Организация и проведение туристических походов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

В дни отдыха, в отпускное время, летом и зимой миллионы людей устремляются за город, на лоно природы, отправляются в многодневные туристские походы. В крови у нас эта страсть к дороге, желание увидеть новое, неизведанное

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ
2. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ГРУППЫ
3. ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ. ОФОРМЛЕНИЕ МАРШРУТНЫХ ДОКУМЕНТОВ
4. ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

теория и методика СОТ(контр.раб).docx

— 49.45 Кб (Скачать файл)

Министерство  спорта, туризма и молодежной политики РФ

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Уральский  государственный университет физической культуры»

Кафедра туризма и сервиса

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма »

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ  ПОХОДОВ 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 500 группы

Улько Н.Н.

Проверил: Кирюшкина Ю.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ

2. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ГРУППЫ

3. ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ. ОФОРМЛЕНИЕ  МАРШРУТНЫХ ДОКУМЕНТОВ 

4. ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В дни  отдыха, в отпускное время, летом  и зимой миллионы людей устремляются за город, на лоно природы, отправляются в многодневные туристские походы. В крови у нас эта страсть  к дороге, желание увидеть новое, неизведанное. Туризм - наиболее доступная  и рациональная форма активного  отдыха, физической культуры и спорта. Смена обычной, повседневной обстановки дает человеку возможность встряхнуться, получить заряд бодрости и здоровья.

По характеру  организации туристские путешествия  могут быть плановыми и самодеятельными. Для путешествия по плановому  маршруту турист приобретает путевку. В пути его обеспечивают всем необходимым: питанием, жильем, снаряжением, транспортом  и экскурсионным обслуживанием. На плановых маршрутах с активным способом передвижения (пешком, на байдарках  и лодках, на лыжах и лошадях) туристы  путешествуют по определенным, заранее  разработанным и подготовленным маршрутам с опытным инструктором.

Самодеятельный  туризм основывается на самоорганизации  туристских путешествий. Туристская группа сама выбирает район похода и разрабатывает  маршрут, сама обеспечивает себя в пути. Хорошо организованное и проведенное  путешествие не только укрепляет  здоровье. Оно вырабатывает инициативу, мужество, находчивость, чувство коллективизма, воспитывает любовь к природе, к  Родине.

 Не имея необходимых навыков и опыта, не располагая хорошими картами, описанием маршрута и специальным снаряжением, не зная о предстоящих трудностях и опасностях, нельзя отправляться в дальние странствия. Начинать надо с походов выходного дня - это наиболее доступная и эффективная форма еженедельного отдыха и тренировок к многодневным походам во время отпуска.

 

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ

 

При классификации  туристских походов их относят к  тому или иному виду туризма, к  той или иной категории сложности. Это основной принцип. Правилами  проведения туристских спортивных походов  и разрядными требованиями Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) установлено, что спортивные походы проводятся по следующим видам туризма: пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, мотоциклетному, автомобильному и спелео. В порядке возрастающей протяженности, продолжительности и технической сложности они подразделяются на походы I, II, III, IV, V и VI категорий сложности.

Походы, имеющие протяженность и продолжительность меньшие по сравнению с установленными для походов I категории сложности, являются некатегорийными. Наиболее распространенный их вид - походы выходного дня. Некатегорийные походы могут включать элементы (участки) походов любой, вплоть до VI категории сложности. Наибольшее распространение они получили в водном туризме, реже в горном. Опыт, приобретенный в таких походах, учитывается при решении вопроса о допуске к будущим походам, а к зачету на разряд они, естественно, не принимаются.

В таблице 1 отсутствуют нормативы походов VI категории сложности. Такие походы не требуются для выполнения спортивных разрядов и звания «Мастер спорта СССР» по туризму. По сравнению с  «пятерками», они содержат участки  повышенной технической сложности. Выделение их в самостоятельную  категорию продиктовано все теми же вопросами безопасности. В основном эти походы совершаются в горном и водном видах туризма, несравненно  меньше - в лыжном и пешеходном.

Характер  и разнообразие естественных препятствий, их техническая сложность в различных  районах страны разные. Имеющаяся  на сегодня информация позволила, с  некоторой степенью условности, установить максимальные категории сложности походов для всех видов туризма в каждом районе.

