По благословлению Митрополита
Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси,
начаты работы по восстановлению этого
храма, нашего "дома молитвы". Мы начинаем
воссоздавать по кирпичику наш храм и
наши души.
С 6 февраля 2006 года, после канонизации
блаженной Валентины Минской, судьба которой
теснейшим образом связана со Станьковским
храмом, чудным образом пошли дела по воссозданию
святыни.
К сентябрю 2007 года окончены
первоочередные и подготовительные работы,
а с сентября начаты строительные и реставрационно-восстановительные
работы.
За три года до этих событий,
весной 2004 года, перед Пасхой, на страстной
седмице в руинах храма прихожане читали
акафист Святителю Николаю Чудотворцу.
Одна из женщин принесла и подарила храму
икону Святителя в киоте под стеклом. И
во время акафиста подул ветер и икона,
стоящая в нише храма, пошатнулась и упала
в снег. От удара о землю киот раскрылся
и икона выпала из него. Женщины поставили
её наместо и продолжили читать акафист.
После её отнесли во временный храм. На
следующий день одна из прихожанок заметила,
что икона словно покраснела, а очертания
Святителя выделились тёмным тоном. Ещё
через день этот эффект усилился, а по
бокам от лика Николая Угодника стали
едва заметно просматриваться лики Спасителя
и Богородицы.
Ещё через день, на саму Пасху, икона Святителя
и Чудотворца Николая стала совсем красной,
как пасхальное яйцо, а по бокам Святителя
Чётким образом проявились лики Христа
и Богородицы.
И так с Божиего Святого Благословления,
с предстательства Святителя Николая,
начался сложный, но важный этап в истории
Станьковского храма – этап его возрождения,
восстановления разрушенной святыни.
Проект церкви, приобретённый
графом Чапским за две тысячи
рублей серебром, принадлежит архитектору
двора Его Императорского Величества
Константину Тону, больше известного
как создателя храма Христа
Спасителя в Москве.
Шесть лет возводилась церковь
и 15(28) августа 1858 года на праздник Успения
Пресвятой Богородицы она была освящена
Архиепископом Минской Епархии Михаилом
(Голубовичем). За строительство сего храма
Государём Императором Александром II
Эмерику Чапскому была объявлена «...высочайшая
благодарность».
Существует интересное предание,
рассказывающее о том, что ещё в XIX веке
в Свято-Никольскую церковь можно было
попасть по подземному ходу, проходившему
под озером, чем, по воспоминанию летописцев,
во время освящения церкви и воспользовался
граф Эмерик Чапский. Пройдя по подземному
коридору, который сейчас наполовину затоплен,
он внезапно для всех появился в храме.
После богослужения граф пожертвовал
приходу солидную сумму, не забыв наделить
деньгами крестьян. Тем самым он старался
укрепить отношения с местным православным
населением, проживающим на территории
его обширного имения [4, с. 370].
В середине XX века церковь взорвали.
С 2007 года ведутся работы по восстановлению
Станьковской Свято-Николаевской церкви
(см. Приложение 13) [12,с. 117].
Восстановление идет по старым
технологиям. Подходящий кирпич нашли
только на Витебщине. И кладут его не на
цемент, а на известь, подмешивая к ней
кирпичную крошку.
В прошлом храм был холодным,
никакого обогрева не было. Сейчас запланирован
электрический подогрев пола.
Не было в прошлом и росписи стен. В обновленном
храме роспись появится, но ее будет немного,
точечно.
Старая кладка стен частично
сохранилась, а колонны и своды созданы
заново (см. Приложение 14).
Реставрация идет очень бережно.
Основные работы планируют закончить
в 2013, ну а отделка пока в глубокой перспективе.
2.3 Могила Марата
Казея
До 1939 рядом со Станьково проходила
государственная граница СССР с Польшей.
