Подготовка и заключение договора туроператора с турагентом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ договора между туроператором и турагентом.
Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:
-анализ подготовки договора между туроператором и турагентом;
-анализ заключения договора между туроператором и турагентом.
Объект исследования: туроператор и турагент.
Предметом исследования является договор между туроператором и турагентом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТУРОПЕРАТОР И ТУРАГЕНТ КАК ОБЪЕКТЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
2 ДОКУМЕНТООБОРОТ МЕЖДУ ТУРОПЕРАТОРОМ И ТУРАГЕНТОМ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 52.01 Кб (Скачать файл)

Обычно туроператор – это более крупная, чем турагент, компания. Она имеет головной офис и несколько филиалов – агентскую сеть. Независимо от собственной агентской сети, туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентствами на продажу своих туров.

Турагенты и тураператоры могут иметь разнообразные формы собственности: частную, государственную, акционерное общество, однако суть предпринимательской деятельности и рыночные функции от этого не меняются.

Главной рыночной задачей, как турагента, так и туроператора, остается обеспечение устойчивого положения на туристском рынке и получение устойчивой прибыли.

По системе доходов: Туроператор имеет некоторый туристический продукт, и его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Туроператор может приобретать отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристический продукт со своим механизмом ценообразования. В это время турагент действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристического продукта. Турагент реализует туристический продукт (часто и отдельные услуги: авиабилеты, номера в гостиницах и т.д.) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг;

По принадлежности туристического продукта: Туроператор всегда имеет запас туристического продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только когда клиент проявляет покупательский интерес. В повседневной практике бывает трудно определить различие между туроператорами и турагентами. Чаще всего обе эти функции выполняет одно предприятие. Законом РФ «О туристической деятельности» это не запрещено, и на практике фирма может сама разрабатывать маршруты как туроператор и продавать их туристам и другим агентам, одновременно как турангент, приобретая туры у других фирм для своих клиентов.

Туроператор может реализовывать туры через турагентов. При этом туроператор несет ответственность перед туристом за качество туруслуг, оказанных по его турам и за достоверность предоставляемой информации. Кроме этого, туроператор может реализовывать не весь комплекс услуг, входящих в турпродукт, а его часть, то есть конкретную услугу (например, размещение в отеле). Также туроператор может самостоятельно реализовывать свои туры, без участия посредника-турагента.

Турагенты, как правило, реализуют туры туроператора. Это организация-посредник, работающая непосредственно на туристском рынке с туристами и получающая комиссионное вознаграждение. От качества работы турагента во многом зависит, какой именно тур, какого оператора выберет покупатель. Ошибки турагента в момент продажи тура, например недостоверная информация, неправильное оформление документов, задержка оплаты и т.п., могут полностью испортить туристу отдых, поэтому работа турагента является ответственной и существенной на рынке туруслуг.

Существенная разница между туроператором и турагентом состоит в том, что турагент не участвует в формировании тура, а покупает его у туроператора готовым к реализации или реализует его по поручению туроператора. Особенности деятельности турагента состоят в следующем:

Турагент реализует туристу сформированный туроператором тур на тех условиях, которые предлагаются туроператором. При этом турагент является только посредником между туристом и туроператором. Предел его ответственности как правило ограничивается надлежащим предоставлением полной информации об условиях путешествия, правах и обязанностей туриста, третьих лиц и своевременной оплаты туроператору.

При наличии у туриста каких-либо претензий по качеству предоставленного туристского обслуживания, по объему оказанных туристских услуг, их рассмотрение осуществляется турагентом и туроператором в порядке, предусмотренном договором. Причем сведения о туроператоре должны быть указаны в договоре на туробслуживание туриста, это требование закона. Претензии по качеству турпродукта турист может предъявить как туроператору, так и турагенту по всему перечню услуг, указанных в турпутевке в течение 20 дней с момента окончания тура.

При непосредственном взаимодействии с туристом турагент может подобрать туроператора, предлагающего туры того качества и в том объеме, который необходим в данном случае. Турагент свободно ориентируется на рынке туруслуг и должен помочь туристу выбрать соответствующий тур наиболее надежного туроператора.

Цена на турпродукт, предлагаемая турагентом, как правило не выше, чем у туроператора, поскольку турагент реализует туры туроператора на его условиях, а иногда и ниже, чем у туроператора, поскольку агенту необходимо привлечь больше клиентов и он жертвует частью своей комиссии для понижения цены тура.

