Основы организации туристической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 14:27, реферат

Описание работы

Идущая в мире информационная революция находит наиболее яркое проявление в компьютерном и туристском буме. Она сопровождается ростом социальной и пространственной мобильности людей и обусловливает смещение жизненных приоритетов в сторону разнообразия впечатлений и новой информации. Возрастающая интеллектуализация трудовой деятельности повышает ее интенсивность, что предполагает увеличение свободного времени, а это, в свою очередь, количественно и качественно возвышает потребности в самых разнообразных видах отдыха

Содержание работы

Введение
Понятие туризма
Туризм как социально-экономическая система
2.1 Экономическая составляющая туризма
2.2 Влияние туристической индустрии на развитие социально-хозяйственного комплекса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

организация тур.деят-ти.docx

— 36.70 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет международных отношений и туризма

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

Основы организации туристической деятельности

 

 по дисциплине: «Организация туристской деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса заочной формы обучения группы Т201-341

Гремячинская Алена

Проверила:

Полякова Е.В.

 

 

 

 

 


 

 

 

Москва  2011

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Понятие туризма
  2. Туризм как социально-экономическая система

2.1   Экономическая составляющая  туризма

2.2 Влияние туристической  индустрии на развитие социально-хозяйственного  комплекса

Заключение

Список использованной литературы

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Идущая в мире информационная революция находит наиболее яркое проявление в компьютерном и туристском буме. Она сопровождается ростом социальной и пространственной мобильности людей и обусловливает смещение жизненных приоритетов в сторону разнообразия впечатлений и новой информации. Возрастающая интеллектуализация трудовой деятельности повышает ее интенсивность, что предполагает увеличение свободного времени, а это, в свою очередь, количественно и качественно возвышает потребности в самых разнообразных видах отдыха. Совершенствование всех видов транспорта удешевляет поездки, сокращает их продолжительность и повышает комфортность. В результате сфера туризма превращается в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Туризм служит интересам человека и общества в целом и стал источником постоянно растущих доходов на микро-, мезо- и макроэкономическом уровнях.

 

1. Понятие туризма

 

В материалах Всемирной конференции по туризму (1981 г., Мадрид) туризм определен как "один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта". В Гаагской декларации по туризму (1989 г.) туризмом называют "свободное перемещение людей от места их проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений". По определению, принятому Организацией Объединенных Наций, туризм трактуется как активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением его за пределы постоянного места жительства. Манильская декларация по мировому туризму объявила туризм видом деятельности, имеющим важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения. Статистической комиссией Организации Объединенных Наций было принято более широкое определение туризма: "Туризм - это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями".

В законе Российской Федерации "Об основах туристской деятельности" туризм определяется как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятий оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

В научной литературе подход того или иного автора к определению туризма зависит от сферы его научных интересов. Так, например, с юридической точки зрения туризм - это "совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам. В социально-культурной плоскости туризм предстает как "особого рода межличностная деятельность, ... средство межличностных связей в процессе политических, экономических и культурных контактов,... один из факторов, определяющих качество жизни"; с точки зрения индустрии - это деятельность по организации въезда - выезда путешественников и обеспечения их соответствующими услугами в месте временного пребывания.

По мнению М.Фигеролы, туризм представляет собой "деятельность, предполагающую перемещение лиц, связанное с тратой доходов, целью которой является использование услуг по отдыху и развлечениям, предлагаемые предприятиями, в которые вложены определенные средства для получения прибыли". Такая концепция туризма логично входит в экономические структуры как современная производственная и коммерческая деятельность, которая производит товары и услуги, потребляемые сразу или частями иностранными или национальными туристами.

Данные определения не исчерпывают всего многообразия рассматриваемого феномена, который синтезирует деятельность как государственных и общественных организаций, коммерческих и некоммерческих структур, так и различных социальных групп и отдельных граждан. Более того, сам феномен туризма обнаруживает устойчивую тенденцию к расширению своих границ и обогащению функций. Вышеприведенные определения туризма лишь отражают различные стороны одного социально-экономического явления.

Говоря о многогранности и сложности туризма как системы, необходимо отметить, что основными действующими звеньями в ней выступают: субъект туризма - турист и объект туризма - центр туристского притяжения (местность, населенный пункт), без которых данное явление не может существовать.

В этой связи необходимо разграничить два понятия: "путешественник" и "турист", т.к. последний может называться и путешественником, а первого туристом назовешь не всегда.

Всемирная туристская организация (ВТО) делит путешественников на две группы: временные посетители и лица, не включенные в статистику туризма. Временные посетители, в свою очередь, делятся на две группы:

туристы (ночующие посетители), т.е. люди, пребывание которых в посещаемой стране длится не менее 24 часов, но не более года;

однодневные посетители - лица, временно пребывающие в стране вне места своего постоянного проживания не более 24 часов (в том числе - экскурсанты).

Федеральный закон РФ № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 года устанавливает, что туристом является гражданин, посещающий страну временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.

