Международный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему. Туризм - это отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого - обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Общее определение международного туризма как
сферы деятельности..............................................................................5
1.1. Классификация международного туризма по цели путешествия…....5
1.3. Классификация по способу передвижения............................................9
1.4. Субъекты международного туризма.....................................................10
1.5. Значение международного туризма......................................................12
1.6. Факторы, определяющие развитие международного туризма...........13
Глава 2. Развитие международного туризма в России.................................20
2.1. Туристический потенциал России........................................................20
2.2 Состояние и перспективы российского туристского рынка в
структуре мирового рынка.......................................................................26
Заключение.............................................................................................................28
Приложение............................................................................................................29
Список литературы........................................................

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Отдых в России, точно так же как и отдых за рубежом, это прежде всего предложение брэндов. Раскрученные еще в советские времена брэнды туристских маршрутов можно пересчитать по пальцам: Карелия, Байкал, белые ночи в Ленинграде, Золотое кольцо России. В Советском Союзе внутреннему туризму уделяли большее внимание, чем сейчас. На высшем государственном уровне разрабатывались интересные туристические схемы, увлекательные экскурсии. Тогда понимали, что русское путешествие это отдых с легендой, историей, изюминкой. Потянуть формирование брэндов самим фирмам просто не под силу. Нужна поддержка государства. Современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах.            Россияне поняли, что должный уровень сервиса, интересный отдых могут предложить и в России. В конкурентной среде активно развивается санаторно-курортное лечение, появляется туристическая инфраструктура, представители крупного бизнеса активно вкладывают деньги в строительство гостиниц, аквапарков, индустрии развлечений. Строительный бум сейчас переживает Адлер, новые отели появляются в Суздале, на Карельском перешейке. За последние пять-шесть лет усилиями тур-операторов был создан ряд необычных экскурсионных продуктов, в том числе и на Севере нашей страны, которые стали реальной альтернативой пляжному отдыху.   К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.  Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока.            По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.

Туристический бизнес является самой динамично  развивающейся отраслью мировой  экономики. Современные тенденции  в развитии туризма свидетельствуют  о возрастании его влияния  как на мировую экономику в  целом, так и на экономику отдельных  стран. Мировая практика свидетельствует, что туристский бизнес по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче  и переработки нефти.    Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.   Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. В ряде стран разрабатываются государственные программы стимулирования въездного туризма, предусматривающие льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований и развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров и т.д.          Но не везде туризм развит. Многие страны еще пытаются достичь соответствующего уровня, в частности Россия.    Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли можно определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний тур бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством.        Геополитическое положение России как части европейского, так и азиатского континента является именно тем фактором, который позволяет сохранить ее туристскую самобытность и привлекательность для туристов всего мира. Россия сегодня интересна туристам из любой страны, т.к. она является местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров - все это привело к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее1% мирового туристического потока, в то время как доля туризма во многих развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых доходит до 50%. В России туристский бизнес развивается преимущественно с ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих турфирм предпочитают заниматься направлением соотечественников за рубеж, и лишь не большая их часть работает на привлечение гостей в Российскую Федерацию. Однако за последние годы наметилась тенденция переориентации на въездной туризм.      Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.       Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:          -образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;            -действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;       -неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;         -отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;        -отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;      -невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно - туристских средств размещения через систему социального страхования;         -несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.   При значительном расслоении населения по уровню среднедушевых доходов в высокодоходных семьях особенно быстро растет потребление услуг высокоэластичных по доходам (мобильная связь, отдельные виды транспортных и бытовых услуг, культуры, туризма и спорта, отдельных видов платных медицинских и образовательных услуг).    Наличие коллективных средств размещения (гостиниц и аналогичных средств размещения – мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.) занимает центральное место в туристской инфраструктуре и оказывает непосредственное влияние как на развитие как внутреннего, так и въездного туризма.             В России отмечается рост числа коллективных средств размещения, в том числе гостиниц, количество работающих, занятых в сфере гостиничного бизнеса составляет в настоящее время около 115 тыс. чел., появляются новые туристские маршруты.           Однако относительно невысокий процент номеров повышенной комфортности, малое число категорийных гостиниц (17%), острая нехватка гостиниц туристского класса 2-3 звезды, значительный моральный и физический износ материальной базы и отсутствие благоприятных условий для инвестиций не создает возможности для коренного изменения ситуации в развитии туристской инфраструктуры внутри России и не создает предпосылок для роста объема этих услуг.      Несмотря на сохранение интереса зарубежных туристов к посещению России, количество въехавших туристов только за 9 месяцев 2007 года сократилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на  392.3 тыс. человек или на 17% против уровня прошлого года. Не получает должного развития и внутренний туризм, хотя в последние годы тенденции на этом рынке имеют позитивную динамику. Наблюдается общее увеличение количества проданных турфирмами путевок на внутренние маршруты, а также их общей стоимости.          Несмотря на различные тенденции развития отдельных видов услуг в 2007 году не произошло значительного изменения их структуры. По-прежнему более 50% от общего объема расходов населения на услуги, тратится на услуги «обязательного» характера не эластичные к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги и отдельные виды услуг пассажирского транспорта и бытовых услуг). Услуги «эластичные» к доходам населения – культуры и связи, медицинские и образования имеют стабильные темпы развития,  но  их  доля  в общем объеме  изменяется  незначительно, за исключением услуг связи.      

