Национальные парки как основа экологического туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть влияние национальных парков на становление экологического туризма.
Задача курсовой работы заключаются в том, чтобы закрепить знания, полученные в процессе обучения, используя теоретические и практические материалы.

Файлы: 1 файл

UTF-8''%D0%95%D1%81%D0%B1%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0.docx

— 68.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

2 Совершенствование  направлений использования туристско-          рекреационных ресурсов Казахстана

 

2.1   Проблемы эффективного и рационального использования туристско-рекреационных ресурсов Казахстана

 

Развитие туризма и  в любой стране зависит от множества  факторов. Для этого очень важна  реклама региона как туристского  объекта. Правовая поддержка туристской отрасли играет также немаловажную роль. Таможенные формальности государства  и его международные отношения  с другими странами во многом определяют уровень развития туризма в стране. И конечно же нельзя не сделать  акцент на состоянии инфраструктуры туризма, ведь степень развития инфраструктуры является показателем привлекательности  региона. Так же рост числа туристов зависит и от политической ситуации в регионе, потому что не многие отдыхающие сейчас рискнут поехать в государство, где нестабильная политическая обстановка. Но все же определяющую роль в развитии государства как привлекательного объекта для путешественников играют рекреационные ресурсы региона  и туристский продукт, который она  может предложить.

Республика Казахстан  как и любое другое государство  в Средней Азии обладает хорошим  туристским потенциалом. Страна может предложить туристам различные виды туризма. Любой из нас может выбрать по желанию либо паломнический туризм, либо эко-приключенческий. Туристский продукт Казахстана обладает своей особенностью он, как и турпродукт многих соседних стран обладает сезонным характером, что тоже относится к недостаткам развития туризма в  стране.

Наряду с этим слабо  развита реклама, дающая информацию зарубежным гостям о Казахстане, как  государства  имеющего богатый  туристский потенциал. В большинстве случаев  туристы  едут в Казахстан или к своим родственникам, или с деловыми целями.

Государственная поддержка  туристской отрасли в Республике Казахстан тоже оставляет желать лучшего, законодательная база требует доработок, принимаемые проекты по развитию туризма в регионе  реализуются не в полном объеме и не в положенный срок.

Фактором, сдерживающим  привлечение большего числа туристов в данное государство является паспортно-визовый  режим государства и трудности  при прохождении регистрации  иностранных граждан на территории страны. Еще один фактор, тормозящий развитие туризма в республике это  уровень развития инфраструктуры. Так  как государство только начинает поддерживать сферу туризма как  перспективную отрасль для страны, то инфраструктура находится на том  уровне, который был заложен еще  во время Советского Союза. При таком  слабом развитии инфраструктуры цены значительно завышаются, наверно с целью получить большую выгоду от минимального числа туристов.

Итак, при анализе развития туризма были выявлены следующие  факторы, сдерживающие развитие туризма  как самостоятельной отрасли  в Республике Казахстан:

– уровень развития инфраструктуры туризма в стране;

– правовое обеспечение  туристской отрасли в Казахстане;

– паспортно-визовые формальности пересечения государственной границы  государства;

– недостаточная реклама  Республики Казахстан иностранным  туристам;

– несоответствующая качеству услуг стоимость туристского  продукта.

Остановимся подробно на каждом факторе и опишем, каким образом  тот или иной фактор тормозит развитие туризма  в Казахстане.

Одним из самых серьезных  ограничительных факторов в туристском бизнесе являются низкие возможности  материальной базы индустрии туризма. Главной причиной предоставления некачественного  туристского продукта в областных  центрах иностранным туристам является отсутствие гостиниц соответствующего класса, а имеющаяся гостиничная  база изношена на 80%, так как большинство  гостиниц было построено еще в 60-х  годах прошлого столетия. С начала 90-х годов было ликвидировано  около 600 гостиниц и уже в начале 2000-х годов общее число гостиниц составляло 300, загруженность средств  размещения при этом составляла всего  лишь 15%. На начало 2003 года гостиниц, которыми владело государство, было 7,3% от всего  числа. Частные лица обладали 85,8% всех гостиниц. И 6,9% гостиниц принадлежало иностранцам. Более значительная часть  всех гостиниц в данное время располагается  в городской черте это 94%, остальные 6% располагаются в сельской местности, что характеризует неразвитость сельских регионов. Самые привлекательные  средства размещения для туристов это  гостиницы Алматы (50,7%), Атырауской области (13,7%), Астаны (8,1%), Костанайской области (6,9%) и Западно-Казахстанской области (5,4%). Средняя вместимость номеров  составляет 2 человека, что свидетельствует  о том, что предприятия размещения туристов могут предоставлять качественные услуги туристам.