В предложенных определениях, не учитываются путешественники, деловая миссия которых за пределами постоянного места проживания может длиться более одного года и является неоплачиваемой в стране пребывания. Например, археологи, биологи, географы и т.д. Тем не менее, данная категория путешественников использует туристскую инфраструктуру и ресурсы страны пребывания, принося тем самым, доход в ее казну.

Исходя из вышеизложенного, целесообразно рассматривать туризм как явление, характеризующееся процессом перемещения человека за пределы постоянного места жительства с целью, реализация которой ограничена временными рамками, не включает оплачиваемую деятельность на месте пребывания и предполагает использование туристских ресурсов и инфраструктуры территориального туристского объекта.

 

2. Туризм как  социально-экономическая система

 
Туризм как социально-экономическая система современности сложен и многогранен. Для потребителей туристских услуг он является путешествием (поездкой, походом), совершаемым в рекреационных, деловых, образовательных, культурных, спортивных и других целях. Для представителей туристской отрасли - это сфера предпринимательской деятельности, необходимая для получения прибыли от своей деятельности.

Традиционно в нашей стране обеспечение различных видов туристской деятельности сводилось к организации туристских маршрутов и нормальному функционированию инфраструктуры обслуживания путешествующих. Многие чиновники, по мнению И.В. Зорина, считают сферу туризма только как область экономической деятельности. Подобное заблуждение привело к тому, что социальный эффект туризма как фактора благополучия населения до сих пор не учитывался и какая-либо статистика здесь, к сожалению, не ведется.

Действительно, по сути своей туризм отделен от государства. В нашей стране государство лишь определяет политику в туристской сфере. Государство, согласно действующего законодательства, признает туристскую деятельность как одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации. При этом содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о России как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Как видим, государство подчеркивает роли внутреннего, социального и самодеятельного туризмов как приоритетных, тем самым признает туризм в целом как социально значимым явлением в современный период, доступным для широких слоев населения к национальным и культурным достояниям страны.

Первое десятилетие XXI столетия показывает, что туризм стал оказывать воздействие на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни общества.

В экономическом отношении, туризм рассматривается как: определенная совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции; часть народнохозяйственного комплекса страны, включающая определенные отраслевые виды производства и экономической деятельности; экономическая наука, изучающая туризм как отрасль хозяйства страны или региона (экономика туризма); общественная наука, изучающая поведение в сферах производства туристского продукта, его потребления, распределения и обмена. Все чаще экономисты анализируют процессы, происходящие в этих сферах, прогнозируют их последствия для юридических и физических лиц, общества в целом. Туризм стал рассматриваться также как современная экономическая теория, изучающая поведение хозяйствующих субъектов на всех уровнях туристской экономической системы в процессах производства, распределения, обмена и потребления туристских услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.

С точки зрения фундаментальной экономики туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели имманентными (внутренними) причинами. Но туризм также и важнейший катализатор экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку выступает каналом перераспределения валового национального продукта между странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если туристы не только вывозят часть заработанных в других производствах средств, но и создают в других странах новые рабочие места.

Современный туризм, по мнению Т.А. Фроловой как экономическое явление имеет индустриальную форму. И, как следствие выступает в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться; создает новые рабочие места и выступает зачастую пионером освоения новых районов и катализатором ускоренного развития национальной экономики; выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме; является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения; характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций; выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы; совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познанию.

 

 

 

2.1 Экономическая  составляющая туризма

Таким образом, туризм способен оказывать активное влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается. А так же на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы.

Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов, проявляет стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Отмечается, что в современный период индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1 %, валютных поступлений - 14 % .

Например, если в 1950 году число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туристской индустрии - 2,1 млрд. долларов США, то, согласно данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) в 2006году в мире было зарегистрировано 846,0 млн. прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд. долларов США.

Всемирный охват международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х годов XX-го века. В результате образовался мировой туристский рынок, в котором участвуют практически все страны.

В XXI веке 2006 год стал рекордным для мировой туристской индустрии в связи с ростом туристских прибытий на 43 миллиона, или на 5,4 %, по сравнению с 2005 годом. Из них 22 миллиона приходятся на Европу, 12 миллионов - на Азиатско-Тихоокеанский регион и по 3 миллиона на Америку, Африку и Ближний Восток.

Наибольшее количество туристских прибытий зафиксировано в европейском регионе благодаря объективным историческим и социально-экономическим факторам. Более чем на 9 % увеличилось число туристских посещений в Африку, что является самым высоким показателем роста туристских посещений 2006 года. Динамично развивается также Азиатско-Тихоокеанский регион, открывший за последние десятилетия многие важные туристские направления и центры.

Мировые поступления от туризма в 2006 году составили 733 млрд. долларов США. В абсолютном выражении они выросли за год на 57 млрд. долларов США.

Для многих стран затраты туристов на проживание, питание, местный транспорт, развлечения и посещения туристских достопримечательностей, шопинг и иные расходы составляют существенную долю в их экономике, повышая при этом уровень занятости населения и возможности для дальнейшего развития. К примеру, в 2006 году 75 стран мира заработали более 1 млрд. долларов США, благодаря поступлениям от туризма.

Информация о работе Основы организации туристической деятельности