23 января 2005 года в Свято-Покровской
церкви города Дзержинска, что
в 30-ти километрах от Минска
начали мироточить иконы. Сначала
двенадцать, потом двадцать семь.
Сегодня никто не считает мироточащие
иконы - замироточили напрестольные
кресты и сами стены в алтаре.
9 февраля храм посетил митрополит Минский
и Слуцкий Филарет.
Первой в храме замироточила
икона Божьей Матери Казанской. Обнаружил
чудо 12-летний пономарь Александр. Мальчик,
прислуживающий в храме, заметил на иконе
что-то необычное и позвал настоятеля
храма Николая Ледника. Присмотревшись,
убедились, что икона мироточит. Через
три дня, 26 января, “заплакала” икона
Святителя Николая Чудотворца, потом заметили
мироточение и на ликах, исполненных на
металле. Вскоре струйки мира потекли
и из ран на иконе с изображением распятия
Христа. За первые 10 дней в церкви замироточили
12 икон. На некоторых, которые находятся
в алтаре, мироточение выступило и с обратной
стороны. Мироточение то прекращается,
то возобновляется (см. Приложение 10).
Постоянно приезжают паломники
из Минска и других городов Беларуси. 11
февраля паломничество совершила группа
из 45-ти человек нашего прихода. В числе
паломников - духовенство нашего собора
во главе с настоятелем, алтарники храма
от самых младших до взрослых ребят, сёстры
милосердия сестричества прп. Евфросинии
Полоцкой, охрана храма в полном составе,
сотрудники различных приходских служб.
По прибытии паломники поставили свечи
к храмовым иконам, а затем алтарники Покровской
церкви провели наших священников и прислужников
в алтарь [4, с. 320].
Все были поражены увиденным.
Мироточат не только иконы в алтаре храма,
не только напрестольные кресты, но и сами
стены алтаря! Из стен выделяется не только
мироточение, но и кровь (или мироточение
кровавого цвета). Икона новомучеников
Белорусских, выполненная на картонке,
поставлена в ванночку из-за обильного
истечения миро. За один час целый стакан!
Из ног Господа на запрестольной иконе
также выделяется кровь (или миро кровавого
цвета). Миро на многих иконах истекает
из глаз Господа или Богородицы - иконы
как бы плачут. Некоторые иконы, как икона
Казанской Божией Матери, полностью мокрые
от изобильного истечения миро. Престол
мокрый от миро, истекающего из напрестольных
крестов. Икона Трех Святителей, на колонне
в храме висит высоко. Но миро, истекающее
из глаз всех троих святых, отчетливо видно.
Замироточила эта икона в день памяти
Григория Богослова, Иоанна Златоуста
и Василия Великого.
2. Станьково
2.1 Станьковский усадебно-парковый
комплекс Чапских
В Дзержинском р-не расположилось
замечательное местечко Станьково. Этот
населенный пункт известен несколькими
моментами.
Во-первых, это местечко входило во владения
Радзивиллов, а впоследствии принадлежало
роду Чапских вплоть до 1920 года.
Во-вторых, здесь родился Марат Казей,
здесь же сейчас находится его могила.
Другие факты, связанные со
Станьково, известны немного меньше и,
видимо, не заслуженно. Оцените: в Станьково
выращивали ананасы, в Станьково некогда
была сосредоточена величайшая частная
коллекция монет, книг и живописи, составляющая
в настоящее время основу экспозиции национального
музея Польши. В Станьково в 30-х годах прошлого
века снимали одну из сцен х/ф “Дубровский“.
И еще много интересного. В настоящее время
в Станьково появился центр экологического
туризма “Станьково”, здесь представлен
комплекс тематических площадок: военно-
исторические комплексы «Партизанский
лагерь» и «Минский укрепрайон», фермы
по разведению, содержанию и показу домашних
и диких птиц, животных и др.
Усадьба в Станьково - памятник
усадебно-парковой архитектуры второй
половины XIX в. Принадлежала роду Чапских,
ведущему свою родословную с X в. Герб Чапских
«Лелива», на котором начертан гордый девиз
«Жизнь - Отчизне, честь - никому» (см. Приложение
11).
Дворец Чапских, в котором в
1930-е годы снимался фильм "Дубровский",
не сохранился, однако остальные усадебные
постройки, преимущественно хозяйственные,
в той или иной степени целости стоят до
сих пор. Это амбар, коровник, кузница,
беседка, въездная брама со сторожкой,
кухонный флигель, дом для слуг и основная
достопримечательность - т.н. "Скарбница",
павильон, в котором размещалась библиотека,
нумизматическая коллекция и собрание
живописи Чапских [12, с. 203].
Усадьба в Станьково известна
с конца XIV века. Согласно инвентаря 1588
года входила в состав койдановского и
рубежевичского маёнтка князей Дорогостайских.
В XVI веке перешла к Радзивиллам. В XVIII веке
собственность жены Францишка Чапского
Вероники Радзивилл, одной из пяти дочерей
Михала Казимира Рыбоньки. Со второй половины
XIX века Станьково в собственности Гуттен-Чапских,
старинного рода, первые сведения о котором
относятся к 930 году [21].
Станьковская усадьба формировалась
по приказу Эмерика Захария Николая Северина
Гуттен-Чапского (род. в 1828). Усадебный
дом был построен в 1880 году в романтическом
стиле с использованием элементов средневековой
архитектуры. Длинное одноэтажное здание
под вальмовой крышей имело два симметрично
расположенных входа, выделенных на главном
фасаде ризолитами с килеподобным щитом
между гранёными башенками-пилонами. Арочные
дверные и оконные проёмы также были обрамлены
килеподобными порталами. Симметрия пространственной
композиции здания нарушалась угловой
восьмигранной двухярусной башней с кремальерами
в завершении. Асимметрию, которую вносила
угловая башня в общую композицию, нивелировал
большой дуб, посаженный на специальном
возвышении с противоположной стороны
фасада. Центральное место во внутренней
планировке усадебного дома отводилось
парадному залу, освещённому с двух сторон
высокими окнами главного и дворового
фасадов. Второй ярус угловой башни имел
четыре балкона и использовался в качестве
наблюдательной террасы, с которой открывалась
панорама парка.
Со стороны дворового фасада
усадебного дома был построен павильон
"Скарбница" (или "Скарбчик").
Двухэтажный, квадратный в плане павильон
с угловыми круглыми башнями предназначался
для размещения богатейшей библиотеки,
нумизматической коллекции и собрания
живописи владельца маёнтка Эмерика Чапского.
Башни павильона завершены
парапетом кремальер-бойниц, охваченных
внизу профилированным карнизом и аркатурным
поясом. На верхних площадках башен установлены
миниатюрные, круглые в сечении шатровые
башенки. Окна: прямоугольные на первом
этаже и стрельчатые на втором. Вход в
здание выделен прямоугольным профилированным
порталом с лёгким балконом над ним, который
поддерживается изогнутыми ажурными кронштейнами
(см. Приложение 12).
Каждый из двух этажей павильона
имел по одному залу. "Скарбница"
была связана с усадебным домом подземным
ходом, что позволяло посетителям из парадного
зала дома перейти к знакомству с богатейшей
художественной коллекцией павильона-музея.
В "Скарбнице" была собрана
нумизматическая коллекция, которая славилась
по всему краю. Здесь были монеты Великого
княжества Литовского, Польши, России,
соседних стран. Среди особенно ценных
и редких - динарий Болеслава Храброго
(около 1100 г.), золотой дукат Владислава
Локотка (около 1300 г.). Коллекция описана
Чапским в книге "Удельные, великокняжеские
и царские деньги древней Руси" (Петербург,
1875) [12, с. 15].
