Организация и проведение туристических походов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

В дни отдыха, в отпускное время, летом и зимой миллионы людей устремляются за город, на лоно природы, отправляются в многодневные туристские походы. В крови у нас эта страсть к дороге, желание увидеть новое, неизведанное

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ
2. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ГРУППЫ
3. ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ. ОФОРМЛЕНИЕ МАРШРУТНЫХ ДОКУМЕНТОВ
4. ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

теория и методика СОТ(контр.раб).docx

— 49.45 Кб (Скачать файл)

Руководители  и участники похода, включающего  Элементы походов более высоких  категорий сложности, должны выполнять  требования, предъявляемые в этих более сложных походах.

Иногда  сетуют, что возрастные ограничения  тормозят спортивный рост, что мастером по туризму можно стать лишь к  тридцати годам. Ссылаются на другие виды спорта, где дети добиваются поразительных  успехов. Но туризм не только физические упражнения, а тяжелая работа в  специфических условиях, где надо самостоятельно, осознанно оценивать  эти условия и свои действия. Здесь  требуется психологическая выносливость и исключаются подсказка, помощь со стороны. А если говорить о духовной зрелости, то ее вряд ли достигнешь форсированными тренировками. Поэтому Правилами оговорен минимальный возраст участников и руководителей походов различных категорий сложности. В несложных походах I и II категорий в составе одной трети группы допускается участие детей вместе с родителями или близкими родственниками, несущими за них ответственность. Естественно, без зачета им совершенных походов.

 

  1. ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ. ОФОРМЛЕНИЕ МАРШРУТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

Прежде  чем отправиться в поход, нужно  к нему хорошо подготовиться.

С комплектования группы и начинается эта подготовка. От того, кто будет в ее составе, какова физическая подготовка и туристский опыт участников похода, какие задачи они ставят, каким временем и средствами располагают, зависит самое главное - выбор маршрута похода.

Естественно желание открыть что-то новое, пройти еще не пройденное. Страна наша настолько  обширна, в ней столько замечательных  уголков, что интересных маршрутов, открытий для себя хватит на всю  жизнь.

Маршрут пройти легче, когда он хорошо продуман и изучен. Тогда будет больше времени, сил для ознакомления с интересными  местами и конечно же повысится безопасность похода и сведется до минимума вероятность изменения или непрохождения маршрута. Группам начинающих туристов и тем, кто впервые направляется в тот или иной район, следует воспользоваться одним из эталонных маршрутов. Эти маршруты наиболее логичны и интересны, знакомят с достопримечательностями и включают характерные для данного района препятствия. Консультацию по маршруту можно получить в туристском клубе, в МКК. Там же следует ознакомиться с отчетами о походах других туристских групп.

При разработке маршрута нужно собрать все необходимые  сведения о районе похода, используя  карты и схемы, описания сложных  препятствий, информацию о погодных условиях, транспортных возможностях, состоянии дорог и переправ и  др.

Все подготовительные работы должны вестись организованно  и планомерно. Для этого составляется план, распределяются обязанности среди  членов группы.

Исходя  из продолжительности и сложности  маршрута, состава участников похода и намеченных задач подготавливается общее и специальное снаряжение, ремонтная и медицинская аптечки. Завхоз группы составляет списки продуктов, намечает, где их лучше закупать, решает вопрос упаковки. Полученные данные о маршруте, снаряжении и продовольствии позволяют определить общий вес груза, вес рюкзаков на подходах и на основном маршруте, составить смету расходов.

Нужно, чтобы  все участники похода имели не только сходные навыки и знания, близкие интересы, но и примерно одинаковую физическую подготовку. Для  этого за 2-3 месяца до похода следует  организовать совместные тренировочные  занятия, во время которых туристы  совершенствуются физически и овладевают техническими навыками и приемами преодоления  препятствий. Следует использовать в этих целях походы выходного  дня, туристские слеты и соревнования.

В совместных походах выходного дня отрабатываются способы передвижения, преодоления  планируемых на маршруте естественных препятствий, приемы коллективной страховки  и самостраховки, проверяется и дорабатывается снаряжение. Специально создаваемые большие нагрузки в этих походах дают возможность выявить и сравнить физическое состояние и подготовку отдельных участников.

Совместные  тренировки, организация ночлегов способствуют психологической «приработке» членов группы. Нужно стремиться, чтобы  уже в процессе подготовки группа стала единым слаженным коллективом, готовым совместными усилиями успешно  решать поставленные задачи.

