скоростной спуск с различных возвышенностей. Задача райдера – съехать вниз как можно быстрее. Классический велосипед для даунхилла имеет два амортизатора, крепкую подвеску и вес не более 20 кг. Для обычного катания это достаточно тяжелый велосипед и толкать его в гору непросто. Поэтому многие райдеры пользуются кресельными подъемниками на горнолыжных курортах, где летом прокладывают специальные трассы. Необходимые аксессуары: шлем full face, защитный панцирь, очки-маска, перчатки с защитными пластинами, наколенники с защитой голени.

Апхилл. Здесь задача прямо противоположная – как можно быстрее подняться вверх по склону. Это езда на износ, поэтому байк должен быть максимально легким (до 10 кг). На гладком и ровном рельефе выбирают хардтейл, для кочек и неровностей лучше подойдет двухподвес (Full Susp). Защита и аксессуары необязательны, чтобы не увеличивать вес.

 Оллмаунтин. Предполагает катание по всем видам гор, поэтому байк используется универсальный. Велосипед должен одинаково хорошо себя вести на спусках и подъемах, но его конечный вес ограничен 14 кг. Оптимальный выбор – байк с легкой навеской и прочной рамой. Набор аксессуаров аналогичен кросс-кантри плюс наколенники и велоперчатки с длинными пальцами.

 

Фрирайд - это катание за пределами возможного – свободный спуск с возвышенностей без использования трасс на предельно допустимой скорости. В свое время фрирайд возник в противовес дисциплинам, предполагавшим наличие специально подготовленных трасс. Со временем его философия расширилась и стала похожа на догматы фрирайдеров из сноубординга. Лучшими байками для фрирайда считаются двухподвесы, по конструкции похожие на велосипеды для даунхилла. Для дроппинга (прыжки со скал) лучше подходят тяжелые байки весом более 20 кг. Для безумной езды в любых направлениях вес лучше ограничить 17 кг. Фрирайд требует выносливости и даже некоторых навыков альпинизма, поскольку на многих диких участках подъемники отсутствуют. Необходимые аксессуары: шлем full face, полная защита всего тела и рюкзак с гидросистемой.

Байкер-кросс - в заездах участвуют четверки райдеров, состав которых формируется из победителей предыдущих гонок. Длина трассы обычно около 250 м. Пришедшие к финишу первые два участника проходят на следующий этап соревнований. При прохождении дистанции возможен ненамеренный контакт между райдерами, который не наказывается, если он произошел в честной борьбе. Поэтому в байкер-кроссе используются широкие трассы, чтобы оставить больше пространства между участниками. В данной дисциплине пригодятся высокие спринтерские качества и хорошая реакция. Оптимальным байком для кросса считается хардтейл с легкой навеской, накатистыми покрышками, контактными педалями, короткими задними перьями и укороченной верхней трубой. Такая конструкция позволяет уменьшить время разгона. Общий вес байка не должен превышать 12-13 кг. Необходимые аксессуары: шлем, налокотники, наколенники и очки.

   Норт-Шор - эта дисциплина родилась на тихоокеанском побережье Северной Канады. Здесь местные фрирайдеры стали строить различные деревянные конструкции для преодоления сложных участков горного рельефа. В результате трассы стали намного интереснее и опаснее. Норт-шор – это узкие дорожки в воздухе, поворачивающиеся колеса, качели, всевозможные трамплины и приземления. Конечно, чтобы пользоваться всем этим, необходимо предварительно поупражняться в строительстве. Для норт-шора подойдет любой быстростартующий байк с короткими “перьями” и хорошими амортизаторами для приземлений. Вес снаряда зависит от личных предпочтений.

 Дерт-джампинг - прыжки с трамплина с отпусканием рук и ног в свободном полете. С приближением земли райдер хватает руль и вновь ставит ноги на педали. Трамплин, разделенный на участки вылета и приземления, называют дертом. Между ними пустота – зона полета райдера и его снаряда. Велосипед для дерт-джампинга похож на BMX. Обычно это хардтейл с одной передачей без переднего тормоза и амортизационной вилки, широкими покрышками и педалями “топталками”. Вес в данной дисциплине не столь важен, поэтому многие райдеры делают упор на прочность байка и используют стальную раму. На первых порах непросто привыкнуть к ощущению свободного полета, но тяжелый велосипед помогает обрести уверенность, поскольку райдеру есть за что “ухватиться”. Когда возникает желание прыгать дальше и выше, приходится задумываться о весе. Необходимые аксессуары: шлем, наколенники, скейтерские кеды, велоперчатки с длинными пальцами.