Комплекс«Минский укрепрайон» воссоздает
пограничную заставу, находившуюся на
этой территории до 1939 года. Таможня, казармы,
окопы, мастерская, обширная площадка
военной техники от «Катюш» и гаубиц до
танков и полевой кухни. Второй комплекс
― «Партизанский лагерь»,является реконструкцией
лагеря партизанского формирования периода
Великой Отечественной войны. Вы сможете
увидеть, как выглядела штабная землянка,
землянка командира, оружейная мастерская
и т.д. Быт детально реконструирован с
использованием реальных экспонатов того
периода. Комплекс является реконструкцией,
которая включает в себя штабную землянку
с радиостанцией, землянку командира,
комиссара отряда, землянки рядового состава,
караульную, оружейную мастерскую, типографию.
Всего реконструировано 10 землянок.
Историческая справка:
Пионер-партизан во время Великой
Отечественной войны, Герой Советского
Союза (8.5.1965). Родился в д. Станьково Дзержинского
р-на Минской обл. Отец, Иван Георгиевич,
умер весной 1941, мать, Анну Александровну,
фашисты повесили осенью 1941 за поджог
арсенала, в результате чего были уничтожены
казармы с вражескими солдатами. С ноября
1942 в партизанском отряде им. 25-летия Октября,
затем разведчик штаба 200-й партизанской
бригады им. К. К. Рокоссовского Минской
обл. В первом же бою (январь 1943) у д. Станьково
проявил мужество и отвагу: раненный в
руку, несколько раз ходил в атаку. Много
раз проникал во вражеские гарнизоны и
доставлял командованию ценные сведения,
участвовал в диверсиях на железных и
шоссейных дорогах. В марте 1943 у д. Румок
партизанский отряд им. Д. Фурманова попал
в окружение, попытки командира связаться
с другими отрядами не увенчались успехом.
Юный разведчик добровольно вызвался
установить связь с окружённым отрядом.
Он вовремя привёл подкрепление, и бой
завершился разгромом карателей. В бою
на Слуцком шоссе в декабре 1943 добыл ценные
документы — военные карты и планы противника.
В мае 1944 у д. Хоромицкие Узденского р-на
Минской обл. при выполнении боевого задания
был окружён гитлеровцами, отстреливался
до последнего патрона и, не желая сдаться,
подорвал гранатой себя и приблизившихся
гитлеровцев. Похоронен на родине, на могиле
поставлен памятник [14, с. 76].
Имя Марата Казея присвоено
совхозу и Станьковской средней школе
в Дзержинском р-не, пионерским дружинам
и отрядам во многих школах республики;
его именем названы улицы в городах Барановичи.
Вилейка, Глубокое, Гомель, Дзержинск (и
переулок). Жлобин, Минск, Могилёв, Молодечно,
Орша (и переулок), Полоцк, Поставы (и переулок),
в городских посёлках Глуск, Лынтупы, Узда,
деревнях Будча Ганцевичского, Лунин Лунинецкого,
Луговая Слобода Минского, Верейцы Осиповичского,
Олыпаны Столинского р-нов. В 1966 в Станьковской
средней школе открыт музей М. Казея, где
ежегодно проводится первый урок с первоклассниками;
с 3 по 10 сентября в школе проводится неделя,
посвященная дню рождения М. Казея (торжественный
сбор дружины, конкурс рисунков, трудовые
десанты); 10 октября проходит читательская
конференция по книгам о М. Казее; с 3 по
10 марта, в годовщину открытия музея, его
посещают учащиеся 1-10 классов, на торжественном
заседании лучших учеников 4-го класса
посвящают в маратовцы, их имена заносят
в Книгу почёта школы, им вручают удостоверения;
на это заседание приглашают ветеранов
партизанской бригады, в которой сражался
Марат. 8 мая в школе проходят уроки мужества,
на которые приглашают ветеранов Отечественной
войны, а 9 Мая проводится торжественная
манифестация у могилы М. Казея. В день
последнего звонка десятиклассники проводят
последний урок в музее, а прощаясь со
школой, на выпускном вечере, юноши и девушки
идут к могиле М. Казея, где дают клятву
верности Родине, партии, родной школе.
Имя М. Казея занесено в Книгу почёта Всесоюзной
пионерской организации им. В. И. Ленина.
В Минске на средства, собранные пионерами
Белоруссии, ему сооружён памятник (см.
Приложение 15, 16).
3. Большие новоселки.
Усадьба Костровицких
Усадьба Большие Новоселки (1830
год) расположена в живописном ландшафте
высокого правого берега реки Усы. Архитектурно-парковый
ансамбль формировался в 30-40-х годах XIX
века. Он включает усадебный дом, парк,
конюшню, жилой дом – «мурованку», спиртзавод.
Территория усадьбы обнесена оградой
с воротами главного въезда. Парк является
произведением содово–паркового искусства
пейзажного стиля XIX века. Его главная
часть расположена перед усадебным домом
и расчленена прямой въездной аллеей по
его продольной оси. Начало аллеи оформлено
воротами из шести расставленных полукругом
пилонов. Куртины парка составлены из
посадок сосны, лиственницы, березы, дуба.
В прошлом Большие Новоселки
принадлежали семье Костровицких, построивших
здесь в начале XIX века небольшой дворец,
хорошо сохранившийся до наших дней. Кроме
того уцелели и другие, весьма интересные
постройки бывшей усадьбы. Казимир Карлович
Костровицкий (Карусь Каганец) - звестный
белорусский поэт, прозаик, драматург,
художник, скульптор (см. Приложение 17)
[21].
Усадьба Костровицких расположена
в живописном ландшафте высокого правого
берега реки Усы. Архитектурно-парковый
ансамбль формировался в 30-40-х годах XIX
века. Он включает усадебный дом, парк,
конюшню, жилой дом – «мурованку», спиртзавод.
По фронту подъездной дороги территория
усадьбы обнесена оградой с воротами главного
въезда. Парк является произведением садово–паркового
искусства пейзажного стиля XIX века. Его
главная часть расположена перед усадебным
домом и расчленена прямой въездной аллеей
по его продольной оси. Начало аллеи оформлено
воротами из шести расставленных полукругом
пилонов. Куртины парка составлены из
посадок сосны, лиственницы, березы, дуба.
В прошлом Большие Новоселки принадлежали
семье Костровицких, построивших здесь
в начале XIX века небольшой дворец, хорошо
сохранившийся до наших дней. Кроме того
уцелели и другие, весьма интересные постройки
бывшей усадьбы.
Казимир Карлович Костровицкий
(Карусь Каганец). Известный белорусский
поэт, прозаик, драматург, художник, скульптор
составил первый белорусский букварь,
написал водевиль "Модный шляхтюк"
и иллюстрировал произведения Якуба Коласа.
Один из организаторов Беларусской социалистической
громады, участник национально-освободительного
движения. За революционную агитацию среди
крестьян дважды сидел в Минской тюрьме
(1905, 1910). Писал стихи, рассказы, сценические
произведения, публицистику, сотрудничал
с газетой «Наша ніва». Разрабатывал историческую
тематику, проблемы национально-культурного
и государственно-политического возрождения
Беларуси. Оформлял книги, занимался резьбой
по дереву и кости.
Его отец, владелец имения, был
сослан в Сибирь за участие в восстании
1863 года. Казимир родился в Тобольске,
но позже вернулся в родные края и после
смерти был похоронен на местном фамильном
кладбище .
На свадьбу своего сына старый
Костровицкий посадил дуб и березу рядом
в аллее и они там до сих пор стоят.
По обычаю большевиков, в усадебных
домах устраивали заведения для умалишенных.
Усадебный дом Костровицких, не стал исключением
сейчас в усадьбе Новоселковская больница.