Кроме монет и медалей (около
11 тысяч наименований) в музее хранилось
много старых рисунков, гравюр, картин,
описанных в отдельном каталоге, напечатанном
в Кракове в 1901 г. Среди них - уникальные
виды беларуских городов (гравюры Матиса
Цунта и Георгия Килиана XVI века), портреты
магнатов (Радзивиллов, Сапег, Огинских,
Тышкевичей и др.), гравюры на исторические
темы и т.д. На 70 художественных полотнах
увековечен Тадеуш Костюшко, на 16 - Богдан
Хмельницкий, на 10 - Адам Мицкевич.
В "Скарбнице" хранилась
и библиотека, насчитывавшая около 20 тысяч
томов. Она включала в себя много уникальных
изданий (в т.ч. беларуских издательств),
значительную коллекцию рукописей (в т.ч.
31 на пергаменте), книги с автографами
А.Мицкевича, Я.Тышкевича, А.Ельского и
др.
Здесь же размещалась коллекция
оружия, древних икон, фарфора, ткани, разных
предметов декоративно-прикладного искусства.
Среди них - слуцкие пояса, бокалы с завода
в Уречье, древняя гданьская мебель. Ряд
золотых, бронзовых, железных предметов
выкопан во время исследований древних
курганов в районе Станьково [4, с. 352].
Музейная коллекция включала
уникальное собрание масонских знаков.
Геологические и минералогические собрания
"Скарбницы" считались в то время
самыми ценными в Европе.
Осенью 1894 г. Эмерик Гуттен-Чапский
после конфликта с сыном Карлом (тогдашним
минским губернатором) покинул Станьково
и с 1895 г. обосновался в Кракове. Приобретя
там дом, он пристроил к нему специальный
павильон и перевёз туда всю свою коллекцию,
хранившуюся в "Скарбнице".
С восточной стороны парка сохранились
остатки въездной брамы, построенной из
кирпича в 1880-1890 гг. Это трёхпролётная
стрельчатая аркада с повышенной центральной
частью, которая завершается ступеньчатым
щитом.
Опоры аркады усилены
готическими контрфорсами.
К браме примыкает дом-сторожка, объединённый
с аркадой-проездом в единую архитектурную
композицию. Сторожка - небольшое здание
под двухскатной крышей, украшенное арочными
нишами.
Коровник построен в утилитарном
стиле - бутовая кладка стен, арочные дверные
и оконные проёмы обложены кирпичом, пологая
двухскатная крыша.
Одноэтажный амбар под вальмовой
крышей построен в 1897 г. из местного бутового
камня, обтесанного с внешней стороны,
узкие окна и входной арочный проём обложены
кирпичом.
Жилой дом для прислуги построен
во второй половине XIX века с элементами
готики и ампира.
Крылья Г-подобного в плане
здания имеют разную этажность: основная
протяжённая часть - одноэтажная, короткая
- двухэтажная.
Входы в обе части дома решены стрельчатыми
проёмами.
Такую же форму имеют окна первого этажа
двухэтажного корпуса, стены которого
украшены межэтажным карнизом и угловым
рустом.
С усадебным домом подземным ходом был
связан кухонный флигель - прямоугольное
здание под двухскатной крышей. Цокольная
часть и углы флигеля украшены рустом,
стены опоясаны антаблементом.
Парк пейзажного типа - памятник садово-паркового
искусства середины XIX века. В нём были
оранжереи, теплицы, питомники. Ежегодно
из него шло на продажу около 4 тысяч саженцев
фруктовых деревьев. Парк занимает площадь
около 15 га - без озера и фруктового сада.
Озеро парка сделано искусственно, с помощью
плотины на небольшой речке Рапусе, которая
течёт по южной окраине усадебной территории
[19, с. 55].
С трёх сторон парк был обнесён
каменной стеной (сохранилась фрагментарно).
Основной парковый массив был размещён
перед усадебным домом на пологом склоне
к озеру. С террасы дворцовой башни открывался
трёхплановый ландшафтный вид на большой
газон с фонтаном (не сохранился), два острова
посреди озера и Николаевскую церковь
на его противоположном берегу. Два последних
плана формировались около архитектурных
построек - сияющей белизной беседки-ротонды
и композиционно-эффектной Николаевской
церкви, ориентированной главным фасадом
на усадебный дом.