Туристские  спортивные походы не должны, как это  подчас бывает, проводиться только ради преодоления препятствий (техника  ради техники). В таких походах  выхолащивается идея путешествия, которая  подменяется узкой спортивной целью. Искусственное нанизывание препятствий  приводит к потере туристской специфики, Вырождению путешествия в плохое подобие таких, например, самостоятельных  видов спорта, как альпинизм и  водный слалом.

Туризм  нечто большее, чем комплекс физических упражнений. В отличие от большинства видов спорта он имеет несравненно большее содержание: расширение кругозора путешественника при знакомстве с новыми местами и людьми, воздействие на него многообразной природы, активное взаимодействие коллектива людей в борьбе с трудностями и собственными недостатками, автономные действия группы в малоосвоенных и ненаселенных районах, воспитание самостоятельности, инициативы, решительности и самообладания при неожиданных стечениях обстоятельств.

Сохраняя  спортивный характер походов (значительные скорости передвижения, ограничение  по времени, преодоление естественных препятствий, сознательное уклонение  от посторонней помощи и др.), классификация  ориентирует на естественно и  логично построенные маршруты.

Логичность  маршрута складывается из нескольких понятий. В идеальном виде это  непрерывный маршрут без (или  с минимальным количеством) радиальных выходов и с равномерным распределением физической, технической и психологической нагрузок и естественных препятствий. Он предусматривает максимальное знакомство с районом путешествия.

Непрерывность маршрута - обязательный элемент, без  которого резко снижается физическое и психологическое напряжение похода. Разрывом маршрута считается не вызванное крайней необходимостью пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование внутримаршрутного транспорта. В виде исключения и только если это вызвано необходимостью, может быть допущен кратковременный разрыв маршрута с использованием транспорта в пределах данного туристского района. В основном пользоваться транспортом приходится водникам и спелеотуристам, которые в одном походе проходят несколько рек или пещер.

Протяженность похода, установленная для каждой категории сложности, понимается как  наименьшая допустимая длина зачетного  маршрута. К попыткам ее сокращения нужно относиться так же, как и  в случае с продолжительностью, - и здесь должна сохраняться логика путешествия. Лишь в исключительных случаях (пожалуй, только в водных и  реже в горных походах), при большой  технической сложности маршрута протяженность может быть уменьшена, но не более чем на 25%. К спелеопоходам требования по протяженности, естественно, не относятся.

Основная  часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для  данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные  препятствия маршрута (для горных походов - не менее двух наиболее сложных  перевалов).

Техническая сложность маршрута определяется характером, количеством и разнообразием  препятствий. Характер препятствий  определяется тем, какой уровень  квалификации и технического мастерства требуется для прохождения данного  препятствия с надлежащей гарантией  безопасности. Маршрутам каждой категории  сложности соответствует свой уровень  типичных для них препятствий. Маршруты более высокой категории сложности  содержат более сложные препятствия, чем маршруты предыдущей категории. При оценке маршрутов в первую очередь учитываются препятствия, которые дают туристам технический  опыт, необходимый для обеспечения  безопасности в последующих походах.

Все сказанное  выше о классификации маршрутов  относится практически ко всем видам  туризма. Но специфика каждого из них предопределяет свои особенности  в построении маршрутов. И чем  эти виды техничнее, тем больше дополнительных требований, направленных в первую очередь на обеспечение безопасности. Основу классификации горных маршрутов  составляют перевалы (учитывая их количество и сложность).

Пешеходный  туризм был и остается наиболее массовым. Почти все туристы начинали с  него. Большую часть походов выходного  дня и I категории сложности, которые  в основном проводятся по родному  краю, составляют пешеходные походы. В сложные пешеходные походы отправляется заметно меньше групп, чем в водные и горные. Выбираясь с равнины в горы, сплавляясь в конце пути по несложной реке, у многих, возможно, возникает желание испытать себя в этих более эмоциональных и техничных видах туризма.

