Основы организации туристической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 14:27, реферат

Описание работы

Идущая в мире информационная революция находит наиболее яркое проявление в компьютерном и туристском буме. Она сопровождается ростом социальной и пространственной мобильности людей и обусловливает смещение жизненных приоритетов в сторону разнообразия впечатлений и новой информации. Возрастающая интеллектуализация трудовой деятельности повышает ее интенсивность, что предполагает увеличение свободного времени, а это, в свою очередь, количественно и качественно возвышает потребности в самых разнообразных видах отдыха

Содержание работы

Введение
Понятие туризма
Туризм как социально-экономическая система
2.1 Экономическая составляющая туризма
2.2 Влияние туристической индустрии на развитие социально-хозяйственного комплекса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

организация тур.деят-ти.docx

— 36.70 Кб (Скачать файл)

Если рассматривать абсолютные объемы поступлений от туризма, то мировым лидером продолжает оставаться Европа, получившая в 2006 году дополнительно 26 млрд. и набравшая в целом 374 млрд. долларов США, что составляет 51 % от общемировых туристских поступлений.

Среди стран мирового рынка в десятку лидеров входят Франция, занимающая первую строчку по прибытиям, обогнав Испанию и США, однако по поступлениям от туризма находится на третьем месте, отдав пальму первенства США, тогда как Испания сохраняет и здесь второе место. Китай, занимающий четвертое место по прибытиям, находится лишь на пятой строчке по поступлениям, уступив четвертое место Италии. При этом следует отметить, что лидирующие места по поездкам в Китай занимают Гонконг, Сингапур и Тайвань, где проживают этнические китайцы, посещающие родственников в континентальном Китае.

Великобритания и Германия занимают, соответственно, шестое и седьмое места, как по прибытиям, так и по поступлениям, тогда как Австрия, находясь на девятом месте по прибытиям, замыкает десятку по поступлениям, пропустив вперед Турцию.

Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.

По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям в 2007 году доля туризма в мировом ВВП составила 3,6 %, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4 %. Многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Австрии 8,6 % в ВВП страны составляют прямые доходы от туризма и 15% - доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8% и 18,2% , во Франции - 4,1% и 10,9%, в Хорватии - 8,5% и 19,0%, в Великобритании - 3,4 % и 9,1%, в Канаде - 3,4% и 11,0%, в Болгарии - 4,1% и 14,5%.

При проведении государственной политики в сфере туризма национальные туристские администрации большинства стран учитывают прогноз развития туризма в мире, составленный Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) - крупнейшей межправительственной организацией, являющейся специализированным учреждением ООН и насчитывающей в своем составе 153 страны. Согласно исследованию ЮНВТО "Туризм - панорама 2020" увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020гг. прогнозируется более, чем вдвое.

Прогноз показывает, что в 2010 году число международных туристских прибытий должно превысить 1,0 млрд. человек. К 2020 году эти показатели составят 1,56 млрд. человек, из которых 1,18 млрд. человек будут путешествовать в пределах своих регионов (Европа, Америка, Африка и др.), и только 377 млн. человек будут совершать дальние путешествия в другие регионы мира. Однако в целом в течение рассматриваемого периода дальние поездки в другие регионы мира будут расти быстрее, чем путешествия внутри своих регионов. Соотношение между внутрирегиональными и межрегиональными путешествиями изменятся от 82:18 в 1995 году до 76:24 в 2020 году. При этом ожидается следующее распределение туристов по регионам: лидирующее место будет оставаться за Европой - 717 млн. туристов, второе место займет Восточная Азия/Тихоокеанский регион - 397 млн. туристов, третье место займет Америка - 282 млн. туристов, за ней последуют (в порядке убывания) Африка, Ближний Восток и Южная Азия. В данном прогнозе предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место в мире по количеству туристских посещений.

Международная практика подчеркивает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках.

При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений этих средств. Но частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной задачей, что подтверждается мировой практикой. К примеру, несмотря на лидирующие мировые позиции в развитии туризма, ежегодный государственный бюджет, выделяемый Великобританией и Испанией, только на продвижение своего национального туристского продукта с целью увеличения въездного туристского потока, составляет соответственно 50,9 и 96,2 млн. евро. Большинство европейских стран, имеющих туристские ресурсы и стремящиеся развивать туризм, также вкладывают ощутимые средства в продвижение своих стран на мировом рынке, которые в среднем составляют около 31,7 млн. евро ежегодно. К сожалению, Российская Федерация, на фоне названных государств, занимает нерадостное последнее место. На 2009 год из государственного бюджета страны для продвижения национального туристского продукта выделено 185 миллионов рублей, что катастрофически недостаточно для такой огромной страны как наша Россия.

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику страны. При этом следует учитывать значительный мультипликативный эффект туризма, развитие сопутствующих ему сфер экономической деятельности и рост занятости населения (косвенно 3-4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в экономике страны). Однако необходимо отметить, что одним из главных законов рекламы является значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить экономический эффект только с определенного минимального порога. Опыт стран, продолжительное время вкладывающих значительные средства в государственную рекламу своего туристского продукта, показывает, что необходимо вкладывать средства не только на увеличение туристского потока, но и на поддержание стабильности существующего. Только грамотно построенная государственная стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих рынках и носящая постоянный характер, позволяет сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей экономики.