4. Боровое. Часовня-усыпальница
Дыбовских
Недалеко от Минска, в Дзержинском
районе, расположена часовня-усыпальница
дворян Дыбовских. Что же ее отличается
от десятка других усыпальниц? То, что
она выполнена в форме небольшой неоготической
башни и издали кажется, что это руины
какого-то замка (см. Пприложение 18).
Про саму деревню Боровое известно немного, книги ограничиваются следующим
скупым описанием: в 1589 году входила в
Койдановскою волость, принадлежала Радзивиллам.
В 1756 году здесь построена православная
церковь, в 1867 году — начальная школа.
Свой колхоз сельчане назвали «красным
пограничником». На окраине имеется каплица
— часовня усыпальница начала XX века (см.
Приложение 19).
Про каплицу нет практически
никакой информации, кроме нескольких
десятков фотографий в интернете. Датировка
строительства довольно противоречива:
можно встретить и 1825 год, и 1875. В своде
памятников Минской области указывается
«конец 19 века».
Кое-какую информацию удалось
найти в книге «Дзержинщина: Прошлое и
настоящее (Валаханович А.И, Кулагин А.Н.),
1986″:
При въезде в Боровое со стороны
д. Бакиново на возвышении сохранился
центричныйротодальный храм мемориального
назначения. Цилиндрический объем завершен
пологой шатровой крышей. Фасады поделены
на два яруса за счет выделения первого
из них открытой бутовой кладкой, а второго
— гладкой штукатуркой кирпичной кладки.
Второй ярус расчленен стрельчатыми
оконными проемами. Цилиндрическое помещение
перекрыто плоским балочным потолком.
В интерьере по периметру цокольной
части стены расположены два ряда лучковых
ниш-склепов для захоронения. Алтарная
ниша находится в стене по оси входного
прямоугольного проема. Ее двугранное
пространство предназначалось для установки
культовой скульптуры. Часовня — памятник
стилизаторской архитектуры конца 19 века
с элементами неоготики.
Когда-то на холме рядом с усыпальницей
стояла деревянная православная церковь.
К сожалению, она была сожжена коммунистами.
5. Скирмунтово. Гора
Дзержинская
Гора Дзержинская — высшая
точка Беларуси, 345 м над уровнем моря.
До 1958 года называлась Святая гора (см.
Приложение20).
Весьма вероятно, что настоящая
высшая точка страны (если судить по топографическим
картам 1930—80-х гг.) находится метров на
300 севернее от установленного памятника.
Раньше называлась Свята́я гора́, в 1958 году была переименована
в «Дзержинскую». В конце 1990-х годов на горе установлена гранитная плита с надписью
на белорусском языке: «Гора Дзержинская. Высшая точка Белоруссии.
Высота 345 метровнад уровнем моря»
(см. Приложение 21). В настоящее время распахана. Вершина обнесена
забором; сделаны ступеньки; склоны обложены
дёрном; у подножья – тротуарная плитка.
Для сравнения можно отметить,
что (на август 2011 года) в Республике Беларусь
самые высокие точки - на телевышках (Колодищи,
Ушачи, Слониме) - 350 м.
6. Деревня Волма
6.1 Усадьба Ваньковичей
Первоеупоминание о д. Волма
датируется 1161 г. За свою многовековую
историю Волма принадлежала многим влиятельным
магнатским княжеским родам Беларуси:
древнему роду Монивидов, Гаштольдам,
Радзивиллам, Воладковичам, Филипповичам.
В начале XIX в. Волма отошла Ваньковичам,
старинному белорусскому роду, первое
упоминание о котором датируется 1499 г.
Ваньковичи занимали видные должности
в администрации Великого княжества Литовского,
были депутатами сеймов и Главного Литовского
трибунала, избирались в органы дворянского
самоуправления России. В 1875 г. в Волме
поселился последний владелец усадьбы –
Аполлинер Ванькович, минский поветовый
предводитель дворянства.