Методические аспекты формирования туристского кластера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:26, доклад

Описание работы

Межотраслевой и территориальный подход к развитию туризма дает возможность учесть максимальное воздействие его на все сферы жизнедеятельности территории, создавая предпосылки для более взвешенных решений в процессе регулирования и поддержки туризма.
В настоящее время, среди основных проблем в развитии туризма можно выделить следующее СЛАЙД. Мы особо отмечаем проблемы связанные со слабым использованием потенциала регионов России, прежде всего потенциалов Дальнего Востока и Сибири.
Создание туристского кластера способствует организации и развитию конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей туристов.

Файлы: 1 файл

Metodicheskie_aspekty_formirovanija_turistskogo_klastera_Boiko.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Методические аспекты формирования туристского кластера

Межотраслевой и территориальный подход к развитию туризма дает возможность учесть максимальное воздействие его на все сферы жизнедеятельности территории, создавая предпосылки для более взвешенных решений в процессе регулирования и поддержки туризма.

В настоящее время, среди основных проблем в развитии туризма можно  выделить следующее СЛАЙД. Мы особо отмечаем проблемы связанные со слабым использованием потенциала регионов России, прежде всего потенциалов Дальнего Востока и Сибири.

Создание туристского кластера способствует организации и развитию конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей туристов.

Современный туристский кластер способен решить ряд важных задач, среди которых:

  • проведение инвентаризации туристских ресурсов
  • создание современного туристского рынка
  • приоритетное развитие внутреннего и въездного туризма на территории;
  • формирование системы государственного регулирования туристской деятельности;
  • развитие различных видов туризма;
  • поддержка развития различных видов предпринимательства (среднего и малого) в туристской сфере;
  • интеграция территории в систему российского и мирового туристского рынка и развитие международного сотрудничества в этой области;
  • привлечение внебюджетных источников для реконструкции и нового строительства туристских объектов;
  • создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;
  • осуществление комплексных базовых научных исследований в сфере туризма с учетом территориальных особенностей.

Туристский кластер – это совокупность организаций и фирм, взаимодействующих в развитии туристского продукта в определенных географических границах. Основной целью кластера является формирование и функционирование конкурентоспособного туристского комплекса.

Согласно теории М.Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.

Современные туристские кластеры необходимо формировать, руководствуясь моделью1, которая будет учитывать общую специфику туристской деятельности и особенности кластерной подхода.

Для реализации кластерного  подхода модель необходимо рассматривать  как упрощенное описание объекта  с целью выделения главного в  нем и получения о нем дополнительных знаний.

Модель туристского кластера – это последовательно развивающаяся совокупность элементов, необходимых для координации и распределения ресурсов, способных создать необходимые условия для предоставления конкурентоспособных туристских услуг.

По нашему мнению данная модель состоит  из следующих элементов. СЛАЙД.

Туристские ресурсы, именно им принадлежит решающая роль в развитии туризма, так как они в большей степени являются основным мотивом и причиной участия людей в туристских поездках. Наличие уникальных туристских ресурсов дает возможность для создания и продвижения конкурентоспособного туристского продукта. Если объекты туристского показа не обладают уникальностью (как например, озеро Байкал, Великая Китайская стена, Эйфелева башня), то это не говорит о том, что существование кластера туризма невозможно. Работа по формированию туристских продуктов может строиться и на умелом сочетании имеющихся ресурсов, которая в свою очередь может дать результат, не уступающий по эффективности другим территориям, которые изначально обладают уникальными достопримечательностями.

Таким образом, под туристскими  ресурсами будем подразумевать  неотъемлемую часть туристского  потенциала, который является частью туристского комплекса, включающий совокупность природно-климатических  и культурно-исторических объектов, а также явления и события, которые могут быть привлекательными для туристов.

Природно-климатические ресурсы включают в себя: рекреационные ресурсы (климатические условия, водные ресурсы, пейзажи, леса, горы и др.); бальнеологические (грязевые и минеральные источники); отдельные природные объекты туристского интереса.

Культурно-исторические сочетают в себе: антропогенные (созданные человеком) – архитектурные сооружения, представляющие историческую ценность; произведения искусства, представленные в музеях, картинных галереях; смешанные (созданные человеком и природой) – зоопарки, национальные парки, пляжные зоны, лесопарки, рощи, скверы, пруды и др.; социально-экономические (созданные обществом) – язык, культура, национальная кухня, образ жизни.