С целью увеличения международных туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие перед странами на ближайшее десятилетие:

  • повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;
  • обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;
  • повышение роли государственной политики в сфере туризма;
  • усиление роли государственно-частных партнерств;
  • необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.

 

2.2 Влияние туристической  индустрии на развитие социально-хозяйственного  комплекса

туризм индустрия гостеприимство транспорт

Туризм постепенно начинает оказывать огромное влияние на такие важнейшие отрасли экономики, как транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает катализатором экономического развития.

Туристская индустрия становится значительным фактором, способствующим более интенсивному экономическому развитию тех районов земного шара, которые расположены в отдалении от крупных промышленных центров и имеют незначительные хозяйственные ресурсы. Мы становимся очевидцами, как в ряде государств туризм стал крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей ведущее положение в экономике. Во многом это объясняется тем, что современная туристская индустрия предоставляет большой объем услуг, потребляемых туристами в ходе путешествия. Это, прежде всего, следующие услуги:

  • по доставке туристов в страну и по перемещению туристов по стране временного пребывания (транспорт);
  • по размещению туристов (гостиницы, мотели, кемпинги и т.д.);
  • по обеспечению туристов питанием (рестораны, кафе, бары и т.д.);
  • по рекламе туристского продукта; по продвижению и реализации туристского продукта, это услуги туроператоров и туристских агентств (разработка маршрутов путешествия, бронирование мест на транспорте и в гостиницах);
  • по удовлетворению культурных потребностей туристов (посещение достопримечательностей, музеев, выставок и т.д.);
  • по удовлетворению деловых и научных интересов туристов (участие в научных конференциях, различных совещаниях);
  • торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, буклетов, открыток, путеводителей, предметов туристского снаряжения);
  • по оформлению туристских формальностей (оформление паспортов, виз, документов, пограничный, таможенный контроль);
  • служб охраны природы, памятников, музеев;
  • информационных служб для туристов; по обеспечению туристов средствами связи (почта, электронная почта, телеграф, телефон, факс);
  • средств информации (телевидение, газеты, журналы); государственных органов, обеспечивающих туристскую деятельность;
  • иностранных юридических лиц и общественных организаций сферы туризма;
  • страховых компаний; по удовлетворению анимационных потребностей и развлечений (казино, аттракционы, ночные клубы и т.д.).

Характерно, что индустрии туризма присущи особые специфические свойства: ресурсная ориентация в размещении туристских предприятий; сезонный цикл в производстве туристских услуг; высокие требования к уровню развития социальной инфраструктуры и информационных сетей.

Таким образом, индустрия туризма выполняет важную функцию в развитии хозяйственного комплекса и экономики страны, так как:

  • увеличивает местные доходы; создает новые рабочие места;
  • способствует развитию отраслей, ориентированных на производство туристских услуг;
  • развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах;
  • увеличивает валютные поступления в бюджет страны.

Кроме того, туризм является одним из немногих наиболее динамично развивающихся видов бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом факторов: во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется крупных финансовых вложений; во-вторых, на туристском рынке, несмотря на конкуренцию, могут успешно взаимодействовать крупные, средние и малые компании и фирмы; в-третьих, туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал.

Заключение

 

Информационная эпоха, в которую вступило общество в конце двадцатого века, повлекла за собой множество структурных изменений в международных экономических отношениях. Туристскую отрасль, как наиболее динамично развивающуюся, не могли не коснуться произошедшие перемены. Туризм охватил большую часть социально-экономической и предпринимательской деятельности людей. Экономический рост и социальный прогресс приводят к расширению диапазона поездок с различными целями. Это превращает туризм в чрезвычайно перспективное направление деятельности.

Сфера туризма как социально-экономическое явление позволяет сочетать в себе рыночные аспекты развития отрасли и социально ориентированные задачи общественного развития. Поэтому в современных социально-экономических условиях туризм превратился в важнейший сектор мирового хозяйства. Для многих стран мира туризм является одной из ведущих и наиболее прибыльных отраслей экономики. Туризм по признанию ведущих отечественных и зарубежных ученых представляет собой сложное социально-культурное, экономическое и психологическое явление, имеющее разнообразные трактовки и определения.

 
Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
  2. Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме. - М.: Советский спорт, 2005.
  3. Карпов Г.А. Туризм как объект управления. - М.: Вуз и школа, 2002.
  4. Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  5. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма. - М.: Советский спорт. 2004.
  6. Сараев А.С. О показателях статистики туризма // Вопросы статистики, - №9, - 2007. - С. 39 - 43.
  7. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года // Федеральное агентство по туризму. Москва. 2008.
  8. Писаревский Е.Л. Правоприменительная практика реализации Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской.
  9. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: ИНФО, 2001.

 


Информация о работе Основы организации туристической деятельности