Беседка, размещённая на берегу
озера, имеет ротондально-колонную форму.
Она предназначалась для уединённого
отдыха и осмотра заозёрного ландшафта.
Фланги газона, островки водоёма, церковь
были живописно оформлены посадками тополей,
пихты, туи, каштана и клёна.
Вдоль водоёма был проложен прогулочный
маршрут. Он пролегал среди береговых
посадок сибирской пихты, веймутовой сосны,
белых тополей, дубов, чёрного ореха. Перед
неоготическим жилым домом был сделан
зелёный газон со старыми посадками дуба.
Дендрологический состав парка включал
более 500 видов деревьев и кустарников.
В настоящее время из-за молодых посадок
и береговых зарослей парк утратил первоначальную
визуально-эстетическую ценность
2.2 Свято-Николаевская церковь
Когда была построена в Станьково
первая церковь неизвестно. Визитная запись
за 1714 год свидетельствует, что существовавшая
в то время в селе Станьков деревянная
церковь построена была князем Радзивиллом
ещё до введения унии. Впоследствии на
месте сей церкви построенабыла униатская
Петро-Павловская, настоящая же Николаевская
церковь построена графом Чапским в 1858
году при пособии от прихожан. На строительство
сей церкви Эмерик Чапский пожертвовал
2 тысячи рублей серебром, за что указом
Государя Императора ему была объявлена
“…высочайшая благодарность.”
Граф Эмерик Чапский приобрёл
проект храма у знаменитого архитектора
Константина Тона, автора храма Христа
Спасителя в Москве.
Несколько десятилетий при
Свято - Никольском храме действовало
Станьковское благочиние. Первым благочинным
в этой церкви был протоиерей Николай
Трусковкий, впоследствии архимандрит,
историк, краевед, писатель, создатель
трудов по истории храмов. На рубеже XIX
и XX веков возглавил благочиние протоиерей
Феодор Чернявский, отец святой блаженной
Валентины Минской. Его служение Господу
продолжалось с 1883 года до начала советской
власти [21].
В 1920 году Свято-Николаевская
церковь была закрыта. Из неё было вынесено
всё самое ценное: золотая утварь, серебро,
ризницы, оклады, кресты. Многие иконы
были сожжены, многие были спрятаны и сохранены
прихожанами. На переплавку пустили колокола,
кроме самого большого, его не смогли снять.
Какое-то время храм пустовал.
Потом в нём сделали зернохранилище. Во
время Великой Отечественной войны в стенах
храма хранили оружие. При одном из боёв
боеприпасы были взорваны. Пострадал интерьер
церкви. Однако волей Божией храм продолжал
стоять. После войны в церкви снова хранили
зерно, но после сильного пожара, случившегося
из-за грозы, его перестали использовать
в хозяйственных нуждах.
Весной 1961 года на запруде прорвало
старую плотину. Было затоплено поле и
соседняя деревня Каменка. Для возведения
новой плотины были разрушены некоторые
постройки усадьбы, а также и Свято-Николаевская
церковь.
Мартовским утром 1961 года люди
с ближайших к храму домов были выселены,
зона взрыва оцеплена. Ровно в 12 часов
был произведён первый взрыв. Облако пылевой
завесы окутало место взрыва, а когда оно
рассеялось, то храм стоял невредим. Это
произвело сильное впечатление. Верующие
усматривали в этом знамение.
Спустя какое-то время раздался
второй взрыв. Опять облако пыли осело
– храм стоит. И только после третьего
взрыва барабан покосился и ушёл вниз,
внутрь. Взрывать всё здание церкви целиком
побоялись, близко стояли жилые дома. Было
принято решение с помощью танков и стальных
тросов растащить стены храма и разрушить
его окончательно. Но стены не поддавались.
Лопались канаты из стальных тросов, глохла
техника – храм стоял. С большими усилиями,
к вечеру, удалось растащить южный и западный
приделы, разрушив и изуродовав святыню,
превратив её в руины. Про храм скоро забыли.