Отработке технических приемов и проверке снаряжения помогают соревнования по технике разных видов туризма. Участвовать  в них полезно, но не стоит, конечно, увлекаться только ими, забывая о  самом главном в туризме - о  путешествиях. Соревнования придуманы  туристами. Сначала они проводились  в рамках туристских слетов, были весьма просты. В их программу входили: установка  палатки, разжигание костра, переправа  по бревну через речку или овраг  и т. п. С ростом технической оснащенности в большинстве видов туризма  соревнования стали проводиться  самостоятельно. И в этом не было бы ничего плохого, если бы эти соревнования не стали ставить на один уровень с туристскими походами, а то и подменять их. Особенно заметно это стало проявляться у водных и горных туристов. Не следует забывать, что такие соревнования носят проверочный характер, и служат для определения технической подготовленности туристов к предстоящим походам. В них сравниваются достижения спортсменов не комплексно, а по отдельным показателям, но ведь одной технической подготовленности недостаточно для прохождения сложного похода.

Если  группа занимается в туристской секции коллектива физкультуры предприятия, учреждения, учебного заведения, ДФСО, то эти организации должны создавать  условия для физической, технической  и теоретической подготовки туристов, обеспечивать их по возможности необходимым  снаряжением.

Все члены  группы должны пройти медицинский осмотр не ранее чем за месяц до начала похода и получить разрешение врача  на участие в походах I-III категорий  сложности, а для участия в  походах IV-VI категорий сложности - заключение врачебно-физкультурного диспансера или  физкультурного врача.

Как уже  говорилось, любой поход начинается с проверки в МКК. Но пусть это  не пугает любителей путешествий. Заполняя походные документы, защищая маршрут  перед членами МКК - опытными туристами, - получаешь новые сведения и рекомендации о районе похода, советы по подбору  снаряжения и продуктов, по действиям  в сложной обстановке. Если поход  готовился основательно, если все  заранее продумано, изучено, собрано (а только так и должно быть), затруднений  с оформлением маршрутных документов не будет.

Документом, дающим право на проведение спортивных туристских походов I-VI категорий сложности, а также некатегорийных походов, включающих элементы походов II-VI категорий сложности, является маршрутная книжка установленного образца. Маршрутную книжку можно получить в маршрутно-квалификационной комиссии но месту жительства или работы. Два экземпляра книжки следует правильно заполнить, приложить к ним справки о туристском опыте членов группы, медицинские справки, картографический материал, описания и но возможности фотографии сложных участков маршрута, перечни специального снаряжения и средств оказания доврачебной помощи. Все должно быть собрано заранее в процессе подготовки к походу.

С документами  нужно обратиться в ту же МКК. Если она не имеет полномочий на рассмотрение похода данной категории сложности, заявочные документы с ее предварительным  заключением направляются организацией, при которой она работает, в  вышестоящую МКК.

МКК дает заключение о возможности совершения группой заявленного похода. В  маршрутную книжку вносятся особые указания и рекомендации группе, записываются место ее регистрации перед выходом  на маршрут в соответствующих КОС и КСО, установленные контрольные сроки.

На основании  положительного заключения МКК руководителю группы выдается пронумерованная маршрутная книжка и заполненный бланк сообщения  в КСС, заверенные подписью и штампом  МКК. Но на этом контакты МКК с группой не заканчиваются.

Важнейшим мероприятием, позволяющим оказать  группе в случае необходимости помощь, является организация контроля за прохождением ею маршрута в установленные сроки. Этот контроль осуществляют не только КСС, расположенные в районе похода, но и МКК. Контрольный срок считается нарушенным, если телеграмма не отправлена группой в течение контрольных суток. После этого начинаются поисковые работы. Поэтому одинаково плохи слишком жесткие сроки, которые заставляют группу сокращать маршрут, двигаться в вечернее, а то и в ночное время, пренебрегать на сложных участках страховкой, и слишком растянутые сроки, могущие привести к тому, что группа, потерпевшая аварию, не сможет получить своевременную помощь.

В соответствии с Правилами письменное сообщение  в КСС установленной формы  должно быть отправлено не позднее чем за 10 дней до выезда группы к месту начала маршрута. Даже одно это обстоятельство, помимо других (устранение замечаний, при необходимости проверка группы на местности и др.), требует представления заявочных документов в МКК за 1-1,5 месяца до начала похода. Однако если группа с хорошо подготовленными документами пришла в полномочную МКК, например, за две недели, ее заявку следует рассмотреть и все оформить. МКК призваны работать оперативно, а республиканские, краевые, областные и особенно зональные к тому же не должны закрываться на каникулы.

