Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:25, курсовая работа
Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему. Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Общее определение международного туризма как
сферы деятельности..............................................................................5
1.1. Классификация международного туризма по цели путешествия…....5
1.3. Классификация по способу передвижения............................................9
1.4. Субъекты международного туризма.....................................................10
1.5. Значение международного туризма......................................................12
1.6. Факторы, определяющие развитие международного туризма...........13
Глава 2. Развитие международного туризма в России.................................20
2.1. Туристический потенциал России........................................................20
2.2 Состояние и перспективы российского туристского рынка в
структуре мирового рынка.......................................................................26
Заключение.............................................................................................................28
Приложение............................................................................................................29
Список литературы........................................................
Отдых в России, точно так же как и отдых за рубежом, это прежде всего предложение брэндов. Раскрученные еще в советские времена брэнды туристских маршрутов можно пересчитать по пальцам: Карелия, Байкал, белые ночи в Ленинграде, Золотое кольцо России. В Советском Союзе внутреннему туризму уделяли большее внимание, чем сейчас. На высшем государственном уровне разрабатывались интересные туристические схемы, увлекательные экскурсии. Тогда понимали, что русское путешествие это отдых с легендой, историей, изюминкой. Потянуть формирование брэндов самим фирмам просто не под силу. Нужна поддержка государства. Современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах. Россияне поняли, что должный уровень сервиса, интересный отдых могут предложить и в России. В конкурентной среде активно развивается санаторно-курортное лечение, появляется туристическая инфраструктура, представители крупного бизнеса активно вкладывают деньги в строительство гостиниц, аквапарков, индустрии развлечений. Строительный бум сейчас переживает Адлер, новые отели появляются в Суздале, на Карельском перешейке. За последние пять-шесть лет усилиями тур-операторов был создан ряд необычных экскурсионных продуктов, в том числе и на Севере нашей страны, которые стали реальной альтернативой пляжному отдыху. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта. Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.
Туристический
бизнес является самой динамично
развивающейся отраслью мировой
экономики. Современные тенденции
в развитии туризма свидетельствуют
о возрастании его влияния
как на мировую экономику в
целом, так и на экономику отдельных
стран. Мировая практика свидетельствует,
что туристский бизнес по доходности и
динамичности развития уступает лишь
добыче и переработки нефти. Для России
развитие туризма особенно важно, т.к.
данная отрасль является благоприятной
средой для функционирования предприятий
малого бизнеса, способных развиваться
без значительных бюджетных ассигнований,
и перспективна для привлечения иностранных
инвестиций в широких масштабах и в короткие
сроки. Туристический бизнес стимулирует
развитие других отраслей хозяйства: строительства,
торговли, сельского хозяйства, производства
товаров народного потребления, связи
и т.д. Данный бизнес привлекает предпринимателей
по многим причинам: небольшие стартовые
инвестиции, растущий спрос на туристские
услуги, высокий уровень рентабельности
и минимальный срок окупаемости затрат. В
ряде стран разрабатываются государственные
программы стимулирования въездного туризма,
предусматривающие льготы в налогообложении,
упрощение погранично-таможенного режима,
создание благоприятных условий для инвестиций,
увеличение бюджетных ассигнований и
развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных
рынках, подготовку кадров и т.д. Но не везде
туризм развит. Многие страны еще пытаются
достичь соответствующего уровня, в частности
Россия. Сегодняшнее состояние российской
туристической отрасли можно определить
как «состояние неустойчивого равновесия».
Не секрет, что нынешний тур бизнес существует
как «полутеневой», с нечеткими правилами
взаимодействий как между профессиональными
участниками туррынка, так и с государством.
2.2 Состояние
и перспективы российского
в структуре мирового рынка.
Несмотря на относительно стабильное развитие внутреннего отечественного туристского рынка в СССР, должного внимания развитию международного туризма не уделялось. Страна неэффективно использовала огромный ресурсный потенциал, что в значительной мере объясняется преобладанием в социально-экономической политике идеологических установок. В основном из СССР выезжали дипломаты, граждане, уезжающие по частным приглашениям к родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, спортсмены, а также ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных гостей в составе организованных туристских групп. Капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были низкими, хотя государство субсидировало развитие внутреннего туризма как части всей социальной политики. Самое большое число иностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 году. Затем оно медленно пошло на спад из-за политической и экономической нестабильности. После распада СССР и образования СНГ самый низкий уровень в регионе за весь период с начала перестройки был зафиксирован в 1992 году, около 3 млн. человек. Но постепенно число туристов начало расти. В целом туризм являлся одной из немногих сфер хозяйства, которая во многих российских регионах достаточно активно и устойчиво развивалась в 90-е годы - годы глубокого социально-экономического кризиса в стране. Получили значительное развитие различные виды туризма, международного выездного и въездного. Этому способствовали многие благоприятные факторы, в том числе высокая эффективность туризма, относительно небольшие сроки организации туристического бизнеса, небольшие объемы первоначальных вложений капитала и быстрая их окупаемость. В статье 19 Закона о туристской деятельности говорится о возможности создания федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма представительств за пределами РФ. Цель создания таких представительств - продвижение туристского продукта на мировом туристском рынке. Порядок создания, деятельности и ликвидации представительств определяется Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ.
