Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:17, реферат

Описание работы

Когда мы говорим о туризме, мы подразумеваем людей, которые посещают друзей и родственников, отдыхают на каникулах и просто хорошо проводят время. В свободное время они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные ванны, кататься на лошадях, могут ходить в походы, читать, разговаривать и, наконец, просто наслаждаться окружающим миром. Можно включить в наше определение туризма и людей, которые принимают участие в различных съездах, конференциях или других видах деловой и профессиональной деятельности, ездят в обучающие туры или занимаются исследованиями.

Файлы: 1 файл

Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности.docx

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Основные понятия  и определения туризма как  сферы деятельности

Когда мы говорим  о туризме, мы подразумеваем людей, которые посещают друзей и родственников, отдыхают на каникулах и просто хорошо проводят время. В свободное время  они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные  ванны, кататься на лошадях, могут ходить в походы, читать, разговаривать  и, наконец, просто наслаждаться окружающим миром. 
 
Можно включить в наше определение туризма и людей, которые принимают участие в различных съездах, конференциях или других видах деловой и профессиональной деятельности, ездят в обучающие туры или занимаются исследованиями. 
 
Эти люди (назовем их туристами) используют во время путешествий различные виды транспорта: начиная с велосипедов и заканчивая полетами на реактивных самолетах. Многие путешествуют на автомобилях, автобусах, поездах и даже мотоциклах. 
 
Для того чтобы установить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо в первую очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме. 
 
1. Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности. 
2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке. 
3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет. 
4. Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными. 
 
Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. Путешествия, туризм - это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т. е. работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму авиакомпании, компании по прокату машин, железные дороги, автобусы, гостиницы и рестораны. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания и др.

Путешествия и туризм - два неразрывно связанных  понятия, которые характеризуют  определенный образ жизнедеятельности  человека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение и множество других видов  деятельности. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности - перемещение человека в иную местность  или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или  проживания. 
 
В путешествиях перемещаются: отдельные индивидуумы; группы лиц, объединенных единым интересом и целью; целые экспедиции, в том числе и военные, в составе которых могут быть несколько сотен или даже тысяч специалистов, а также дипломаты, мигранты и переселенцы. Для отдельных народов путешествие - это образ жизни, установившийся веками и вызванный климатическими особенностями местности проживания. К ним относятся, например, кочевые племена: белунджи, бедуины, цыгане и др. Кочевники вместе со стадами животных ежегодно перемещаются по мере освоения пастбищ, причем их не останавливают даже границы государств. Так, белунджи постоянно мигрируют из Пакистана в Афганистан. Сезонные сельскохозяйственные рабочие путешествуют по мере сбора урожая с юга на север США. 
 
Путешествие - термин, обладающий значительной общностью понятийного смысла и обозначающий перемещение людей в пространстве и времени. 
 
Таким образом, путешествие - это перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений, средств передвижения и временных промежутков, именуется путешественником. В зависимости от особенностей путешествия путешественника можно именовать мореплавателем, космонавтом, бизнесменом, натуралистом и т. д. в соответствии с целями, направлениями, средствами передвижения и иными характеристиками, имеющими существенное или даже несущественное значение. При определенных характеристиках и условиях организации и осуществления путешествие может быть составной частью туристской услуги. Для целей статистики путешествующий человек именуется также "посетителем".

Основные  особенности туризма: 
 
1. В отличие от путешествий туризм - это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. 
 
Длительные путешествия совершаются лишь единицами индивидуумов. Туризм же массовое явление XX века, получившее свое развитие в силу сложившейся в развитом обществе политико-экономической ситуации. Люди (в большинстве своем трудящиеся по найму) повсеместно получили право на ежегодный короткий (в среднем 2-3 недели) отпуск. После второй ми ровой войны (1939-1945 гг.) люди в большинстве своем сталжить в достатке, позволяющем выделять средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха.

2. Для туризма  важно определить категорию места  постоянного проживания (местожительство). Туризм предусматри- вает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания, например ежедневные поездки на работу, не могут быть отнесены к туризму. 

3. Определение  периода свободного времени исходит  из об-щего понимания туризма как способа отдыха. Оно недостаточно справедливо для некоторых видов туризма, например для профессионально-делового, участники которого чаще всего совершают поездки как специалисты, командированные фирмой.

4. Важнейшей  категорией является цель туризма,  которая позволяет четко выделить  виды деятельности, относящиеся  к туризму и попадающие под  льготные таможенные, налоговые  и иные предпочтительные режимы, устанавливаемые государст- вами исключительно для туризма. Главные цели туризма: раз-влекательные (аттрактивные), рекреационные и познавательные. Вторыми по значимости являются цели оздоровительные и лечебные, далее следуют профессионально-деловые, гостевые и пр.

5. Туризм - важная  составляющая экономики многих  госу-дарств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Туризм основан на экс-., плуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной; местности или государству доход. Туризм в зависимости от составляющих услуг и обслуживавмых категорий населения разделяется на внутренний и международный.  
 
Внутренний туризм - временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой, отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами национальной жизни1.  
 
Международный туризм - систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм). Туризм во многих странах - деятельность, находящаяся под пристальным вниманием государства как экономически выгодная и прибыльная отрасль. 
 
Имеет также место понятие национальный туризм - совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, т. е. обслуживание туристов из числа жителей своего государства. 
 
По способу организации различают плановый и самодеятельный туризм. 
 