Наряду с состоянием средств  размещения желает оставлять лучшего  и состояние транспорта, которым  обеспечивают большинство туров  по стране. Основной массе туристов предлагается перемещение на автобусах  междугороднего сообщения, которые  порой не очень комфортабельны. А  если и есть в автотранспортной базе предприятия комфортабельные автобусы, то они в большинстве своем  приобретены за границей после долгой эксплуатации. Исходя из чего, можно  сделать соответствующие выводы о степени пригодности к эксплуатации этих автобусов. А средств на приобретение совершенно новых автобусов для  перевозки туристов ни туристские компании, ни государство не имеют. А если денежные средства и выделяются, то, как у нас принято мы лучше купим больше, но дешевле. Соответственно из такой экономии и складывается качество предоставляемых услуг.

Если же транспортное обеспечение  туров идет с помощью железнодорожного транспорта, то бедным туристам не позавидуешь. При сравнении уровня развития автобусной базы с уровнем развития железнодорожной, то можно сказать: «Лучше поехать  на автобусе». Чтобы было понятно, почему сделан такой вывод, опишем состояние  железнодорожного транспорта. У железнодорожного транспорта есть следующие недостатки:

1. Большинство поездов  находятся в эксплуатации больше 20 лет.

2. По многим направлениям  едут так называемые «шоп-туристы»  из Алматы, что предоставляет  массу неудобств, когда везде  и всюду располагается бесконечное  число «баулов».

3. Уровень подготовки  обслуживающего персонала в поездах  далек от европейских стандартов.

   4. Состояние вагонов  не позволяет чувствовать себя  комфортно во время поездки  на таких поездах, что значительно  сокращает число туристов, пользующихся  железнодорожным транспортом. 

Но, не смотря на эти недостатки, туристы, отдыхающие в Республике Казахстан  как иностранные гости, все же чаще выбирают путешествие поездом, чем путешествие на автобусе. К  примеру, иностранные туристы чаще всего пользуются услугами воздушного транспорта – это 94,7% от всего числа  иностранных туристов. Железнодорожный  транспорт предпочитают использовать 3,3% туристов. На автобусе путешествуют около 0,4% туристов и остальные 1,6% для  передвижения во время путешествия  используют иные сухопутные средства. Что же касается казахстанских туристов, то у них на первом месте стоит  воздушный транспорт (74,4%), затем  междугородние автобусы (14,8%), на третьем  месте железнодорожный транспорт (9,9%) и на последнем месте прочие сухопутные средства (0,9%). Основной железнодорожный  перевозчик - Республиканское государственное  предприятие «Казакстан темир жолы»  совершает пассажироперевозки по 14 направлениям [6, с. 422].

 «Работники национальных парков вредят национальным интересам страны в области туризма», – заявили представители Казахстанской туристской ассоциации в ходе одной из последних пресс-конференции.

В первую очередь, речь шла  о стоимости входных билетов  на заповедные территории. Как  рассказали члены КТА, официально национальные парки с каждого туриста в  госбюджет должны выплачивать 0,1 МРП  — 143 тенге. Понятно, что входной  билет будет стоить выше этого  налога, но все-таки ожидается, что в  разумных пределах. Но в реальности, по словам директора КТА Рашиды Шайкеновой, навар делается просто колоссальный. Например, один из самых известных парков в Алматинской области — «Алтын-Эмель». Помимо отчислений в Налоговый комитет он собирает с казахстанцев по 800 тенге за вход, с граждан СНГ — по 2,5 тыс. тенге, а с иностранцев почти 6 тыс. тенге, — сказала она.

О других «прелестях» работы национальных природных парков прессе поведал директор туркомпании «Жибек жолы» Тимур Дуйсенгалиев. То, что с его компанией пытается сделать руководство Кольсайского национального парка, он назвал рейдерским захватом. «Наша компания работает на территории национального парка «Кольсай» с его знаменитыми Кольсайскими озерами уже более 17 лет. Через год после создания вблизи них этого самого парка директор «Кольсая» вдруг решила прекратить нашу работу на его территории».

На сегодняшний день стоимость  принадлежащей  компании земли в  Кольсайском парке с учетом имеющихся строений составляет примерно миллион долларов.

Страна все делает, чтобы  рекламировать себя на международном  туристском рынке и вкладывает в  это  очень большие ресурсы. На Берлинской выставке  наш стенд  занял первое место среди стендов  Азии, и это впервые в истории  туризма Казахстана, то есть правительство  вкладывает и привлекает немалые  инвестиции, и здесь важно, чтобы  велась согласованная работа всех подразделений  и компонентов туристской индустрии  Казахстана.