   Триал - прыжки с высоты, запрыгивания на постаменты, скачки на заднем колесе, “градусы” и другие трюки. Все это необходимо, чтобы пройти трассу быстрее остальных участников. Полосы препятствий обычно состоят из старых автомобилей, шин от грузовиков, фрагментов стройматериалов, валунов и других массивных предметов. Судьи внимательно следят, чтобы райдер не касался ногой трассы. Триальный байк должен иметь максимально низкую раму с вытянутым передним треугольником и укороченными задними перьями. Седло зачастую отсутствует, рама жесткая и очень легкая, колеса широкие, но не тяжелые. По желанию можно поставить легкие амортизационные вилки. Конечный вес байка не должен превышать 9 кг. Необходимые аксессуары: легкий шлем, скейтерские кеды, перчатки и защита голени.

   Стрит - это стиль катания по раскаленному от напряжения городу через автомобильные пробки мимо толп людей на тротуарах. При отсутствии выхода из этого безумия приходится прыгать и ехать по стене здания. Корни этой дисциплины лежат в BMX. Райдерам на маунтинбайках тоже понравилось прыгать с лестниц, заезжать на стены, преодолевать перилы, парапеты и другие объекты городского рельефа. Байк для стрита – это хардтейл, похожий на собратьев для дерт-джампига и байкер-кросса. Для большей прочности могут использоваться рамы и шатуны из стали. Вес байка не должен превышать 14 кг. В процессе освоения данного стиля пригодятся навыки из триала, дерт-джампинга и норт-шора. Современные стритеры часто ездят без защиты и оттачивают свое мастерство ночью.

     Слоуп Стайл - этот стиль заимствовал многие элементы сноубординга. Представьте себе трассу с норт-шорными конструкциями, триальными препятствиями, фрирайдными обрывами, трамплинами дерт-джампинга и темами из стрита. Такую трассу может пройти только настоящий мастер на все руки, освоивший все перечисленные выше стили. Его главная задача – обмануть земную гравитацию. На соревнованиях судьи оценивают стиль, красоту, качество и разнообразие выполненных трюков. Конструкция байка зависит от специфики препятствий. Для больших вылетов используются байки для фрирайда, в противном случае оптимально подходят велосипеды для стрита.

  1. Снаряжение и экипировка для маунтинбайка, их стоимость (варианты).

Снаряжение для этого  вида спорта, безусловно, зависит от того, какого стиля придерживается спортсмен. Вся экипировка должна быть направлена на защиту самых уязвимых частей тела при возможном падении. Хорошо должна быть защищена голова, шлем выбирается легкий и прочный. Активно  защищаются локтевые и коленные суставы, лучевые и локтевые кости, а также голень. Для этого применяются специальные защиты в виде пластин из прочного пластика. Это относится к таким стилям как Даунхилл, Фрирайд и особенно Дерт-джампинг. При скоростном спуске непременно понадобятся защитные очки, она защитят от различных насекомых и пыли. Как правило, во всех стилях используют перчатки с защитными пластинами. Большое внимание следует уделить обуви. Ее следует приобретать специальную, так как, в обычных кроссовках быстро устают икроножные мышцы и натирают пальцы ног.

Цены на экипировку варьируются  в зависимости от бренда и страны производителя. Ниже приведены примерные  цены на основную экипировку спортсмена.

Велошлем (вещь наиважнейшая) 1шт. Цена средняя от 1500 руб. (фирменный шлем) китайский дешевле в разы.

Контактные педали 1 пар. от 2000 руб.

Велотуфли 1пара от 2000 руб.

Вело фонарь габаритный (красный) 1шт. 300 руб. (цена средняя)

Налобный фонарь желательно на светодиодах 1 шт. цена от 300 руб.

Вело перчатки с длинными пальцами тёплые 1пара 2000 руб.

Вело перчатки без пальцев 1пара от 300 руб.

Очки вело 1шт. от 800 руб.

Велоаптечка (для заклеивания камер) 1шт. 100 руб.

Запасная камера 1шт. от 100 руб.

Вело насос на раму 1шт от 300 руб.

Бутылка на раму 1шт от 100руб.

Гидратор 1шт. (емкость для питьевой воды со шлангом выпускается   от 1 л. до 4 л.,  2 л. самое оптимальное), для удобства использования нужен рюкзак, приобретается по желанию) 1шт. от 1000 руб.