При оценке сложности пешеходных походов учитываются  автономные действия группы, непрерывность  ненаселенной труднопроходимой местности  при отсутствии зачастую коротких запасных вариантов выхода в случае аварии. Отсутствие определенных ориентиров в  глухом таежном краю, движение через  заросли, болота, каньоны без постоянной тропы - все это становится существенным дополнением к чисто техническим  моментам маршрута. Для повышения  технической сложности пешеходных походов их маршруты дополняются  восхождениями на обзорные вершины.

Зима  на значительной части территории нашей страны держится несколько месяцев, а в ряде районов она единственное время года, когда можно совершать туристские походы, естественно лыжные.

Все, что  было сказано о подходе к оценке сложности пешеходных походов, относится  и к лыжным.

На лыжах  можно развить большие скорости, но не всегда и не везде. Если нет  наста и лыжни, передвижение по глубокому  снегу становится одним из основных препятствий. К холоду нельзя привыкнуть, а он в лыжных походах - постоянный спутник. Значит, нужно уметь организовать хороший ночлег, согреться: иначе не восстановить силы для работы на следующий день. В безлесной зоне это особенно трудно. Пурга, метель - сочетание сильного ветра, снегопада и мороза - не должны застать врасплох, привести к отморожениям и переохлаждению, к безысходности. Нужно хорошо владеть техникой передвижения на лыжах, особенно на крутых склонах, наледях (и все это с тяжелым рюкзаком).

С холодом  туристы-лыжники научились бороться. Здесь их выручают умело изготовленное (самими) снаряжение, теплая одежда и  спальные принадлежности. Хуже с лавинами. Они основная опасность в лыжных походах, и избежать ее может помочь только опыт, умение выбрать единственно  правильный путь подъема или спуска по лавиноопасному склону, организация  надежной страховки.

Помимо  других, все эти факторы учитываются  при разработке классификации лыжных маршрутов.

Основным  и решающим условием успешного проведения велосипедных, автомобильных и мотоциклетных  походов является надежное техническое  состояние и оснащение транспортных средств.

В основу классификации маршрутов этих колесных видов туризма заложены большие  по сравнению с другими видами расстояния и факторы бездорожья при переходе от несложных походов  к сложным. То, что есть в родственных видах спорта (велосипедные марафоны, авто- и моторалли), присутствует и здесь: профессиональное мастерство водителя, умение вести машину по проселочным, разбитым дорогам (а то и вовсе без них), хорошая реакция и др. И ко всему этому добавляются присущие другим видам туризма смена погодных условий, необходимость организации ночлегов, самообеспечение и проблема совместимости в коллективе при длительном взаимодействии друг с другом. Нельзя отрицать и наличия больших физических нагрузок, затрат мускульной энергии, особенно в велосипедных походах.

Категории сложности автомотопоходов определяются в зависимости от включения в их маршруты классифицированных участков пли аналогичных им по характеру и количеству препятствий и технической сложности их преодоления. Дополнительная до нормативной протяженность этих маршрутов должна составляться из участков автомобильных дорог без препятствий или участков, сложность которых характеризуется более низкой категорией.

Не следует  приветствовать попытки отдельных  групп (это особенно заметно у  вело-, реже у мототурпстов) усложнять маршруты за счет перетаскивания транспорта, например через перевалы, или в таежных районах по полотну железной дороги. Отмечались случаи, когда такие перетаскивания составляли 25-30% отведенного на весь поход времени. А ведь колеса для того и даны, чтобы передвигаться на них.

Спелеотуризм отличается от других видов туризма в первую очередь отсутствием больших расстояний. В этом отношении он скорее напоминает альпинизм «наоборот»: сначала спуск, затем подъем. Но раз он культивируется, как вид туризма, то в других аспектах должен быть похожим на него, быть путешествием.

При оценке спелеопоходов учитывается набор определяющих сложность похода пещер различных категорий трудности.

Весь  набор пещер нужно проходить  в течение одного похода. В виде исключения допускается зачет «сборных»  походов для тех районов, где  нет достаточно пещер, расположенных  на приемлемом расстоянии друг от друга.

Если  пещера I или II категории трудности  имеет очень большую протяженность, прохождение нескольких пещер может  быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той  же пещере.

Информация о работе Организация и проведение туристических походов