Перспективы и проблемы развития детской курортологии в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 02:02, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших элементов социального, культурного и экономического развития любой страны является здоровье населения. По этой причине Правительство Российской Федерации ставит вопросы здоровья населения и развития здравоохранения в числе главных в процессе своей деятельности.
Санаторно-курортное лечение также является одним из основных этапов медицинской реабилитации. Оно полностью отвечает принципу профилактики в отечественном здравоохранении.
Эффективность лечения, проводимого в санаторно-курортных учреждениях, высока и позволяет уменьшить количество случаев обострения заболеваний в разы, как у взрослых, так и у детей.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Детская курортология в структуре курортного дела в России......6
1.1. Развитие курортного дела в России ……………………………………..6
1.2. Организация детской курортологии………………………………….…13
1.3. Зарубежный опыт детской курортологии………………………………15
Глава 2. Перспективы и проблемы развития детской курортологии
в Российской Федерации……………………………………………………....23
2.1. Состояние детских курортов в Российской федерации.......................23
2.2. Основные детские курорты Российской федерации…………………..26
2.3. Проблемы и перспективы развития детской курортологии…………..34
Заключение ……………………………………………………………………47
Список использованной литературы………………………………………..

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 90.01 Кб (Скачать файл)

Во время туристско-оздоровительных мероприятий (походов) у педагогов имеется значительно больше возможностей для организации квалифицированного психолого-педагогического сопровождения и поддержки своих подопечных, чем в любом отряде стационарного лагеря, даже если учитывать реальную наполняемость отряда. Значительно более эффективными возможностями располагает и педагог - руководитель туристского похода для дифференцированного личностно ориентированного дополнительного образования детей, эмоционально -личностного воздействия на их внутренний мир в реальных условиях походной среды (совместное проживание педагога и коллектива детей).

Тем не менее в регионах России наиболее динамично развивается сеть лагерей при образовательных учреждениях с дневным пребыванием учащихся. На их долю в 2007 г. приходилось 45% от общего числа детей, находившихся в оздоровительных лагерях (в 2006 г. - 43,6%). Загородные стационарные учреждения отдыха и оздоровления, где процесс оздоровления детей происходит значительно эффективнее, приняли лишь чуть более 35% от общего числа детей (в 2006 г. - 38%).

Продолжается процесс дифференциации оздоровительных лагерей по формам собственности. Увеличилось число лагерей, находящихся в муниципальной собственности: в 2007 г. они составили подавляющее большинство - почти 92%. В ведении местных органов исполнительной власти (преимущественно - органов управления образованием) находятся все лагеря с дневным пребыванием учащихся и более 1/3 загородных оздоровительных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Увеличилось также число лагерей, находящихся в частной собственности (более 1,2%) и собственности общественных объединений. Число лагерей, находящихся в государственной собственности, сократилось с 7,2 до 4,5%.

В то же время сохраняется тенденция, когда большинство загородных детских оздоровительных лагерей стремится обрести полную хозяйственную самостоятельность: к 2007 г. число загородных стационарных лагерей, имеющих статус юридического лица, достигло 1/3.

Очень важная тенденция - возрождение местными органами управления образованием системы программ отдыха и оздоровления в «малые каникулы». Зимние оздоровительные лагеря, туристские походы старшеклассников по местам боевой славы и по памятным местам родного края, досуговые программы на свежем воздухе в период новогодних и рождественских праздников, лагеря актива во время весенних и осенних каникул, профильные лагеря юных экологов, спортсменов, туристов весной и осенью, различные спортивно-туристские соревнования и состязания обогащают досуг школьника, снижают вероятность девиантного поведения подростков и оказывают значительный оздоровительно -восстановительный эффект.

Эти тенденции обозначили необходимость решения на государственном уровне проблемы гарантированного минимального обеспечения социальными услугами по организации оздоровления детей и учащейся молодежи во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.

Для ее решения в учреждениях отдыха и оздоровления детей и молодежи необходимо создать особый, отличный от традиционного, подход к организации и содержанию процесса отдыха и оздоровления. Требуется не только насыщение его научно обоснованными программами, технологиями и методиками, методическим сопровождением и обеспечением, материально -техническими ресурсами, но и подготовкой широкого круга специалистов (педагогов-организаторов, психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, врачебно-медицинского и прочего персонала, владеющего методиками адаптации и реабилитации, оздоровительной и лечебной физической культуры, анимационными технологиями организации досуга и т.д.).

Кроме того, как на федеральном, так и на муниципальном уровне необходимо внести коррективы в критерии оценки деятельности учреждений, предоставляющих услуги активного отдыха, оздоровления и туризма. Необходимо дифференцированно подойти ко всему спектру социальных услуг по организации отдыха, туризма, экскурсий, досуга и оздоровления на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Это необходимо осуществлять для каждого вида отдельно в строгом соответствии с направленностью и профилем реализуемых в этих учреждениях программ и проектов.