Бандана  1шт. цена от 50 руб (вещь практичная одевается под шлем в случаях когда погода от +5 до +10 с ветром) Х/Б бандана быстро сохнет и спасает от прохладного ветра на спусках.

Велошорты от 2000 руб.

Защита голеней (пара) TBS  1185 руб.

  1. Необходимые умения, техника безопасности, противопоказания.

Уверенная езда на велосипеде с удержанием руля как двумя, так  и одной рукой. Под уверенной  ездой понимается движение велосипедиста  по дороге без зигзагов. Причины  зигзагообразного движения могут быть различны:

  • Неправильная техника езды на велосипеде
  • Неправильная посадка
  • Слабая физическая подготовка
  • Недостаточная курсовая устойчивость велосипеда, в результате чего велосипедисту приходится прикладывать дополнительные усилия для движения по прямой.

Нарабатывать технику  езды на велосипеде и управления им следует в безопасных местах. После освоения езды с удержанием руля двумя руками нужно развить навык езды с управлением велосипеда одной рукой. Если вы можете нажимать на тормоз и одновременно переключать скорости в нужном направлении, не глядя на них, то всё уже неплохо. Если же каждое переключение скорости требует вашего внимания, то нужно ещё работать. При экстренном торможении нет времени рассматривать руль велосипеда и ручки тормоза. Нужно тормозить.

Уверенное преодоление препятствий. Если вы боитесь препятствий как  огня, то над этим нужно усиленно работать. Для начала нужно понять, что мешает преодолевать препятствия - велосипед или слабая техника  езды. Есть модели велосипедов, которые  в силу своих конструктивных особенностей крайне затрудняют преодоление даже небольших препятствий.

Самая распространённая ошибка велосипедистов - это то, что они  при езде смотрят только перед  собой и слишком много внимания уделяют своей езде на велосипеде, вместо того, чтобы основное внимание уделять оценке окружающей обстановки. У велосипедиста нет дополнительных приспособлений, которые помогают ему  видеть дорожную ситуацию. Иногда на велосипеды устанавливают зеркала.. Для оценки ситуации самое надёжное - это крутить головой. При развороте, например, необходимо одновременно с движением вперёд оценить и запомнить ситуацию впереди, затем посмотреть назад, а затем совершить разворот, контролируя ситуацию в передней полуплоскости. Велосипедист одновременно выполняет несколько действий и ему просто необходима координация.

Велосипедист должен не только хорошо видеть окружающую обстановку, но и предвидеть возможные варианты её развития.

Часто просчитать все возможные  варианты развития ситуации невозможно и тогда остаётся последний шанс - реакция. Под реакцией здесь понимается способность быстро оценивать ситуацию и совершать правильные действия. Хорошая реакция - это последний  шанс для велосипедиста максимально  минимизировать ущерб от столкновения с внезапно возникшим препятствием при движении или поломке велосипеда. Необходимо обладать не только общей  реакцией, которую необходимо развивать  с детства, но и "велосипедной". Если человек обладает прекрасной реакцией при игре в компьютерные игры, то это не значит, что этого будет  достаточно при езде на велосипеде. На практике часто ситуация выглядит так: человек обладает хорошей аналитической  реакцией, но совершает действия, которые  увеличивают ущерб для здоровья. Например, вместо торможения и объезда  препятствий некоторые велосипедисты  предпочитают падать на бок, что является далеко не самым лучшим решением или  при возникновении опасности  блокировки переднего колеса в достаточно глубокой яме или о высокий  бордюр они железной хваткой тормозят передним тормозом, вместо того, чтобы  рывком на себя в позиции атаки  поднять переднее колесо над препятствием и избежать падения через руль. Запомните то, что путем торможения невозможно преодолеть препятствие. Преодоление  препятствия в штатном режиме всегда происходит минимум в два  этапа: первый – торможение для сброса скорости при подъезде к препятствию, второе – действие по преодолению  препятствия, стоя на педалях. В экстренном случае нужно всегда переходить сразу ко второму этапу – преодоления препятствия, стоя на педалях. При преодолении препятствия необходимо следить за положением центра тяжести системы велосипед-велосипедист. Если при блокировке переднего колеса центр тяжести находится высоко (велосипедист стоит на педалях в полный рост), то он продолжает движение по инерции над рулём вокруг оси переднего колеса. Если же при блокировке колеса препятствием центр тяжести находится низко (велосипедист сидит в седле), то можно хорошо приложиться животом об рулевую колонку.

Информация о работе Маунтинбайк