- обязывающие;
- предписывающие;
- управомачмвающие;
-
запрещающие.
3.
По субъектам (адресатам) административно-правовые
нормы делятся на регулирующие:
- деятельность
государственных органов, предприятий,
организаций;
- деятельность
государственных служащих;
- деятельность
общественных и религиозных организаций;
- поведение
граждан.
Нормы
административного права распространяются
также и на иностранных физических и юридических
лиц, находящихся на территории Российской
Федерации.
4.
По форме предписания административно-правовые
нормы делятся прежде всего на:
- императивные
(категоричные);
- рекомендательные.
Императивные
нормы содержат правила, непосредственно
определяющие поведение субъектов
при наступлении сформулированных
в них условий, которые не могут быть
заменены другими правилами поведения
по соглашению сторон данного правоотношения.
Рекомендательные
нормы содержат рекомендации по поводу
целесообразности совершения субъектами
административного права тех
или иных действий.
Что
касается диспозитивных норм, предоставляющих
субъектам правоотношения возможность
самостоятельно определять свои права
и обязанности в рамках нормы,
то они в административном законодательстве
встречаются сравнительно редко. Это
объясняется спецификой сферы административного
права – государственного управления.
5.
По действию в пространстве.
- федеральные (закрепленные
в федеральном законодательстве, действуют
на всей территории Российской Федерации);
- нормы субъектов Российской Федерации
(административно-правовые нормы, закрепленные
нормативных правовых актах субъектов
Российской Федерации). В ряде случаев
указанные нормы действуют на территории
нескольких государств в соответствии
с двусторонними или многосторонними
соглашениями. Расширение подобной практики
стало закономерным для взаимоотношений
между суверенными государствами – членами
Содружества Независимых Государств (СНГ).8 6.
По действию во времени
административно-правовые нормы делятся
на: - срочные, т.е. с заранее определенным
сроком действия; - бессрочные, не имеющие
заранее установленного срока действия. Административно-правовые
нормы, как правило, не ограничены определенными
сроками действия. Это означает, что они
действуют вплоть до своего официального
изменения либо отмены. В ряде случаев
возможно установление определенных сроков
действия, например, на определенный срок
устанавливается режим чрезвычайного
или военного положения. Законную силу
административно-правовые нормы приобретают
либо с момента подписания содержащих
их административных правовых актов либо
в тот срок, который предусмотрен для вступления
соответствующих норм в силу. 7. С учетом
федеративного устройства России административно-правовые
нормы классифицируются по
масштабу действия.
Они подразделяются на: - общефедеральные
нормы; - нормы субъектов Российской Федерации. 8.
По объему регулирования
административно-правовые нормы подразделяются
на: -
общие, т.е. распространяющие свое действие
на все сферы и отрасли государственного
управления и регламентирующие наиболее
важные стороны процесса реализации исполнительной
власти. Чаще всего подобного рода нормы
содержатся в законодательных актах, указах
Президента и постановлениях Правительства
Российской Федерации; - межотраслевые,
т.е. регламентирующие те или иные стороны
государственно-управленческой деятельности,
которые являются общими или сопредельными
для всех или многих отраслей государственного
управления и имеют при этом специальный
характер. Например, такие черты свойственны
нормам антимонопольного, экологического
законодательства, нормам, содержащимся
в положениях о межотраслевых органах
исполнительной власти и т.п.;
- отраслевые, т.е. регламентирующие различные
стороны управленческих отношений, возникающих
в границах сферы, закрепленной за исполнительными
органами отраслевой компетенции (например,
министерств).9
2.2
Функции административно-правовых
норм
Некоторые
функции административно-правовых
норм были уже отмечены в первой главе,
когда говорилось об особенностях данных
норм. Говоря о функциях административно-правовых
норм, хотелось бы обратить также внимание,
что они выполняют следующие виды функций:
- регулятивную;
- охранительную; - защитную.10 Регулятивная
функция заключается в том, что административно-правовые
нормы направлены на организацию, упорядочение
и совершенствование отношений, которые
складываются в сфере государственного
управления. Посредством административно-правовых
норм определяется правовое положение
и компетенция субъектов государственного
управления, регламентируются формы и
методы их деятельности, взаимоотношения
с гражданами и организациями. Нормы административного
права определяют также правовое положение
организаций и граждан в сфере государственного
управления. Охранительная и защитная
функции заключаются в том, что административно-правовые
нормы обеспечивают охрану и защиту общественных
отношений в сфере административного
права от нарушений. Эти нормы предписывают
воздерживаться от совершения противоправных
деяний, а также регулируют отношения,
связанные с применением административного
воздействия в случае совершения посягательства
на отношения, охраняемые административным
правом.