2.2 Состояние  и перспективы российского туристского  рынка  
в структуре мирового рынка.

Несмотря на относительно стабильное развитие внутреннего  отечественного туристского рынка в СССР, должного внимания развитию международного туризма не уделялось. Страна неэффективно использовала огромный ресурсный потенциал, что в значительной мере объясняется преобладанием в социально-экономической политике идеологических установок. В основном из СССР выезжали дипломаты, граждане, уезжающие по частным приглашениям к родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, спортсмены, а также ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как правило, в социалистические страны. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных гостей в составе организованных туристских групп. Капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были низкими, хотя государство субсидировало развитие внутреннего туризма как части всей социальной политики.        Самое большое число иностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 году. Затем оно медленно пошло на спад из-за политической и экономической нестабильности. После распада СССР и образования СНГ самый низкий уровень в регионе за весь период с начала перестройки был зафиксирован в 1992 году, около 3 млн. человек. Но постепенно число туристов начало расти.      В целом туризм являлся одной из немногих сфер хозяйства, которая во многих российских регионах достаточно активно и устойчиво развивалась в 90-е годы - годы глубокого социально-экономического кризиса в стране. Получили значительное развитие различные виды туризма, международного выездного и въездного. Этому способствовали многие благоприятные факторы, в том числе высокая эффективность туризма, относительно небольшие сроки организации туристического бизнеса, небольшие объемы первоначальных вложений капитала и быстрая их окупаемость.    В статье 19 Закона о туристской деятельности говорится о возможности создания федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма представительств за пределами РФ. Цель создания таких представительств - продвижение туристского продукта на мировом туристском рынке. Порядок создания, деятельности и ликвидации представительств определяется Правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ.