Начиная с 2004 года, мы наблюдали ощутимый вклад правительства в  развитие  особо охраняемых территорий Казахстана. В первом квартале 2004 г. в Парламенте Казахстана прошли слушания на тему «Проблемы  и перспективы развития государственного природно-заповедного фонда». Это  мероприятие  прошло на фоне коренной перестройки системы охраны природы: готовились новые редакции законов  «Об охране, восстановлении и использовании  животного мира» и «Об особо  охраняемых природных территориях».  С 2004 года почти в 2 раза увеличилось  финансирование ООПТ.  Значительно  повысилась активность общественных организаций, работающих по проблемам сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

В ноябре 2003 года в Каркаралинском национальном парке состоялась международная конференция по проблемам сохранения биологического ландшафтного разнообразия  Казахстана – «Реформы для дикой природы».

К настоящему моменту в Казахстане имеется 113 ООПТ республиканского значения различного типа, в том числе и  так называемые «городские», представленные 5 ботаническими садами и 3 зоопарками. Реальная охрана дикой природы ведется  на территориях, имеющих статус юридических  лиц: в 9 заповедниках, 7 национальных парках и 2 природных резерватах. В основном ООПТ Казахстана находятся в ведении  Комитета лесного и охотничьего  хозяйства Министерства сельского  хозяйства РК (КЛОХ МСХ), ботанические сады находятся в ведении Министерства образования и науки РК (МОН), а  зоопарки — Министерства культуры, информации и общественного согласия РК (МКИОС). Заповедные зоны (за исключением Северо-Каспийской) состоят в оперативном управлении ПО ОХОТЗООПРОМ, являющегося хозрасчетным подразделением КЛОХ МСХ. Национальный парк «Бурабай» в Акмолинской области подчинен Управлению делами Президента РК.

Наиболее характерной формой ООПТ для всех республик бывшего Советского Союза были государственные природные  заповедники (ГПЗ). Стержневая идея их создания — сохранение в первозданном виде экосистем и видов, их населяющих. Это наиболее строго охраняемые участки, на территории которых не допускается  хозяйственная деятельность, а рекреация  ограничивается буферной зоной. Разрешены  лишь мероприятия по поддержанию  экосистем, а также популяций  растений и животных.

Первый заповедник в Казахстане («Аксу-Джабаглы») был создан в 1926 ггоду В настоящее время их 9: Аксу-Джабаглинский, Алакольский, Алма-Атинский, Барсакельмесский, Западно-Алтайский,  Кургальджинский,  Маркакольский, Наурзумский и Устюртский. В ближайшее время планируется создать еще 2: Каратауский и Ерейментауский.

Заповедники раскиданы по всей республике и обладают разнообразными специфическими проблемами. Но одна беда общая —  недостаток финансирования. По данным 2007 года на охрану 1 га территории в  год в Устюртском заповеднике выделяется $ 0,24; в Кургальджинском — $ 0,27; в Маркакольском — $ 51; в Западно-Алтайском — $ 91. Средняя заработная плата сотрудников этих заповедников колеблется от 10 000 до 14 000 тенге в месяц (или $ 68—95).

В заповедниках не хватает техники, средств пожаротушения и связи. Научно-исследовательская работа практически  везде ведется подручными средствами и на голом энтузиазме. На одного сотрудника службы охраны приходится от 4,0 тыс. га в Западно-Алтайском заповеднике до 15,2 тыс. га в Кургальджинском. Тем не менее, заповедники все же выполняют свои функции и остаются достаточно надежными убежищами для многих редких и исчезающих видов растений и животных.

Некоторые из этих ООПТ успешно развивают  туризм в своих буферных зонах, но поставили эту деятельность на поток  пока только Аксу-Джабаглинский и Кургальджинский заповедники. Стоит отметить, что без помощи зарубежных организаций такого эффекта у них бы не было.

Национальные природные парки (ГНПП) и природные парки получили развитие в Казахстане лишь в последние  десятилетия. Первый национальный парк был создан лишь в 1986 году. Основная идея создания национальных парков - сохранение уникальных уголков дикой природы  при обеспечении для людей  возможности любоваться этими красотами, обогащаться знаниями о природе, поправлять здоровье на чистом воздухе.

Сейчас в Казахстане действуют 7 национальных парков: «Алтын-Эмель», «Баянаульский», «Бурабай»,  «Иле-Алатауский», « Каркаралинский», «Катон-Карагайский» и «Кокшетау». В ближайшее время планируется создать еще 3: «Джунгаро-Алатауский», «Кольсайские озера» и «Чарынский». ООПТ этого типа сосредоточены в горах востока и юго-востока страны, а также в интразональных горно-лесных экосистемах Центрального и Северного Казахстана.

Информация о работе Национальные парки как основа экологического туризма