Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
Владимирский
государственный университет
Кафедра
«Финансы и кредит»
РЕФЕРАТ
по
дисциплине: Правоведение
на
тему: Нормы административного
права и их применение
Выполнил:
Принял:
Владимир
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Нормы административного
права: понятие
и структура……………4-11
1.1
Понятие и особенности административно-правовых
норм……………..4-8
1.2
Структура административно-правовых норм……………………………8-10
2.
Виды и функции
административно-правовых
норм………………..11-17
2.1
Виды административно-правовых норм……………………………….11-14
2.2
Функции административно-правовых норм………………………….........15
3.
Реализация норм
административного
права………………………...16-18
4.
Источники административного
права………………………………..19-22
Заключение
Библиографический
список
ВВЕДЕНИЕ
Административно-правовые
нормы являются необходимым и
очень важным правовым инструментом
в руках государства. Административно-правовое
регулирование распространяется на широкий
круг отношений, связанных с организацией
управления экономикой, социально-культурной
и административно-политической деятельностью.
Без регулирующей роли административно-правовых
норм невозможно представить четкий и
объективно правильный процесс управления.
Этим и объясняется актуальность
выбранной темы исследования. Сущность
и социальное назначение административного
права, специфика административно-правового
регулирования общеcтвенных отношений
раскрываются при анализе правовых норм,
составляющих содержание данной правовой
отрасли, и позволяют определить ее место
в правовой системе Российской Федерации. Норма
права по своему юридическому значению
есть определенное правило поведения,
соблюдение которого гарантируется различного
рода организационными, разъяснительными
и стимулирующими средствами, а также
применением в отношении тех, кто его не
соблюдает, мер юридического принуждения
(дисциплинарная, административная, материальная,
уголовная ответственность). Подобные
качества в полной мере присущи административно-правовым
нормам. Нормы этой отрасли права несут
на себе отпечаток общественных отношений,
составляющих ее предмет. Соответственно
проявляются определенные особенности,
характерные для административно-правовых
норм. Изложенные исходные позиции позволяют
определить административно-правовую
норму в качестве устанавливаемого государством
правила поведения, целью которого является
регулирование общественных отношений,
возникающих, изменяющихся и прекращающихся
(по мере необходимости) в сфере функционирования
механизма исполнительной власти или
(в широком смысле) государственного управления.
Указанные общественные отношения принято
называть управленческими. Таким образом,
цель данной работы состоит в том, чтобы
рассмотреть различные аспекты административно-правовых
норм. Поэтому задачи
работы выражаются в том, чтобы рассмотреть
особенности, структуру, виды, функции,
способы реализации и источники норм административного
права.
1.
НОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
1.1
Понятие и особенности
административно-правовых
норм
Норма
административного права представляет
собой правило, определенную меру должного
поведения, установленную государством
и охраняемую специальными государственными
средствами. Норма права по своему
юридическому значению есть определенное
правило поведения, соблюдение которого
гарантируется различного рода организационными,
разъяснительными и стимулирующими
средствами, а также применением
в отношении тех, кто их не соблюдает,
мер юридического принуждения (дисциплинарной,
административной, материальной, уголовной
ответственности).1 Подобные качества
в полной мере присущи административно-правовым
нормам. Ими определяются основные параметры
государственно-управленческой деятельности
и возникающих в ее процессе управленческих
отношений (например, правовой статус
личности, субъектов исполнительной власти). Можно
выделить следующие функции, которые
выполняют административно-правовые нормы:
- обеспечение упорядоченности организации
и функционирования как всей системы исполнительной
власти (государственного управления),
так и ее отдельных звеньев, рационального
их взаимодействия; - обеспечение в сфере
государственного управления реализации
и защиты прав и свобод граждан, а также
общественных объединений; - определение
вариантов должного, то есть соответствующего
интересам правового государства поведения
всех лиц и организаций. Действующих непосредственно
в сфере государственного управления
и выполняющих тот или иной объем его функций
(например, администрации края, области)
либо тем или иным образом затрагивающих
своими действиями интересы этой сферы
(например, общественных объединений,
граждан). Должное поведение предполагает,
какие действия можно совершать (дозволения),
от каких следует воздержаться (запреты),
какие совершать необходимо (предписания).
В этом и выражается, по существу, управляющее
воздействие на поведение; - обеспечение
эффективной реализации конституционного
назначения механизма исполнительной
власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь
требований федеральных законов и законов
субъектов Российской Федерации, а тем
самым – выражения сущности исполнительной
ветви единой государственной власти;
- обеспечение прочного режима законности
и государственной дисциплины в общественных
отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой
деятельности; - реализация административной
ответственности как средства защиты
не только собственно управленческих
отношений, но и норм многих других отраслей
права (например, трудового. финансового,
земельного.2 Административно-правовые
нормы имеют определенную иерархию.