Специалисты отмечают, что рост массовости и доступности  международного туризма, взаимосвязь международного туристского обмена с экономико-социальными, интеграционными процессами в обществе обусловили появление в мире множества правительственных и неправительственных организаций и агентств, связанных с развитием туристской индустрии в мировом сообществе.           Таким образом, для России перспективы международного сотрудничества в сфере туризма, можно сказать, безграничны. При этом такое сотрудничество наиболее эффективно может реализоваться в системе международных туристских организаций.       Но если туристский бизнес в целом демонстрирует высокие показатели профессионального и качественного роста, все более активное использование информационных технологий, то роль государственных органов в регулировании туристской деятельности в России по-прежнему остается крайне неэффективной. Чаще всего она ограничивается лишь допуском на туристский рынок через механизм лицензирования и аккредитации, разработку законов и регламентирующих актов. Осуществляя координацию деятельности предприятий сферы туризма путем подготовки и реализации общих и целевых программ развития на федеральном и региональном уровне, органы законодательной и исполнительной власти не вникают порой в сущность проблем, реально волнующих предпринимателей, не используется дифференцированный подход к решению тех или иных вопросов развития туристской индустрии. Хотя во многих программах продекларировано, что для развития туризма и эффективного управления им на региональном уровне с учетом местного и международного опыта и научной методологии используется концепция «устойчивого развития туризма».  Наглядный пример – особенности развития петербургской туристской индустрии, испытывающей немалые трудности в преодолении административных барьеров на пути своего развития и встраивания в мировой туристический рынок.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Анализируя  международный туризм в России можно  сделать вывод, что Российская Федерация обладает огромными потенциальными возможностями по развитию туристской сферы. Однако эти возможности сейчас используются  в недостаточной степени. Основные причины такого положения, определяются как социально-экономическим кризисом в стране, так и недостаточным уровнем развития инфраструктуры туризма в России.   Развитие туризма в России – важное направление деятельности в нашей экономике. Россия – исключительно привлекательная страна, причём не только для иностранцев, но и для россиян.      Успешное развитие внутреннего туризма в последние годы особенно заметно в регионах страны. В настоящее время наибольшая загрузка характерна для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев и Калининградской области. Курортное дело можно смело назвать одной из отраслей нашей экономики. И эта отрасль, так же как и другие, требует вложений капиталов.      Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения. В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8% или на 12,1 млн. руб. Следует отметить, что рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За 5 лет она удвоилась. На основании изложенного можно сделать выводы о том, туризм будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик.            Разрабатывается новая государственная концепция развития туризма в условиях рыночных отношений, расширяются международный туристский поток и география туристских поездок. При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.         Стратегической целью Концепции является формирование условий для создания на территории Краснодарского края современного, конкурентоспособного и высокоэффективного санаторно-курортного и туристского комплекса, доступного для всех слоев населения страны.    Цели курсовой работы были достигнуты.

 

                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Прогноз распределения  объемов въездного туризма по регионам мира

(международные  туристские прибытия, млн.чел.)

Регионы мира

Прибытия

Прогноз

1985

1990

1995

2000

2010

2020

Всего

327,1

457,2

565,4

667,7

1006,4

1561,1

Африка

9,7

15,0

20,2

27,4

47,0

77,3

Америка (Сев. и  Юж.)

64,3

92,8

108,9

130,2

190,4

282,3

Восточная Азия

(Тихоокеанский  регион)

31,1

54,6

81,4

92,9

195,2

397,2

Европа

212,0

282,7

338,4

393,4

527,3

717,0

Ближний Восток

7,5

9,0

12,4

18,3

35,9

68,5

Южная Азия

2,5

3,2

4,2

5,5

10,6

18,8


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

Нормативно-правовые акты:        1. Доклад Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2008 год и задачах экономической политики Правительства Российской Федерации на 2009 год». Правовая система «Консультант Плюс»

2. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2008 г № 954-р «Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2009 года» , Правовая система «Консультант Плюс»

1. Авдокушин Е. Ф. «Международные экономические отношения»          Учеб. пособие.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 2002

2.   Александрова А.Ю. «Международный туризм» М., 2001.

3. Акшинин С. Б. Шабашев В. А. «Конкуренция: Современная    тенденция, проблемы становления» , М., 2004 г.

4. «Международные экономические отношения», под ред. В.Е. Рыбалкина.- М .:Юнити,2001.

5. «Менеджмент туризма» под ред. А.Д. Чубновский, М. А. Жукова. М.,                                          2002г.

6. « Менеджмент туризма» под. ред. И.В. Зорин. М., РМАТ,2000 г.

7. Моисеева Н.К. « Международный маркетинг» М., Центр экономики и маркетинга, 2008 г.

8. Попова Р.Ю. «Маркетинг, реклама и информация в туризме» М, 2007г.

9. Пузакова Е.П., Честникова В.А. « Международный туристический бизнес».  М., "Экспертное бюро", - 2008 г.

10. Сапрунова В.Б. «Туризм: эволюция, структура, маркетинг» М.,  2006 г.

11. Сенин В.С. Введение в туризм: Учебник. М, , 2008.

12. Ткачева Т.Н. «Рынок туристских услуг России» Международный бизнес России. 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Международный туризм