Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:52, курсовая работа
Деятельность в области стандартизации в современном мире направлена на выполнение трех социально-экономических функций:
• упорядочение объектов (продукции, работ, услуг), создаваемых в процессе научно-технического творческого труда человека;
• установление в нормативных документах по стандартизации оптимальных организационно-технических, общетехнических, технических и натуральных технико-экономических норм и требований;
• использование и соблюдение оптимальных норм и требований, установленных в нормативных документах по стандартизации.
Введение…………………………………………………………………….4
Глава 1
Развитие стандартизации в РФ
1.1 Исторические сведения о развитии стандартизации в РФ………….6
1.2 Направления и перспективы развития стандартизации…………...14
Глава 2
Реформирование системы стандартизации
2.1 Предпосылки реформирования………………………………………21
2.2 Цели и задачи реформирования……………………………………...28
Заключение……………………………………………………………….....42
Список используемой литературы
Процесс сотрудничества между промышленностью, органами исполнительной власти и потребителями должен обеспечить согласованные единые взгляды и позиции России на международном уровне.
Национальному органу по стандартизации и разработчикам стандартов следует проанализировать степень участия промышленности и потребителей в соответствующих технических комитетах, определить, представлены ли они должным образом, и разработать механизмы повышения эффективности их участия.
Изготовители, поставщики и потребители продукции, использующие стандарты, должны получать преимущества за счет сокращения затрат на разработку технической документации, сокращения номенклатуры продукции, материалов и применяемых средств технологического оснащения, технологической оснастки и испытательного оборудования. Представители промышленности получают конкурентные преимущества, включая в стандарты показатели достигнутого ими качества продукции.
Органы государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов участвуют в разработке национальных стандартов, направляя свои предложения и замечания по проектам стандартов для учета в проектах стандартов требований технических регламентов.
Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) участвуют в разработке национальных стандартов, направляя свои предложения и замечания по проектам стандартов в части установления требований к объектам технического регулирования, а также методов испытаний продукции для целей подтверждения соответствия.
Развитие федерального фонда стандартов
Для повышения эффективности национальной стандартизации необходимо обеспечить динамику обновления фонда национальных стандартов не ниже 10 % в год.[7] Это позволит приблизиться к уровню обновления международных стандартов и стандартов промышленно- развитых стран.
Приоритетность разработки национальных стандартов должна соответствовать национальным интересам России и развитию ее торговых отношений на международной арене. Для этого приоритеты национальной стандартизации должны учитывать стратегические цели международных и региональных организаций по стандартизации, в том числе на уровне ЕЭК ООН. К числу приоритетов также должно быть отнесено применение в качестве национальных стандартов международных и региональных стандартов, в наибольшей степени влияющих на развитие торговых отношений между Россией и ее основными торговыми партнерами.
Необходимо повысить эффективность планирования разработки стандартов и поддержания фонда национальных стандартов в актуализированном состоянии.
С этой целью Национальному органу по стандартизации и разработчикам стандартов необходимо провести ревизию действующего фонда стандартов с целью отмены устаревших и неэффективных стандартов.
Фонд национальных стандартов должен, с одной стороны, обеспечивать повышение защиты жизни и здоровья, охраны окружающей среды и способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции. С другой стороны, фонд должен обеспечивать основу для разработки технических регламентов и доказательную базу подтверждения соответствия их требований.
Особое внимание следует уделить повышению темпов обновления фонда межгосударственных стандартов за счет применения международных стандартов.
В целях сохранения положений и требований целого ряда отраслевых стандартов, применяемых для развития и функционирования отдельных секторов промышленности, необходимо решить, в какой форме они могут продолжить свое существование – в качестве национальных стандартов или стандартов организаций. Федеральные органы исполнительной власти совместно с ассоциациями (союзами) производителей должны принять согласованные решения по этому вопросу и организовать работу совместно с национальным органом по стандартизации.
Национальному органу по стандартизации необходимо также обеспечить разработку и применение новых видов документов по стандартизации, включающих рекомендации, руководства, Своды правил, технические требования и технические отчеты.
Перспективой развития работ по общероссийским классификаторам является разработка Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), построенного на основе гармонизации с аналогичной классификацией Европейского Союза. С введением этого документа предусмотрена отмена общероссийских классификаторов продукции (ОКП), услуг населению (ОКУН), видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
Кроме того, должно осуществляться проведение постоянных работ по обеспечению федеральными органами исполнительной власти работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений с учетом предложений бизнес-сообщества и общественных организаций.
Развитие информационного обеспечения в области стандартизации
Для успешного выполнения задач стандартизации информационное обеспечение национальной системы стандартизации должно осуществляться в соответствии с принципами:
- доступности информации для всех заинтересованных сторон;
- оперативности предоставления информации;
- единообразия используемых инструментов и систем, основанных на использовании современных технологий;
- непрерывности обеспечения информационного сопровождения нормативных документов на протяжении всего их жизненного цикла - повышения адресности оказания информационных услуг;
- расширения номенклатуры предоставляемых информационных услуг;
- совершенствования процедур взаимодействия.
Информационное обеспечение национальной системы стандартизации должно быть в рамках единой информационной системы по техническому регулированию, включающей в качестве составной части и технологической основой Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.
Для повышения эффективности издания и распространения стандартов и информации о стандартах Национальный орган по стандартизации необходимо расширить номенклатуру и виды информационных изданий, сделать их доступными для всех заинтересованных пользователей при помощи современных методов и средств распространения информации.
Национальному органу по стандартизации и разработчикам стандартов следует увеличить использование информационных технологий с целью усовершенствования процедур разработки стандартов, сделать эти процедуры в большей степени доступными для всех участников, и проводить постоянную работу, направленную на применение совместимых информационных технологий.
Усиление взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации
России необходимо активизировать свою работу в руководящих органах международных организаций по стандартизации. Среди основных задач – повышение участия России в работе руководящих органов ИСО и МЭК. Это невозможно без расширения участия российских экспертов в работе технических комитетов, подкомитетов и рабочих групп ИСО и МЭК.
Следует усилить взаимодействие в работах по международной стандартизации разработчиков национальных стандартов и специалистов испытательных центров.
Необходимо более настойчиво продвигать отечественные стандарты в качестве международных стандартов, инициировать создание под руководством России новых международных технических комитетов по стандартизации в приоритетных для России направлениях в рамках этих международных организаций.
Необходимо также повысить участие России в работах по стандартизации в рамках таких региональных организаций, как ЕЭК ООН, АТЭС, ПАСК, единого экономического пространства, а также европейских организаций по стандартизации – СЕН и СЕНЕЛЕК.
Этапы реформирования системы стандартизации
Реформа национальной системы стандартизации должна проводиться поэтапно. Последовательность и взаимосвязь этих этапов крайне важна, так как успех реформирования национальной системы стандартизации зависит от целого ряда дополнительных условий: совершенства механизма юридической и экономической ответственности производителей и продавцов, развития полноценных отношений между субъектами страхования, конкуренции на свободном рынке, эффективности государственного контроля и надзора, экономической заинтересованности бизнес-сообщества. Выполнение этих условий гарантирует, что стандартизация в новых условиях не утратит своего значения для экономики страны, а будет эффективно применяться всеми субъектами на добровольной основе.
На фоне преобразований общественных и государственных отношений Национальный орган по стандартизации совместно с федеральными органами исполнительной власти осуществляет развитие законодательных основ системы стандартизации и готовит предложения по переводу деятельности Национального органа по стандартизации на принципы максимального привлечения внебюджетных источников финансирования для развития национальной стандартизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или
потенциальных задач.
Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.
Действующая система стандартизации смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимы для обеспечения взаимопонимания между партнёрами как в сфере техники и технологий, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.
Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды и многих других направлений.
Стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне.
[1] 10, с 11
[2] 12, с 97
[3] 6, 22
[4] 1, с1
[5] 13, 47
[6] 14, с 33
[7] 8, с 57
Информация о работе Перспективы использования премий качества в туристской деятельности