Организация молодежного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате – сейчас туризм является одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса.

Содержание работы

Введение
Глава I. Молодежный отдых как разновидность социального туризма
1.1 Основные понятия социального туризма
1.2 История развития молодежного туризма
1.3 Молодежный туризм в СССР
1.4 Современное состояние молодежного туризма в России
Глава II. Особенности организации молодёжного отдыха
2.1. Особенности молодежного туризма
2.2 Международное Студенческое Удостоверение ISIC
2.3 Транспорт для путешествующей молодежи
2.4 Особенности выбора средств размещения при организации молодежного туризма
2.4.1 Средства размещения эконом-класса
2.4.2 Ассоциации и объединения хостелов
2.4.3 Развитие хостелинга в России
Глава III. Проведение социологического опроса среди молодежи на предмет выявления потребностей в видах туризма
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

мпро.docx

— 53.91 Кб (Скачать файл)

1.3 Молодежный туризм в  СССР

Рассмотрим этапы развития молодежного туризма в СССР.

Туристско-краеведческая деятельность за период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена во внешкольных учреждениях и проводилась в форме многодневных (6-10 дней) экскурсий, путешествий, так называемых «кочёвок». Главной их тематикой было изучение естественноисторических дисциплин, сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов. Примечательно, что уже в 1918 г. в Наркомпросе организуется специальное бюро школьных экскурсий.

В конце 20-х годов XX века Обществом пролетарского туризма и экскурсий был объявлен Всесоюзный исследовательский поход «За сырьем для станков пятилетки», в котором приняли участие большое количество групп юных туристов.

В тридцатые годы XX в практике многих советских педагогов значительное место занимали туристские походы и экскурсии. Интересен опыт А.С. Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях воспитания. Выдающийся педагог использовал походы как стимул, как подарок коллективу за успехи учебного и трудового года. Анализируя опыт туристской работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко считал, что нет лучшего метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы, ежегодно устраивая их для своих воспитанников.

В 1940 году был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском туризме». В школах были созданы клубы юных туристов. Туризм и экскурсии преследуют прежде всего общеобразовательные задачи и в самой своей организации несут элементы физической закалки и подготовки будущего бойца. За 1940 г. к участию в походах была привлечена 261 тысяча школьников. В начале 1941 года была объявлены Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников по местам боевой славы гражданской войны и по изучению малых рек.

В годы Великой Отечественной войны туристско-краеведческая деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу. Дети собирали дикорастущие полезные растения, записывали биографии героев Великой Отечественной войны, помогали семьям фронтовиков и инвалидов.

После войны и в начале 50-х годов детский туризм стал массовым. Многие учителя - бывшие фронтовики - организовывали походы по местам сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство воспитания и обучения.

В середине 60-х годов берёт своё начало Всесоюзный поход «Дорогой славы отцов». Первый Всесоюзный слёт участников похода по местам революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 года в крепости-герое Бресте. В походе приняли участие более трех миллионов человек. Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове, Минске, Ереване, 12-й (и последний) слет проходил уже под другим названием.

В 70-е годы получила продолжение практика проведения Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя Родина - СССР».

С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958 г. образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР.

В 60-е годы XX века развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.

В период 1980-1992 гг. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

Основными чертами административно-нормативного периода являются: развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования; распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение); создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов; создание научной основы изучения туризма.

Организовывались и морские экскурсии по Черному морю, по Японскому морю и Охотскому, по Белому, Баренцеву, Красным морям. Массовый характер в 80-е годы приобрели авиационные тур маршруты. Более 160 бюро пользовались услугами авиации, что позволило отдыхать ежегодно 2 млн. человек.

Для решения вопросов молодежного международного обмена в июне 1958 года было создано Бюро молодежного международного туризма "Спутник".

Перестройка второй половины 80-х годов в конечном итоге привела к распаду СССР и развалу единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза. Начался процесс создания независимых государств, а также национальных туристско-экскурсионных организаций.

С 1990-года период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется программа туристско-краеведческого движения «Отечество», пришедшая на смену экспедиции «Моя Родина - СССР».[13]

 

1.4 Современное состояние  молодежного туризма в России

Формирование российского туристского рынка началось с 1990г.

Одновременно шли три процесса- это распад предприятий старого типа ( экскурсионных бюро, бюро путешествий); создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами и турагентами; модификация старых туристских предприятий путем перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

На первой этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества( Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые станы.

Происходящие в России рыночные преобразования глубоко отразились на всех сферах жизнедеятельности общества и особенно на уровне и качестве жизни большинства населения страны, в т.ч. молодежи. Высокие социальные издержки переходного периода, обусловленные структурным кризисом в экономике, пассивной ролью органов власти в реформировании системы управления собственностью и формирование современной модели социально-трудовых отношений в обществе, несовершенной государственной нормативно-правовой базой и нестабильностью налоговой политики, неспособностью социальной сферы адекватно реагировать на изменение потребностей людей, привели к существенному ослаблению жизнеобеспечения общества и замедлению воспроизводственных процессов.

Развитию туризма был нанесен существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса в августе 1998 года. Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и въездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

На сегодняшний день в мире сложилась целая инфраструктура молодёжного туризма. Определенное развитие она получила и в Российской Федерации. В государстве действует цепочка молодёжных хостелов, а также предоставляются скидки для молодёжи на предприятиях питания, на транспорте и в других учреждениях. Ею пользуются студенты из Европы, Азии и Америки.