Социально-экономические (созданные обществом): язык; культура; национальная кухня; образ жизни; различные явления, события, которые привлекают туристов. Например, спортивные соревнования, народные гуляния, религиозные праздники, природные явления (полное солнечное затмение, извержение вулкана).

Освоение и использование туристских ресурсов требует наличия соответствующей  материально-технической базы. Т.е. туристские ресурсы представляют собой  основу для планирования и развития туризма.

Туристские фирмы. В развитии туризма важную роль играют туристские фирмы, при помощи которых совершается более 40 % туристских поездок. Главными задачами деятельности этих ключевых фирм являются создание привлекательных и порой уникальных туристских продуктов, соответствующих потребностям туристов.

Для России свойственна  концентрация туристских фирм в центральных  регионах. В 2008 около 50% фирм занимающихся туристской деятельность приходилось  на Центральный (в том числе г.Москва), Северо-Западный (в том числе г.Санкт-Петербург) и Южный федеральные округа, Приволжский ФО – 21%, Уральский ФО – 10%, Сибирский ФО – 13%, Дальневосточный – 7% от общего числа фирм по России.

Такое распределение  связанно с неосвоенностью туристских ресурсов Зауралья – Сибири и Дальнего востока, и ориентации российского туризма на выездной туризм, турпродукты которого и предлагает большинство туристских агентств. Формирование туристского кластера на территории эти регионов будет способствовать более активной деятельности туристских фирм. А создание на базе туристских ресурсов новых туристских продуктов активизирует фирмы на внутренний туризм и на туроператорскую деятельность.

Поставщики специализированных туристских услуг. Во время путешествия турист потребляет разные услуги - общие, специфические туристские и сопутствующие. Но прежде всего он нуждается в услугах по поддержанию своей жизнедеятельности - жилье, питании, досуг, и транспорт. При этом качество поставляемых ими услуг должно отвечать требованиям рынка. Услуги этих организаций составляют суть туристского продукта и без данных предприятий существование кластера невозможно.

Так для туристского  кластера очень важно рационально  развивать и эффективно использовать все элементы транспортной системы: дорожные ресурсы, железнодорожные, речные и морские пути, а также авиаперевозки. Причем внимание должно быть направлено не только на парк того или иного вида транспорта, но и на пассажирские терминалы.

Если на территории отсутствуют  данные организации или отсутствует  один из таких поставщиков, то будет затруднено создание конкурентоспособных туристских продуктов. Каждый вид туризма предполагает разный состав услуг. Качество и цену выбирает потребитель услуг, и в зависимости от выбранного вида отдыха один и тот же турист может выбрать различные туристские продукты.

Поддерживающие (обслуживающие) туризм отрасли. Суть деятельности этих предприятий заключается в оказании туристам сопутствующих услуг. Предприятия и организации функционируют на рынке товаров и услуг вне зависимости от туризма, но их вовлечение в состав кластера создаст более высококачественные условия для развития и увеличения объемов оборота. К ним относятся финансовые и медицинские услуги, местная розничная торговля, включая продажу сувениров и туристского снаряжения, инженерная (бытовая) инфраструктура, обеспечение безопасности. Основной туристский продукт может быть реализован и без участия этих организаций, но это повлечет увеличение затрат и снижение удовлетворенности туристов. Для определения необходимых поддерживающих отраслей, нужно комплексно рассматривать содержание туристских услуг. Устойчивое развитие этих отраслей и их активное взаимодействие с туристскими организациями – это залог успешного функционирования туристского кластера, всестороннее удовлетворение потребностей, как туристов, так и местного населения. Наличие на территории кластера подобных предприятий, подталкивает туристов тратить большее количество денежных средств, которые они потратили, приобретая туристский продукт. Доходы от этих видов деятельности остаются на территории, и способствуют увеличению местных бюджетов.