3.
РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ
АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА
Реализация
административно-правовой нормы представляет
собой процесс практического
претворения в жизнь субъектами
административного права содержащихся
в нормах предписаний, правил поведения.
Следовательно, реализация административно-правовых
норм – это такое правомерное
поведение (деятельность) субъектов
административного права, которое
согласуется с требованиями, установленными
нормами административного права,
и выражается в приобретении и
использовании установленных нормами
прав и выполнении предусмотренных
ими обязанностей. В теории административного
права выделяется четыре формы реализации
правовых норм:
а) соблюдение;
б) применение;
в) исполнение;
г) использование.11 Соблюдение административно-правовых
норм характеризуется добровольным подчинением
субъекта права требованиям административно-правовых
норм. Сущность данной формы реализации
правовых норм состоит в воздержании субъекта
от совершения запрещенных действий. Применение
административно-правовых норм осуществляется
соответствующими субъектами исполнительной
власти. Оно практически выражается в
издании полномочным органом (должностным
лицом) индивидуальных юридических актов,
обоснованных на требованиях материальных
либо процессуальных норм. Эти акты издаются
применительно к конкретным административным
делам (например, приказ о назначении на
должность, решение по жалобе гражданина,
регистрация общественного объединения
и т.п.). Важно отметить, что правоприменение
в административном праве непосредственно
связано с функционированием механизма
исполнительной власти. Граждане не имеют
полномочий по применению административно-правовых
норм. Исполнение административно-правовых
норм – точное следование участников
регулируемых управленческих отношений
тем юридическим предписаниям, запретам
или дозволениям, которые в этих нормах
содержатся. Данный вариант реализации
административно-правовых норм универсален,
поскольку его субъектами являются любые
участники управленческих отношений.
От качества, объема и уровня исполнения
зависит реальность норм и устанавливаемый
ими правовой режим в сфере государственного
управления. Поэтому исполнение является
важнейшим средством обеспечения должного
правопорядка и государственной дисциплины
в сфере реализации исполнительной власти. Использование
административно-правовых норм предполагает
добровольное совершение субъектами права
правомерных действий, которые связаны
с осуществлением субъективных прав в
сфере управления. При этом необходимо
отметить, что в отличие от исполнения
при использовании реализуются субъективные
права. Например, осуществление гражданином
права на управление транспортным средством,
полученного путем выполнения соответствующей
процедуры (сдачи экзамена, приобретения
документов и т.д.). Правоприменение в административном
порядке в случаях, специально предусмотренных
действующим российским законодательством,
возлагается также на суды (судей). В частности,
подобного рода действия судебные органы
осуществляют при назначении административных
наказаний за совершение административных
правонарушений и при рассмотрении и разрешении
ряда административных споров. Таким образом,
применение административно-правовых
норм отличается от
их соблюдения, исполнения
и использования рядом
характерных черт:
1) применение норм административного
права представляет собой организующую
властную деятельность субъектов государственного
управления, посредством которой упорядочивается
общественная жизнь, путем установления
четких организационных начал взаимоотношений
между различными субъектами общественных
отношений;
2) применение права осуществляется всегда
в рамках конкретных правовых отношений,
которые именуются правоприменительными.
Правовое положение участников в этих
правоотношениях различно. Активная роль
в этих отношениях принадлежит субъекту
правоприменения, обладающему государственно-властными
полномочиями;
3) правоприменительная
деятельность всегда осуществляется в
особых, установленных законом формах;
4) применение права всегда сопровождается
вынесением индивидуально-правового акта
(акта применения права), исходящего от
субъекта правоприменения.12 Основными
требованиями применения норм административного
права является законность, обоснованность
и целесообразность. Реализация административно-правовых
норм означает практическое использование
содержащихся в них правил поведения в
интересах регулирования управленческих
общественных отношений. В этом процессе
участвуют все стороны указанных отношений
в соответствии со воим административно-правовым
статусом.
4.
ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА
Источники
административного права – это
внешние формы выражения административно-правовых
норм. Многообразие административно-правовых
норм предполагает и многообразие содержащих
и выражающих их источников. К числу их
относятся: 1. Конституция Российской Федерации,
многие из норм которой имеют прямую административно-правовую
направленность. Это, например, конституционные
нормы, закрепляющие основные права, свободы
и обязанности граждан, реализация которых
осуществляется преимущественно в сфере
государственного управления (ст. 22, 24-25,
27, 30-35); разграничивающие предметы ведения
и полномочия федеральных органов и органов
субъектов Федерации (ст.71-73).13 В Конституцию
включены нормы, направленные на регулирование
отношений в сфере деятельности исполнительной
власти. К ним относятся, в частности, нормы
статей 77 и 78, определяющие систему исполнительной
власти в Российской Федерации, а также
нормы главы 6 Конституции Российской
Федерации «Правительство Российской
Федерации», устанавливающие порядок
осуществления Правительством Российской
Федерации исполнительной власти, статус
правительства, его функции, полномочия,
порядок взаимоотношений с федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Федерации,
иными государственными органами. Вместе
с тем источниками административного
права являются: - конституции республик,
входящих в состав Российской Федерации;
- уставы
(основные законы) краев, областей,
городов федерального значения,
автономной области, автономных
округов. 2. Законодательные акты Российской
Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее
значение здесь имеют федеральные конституционные
и федеральные законы. Среди данных источников
административного права можно назвать
Федеральный конституционный закон «О
Правительстве Российской Федерации»,
Кодекс об административных правонарушениях,
ряд других федеральных законов, касающихся
государственного управления. Так, в частности,
Федеральный конституционный закон «О
Правительстве Российской Федерации»
определяет статус Правительства Российской
Федерации, его состав и порядок формирования,
полномочия, вопросы организации его деятельности,
взаимоотношения Правительства Российской
Федерации и других органов государственной
власти, вопросы обеспечения деятельности
Правительства Российской Федерации.14 В
задачи Кодекса об административных правонарушениях
входит защита личности, охрана прав и
свобод человека и гражданина, охрана
здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защита общественной
нравственности, охрана окружающей среды,
установленного порядка осуществления
государственной власти, общественного
порядка и общественной безопасности,
собственности, защита законных экономических
интересов физических и юридических лиц,
общества и государства от административных
правонарушений, а также предупреждение
административных правонарушений.15 Административно-правовые
нормы могут найти свое выражение и в законодательных
актах представительных органов всех
субъектов Федерации. 3. Ключевую роль среди
источников административного права играют
нормативные указы Президента Российской
Федерации (ст. 90 Конституции Российской
Федерации). К числу их можно отнести указы
Президента Российской Федерации «О системе
и структуре федеральных органов исполнительной
власти» от 9 марта 2004 года16; «О полномочном
представителе Президента Российской
Федерации в федеральном округе» от 13
мая 2000 года17; «О Государственном
совете Российской Федерации» от 1 сентября
2000 года18 и ряд других. Источниками
административного права являются и указы
высших должностных лиц субъектов Российской
Федерации. 4. К числу источников административного
права относятся также постановления
Правительства Российской Федерации (ст.115
Конституции Российской Федерации). Примером
может служить постановление «О порядке
взаимодействия органов власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления с территориальными органами
федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного в области налогов и сборов»
от 12 августа 2004 года. Правительство Российской
Федерации утверждает различного рода
положения (например, Положение о подготовке
граждан Российской Федерации к военной
службе от 2 ноября 2000 года и ряд других).19 Источниками
административного права могут быть также
нормативные постановления правительств
субъектов Федерации. 5. В межотраслевом
и отраслевом масштабе источниками административного
права служат нормативные акты федеральных
министерств, других федеральных органов
исполнительной власти, а также исполнительных
органов государственной власти субъектов
Федерации. 6. Источниками административного
права являются также нормативные акты
представительных и исполнительных органов
местного самоуправления в случае наделения
этих органов законом необходимыми государственными
полномочиями (ст. 132 Конституции Российской
Федерации20). 7. Административно-правовые
нормы могут найти свое выражение в межгосударственных
соглашениях, которые в таких случаях
следует рассматривать в качестве источников
административного права. 8. К источникам
административного права можно отнести
и акты внутриорганизационного характера
– нормативные акты руководителей государственных
корпораций, концернов, объединений, предприятий
и учреждений (или акты их коллективных
органов). Действие содержащихся в них
норм ограничено рамками конкретного
формирования. В некоторых случаях нормативные
акты государственных корпораций, концернов
могут выходить за границы одного коллективного
образования (например, в сфере топливно-энергетического
комплекса).21 Многообразие описанной
системы источников административно права
остро ставит проблему систематизации
и кодификации административно-правовых
норм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административное
право относится к числу несистематизированных,
а тем более – некодифицированных
отраслей правовой системы России.
Во многом это объясняется его многопрофильностью. Долгие
годы четких подходов к его систематизации
не наблюдалось. Между тем административное
право по сравнению с многими другими
отраслями права отличается исключительной
мобильностью (постоянные изменения, преобразования,
модификация). Конституция Российской
Федерации создает прочную правовую базу
для проведения такого рода работы, включая
формирование стабильного законодательства
по кардинальным вопросам организации
функционирования механизма исполнительной
власти, упорядочения огромного массива
действующих административно-правовых
норм различного уровня, нередко устаревших
и противоречивых. По существу, сейчас
кодифицирован лишь один институт российского
административного права. Имеется в виду
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях, объединивший нормы
материального и процессуального права.
Но это лишь частичная кодификация. Конечно,
трудно даже говорить об общей административно-правовой
кодификации. В настоящее время на первый
план выдвигается задача систематизации
административно-правовых норм, приведение
их в соответствие с потребностями времени,
с целями проводимых социально-экономической
и административной реформ, с институтами,
закрепленными в Конституции Российской
Федерации. Разумеется, необходимо существенное
обновление соответствующего административно-правового
нормативного материала, а также устранения
довольно многочисленных пробелов в административно-правовом
регулировании управленческих общественных
отношений, инкорпорация административного
права (объединение и систематизация норм
по его важнейшим институтам).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Нормативные
правовые акты
1.
Конституция Российской Федерации от
12.12.1993 - "Собрание законодательства
РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445; 2.
Федеральный конституционный закон «О
Правительстве Российской Федерации»
от 17.12.1997 №2-ФКЗ - "Собрание законодательства
РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712; 3. Кодекс
Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ - "Собрание
законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1),
ст. 1; 4. Указ Президента Российской
Федерации «О полномочном представителе
Президента Российской Федерации в федеральном
округе» от 13.05.2000 №849 - "Собрание законодательства
РФ", 15.05.2000, N 20, ст. 2112; 5. Указ Президента
Российской Федерации «О Государственном
совете Российской Федерации» от 1.09.2000
№1602 - "Собрание законодательства РФ",
04.09.2000, N 36, ст. 3633; 6. Указ Президента
Российской Федерации «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти»
от 9.03.2004 №314 - "Собрание законодательства
РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945; 7. Постановление
Правительства Российской Федерации «О
правилах дорожного движения» от 23.10.1993
№ 1090 - "Собрание актов Президента и
Правительства РФ", 22.11.1993, N 47, ст. 4531.
Научная
и учебная литература
1.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.
– Административное право Российской
Федерации. – М., 2009 г. – 526 с.; 2. Коренев
А.П. – Админстративное право России. –
М., 2011 г. – 418 с.; 3. Попов Л.Л., Мигачев
Ю.И., Тихомиров С.В. – Административное
право России. – М., 2011 г. – 688 с.; 4. Смирнова
Н.Н. – Административное право. – СПб.,
2010 г. – 192 с.