Требуется диверсификация содержания деятельности лагерей, значительная часть которых сегодня работает по вариативным программам, к сожалению, не всегда научно обоснованным с точки зрения адаптивной психологической, физической и функциональной нагрузки и не дающим положительного оздоровительного и реабилитационно-восстановительного эффекта.

В период подготовки к летней оздоровительной кампании Минобразованием РФ, ведущими научными и исследовательскими учреждениями, а также федеральными профильными учреждениями дополнительного образования ежегодно проводится работа по выявлению наиболее эффективных программ организации детского отдыха и оздоровления. Но, к сожалению, не всегда осуществляется обратная связь: передача и внедрение полученного ценнейшего опыта и материала в практику деятельности других учреждений отдыха и оздоровления.

Важную роль в научно-методическом обеспечении отдыха и оздоровления сегодня играют детские, подростковые и молодежные общественные объединения. Многие из программ, по которым строится жизнь в загородных лагерях и учреждениях отдыха и оздоровления, в туристских походах, путешествиях и экспедициях, разработаны в федеральных учреждениях дополнительного образования, в Научно-практическом центре Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО и прошли успешную апробацию в этих учреждениях, объединениях. Проведение ими различных профильных смен, походов, экспедиций, летних школ, детских творческих дач, малых научных академий способствует социальному и творческому развитию юной личности, реализации запросов и потребностей детей в различных видах деятельности в период школьных каникул и в течение всего года.

Сегодня очевидно, что российскому обществу в XXI в. предстоит реформирование сферы организованного каникулярного отдыха детей и молодежи.

Его определяющие компоненты следующие:

1. Обновление  нормативного поля в сфере  каникулярного отдыха и оздоровления  детей и подростков. Ужесточение  требований к обеспечению безопасности  детей, а также требований к  качеству досуговых, оздоровительных  и образовательных услуг, оказываемых  учреждениями отдыха и оздоровления  со стороны как родителей и  детей, так и муниципальных (региональных  и федеральных) органов исполнительной  власти.

Активно осуществляется межведомственное обновление санитарно-эпидемиологических правил для учреждений отдыха и оздоровления, в том числе с дневным пребыванием, а также полевых (палаточных лагерей).

Обновляются требования к порядку проведения смен лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха и профильных лагерей.

В законопроект «О дополнительном образовании» внесены как субъекты права «Детский оздоровительный лагерь» и «Детский оздоровительный центр».

Предпринимаются шаги к внесению в действующее законодательство о гарантиях прав ребенка в РФ статуса организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей и увеличении льгот для сферы каникулярного отдыха детей.

Минобразования РФ поддерживает поступившие предложения и исправления в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и иные законодательные акты, которые:

  • уточняют статус учреждений отдыха и оздоровления и их льготы;
  • определяют уровень ответственности федеральных органов исполнительной власти в сфере каникулярного отдыха детей, в первую очередь гарантировав выделение из федерального бюджета средств на отдых и оздоровление;
  • определяют ответственность учреждений разных уровней государственной исполнительной власти за организацию не только летнего отдыха, но и круглогодичного отдыха и оздоровления детей;
  • определяют механизм адресной поддержки государством детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, введя прямой контроль за реализацией льгот для них;
  • изменяют ориентиры в системе «государство - учреждение отдыха - ребенок». (Сегодня же заказчиком услуг отдыха и оздоровления выступает государство, а не конкретный ребенок или родители. Поэтому у родителей, имеющих низкий уровень доходов, социально незащищенных категорий нет выбора, в какой лагерь отправить ребенка. Муниципальные органы социальной защиты и образования с данной категорией родителей и детей поступают по остаточному принципу: «берите, что дают». Лишь одаренные дети и дети, находящиеся в системе дополнительного образования детей, формально могут выбирать профиль лагеря исходя из собственных интересов);
  • изменяют принципиальные подходы к сфере отдыха и оздоровления как системе оказания оздоровительных услуг, введя при этом законодательные гарантии для ребенка и родителей в виде: во-первых, обязательной сертификации оздоровительных лагерей как учреждений, оказывающих оздоровительные услуги; во-вторых, обязательной страховой защиты ребенка, находящегося на отдыхе;
  • определяют минимальный социальный стандарт (норматив) для оказания услуг отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи.

2. Под влиянием  изменения спроса меняется лицо  учреждений отдыха и оздоровления  и содержание их деятельности. Прежде всего это организация  психолого -педагогического процесса отдыха и оздоровления, всей жизнедеятельности учреждения по вариативным программам, ставящим во главу угла развитие личности ребенка, эффективность оздоровительных, восстановительных и реабилитационных услуг и работающих на последействие пребывания каждого конкретного ребенка (подростка) в каждой конкретной смене, на экскурсии, в походе или экспедиции .