Так существуют конституционные нормы,
нормы законов и нормы, устанавливаемые
непосредственно субъектами исполнительной
власти (например, Правительством Российской
Федерации). Имея единое юридическое содержание,
эти правовые нормы не равнозначны по
своей юридической силе. Административно-правовые
нормы конституционного и законодательного
характера по своему юридическому значению
первичны. Административно-правовые нормы,
устанавливаемые субъектами исполнительной
власти, по сравнению с конституционными
законодательными нормами вторичны.
Отсюда
вытекает подзаконность не только деятельности
субъектов исполнительной власти, но
и устанавливаемых ими административно-правовых
норм. В иерархии правовых норм им отводится
определенное место. Выражаемое следующей
юридической формулой: они создаются на
основе (основании) и во исполнение Конституции,
законов и нормативных указов Президента
Российской Федерации как главы государства
(ст. 115 Конституции Российской Федерации).3 Являясь
вторичной (производной) формой правоустановления,
административно-правовые нормы, создаваемые
непосредственно субъектами исполнительной
власти, обеспечивают действенность прежде
всего конституционных и законодательных
правовых норм. Тем самым они служат одним
из существенных юридических средств,
придающих этим нормам характер реально
действующих правовых установлений, а
также детализируют и конкретизируют
содержащиеся в них общие правила поведения. Поэтому
на административно-правовые нормы, создаваемые
субъектами исполнительной власти, падает
основная нагрузка по реализации общих
норм закона в процессе их применения
в рамках функционирования механизма
исполнительной власти. Административное
правотворчество органов исполнительной
власти возможно при определенных условиях.
Эти условия являются следующими: - соответствующий
законодательный акт прямо предусматривает
такую возможность; - определяемая для
данного субъекта исполнительной власти
компетенция включает его правоустановительные
полномочия, причем не в виде простой констанции,
а в конкретном выражении (например, перечисляются
вопросы, по которым могут издаваться
нормативные акты). Так, положениями о
федеральных министерствах этим органам
исполнительной власти предоставлено
право издавать в пределах своей компетенции
(установленной сфере деятельности) в
соответствии с законодательством нормативные
правовые акты, обязательные для исполнения
иными федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, а также
организациями и даже гражданами. Исполнительное
(административное) нормотворчество нередко
используется в целях внутрисистемного
регулирования, т.е. в интересах внутренней
организации механизма исполнительной
власти (государственного управления). Главное
состоит в том, чтобы в законодательных
актах непрямого действия был установлен
конкретный адресат их исполнения с одновременным
определением объема необходимых для
этого подзаконных нормотворческих полномочий. Предметом
регулирования норм административного
права выступают следующие группы общественных
отношений в сфере административного
права: 1) отношения,
связанные с непосредственным осуществлением
субъектами государственного управления
управленческой деятельности, т.е. своих
задач, функций и полномочий вовне;
2) отношения внутриорганизационные –
отношения внутри субъектов государственного
управления, а также в аппаратах законодательных
и судебных органов, связанные с организацией
их деятельности, а также с прохождением
в них государственной службы;
3) отношения, связанные с организацией
административного судопроизводства. Таким
образом, под административно-правовой
нормой понимается норма права, регулирующая
отношения в сфере государственного управления,
а также отношения управленческого характера,
отношения во внутриорганизационной сфере
органов исполнительной власти, в сфере
деятельности аппаратов органов законодательной
и судебной власти, а также в сфере осуществления
государственной службы.4
1.2
Структура административно-правовых
норм
Под
структурой административно-правовой
нормы понимается внутреннее строение
нормы, определенный порядок взаимосвязи,
взаимообусловленность ее составных
частей, элементов. Административно-правовая
норма состоит из гипотезы, диспозиции
и санкции. Гипотеза как часть административно-правовой
нормы устанавливает фактические условия
реализации последней. Гипотеза содержит
указание на юридический факт, фактические
обстоятельства вступления нормы в действие,
реализации ее диспозиции (например, условия
привлечения к административной ответственности).
Гипотеза может быть как абстрактной,
так и казуистической. Абстрактная гипотеза,
определяя условия действия нормы, указывает
на общие признаки реализации нормы. Казуистическая
гипотеза связывает реализацию юридической
нормы со строго определенными частными
случаями. Диспозиция – это структурный
элемент юридической нормы, в котором
определяется правило поведения, предписанное
нормой, права и обязанности сторон. В
зависимости от формы выражения диспозиции
административно-правовых норм подразделяются
на предписывающие, управомачивающие
и запрещающие. Предписывающие диспозиции
возлагают на субъектов обязанность совершения
определенных действий, предписывают
им тот или иной вариант должного поведения.
Так, согласно пункту 1.5 Правил дорожного
движения Российской Федерации участники
дорожного движения должны действовать
таким образом, чтобы не создавать опасности
для движения и не причинять вреда.5 Управомачивающие
диспозиции определяют в административном
праве, как правило, функции и правомочия
государственного управления. Например,
согласно статье 13 Федерального конституционного
закона «О Правительстве Российской Федерации»
Правительство Российской Федерации в
пределах своих полномочий: организует
реализацию внутренней и внешней политики
Российской Федерации; осуществляет регулирование
в социально-экономической сфере; обеспечивает
единство системы исполнительной власти
в Российской Федерации; направляет и
контролирует деятельность ее органов;
формирует федеральные целевые программы
и обеспечивает их реализацию; реализует
предоставленное ему право законодательной
инициативы.6 Запрещающими называют
диспозиции, содержащие запрет на совершение
тех или иных противоправных деяний (действий
или бездействия). Запрещающая диспозиция
требует воздерживаться от определенного
варианта поведения, который законом считается
правонарушением. Диспозиции, в которых
формулировались бы одновременно права
и обязанности, в нормах административного
права встречаются относительно редко. Санкция
как элемент административно-правовой
нормы содержит указание на меры воздействия,
применяемые к нарушителю. При этом имеется
в виду не любое административное воздействие,
а лишь такое, применение которого предусмотрено
нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые
санкции, применяемые за административные
правонарушения, предусматриваются Кодексом
Российской Федерации об административных
правонарушениях. Например, согласно статье
8.1 данного Кодекса санкцией за несоблюдение
экологических требований при планировании,
технико-экономическом обосновании проектов,
проектировании, размещении, строительстве,
реконструкции, вводе в эксплуатацию,
эксплуатации предприятий, сооружений
или иных объектов является наложение
административного штрафа на граждан
в размере от одной тысячи до двух тысяч
рублей; на должностных лиц - от двух тысяч
до пяти тысяч рублей; на юридических лиц
- от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.7 Административно-правовые
санкции, применяемые за нарушение норм
данного Кодекса, перечислены в его статье
3.2. К ним относятся:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения
или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного
физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы
Российской Федерации иностранного гражданина
или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности.
2.
ВИДЫ И ФУНКЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ
НОРМ
2.1
Виды административно-правовых
норм
Административно-правовые
нормы различаются по своей регулятивной
направленности и, соответственно, по
юридическому содержанию.
Нормы
административного права подразделяются
на виды на основании различных критериев
– особенностей регулируемых ими
общественных отношений, назначения, а
также функций.
1.
По назначению административно-правовые
нормы делятся на:
- материальные;
- процессуальные.
Материальные
административно-правовые нормы юридически
закрепляют комплекс обязанностей и
прав, а также ответственность
участников регулируемых административным
правом управленческих отношений, т.е.
фактически их административно-правовой
статус. В материальных нормах находит
свое выражение тот правовой режим,
в рамках которого должна функционировать
система исполнительной власти (государственного
управления), должны действовать участники
регулируемых управленческих отношений.
Подобные административно-правовые нормы
нередко называют статичными. Это, например,
нормы, определяющие обязанности соответствующих
должностных лиц принять и
рассмотреть в установленный
срок жалобу гражданина или основы
компетенции того или иного субъекта
исполнительной власти. Таким образом,
материальные административно-правовые
нормы определяют основы взаимодействия
субъектов управленческих отношений;
исполнение, применение и соблюдение
норм административного права обеспечиваются
в необходимых случаях мерами
государственного принуждения.
Процессуальные
административно-правовые нормы регламентируют
процессуальные вопросы, связанные
с осуществлением государственного
управления. Например, эти нормы
определяют порядок приема, рассмотрения,
разрешения жалоб и заявлений граждан;
порядок производства по делам об административных
правонарушениях. Их назначение сводится
к определению порядка (процедуры) реализации
юридических обязанностей и прав, установленных
нормами материального административного
права, в рамках регулируемых управленческих
отношений.
2.
По методу воздействия на поведение
субъектов. Административно-правовые
нормы по-разному воздействуют на поведение
участников общественных отношений. Выделяются
следующие группы административно-правовых
норм: