Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:13, реферат
В аэропорту осуществляется условный переход воздушного транспорта из режима воздушного функционирования в режим наземной деятельности. Для выполнения своих функций аэропорт использует аэродром, аэровокзал, привокзальную территорию, наземные сооружения, оборудование и привлекает обслуживающий персонал. На территории аэропорта расположены предприятия, которые предоставляют услуги по организации обслуживания и полноценного питания как на земле, так и в воздухе.
Аэропорт - многофункциональное
транспортное предприятие, которое
является наземной частью авиационной
транспортной системы, обеспечивающей
взлет и посадку воздушных
судов, их наземное обслуживание, прием
и отправление пассажиров, багажа,
почты и грузов, а также создает
необходимые условия для
В аэропорту осуществляется условный переход воздушного транспорта из режима воздушного функционирования в режим наземной деятельности. Для выполнения своих функций аэропорт использует аэродром, аэровокзал, привокзальную территорию, наземные сооружения, оборудование и привлекает обслуживающий персонал. На территории аэропорта расположены предприятия, которые предоставляют услуги по организации обслуживания и полноценного питания как на земле, так и в воздухе.
Обслуживание пассажиров авиатранспорта питанием осуществляется на борту самолета при продолжительности рейса более 1,5 часа. и в заведениях ресторанного хозяйства, расположенных в аэровокзалах.
Основными типами заведений ресторанного хозяйства в аэровокзалах есть: ресторан, кафе, буфет, служебная столовая для летного состава. Вместимость их зависит от пропускной способности аэровокзалов (табл. 3.18).
Таблица 3.18
ТИПЫ И ЕМКОСТЬ заведений ресторанного хозяйства *
Заведения ресторанного хозяйства |
Количество мест в залах заведений ресторанного хозяйства при аэровокзалах с пропускной способностью, пассажиров в час | ||||||||||
50 |
100 |
200 |
400 |
600 |
800 |
1000 |
1500 |
2000 |
2500 |
||
Ресторан |
- |
- |
- |
50 |
50 |
100 |
100 |
150 |
200 |
250 | |
Кафе |
- |
25 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
100 |
100 |
150 | |
Буфет |
12 |
8 |
12 |
24 |
32 |
40 |
66 |
84 |
90 |
120 | |
Служебная столовая |
50 |
50 |
50 |
100 |
100 |
||||||
Всего |
12 |
33 |
62 |
124 |
132 |
240 |
266 |
384 |
490 |
620 |
* Согласно
Эти учреждения работают в режиме функционирования аэровокзалов. Время обслуживания в них потребителей: в ресторане - 40 мин., В кафе с самообслуживанием - 20, в буфете - 10, в служебной столовой - 20 мин.
При вылете самолетов без нарушения графика сеть заведений ресторанного хозяйства, если она соответствует нормативам, успешно справляется с обслуживанием пассажиров.
Трудности возникают в условиях массовых задержек вылетов, так называемых сбойных ситуаций, когда увеличивается населенность аэровокзала, а заведения ресторанного хозяйства, рассчитанные на работу в нормальных условиях, не способны обслужить потребителей, число которых резко возросло.
В условиях сбойных ситуаций
заведения ресторанного хозяйства
перестраивают свою работу таким
образом, чтобы ускорить процесс
обслуживания и по возможности удовлетворить
потребность в питании всех пассажиров,
вынужденных в течение
Во всех заведениях в связи с этим может быть изменен режим работы (увеличенный рабочий день). Мобилизуются все ресурсы производства для обеспечения непрерывного процесса обслуживания, привлекается дополнительная рабочая сила.
Для обслуживания в ресторанах пассажиров могут быть использованы банкетные залы. Причем для ускорения процесса обслуживания временно вводится упрощенное меню, большую часть зала отводят для тех, кто желает получить комплексный обед (ужин).
В кафе с обслуживанием официантами предлагают упрощенное и комплексное меню, организуют обслуживание по типу "шведского стола".
В кафе с самообслуживанием допускается максимальное увеличение мест даже за счет временного снижения уровня комфорта. Широко применяют реализацию комплексных видов питания, скомплектованных на подносах.
В буфетах увеличивается производство буфетной продукции и количество буфетчиков, которые отпускают ее. Обеспечивается бесперебойное снабжение буфетов продукцией. Организуется широкую продажу дорожных наборов. По возможности обустраивают дополнительные специализированные буфеты, чайные столы, передвижные буфеты на тележках с продажей горячих напитков, наборов бутербродов, кондитерских изделий, мороженого, соков, кисломолочной продукции. Передвижные буфеты устанавливают в местах наибольшего скопления пассажиров: залах ожидания, залах для транзитных пассажиров, комнатах матери и ребенка, в летний период - на перроне.
Во всех заведениях ресторанного хозяйства особое внимание следует уделять обслуживанию пассажиров с детьми.
Летный состав питается в служебной столовой или ресторане, в отдельном помещении. их обслуживает очередной официант.
Организация питания и обслуживания пассажиров на воздушном транспорте
Организация питания и обслуживания пассажиров на воздушном транспорте значительно отличается от наземного:
- Между предприятием
- Каждая авиакомпания предлагает свои специфические услуги питания в зависимости от национальных, региональных особенностей, страны, в которую летит воздушное судно;
- Частота
питания зависит от дальности
полета воздушного судна: чем
дольше перелет, тем более
- В зависимости от типа воздушного судна на борту может быть представлено питания как в горячем, так и холодном виде. Так, на самолетах типа Боинг-327, Як-42, Ил-410, Ан-24, Фалкон-20, Се8па-20 отсутствуют духовые шкафы, поэтому авиакомпания заказывает холодное питания для пассажиров и членов экипажа;
- Производство,
поставка блюд и организация
питания на борту воздушного
судна должны соответствовать
международным и отечественным
стандартам и требованиям
- Ассортимент блюд и вид питания зависит от стоимости авиабилета и уровня обслуживания во время перелета. Зависимости от того авиаперевозчики разделяют пассажиров на три группы: пассажиры первого класса, бизнес-класса и эко-ном-класса. Стоимость питания включается в цену авиабилета;
- Производство и реализация готовых блюд зависит от расписания полетов;
- Частота, рацион питания зависят от возможностей пассажиров, связанных с их физиологией, состоянию здоровья, личных пожеланий. Например, человек, больной желудочные заболевания или страдает сахарным диабетом, не может употреблять определенные продукты. Представитель авиакомпании при заказе питания учитывает эти моменты, например: в Стокгольм на следующий день забронирован 10 билетов бизнес-класса, 100 билетов эконом-класса, из них в бизнес-классе летит один пассажир диабетик и три пассажира, которые не употребляют мяса. В таком случае им будет заказано специальное питание в соответствии с их диеты.
По международным нормам и стандартам на борт воздушного судна дополнительно поставляют диетическое питание (табл. 3.19).
Таблица 3.19
КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНЮ диетическое питание НА БОРТУ САМОЛЕТА
|
Окончание табл . 3.19
Коды |
Наименование |
Допускается |
Не допускается | |||
MOML |
Мусульманское |
Фрукты, овощи, курица |
Свинина, алкоголь | |||
KSML |
Кошерное |
Кошерная пища |
Некошерным еда | |||
BBML |
Для малышей |
Специальные блюда для малышей |
Алкоголь | |||
CHML |
Детское питание |
Неострые блюда |
Алкоголь | |||
NLML |
Безлактозный |
Фрукты, овощи, мясо всех видов |
Молочные продукты | |||
LSML |
С пониженным содержанием соли |
Продукты без соли, 3 низким содержанием жира |
Соль, орехи, алкоголь, соленья маринад | |||
LCML |
С пониженным содержанием калорий |
Постное мясо, рыба, сырые овощи, фрукты, молочные продукты с низким содержанием жира |
Жирное молоко, жирная рыба, мясо, сахар, макаронные изделия, десерты, сухофрукты | |||
LFML |
С пониженным содержанием холестерина |
Курица, постное мясо, нежирные молочные продукты, сырые овощи, фрукты |
Жирные продукты, яичные желтки, жирные молочные продукты | |||
FPML |
Фруктовое |
Фрукты, овощи всех видов |
- | |||
DBML |
Диабетическое |
Яблоки, груши, постное мясо, молочные продукты |
Бананы, виноград, ананас, жирное мясо, сахар, мед, хлеб | |||
SFML |
Морепродукты |
Рыба всех видов, фрукты, овощи |
Мясо | |||
Таким образом, питание на воздушных судах можно классифицировать по определенным признакам рационом питания, контингентом потребителей, заказчиком.
За рационом питания выделяют: завтраки, обеды, обеды-ужины, а также обычный и диетический рацион (рис. 3.64).
За контингентом потребителей различают: питание для пассажиров и экипажа. В состав экипажа входят капитан, первый помощник, штурман и стюардессы. Зависимости от типа воздушного судна команда может быть и больше. Рацион питания экипажа отличается от блюд, которые предлагаются пассажирам, кроме того, для капитана предусмотрен отдельный набор продуктов.
Подача комплексного обеда в салоне самолета
За заказчиком питания делится на питание, заказывается авиакомпанией, и питание, предоставляемой пассажирам (экипажа) чартерного рейса.
Функции и перечень услуг, которые может предоставлять предприятие при организации бортового питания, значительно отличаются от тех, что предлагаются обычными заведениями ресторанного хозяйства, по методам организации, объемом работ и длительностью. В их состав входит:
- Принятия заказа на
питание от представителей
- Приготовления питания по заказу;
- Обслуживание воздушного судна;
- Обслуживание пассажиров после взлета.
1. Принятие заказа на питание от представителей авиакомпаний осуществляется за день до вылета воздушного судна из аэропорта, учитывая требования авиакомпании по количеству и ассортименту питания для пассажиров различных классов, диет, личных пожеланий.
2. Приготовление питания по заказу. В каждом аэропорту созданы цеха бортового питания, в которых готовят завтраки, обеды и ужины для потребления в дороге. Цеха состоят из двух отделений: для расфасовки продуктов и укладка их в контейнеры и для их мытья. В фасовочное отделение из холодного цеха ресторана поступают закуски, из горячего - бульон и вторые блюда. Перед укладкой в контейнеры холодные закуски и вторые блюда порционн-ют. Помытые фрукты, куски хлеба, столовые приборы заворачивают в целлофан. Готовую еду доставляют из ресторана аэропорта в самолет в специальных контейнерах.
На предприятии ежедневно составляется производственная программа по заказу, расписанию полетов самолетов и утвержденным ассортиментным перечнем блюд, которые выдаются на борт. Специфика предприятия заключается в том, что производство продукции осуществляется строго по расписанию авиарейсов, обслуживаемых предприятием. Производственная программа является основой для расчета необходимости в сырье, составление требований к помещениям на отпуск сырья и покупных товаров.
Складские помещения ритмично поставляют сырье на производство. Сырье, используемое на предприятии. Сначала она поступает в складские помещения, где хранится, а затем передается в заготовительные цехи - овощной и мясо-рыбный и подвергается там обработке. Технологический процесс производства кулинарной продукции можно разделить на несколько стадий:
1. Механическая кулинарная
обработка продуктов, которая
включает операции по
2. Тепловая кулинарная обработка продуктов, при которой полуфабрикаты доводятся до готовности, после чего в специальной холодильном шкафу быстро охлаждаются до температуры +5 ° С.
3. Порционирования, фасовки и упаковки блюд на упаковочной линии, на которой операции осуществляются вручную и с применением конвейера.
4. Транспортировка блюд
на борт самолетов для