Необходима всемерная поддержка создания малых отрядов и групп на основе учета половозрастных особенностей, дифференциации и индивидуализации. При построении и определении содержания реализуемых программ, развитии детского самодеятельного движения и самоуправления, малых и больших творческих коллективных дел необходимо помнить об интересах прежде всего потребителя социальных услуг по отдыху и оздоровлению - каждого ребенка, подростка.

3. Должна обрести  новое содержание система подготовки  педагогов к деятельности в  период каникул.

Увеличившееся количество школьных педагогов, желающих трудиться в летних учреждениях отдыха и оздоровления, привносящих с собой классно-урочную систему, формы, методы и технологии общеобразовательных учреждений в учреждения отдыха и оздоровления, приводит к значительным психолого -педагогическим деформациям. Аналогичная негативная тенденция прослеживается и при массовом «десанте» в учреждения отдыха и оздоровления специалистов, не имеющих педагогического образования, адаптированного к организации оздоровительной и реабилитационной, досуговой работы с детьми и подростками.

Необходимо реформировать систему подготовки кадров не только по вертикали (от учреждения до управленческого аппарата, ответственного за организацию отдыха и оздоровления, в том числе каникулярного) и по горизонтали на уровне федеральных округов и регионов (включая вузы и работников образовательных учреждений), но и по содержанию.

РМАТ и созданная ею в федеральных округах, региональных центрах и крупных городах корпоративная сеть образовательных учреждений готовы к реализации программ для профессиональной подготовки широкого круга специалистов, к организации оздоровительной, реабилитационной, досуговой и адаптивных форм деятельности с детьми, подростками и молодежью - от аниматоров, педагогов-организаторов, менеджеров спортивного туризма, менеджеров гостеприимства, педагогов дополнительного образования, тренеров- преподавателей по видам туризма, специалистов по адаптивной физической культуре и других специалистов, остро необходимых в учреждениях отдыха и оздоровления.

4. Изменение  содержания деятельности непрофильных  здравниц, принимающих детей на  отдых и оздоровление. В последние  годы значительно увеличилось  число детей, отдыхающих в пансионатах, на базах отдыха, в профилакториях  в южных регионах страны, прежде  принимавших работающих граждан. Перераспределение потока семейного  и детского отдыха с Украины  и дальнего зарубежья на юг  России позволило значительно  загрузить российские здравницы. Но эти неспециализированные  оздоровительные учреждения, как  показала практика последних  лет, оказались не готовы к изменению и насыщению содержания своей деятельности специфическими потребностями образовательно-воспитательной работы с семьями и детьми. В них, как правило, отсутствуют кружки, спортивные секции и иные виды временных объединений дополнительного образования, специально организованных для детей и подростков. Реализуемые программы досуговой деятельности в лучшем случае сводятся к организации дополнительных платных спортивных и экскурсионных услуг по коммерческим ценам посредников. Детский отдых и оздоровление в этих здравницах, рассчитанных на контингент взрослых, оказались в окружении «питейных» точек и нездоровой коммерции.

Межведомственным комиссиям необходимо более требовательно подходить к оценке содержания и качества предоставляемых социальных услуг, оздоровительных программ, содержания досуговой и образовательно -воспитательной деятельности с детьми и семьями в любых учреждениях, принимающих детей на отдых.

5. Преодоление  деформации организационных и  педагогических целей и задач  каникулярного времени. Систему  летнего отдыха детей все чаще  используют в качестве инструментария  лишь социальной защиты детей  в летний период. Летние детские  здравницы превращаются подчас  в учреждения социального обслуживания («центр кормления детей» или  «центр сезонного призрения за  подростками»), а не местом для  полноценного воспитания, творческого  развития личности подростка, активной  и рационально организованной  физической нагрузки, закаливания  организма, формирования здорового  образа жизни. Эти учреждения  все чаще становятся сезонными  для детей, оказавшихся в сложной  жизненной ситуации, в то время  как в процентном отношении  доля детей из «нормальных»  семей, имеющих возможность отдохнуть, значительно сокращается из-за  финансовых затруднений родителей.

Подавляющее большинство детей, отдыхающих в лагерях, - младшие школьники. Значительные проблемы возникают как у педагогов, так и у руководителей при определении форм и содержания работы со старшеклассниками и особенно обучающимися в учреждениях начального профессионального образования. К сожалению, для них сеть учреждений отдыха и оздоровления значительно сокращена.

Информация о работе Перспективы и проблемы развития детской курортологии в Российской Федерации