Если  перед самым отъездом в поход  появилась необходимость внести изменения в маршрут или состав группы, это необходимо согласовать  с МКК и сообщить КСС.

Туристские  группы, планирующие проведение похода на территории заповедника или погранзоны, должны заблаговременно оформить на это разрешение в установи ленном порядке. Но вменять проверку наличия такого разрешения МКК не следует. МКК должна предупредить группу о том, что ее маршрут частично или полностью проходит по этим территориям с ограниченным доступом.

Все перечисленные  вопросы по подготовке группы к походу и оформлению маршрутных документов входят в основном в обязанности  руководителя похода.

 

  1. ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА

 

В туристских спортивных походах, особенно сложных, группе приходится преодолевать участки  с повышенным уровнем опасности. Полностью исключить из туризма  возможность несчастных случаев  нельзя, как нельзя исключить вероятность  стихийных бедствий, непредвиденных обстоятельств. Но, анализируя эти случаи, можно утверждать, что большинство их произошло в результате неправильных действий группы, ее руководителя. Поэтому на всех стадиях подготовки и проверки группы необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы несчастные случаи свести к нулю.

Но даже самые активные мероприятия по профилактике аварийности все же не могут быть гарантией полной безопасности. В тот момент, когда группа лицом к липу столкнется с неожиданной опасностью, ей самостоятельно придется быстро и безошибочно оценивать ситуацию, принимать единственно правильное решение. А чтобы такие неожиданные опасности в походе не возникали, нужно не только правильно планировать маршрут, но и разумно его проходить.

В первые дни похода нельзя делать длинные  переходы и преодолевать сложные  участки, требующие большого физического  напряжения (например, перевалы в гоpax, пороги на реках). Не следует оставлять их и на конец маршрута, когда появляются признаки усталости, снижаются внимание и реакция.

Тяжелый рюкзак - «печальная» необходимость, но надо постараться уменьшить его  вес - не за счет нужных вещей, а за счет рационального подбора высококалорийных и легких продуктов, надежного и  облегченного снаряжения. Облегчить  рюкзак, а заодно и акклиматизироваться  помогут радиальные выходы в начале похода и организация забросок в  промежуточные пункты маршрута.

На высоте очень часто возникают и молниеносно  прогрессируют простудные заболевания, появляется горная болезнь (головная боль, сонливость, апатия, заторможенность). Всему этому должна быть противопоставлена  высотная акклиматизация. Она включает в себя как высотный опыт, приобретенный  в предыдущих походах, так и определенную последовательность высот на данном маршруте, исключающую неподготовленный выход на максимальные высоты.

Сложные участки маршрута, особенно те, которые  недостаточно хорошо просматриваются  с подходов или имеют несколько  вариантов пути, нужно обязательно  проходить с предварительной  разведкой. Часть группы без груза  с необходимым снаряжением должна выйти для детального осмотра, а  иногда и для обработки пути. В  лыжных и горных походах наиболее опасными являются участки склонов  в районе перевалов, где возможны сходы лавин.

Необходимо  помнить, что склон менее лавиноопасен рано утром и в первой половине дня, когда снежные массы схвачены морозом. Подъем и спуск по крутым снежным склонам лучше проводить  по линии падения воды, надо избегать подрезания склона поперечными следами. Лагерь перед прохождением перевала желательно разбивать как можно  выше. На перевал поднимаются к 8-9 часам утра, чтобы было достаточно времени для спуска. Опасность  спуска во второй половине дня возрастает из-за усталости группы, вероятного ухудшения погоды и состояния  склонов. Еще при разработке маршрута рекомендуется выбирать для подъема  более трудную сторону перевала, а для спуска более легкую. При  сравнительно нетрудном подъеме, раннем выходе и спуске по склонам северной экспозиции можно проходить перевал  со спуском в тот же день. При  позднем выходе, длинном и трудном  подъеме и спуске по южным и  западным склонам целесообразно  заночевать на перевале. Для сокращения времени перехода через сложный  перевал необходимо выделить наиболее опытных и сильных участников для обработки пути (навешивание  перил, рубка ступеней и т. п.) до подхода  всей группы или сделать это накануне во время разведки. По покрытым снегом ледникам лучше передвигаться рано утром или даже ночью. Днем двигаться  по ним чрезвычайно затруднительно: снег проминается, снежные мосты  над трещинами становятся ненадежными.

Информация о работе Организация и проведение туристических походов