Отметим важную роль в функционирование туристского кластера розничную торговлю товарами первой необходимости и бытовыми услугами, а также производство, реализация сувенирной продукции и товаров туристского назначения. Приобретение товаров личного потребления имеет для туристов особое значение, не рассматривая специфические особенности шопинг-туров, обозначим некоторые из них:

  • возможность энергичной траты денег, которая является одним из важнейших мотивов путешествия. В туристской поездке на удовольствие, развлечение и приобретение различных товаров в розничной торговле тратиться количество денежных средств, значительно превышающие обычный уровень плановых расходов.
  • необходимость приобретения сувениров и товаров личного потребления, характерных для данной страны или местности, причем не обязательно нужных, а именно символизирующих и напоминающих о данной туристской поездке.
  • приобретение предметов и товаров, необходимость в которых возникла именно в связи с данной туристской поездкой и ее особенностями, например, карты с описаниями местности и путеводители, словари, пляжные принадлежности, спортивные товары и многое другое.
  • туристские регионы и центры в местах туристского интереса вводят специальный режим на товары повышенного спроса у туристов. Так возникают зоны льготного налогообложения или таможенные зоны в аэропортах, в которых цены на товары массового спроса ниже, чем в других странах.

Наличие на территории кластера подобных предприятий, подталкивает туристов тратить большее количество денежных средств, которые они потратили приобретая туристский продукт. Доходы от этих видов деятельности остаются на территории, и способствуют увеличению местных бюджетов.

Благоприятные условия. Кластер функционирует в определенной среде, а именно в определенных благоприятных условиях, образующих бизнес-климат кластера, который представляет собой совокупность внешних факторов, обеспечивающих конкурентоспособность.

В нашей модели, предполагается разделение данных условий на природные, экономические, и социально-культурные, институционально-правовые составляющие.

Существование на территории благоприятных условий определяют общеэкономическое положение территории, наличие поддержки туристской деятельности органами власти и местного населения  – это, в первую очередь, говорит о значимости туристской деятельности для экономики и общества, и необходимости ее регулировании, в целях развития туризма.

К природным условиям мы относим  климатические факторы и географические границы. Географические границы формируют транспортные коммуникации (дорожная сеть, речные и морские пути), которые соединяют между собой основные центры, которые представляют интерес для ведения туристской деятельности или как пункты, а также пункты, в которые прибывают туристы, из других регионов или стран, и которые служат отправной точкой путешествия. Географические границы кластера зависят от транспортных путей, специфики туристских ресурсов, исторических особенностей развития территории и т.д., включая климатические условия.

Экономическая среда определяется уровнем развития экономики и уровнем жизни населения, и данные параметры оказывают огромное влияние на стоимость ресурсов и спрос на товары и услуги, в том числе туристского назначения. В экономические условия также относятся инвестиционный климат на территории кластера, именно он может обеспечивать развитие необходимых элементов кластера, например, средств размещения и объектов досуга. К данной группе условий необходимо отнести и трудовые ресурсы, в первую очередь, в связи с тем, что туристская деятельность есть сфера обслуживания, и каждый из ее объектов нуждается в рабочих руках, и деятельность работников этой сферы играет роль при создании туристских впечатлений. Здесь имеет значение не только количественная обеспеченность работниками туристских предприятий, но и их качественные характеристики.

Большое значение имеет институциональная  составляющая благоприятных условий. Политика властей в области туристской деятельности, его все сторонняя поддержка, проведение научных исследований, постоянный мониторинг обеспечивают развитие туристского кластера. Стоит отметить, что неблагоприятная политическая обстановка, политика администрации в области туризма или особенности визового режима могут стать основными препятствиями для въезда туристов на территорию, и как следствие развитие туристского кластера, будет затруднено, не эффективным, и не будет иметь ожидаемых результатов.

Социально-культурные условия основываются в первую очередь на традициях  и культуре местного населения, что, несомненно, влияет на гостеприимство. К социальным факторам также стоит отнести и сферу образование, т.к. это не только потенциал для развития квалифицированного персонала для туристских предприятий, но и основание для учебного туризма. Наряду с образовательными учреждениями, особое место занимают научно-исследовательские институты разного профиля. Это способствует более всестороннему анализу всех составляющих кластера, его возможностей развития, и развития научного туризма в том числе.

Большое значение в кластере занимает наличие устойчивых связей между организациями, ориентированных на удовлетворение потребностей в туризме. Поскольку качество туристских услуг зависит от качества услуг, предоставляемых поставщиков, то без устойчивых экономических связей между ними невозможно создать качественный конкурентоспособный турпродукт. Этот признак напрямую вытекает из определения кластера – потому что кластер, это в первую очередь сообщество фирм, строящих свое взаимодействие на базе партнерских отношений. Данная связь основывается не только на экономической выгоде участников, но и ориентирована на создание и реализацию качественных туристских услуг.

Информация о работе Методические аспекты формирования туристского кластера