Специалисты отмечают, что рост массовости и доступности международного туризма, взаимосвязь международного туристского обмена с экономико-социальными, интеграционными процессами в обществе обусловили появление в мире множества правительственных и неправительственных организаций и агентств, связанных с развитием туристской индустрии в мировом сообществе. Таким образом, для России перспективы международного сотрудничества в сфере туризма, можно сказать, безграничны. При этом такое сотрудничество наиболее эффективно может реализоваться в системе международных туристских организаций. Но если туристский бизнес в целом демонстрирует высокие показатели профессионального и качественного роста, все более активное использование информационных технологий, то роль государственных органов в регулировании туристской деятельности в России по-прежнему остается крайне неэффективной. Чаще всего она ограничивается лишь допуском на туристский рынок через механизм лицензирования и аккредитации, разработку законов и регламентирующих актов. Осуществляя координацию деятельности предприятий сферы туризма путем подготовки и реализации общих и целевых программ развития на федеральном и региональном уровне, органы законодательной и исполнительной власти не вникают порой в сущность проблем, реально волнующих предпринимателей, не используется дифференцированный подход к решению тех или иных вопросов развития туристской индустрии. Хотя во многих программах продекларировано, что для развития туризма и эффективного управления им на региональном уровне с учетом местного и международного опыта и научной методологии используется концепция «устойчивого развития туризма». Наглядный пример – особенности развития петербургской туристской индустрии, испытывающей немалые трудности в преодолении административных барьеров на пути своего развития и встраивания в мировой туристический рынок.
Заключение.
Анализируя международный туризм в России можно сделать вывод, что Российская Федерация обладает огромными потенциальными возможностями по развитию туристской сферы. Однако эти возможности сейчас используются в недостаточной степени. Основные причины такого положения, определяются как социально-экономическим кризисом в стране, так и недостаточным уровнем развития инфраструктуры туризма в России. Развитие туризма в России – важное направление деятельности в нашей экономике. Россия – исключительно привлекательная страна, причём не только для иностранцев, но и для россиян. Успешное развитие внутреннего туризма в последние годы особенно заметно в регионах страны. В настоящее время наибольшая загрузка характерна для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев и Калининградской области. Курортное дело можно смело назвать одной из отраслей нашей экономики. И эта отрасль, так же как и другие, требует вложений капиталов. Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения. В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8% или на 12,1 млн. руб. Следует отметить, что рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За 5 лет она удвоилась. На основании изложенного можно сделать выводы о том, туризм будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик. Разрабатывается новая государственная концепция развития туризма в условиях рыночных отношений, расширяются международный туристский поток и география туристских поездок. При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма. Стратегической целью Концепции является формирование условий для создания на территории Краснодарского края современного, конкурентоспособного и высокоэффективного санаторно-курортного и туристского комплекса, доступного для всех слоев населения страны. Цели курсовой работы были достигнуты.
Прогноз распределения объемов въездного туризма по регионам мира
(международные туристские прибытия, млн.чел.)
Регионы мира |
Прибытия |
Прогноз | ||||
1985 |
1990 |
1995 |
2000 |
2010 |
2020 | |
Всего |
327,1 |
457,2 |
565,4 |
667,7 |
1006,4 |
1561,1 |
Африка |
9,7 |
15,0 |
20,2 |
27,4 |
47,0 |
77,3 |
Америка (Сев. и Юж.) |
64,3 |
92,8 |
108,9 |
130,2 |
190,4 |
282,3 |
Восточная Азия (Тихоокеанский регион) |
31,1 |
54,6 |
81,4 |
92,9 |
195,2 |
397,2 |
Европа |
212,0 |
282,7 |
338,4 |
393,4 |
527,3 |
717,0 |
Ближний Восток |
7,5 |
9,0 |
12,4 |
18,3 |
35,9 |
68,5 |
Южная Азия |
2,5 |
3,2 |
4,2 |
5,5 |
10,6 |
18,8 |
Список литературы.
Нормативно-правовые акты: 1. Доклад Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2008 год и задачах экономической политики Правительства Российской Федерации на 2009 год». Правовая система «Консультант Плюс»
2. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2008 г № 954-р «Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2009 года» , Правовая система «Консультант Плюс»
1. Авдокушин Е. Ф. «Международные экономические отношения» Учеб. пособие.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 2002
2. Александрова А.Ю. «Международный туризм» М., 2001.
3. Акшинин С. Б. Шабашев В. А. «Конкуренция: Современная тенденция, проблемы становления» , М., 2004 г.
4. «Международные экономические отношения», под ред. В.Е. Рыбалкина.- М .:Юнити,2001.
5. «Менеджмент туризма» под
ред. А.Д. Чубновский, М. А. Жукова. М.,
6. « Менеджмент туризма» под. ред. И.В. Зорин. М., РМАТ,2000 г.
7. Моисеева Н.К. « Международный маркетинг» М., Центр экономики и маркетинга, 2008 г.
8. Попова Р.Ю. «Маркетинг, реклама и информация в туризме» М, 2007г.
9. Пузакова Е.П., Честникова В.А. « Международный туристический бизнес». М., "Экспертное бюро", - 2008 г.
10. Сапрунова В.Б. «Туризм: эволюция, структура, маркетинг» М., 2006 г.
11. Сенин В.С. Введение в туризм: Учебник. М, , 2008.
12. Ткачева Т.Н. «Рынок туристских услуг России» Международный бизнес России. 2006 г.