В России ежегодно проводится форум «Селигер», на котором молодежь со всей страны может проявить себя в самых разных сферах деятельности- от политики и предпринимательства, до ораторского искусства и туристических навыков.

Так же продолжают функционировать различные кружки и секции по активному туризму. В ВУЗах, где студенты учатся на специалистов социально- культурного сервиса и туризма, организуются различные поездки, походы и экскурсии, как по нашей стране, так и за рубежом.

Однако современное состояние системы молодежного туризма в России все же не удовлетворяет международным требованиям и требует пристального к себе внимания.

 

Глава II. Особенности организации молодёжного отдыха

Интересный отдых каждый понимает по-своему. Легкомысленный молодежный отдых отличается от веселого детского или неспешного и расслабленного для людей среднего и старшего возраста. Море, пляжи, новые интересные знакомства, развлечения с утра до ночи и с ночи до утра – нормальный ритм почти каждого молодого человека.

Эта группа на начальном этапе сильно зависит от родителей, и, как правило, путешествует в эконом- сегменте. А вот студенты — наиболее активно подрабатывающая группа: большинство из них имеет опыт подработок. Разумеется, для них самой важной деятельностью является учеба, что существенно ограничивает возможности устройства на основную работу.

Студентов называют вечно бедными, но дело не всегда в количестве денег, а в умении ими распоряжаться.

Что же является важным для планирования молодежного путешествия? Здесь стоит отметить довольно толерантный характер путешествующих по отношению к уровню комфорта в типе транспортировки и средствах размещения. Молодые студенты готовы ехать третьим классом, жить в маленьком номере с минимальной обслугой, питаться в местной столовой или же вообще готовить самим.

От сюда одна из особенностей формирования молодежного тур- пакета.

2.1 Особенности молодежного  туризма

Существуют важные отличия между молодежным и студенческим туризмом, и привычных путешествий группами.

Самое главное в подобных случаях это состав группы – не нужно объединять в одном пансионате или автобусе людей разных возрастных категорий, потому что люди старшего возраста и студенты отдых представляют по-разному. Молодежная группа должна состоять из туристов от18 до 35 лет. Дети с родителями и пенсионеры должны распределяться в другие группы.[19]

Во– вторых, для молодежных и студенческих групп важна насыщенная и захватывающая программа поездки, компания сверстников, как правило, очень мобильная и веселая, а комфортные условия проживания уже не так существенны, хотя и этот фактор учитывается.

И третье – это эмоциональный фон в молодежных группах. Должно быть правилом для молодежных и студенческих групп установление неофициальных приятельских взаимоотношений между руководителем и туристами, а также между всеми путешествующими в данной группе.

Согласно данным совместного исследования, проведенного Конфедерацией молодежного, студенческого и образовательного туризма (World Youth, Student and Educational Travel Confederation, WYSE) и Всемирной туристической организацией (UNWTO), в настоящее время молодежный туризм составляет 20% от общего числа путешествий в мире.

Это наиболее динамично развивающийся туристический сектор. Денежные суммы, которые тратят молодежь и студенты, за последние 5 лет увеличились на 40% - до 1900 евро за поездку. 80% путешествующей молодежи возвращается домой более толерантными к чужой культуре и другим народностям. Поэтому эксперты WYSE и UNWTO советуют профессионалам турбизнеса обратить особое внимание на эту категорию туристов. [22]

В категорию "молодые туристы" эксперты включили людей вплоть до 26-летнего возраста и немного старше, поскольку теперь и они зачастую предпочитают образовательный туризм пляжному.[15]

Наиболее популярные в глазах молодых туристов страны – это Австралия, США и Франция. Великобритания по-прежнему остается основным направлением, куда туристы отправляются для изучения английского языка. Больше всего желающих выучить язык приезжает из Японии, Испании и Германии.[17]

Представители турбизнеса многих стран осознают важность этой целевой группы. Для этого разрабатываются специальные "молодежные" туристические программы – спортивные, приключенческие и т.п.; предлагаются специальные пакеты туров или услуг со скидками; появляется все больше хостелов и других бюджетных мест размещения.

Отдых для молодёжи манит многочисленными скидками. Льготы студентам– распространенное явление.

2.2 Международное Студенческое  Удостоверение ISIC

После Второй мировой войны лидеры международного студенческого движения четко осознали важность международных молодежных контактов. Они понимали, что достичь глобального взаимопонимания возможно пкультурного обмена и путешествий. В конце 50-х годов ХХ возникла идея о создании документа, который подтверждает статус студента во всем. Претворить в жизнь эту замечательную идею удалось в конце 60-х, и так была создана Международная студенческая карта ISIC.

ISIC — International Student Identity Card (международное  удостоверение личности и статуса  ученика/студента) было создано в 1956 году под эгидой ЮНЕСКО. С  тех пор 50 миллионов студентов  воспользовалось удостоверением ISIC во время путешествий для получения  дисконтов на товары и услуги.[21]

Основная задача ISIC — способствовать международному сотрудничеству и развитию студенческих и молодежных обменов путем предоставления всевозможных дисконтов на транспорт, и тому подобное, служить интересам студентов и подтверждать статус «студента» во всем мире.

Информация о работе Организация молодежного туризма