Плановый туризм - любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма - туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас Кук. Именно он в 1849 г. придумал продавать туристские услуги в пакете: перевозку, экскурсии и питание. 
 
В значительной степени плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей. 
 
Самодеятельный туризм - специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками. 
 
Социальный туризм - разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых.

Потребители туристского продукта

В 1963 г. на Конференции ООН по международному туризму в Риме были рассмотрены вопросы туристских дефиниций. Было принято определение понятия "турист", которое применительно к российским условиям в полном виде выглядит следующим образом. 
 
Турист - потребитель тура, туристского продукта или ту-. ристских услуг; временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии; находящийся в данной местности не менее чем 24 ч, но не более 12 месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку; путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного, источника.

Международный (иностранный) турист. В Комитете статистических экспертов при Лиге Наций в 1937 г. было дано следующее определение иностранного туриста: лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия оплачиваемой деятельностью3
 
Международными туристами считаются лица, путешествующие: 
 
- с целью отдыха, лечения, посещения родственников и т. д.; 
- с целью участия в семинарах, конгрессах (научных, дипломатических, религиозных, административных, атлетических и т. д.); 
- с деловыми целями; 
- в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 ч. 
 
К категории международных туристов не относятся и не учитываются в статистике туризма: 
 
- иностранные рабочие; 
- мигранты, включая иждивенцев и сопровождающих; 
- лица, следующие в целях обучения сроком более шести месяцев; 
- военнослужащие, их иждивенцы и члены семей, за исключением следования в целях туризма; 
- работники дипломатических служб, а также иждивенцы, члены семей, прислуга работников дипломатических служб;  
- кочевники и беженцы, вынужденные переселенцы;  
- регулярно мигрирующие в целях поиска работы граждане приграничных районов;  
- транзитные путешественники; 
- участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в вагонах поезда;  
- участники групповых поездок на спальных автобусах, ней чующие в салонах этих автобусов;  
- члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов," ночующие на судне или в вагоне поезда; 
- члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте посещения;  
- путешественники, проезжающие через страну без остановки, даже если их путешествие длится более 24 ч.

Внутренний  турист. Ночующий временный посетитель, т. е. совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 мес, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Экскурсант. Временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 ч. 
 
К категории экскурсантов относятся пассажиры яхт и других круизных судов, участники туристских железнодорожных маршрутов. Экскурсанты не учитываются в статистике туризма.

Основные  понятия туризма по российскому  законодательству

тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;

туристская  путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;

туристский  продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу;

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - туроператор); 
 турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент); 
услуги гида-переводчика - деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания;

туристский  ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания. 

Туроператорская и турагентская деятельность

Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, а  также подготовкой и проведением  экскурсий, называются туристско-экскурсионными организациями. 
 
В настоящее время на туристском рынке действуют два вида туристских фирм: туроператоры и турагенты. 
 
Туроператор - туристское предприятие (организация), которое занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу; рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам; продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям. 
 
Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме, так как именно они пакетируют различные услуги (транспорт, размещение, питание, трансфер, развлечения и т. п.) в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю через агентскую сеть.  Туроператор также может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости.

Войдя в международный рынок  на общих началах, российские туристские организации включились в так  называемую межрегиональную конкуренцию, т. е. конкуренцию с другими гостеприимно принимающими странами и городами, курортами. Эту конкуренцию, состоящую не только из ресурсной и материальной частей, но и из разнообразного количества дополнительных услуг, грамотного и квалифицированного их пакетирования, оригинальности и психологической разработки под потребителя, из возможностей неповторимых развлечений и специальных программ обслуживания, из широкого спектра специальных цен, скидок и льгот, основанных на комплексном (пакетном) предоставлении услуг и обслуживания, эту конкуренцию за иностранного посетителя нашей страны мы проигрываем.

исследования показывают, что у  наших туристов имеется достаточно большая тяга к отдыху в северной полосе России. Но, попробовав высококлассного  и квалифицированного организованного  обслуживания в других странах, они  считают, что отдых на турбазах Валдая без дополнительных услуг, специальной  программы обслуживания и туроперейтинга на сегодня не может отвечать их требованиям. В связи с этим основная доля туроператоров в России работает с преимущественной ориентацией на выезд.

Опыт развитых в туристском плане  стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от его  государственной поддержки. Разработанные  в ряде стран государственные  программы стимулирования въездного  туризма предусматривают льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного  режима, создание благоприятных условий  для инвестиций, предоставление льготных ссуд и кредитов для национальных предпринимателей, увеличение бюджетных  ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу, подготовку кадров.

Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений

Гостеприимство, или  сфера гостиничного и ресторанного бизнеса, - это отрасль, которую называют «курицей, несущей золотые яйца». Объясняется это тем, что сфера  гостеприимства является ведущим фактором и базой туризма.

Объективно в России насчитывается  не более 20 высококлассных гостиниц. К  этой категории можно отнести  большинство отелей, входящих в международные  гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4-5 звезд находятся  в гостиничном совладении иностранных  компаний или полностью управляются  ими. 
 
Около 40 российских отелей соответствуют категории 34 звезды. На сегодняшний день большинство отелей такого класса акционированы и находятся в долевом владении государства или города. Хотя некоторые ведомственные гостиницы подтвердили свою категорию 2-3 звезды, многие из них не соответствуют международным стандартам, что связано со значительной изношенностью помещений, устаревшим оборудованием и мебелью, ограниченным набором предоставляемых услуг.

Информация о работе Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности