Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:52, курсовая работа
Деятельность в области стандартизации в современном мире направлена на выполнение трех социально-экономических функций:
• упорядочение объектов (продукции, работ, услуг), создаваемых в процессе научно-технического творческого труда человека;
• установление в нормативных документах по стандартизации оптимальных организационно-технических, общетехнических, технических и натуральных технико-экономических норм и требований;
• использование и соблюдение оптимальных норм и требований, установленных в нормативных документах по стандартизации.
Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1
Развитие стандартизации в РФ
1.1 Исторические сведения о развитии стандартизации в РФ………….6
1.2 Направления и перспективы развития стандартизации…………...14
Глава 2
Реформирование системы стандартизации
2.1 Предпосылки реформирования………………………………………21
2.2 Цели и задачи реформирования……………………………………...28
Заключение……………………………………………………………….....42
Список используемой литературы
1. Усилить роль и повысить авторитет России в международной (региональной) стандартизации.
2. Обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации для содействия успешному развитию секторов экономики с высоким потенциалом развития и роста, повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции, работ и услуг.
3. Позиционировать национальный стандарт как «общественный продукт», принятый на основе консенсуса и отражающий баланс интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.
4. Обеспечить создание национальной системы стандартизации, адаптивной к требованиям и запросам изменяющегося мира и рынка.
5. Обеспечить приоритетное использование национальных стандартов для обеспечения национальных интересов России, выполнения международных обязательств и поддержки социально-экономической государственной политики.
6. Создать механизм приоритетной разработки национальных стандартов, применяемых для содействия соблюдению требований технических регламентов, направленных на повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращение возможности террористических актов, а также охрану труда, экологию, информационную и техническую совместимость.
7. Обеспечить применение при разработке стандартов системных методов программно-целевого планирования, учет взаимопроникающих требований и методов различных отраслей знаний и видов техники с целью достижения консенсуса и снятия технических барьеров на рынке.
8. Провести оптимизацию правил и процедур разработки и принятия национальных стандартов, структуры национальной системы стандартизации и функций ее участников с использованием международного опыта. Повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов. Поощрять прямое применение международных и межгосударственных стандартов.
9. Обеспечить прозрачность и привлекательность для общества стандартизации, как средства, позволяющего достигнуть существенного социально-экономического эффекта и обеспечивающего баланс интересов всех заинтересованных сторон.
10. Обеспечить создание экономической модели национальной системы стандартизации, адекватной новым экономическим условиям, обеспечивающей привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию.
11. Повысить эффективность межгосударственной стандартизации.
Направления реформирования системы стандартизации
Функциональные и структурные преобразования системы
Появление новых целей и функций стандартизации, изменение статуса национальных стандартов приводит к необходимости проведения структурных изменений национальной системы стандартизации, а также изменений функций ее участников.
Необходимым условием является достижение бизнес-сообществом понимания необходимости и эффективности национальной стандартизации и финансовая поддержка работ по национальной стандартизации, создание государством экономических рычагов, усиливающих мотивацию бизнес-сообщества по участию в этой деятельности.
В целях обеспечения баланса интересов по определению приоритетов и целей стандартизации, контроля за деятельностью национального органа по стандартизации необходимо создание общественного совета по стандартизации, включающего представителей федеральных органов исполнительной власти, Российской Академии наук, общественных объединений предпринимателей и потребителей, научно-технических обществ, который должен давать рекомендации по стратегическим вопросам развития стандартизации.
Процессы разработки стандартов и их распространения должны быть пересмотрены с тем, чтобы обеспечить максимальное использование электронных средств, предоставляющих возможность ускорения работ при сокращении затрат и делающих доступ к информации по стандартам более удобным и надежным. Национальный орган по стандартизации и разработчики стандартов должны применять новые информационные системы и виды информационных изданий в области стандартизации, которые отвечают потребностям современных потребителей.
Структура национальной системы стандартизации должна обеспечивать экономически эффективную модель планирования, разработки, принятия и распространения национальных стандартов.
Развитие законодательных основ стандартизации
В Федеральном законе «О техническом регулировании» не полностью отражены системные вопросы стандартизации. Например, в нем узко дается определение самой системы стандартизации. Понятие «система» интерпретируется, как совокупность документов по стандартизации, без учета ее участников и правил функционирования.
Не решен законодательно вопрос защиты прав собственности на национальные стандарты, который позволил бы построить эффективную систему распространения стандартов и повысить ответственность за их распространение.
В бюджетном законодательстве отсутствует механизм «возвратного финансирования» работ по стандартизации, что делает невозможным использование средств, получаемых от продаж стандартов, финансируемых из государственного бюджета, на дальнейшее развитие работ по стандартизации.
Требуют юридической и экономической проработки вопросы применения в стандартах патентованных технических решений, отнесения работ по стандартизации к научно-исследовательским работам и затрат на разработку стандартов к себестоимости продукции.
Законодательством не предусмотрено бюджетное финансирование работ по международной и межгосударственной стандартизации, что делает нелигитимным бюджетные затраты на эти работы, замедляет интеграционные процессы между странами и ставит под угрозу срыва международные соглашения в области стандартизации и технического регулирования.
В соответствии с международной практикой в законодательных актах и нормативно правовых документах необходимо обеспечить приоритетное применение органами различных ветвей власти и государственным контролем национальных стандартов, как «общественных документов», принятых на основании консенсуса всех заинтересованных сторон, в том числе при разработке и применении технических регламентов.
Обобщая вышеперечисленные проблемы, можно констатировать, что для продвижения реформ в области стандартизации необходимо внести изменения в Федеральные законы «О техническом регулировании», «О бюджете Российской Федерации», «Об авторском праве и смежных правах» «О государственных закупках».
Реформирование экономических основ стандартизации
Основой экономической деятельности по стандартизации являются бюджетные и внебюджетные источники финансирования.[6] Бюджетные средства, выделяемые на стандаризацию, направляются на выполнение приоритетных государственных задач. Мировой опыт показывает, что бюджетное финансирование работ, проводимых национальными органами по стандартизации, составляет в среднем от 20 % до 40 %.
Внебюджетные источники, как правило, формируются за счет средств, получаемых национальными органами по стандартизации от реализации стандартов и других смежных видов деятельности, а также от заинтересованных организаций в любой разрешенной законодательством форме.
Учитывая, что национальные органы по стандартизации, как правило, имеют статус некоммерческих организаций, средства поступают также в виде членских взносов. Кроме того, часть расходов на разработку стандартов компенсируется заинтересованными сторонами за счет оплаты работы своих специалистов в технических комитетах по стандартизации.
Дополнительные средства Национальный орган по стандартизации может получать за счет обучения и повышения квалификации специалистов, издательской деятельности и других услуг, предоставляемых им на рынке.
Постепенный переход на современную экономическую модель стандартизации выявил направление, которое необходимо учитывать при планировании работ по стандартизации. Прогнозирование рынка стандартов и изучение спроса на них должны стать в ближайшее время необходимыми составляющими работ по стандартизации. Без реальной картины структуры и объемов продаж национальных стандартов невозможно осуществлять переход к функционированию в рыночных условиях.
Увеличить экономическую заинтересованность предприятий в работах по стандартизации можно за счет отнесения этого вида деятельности к научно-исследовательским работам, а затрат на разработку стандартов - на себестоимость продукции.
Усиление роли национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства в развитии стандартизации
Стандартизация является ключевым фактором поддержки целого ряда направлений государственной политики. Стандартизация способствует развитию добросовестной конкуренции и повышению качества инноваций в сферы, регулируемые государством, снижению необоснованных технических барьеров в торговле, повышению уровня защиты интересов потребителей, охраны окружающей среды, экономии всех видов ресурсов и др.
Для государства стандартизация является важнейшим элементом технического регулирования. Национальные и международные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов и содействия соблюдению их требований. Национальные стандарты содержат методики измерений и испытаний, которые могут применяться при оценке соответствия требованиям технических регламентов. Поэтому государство должно способствовать установлению связей между техническими регламентами и национальными стандартами, поддерживать и обеспечивать совершенствование работ в области национальной стандартизации.
Использование национальных стандартов в конкурсах на закупки для государственных нужд повышает эффективность государственных поставок продукции, работ и услуг.
Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти целесообразно использовать национальные стандарты при установлении своих нормативов и проводить политику, направленную на расширение применения национальных стандартов, разработанных на основе консенсуса, через существующее партнерство государственного и частного секторов, прежде всего в области безопасности, защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды.
Федеральным органам исполнительной власти и их подведомственным организациям необходимо участвовать в разработке национальных стандартов, чтобы иметь возможность устанавливать технические требования, которые удовлетворяют общественным целям и интересам национальной экономики.
Государству необходимо предпринять значимые действия, чтобы в условиях добровольного применения национальных стандартов поддержать национальную систему стандартизации.
Правительство Российской Федерации возлагает на Национальный орган по стандартизации функции управления и координации деятельности в области стандартизации, участвует в создании требуемых условий для разработки и применения национальных стандартов, необходимых для обеспечения, в первую очередь, национальных интересов России, выполнения международных обязательств, обеспечения деятельности органов государственной власти в области национальной стандартизации.
Национальному органу по стандартизации необходимо разработать механизмы участия заинтересованных сторон в формировании общей политики в области стандартизации и осуществлять активную координацию деятельности между разработчиками стандартов в России, чтобы гарантировать соблюдение принципов открытости, равных возможностей, надлежащих процедур и консенсуса.
Государство обеспечивает финансирование разработки тех национальных стандартов, которые в первую очередь используются для исполнения государственных функций и оказания государственных услуг.
Приоритеты разработки национальных стандартов за счет средств госбюджета должны отвечать текущим и перспективным задачам социально-экономического развития страны. При формировании ежегодных программ разработки стандартов ее бюджетная часть должна быть ориентирована, в первую очередь, на реализацию программных документов Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В общем виде приоритеты стандартизации должны обеспечивать поддержку развивающемуся техническому законодательству по направлениям, установленным в Федеральном законе «О техническом регулировании», развитию инновационных процессов, повышению уровня жизни населения различных социальных групп, конкурентоспособности отечественной экономики.
Необходимо усилить роль общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и их использование при межведомственном информационном обмене. Одной из первоочередных задач является разработка новых общероссийских классификаторов на основе их гармонизации с международными классификациями и пересмотр устаревших классификаторов с целью проведения единых статистических сопоставлений на национальном и международном уровнях.
Государству и Национальному органу по стандартизации необходимо разъяснять важность участия промышленности, как в национальной, так и в международной стандартизации.
Расширение участия промышленности и общества в процессах международной и национальной стандартизации
В целях реализации потенциальных социально-экономических преимуществ стандартизации, включая содействие малому и среднему бизнесу и поддержку интересов производителей, потребителей, Национальный орган по стандартизации должен выработать механизмы более активного привлечения к разработке стандартов представителей органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Они могут участвовать в разработке национальных стандартов или заказывать необходимые для них национальные стандарты, в том числе финансируя эту работу, а также направлять свои предложения и замечания по проектам стандартов в части защиты своих интересов и защиты прав потребителей. Их представители могут входить в состав общественного совета по стандартизации и соответствующих технических комитетов по стандартизации.
Информация о работе Перспективы использования премий качества в туристской деятельности