В предпринимательской деятельности в сфере туризма наиболее часто встречается совмещение функций туроператора и турагента в одной туристической организации. Например, туристическая фирма предлагает сформированный ею тур по Испании, выступая как туроператор. В то же время она реализует тур в Финляндию, сформированный другим туроператором, выступая как турагент. Наиболее крупные туроператоры не работают с частными клиентами, осуществляя продажу своих туров через агентскую сеть.

 

2 ДОКУМЕНТООБОРОТ МЕЖДУ  ТУРОПЕРАТОРОМ И ТУРАГЕНТОМ

 

Законодательство требует оформлять сделки между юридическими лицами только в письменной форме - путём заключения между ними договоров. Для отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете нужно грамотно составить первичные документы.

Обычно между туроператором и турагентом заключается посреднический (агентский) договор, в рамках которого турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора либо от своего имени. Такой договор не предусматривает перехода права собственности на туристский продукт от туроператора к турагенту.

Стоимость турпродукта определяет его собственник, то есть туроператор.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1008 Гражданского кодекса РФ агент обязан представить принципалу отчет о выполнении договора. Сделать это нужно в порядке и в сроки, предусмотренные заключенным договором. Чаще всего отчеты представляются по мере выполнения договора либо по окончании срока его действия. Форма отчета не является унифицированной, поэтому ее можно разработать самостоятельно, утвердив в виде приложения к договору.

Но при этом отчет должен содержать все обязательные реквизиты первичных документов, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Итак, отчет агента может содержать:

-название  документа;

-дату  его составления;

-название  турфирмы- агента;

-содержание  операции (оказание услуг клиенту, поступление выручки и т. п.);

-измерители  хозяйственной операции в натуральном  и денежном выражении;

-данные  о состоянии расчетов между  агентом и клиентами;

- сведения  о расходах агента, которые принципал  должен возместить;

-сумму  посреднического вознаграждения;

-наименование  должностей лиц, которые составили  документ, и их личные подписи.

К отчету агент должен приложить все необходимые доказательства расходов, произведенных им за счет туроператора (п. 2 ст. 1008 Гражданского кодекса РФ). Если, конечно, туроператор возмещает турагенту какие-то расходы.

Встречаются ситуации, когда между туроператором и турагентом заключается договор купли-продажи туристского продукта. Однако если буквально трактовать Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», то реализация туристского продукта возможна исключительно в рамках туроператорской или турагентской деятельности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что если организация реализует туристский продукт, сформированный не самостоятельно, то данная организация выступает в роли агента. А значит, договор будет являться посредническим.

НДС при продаже турагентом путевок по договору купли-продажи

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ от уплаты НДС освобождаются туристские услуги, оказанные не на территории России. Но при этом организация должна документально подтвердить место оказания услуг. Такими документами являются:

- контракт, заключенный с иностранными или  российскими лицами;

- документы, подтверждающие факт выполнения  работ (оказания услуг).

Что касается счетов-фактур, их покупателю выставляют в зависимости от того, на каких основаниях действует турагент. Если туристский продукт реализуется от имени турагента, то счет-фактура покупателю выставляется также турагентом: один экземпляр выдается покупателю, второй остается у турагента, но в книге продаж этот счет-фактура не регистрируется. Туроператор на основании отчета турагента выставляет на его имя счет-фактуру. Свой экземпляр туроператор регистрирует в книге продаж, а турагент хранит полученный счет-фактуру в журнале учета полученных счетов-фактур, а в книге покупок его не регистрирует.

Если же турагент действует от имени туроператора, последний выставляет счет-фактуру на имя третьего лица, в данном случае – покупателя.

Что касается суммы агентского вознаграждения, здесь все просто: турагент выставляет на эту сумму счет-фактуру, регистрирует его в книге продаж, а туроператор в свою очередь регистрирует его в книге покупок.

Туроператор должен обладать установленным законом финансовым обеспечением. В качестве него могут выступать:

-договор страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по договору о реализации туристского продукта;

-банковская гарантия исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Виды сделок, которые обычно предлагают туроператоры своим дилерам:

-     агентский договор. Это стандартный вариант, предусмотренный Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В рамках этого вида сделки турагент обязуется за вознаграждение совершать по поручению туроператора юридические и иные действия (продвижение и реализацию туристского продукта) от своего имени, но за счет туроператора либо от имени и за счет туроператора.

-     договор возмездного оказания услуг. Некоторые до сих пор ошибочно называют его договором купли-продажи. В этой связи нужно иметь ввиду, что купле-продаже (за некоторыми исключениями) может быть подвергнут либо товар, либо имущественное право. В то время как туристский продукт чётко определён законодательством, как комплекс услуг. Но поскольку термин «купля-продажа» прочно закрепился в туризме со времён первой редакции Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», можно считать его жаргонным, не забывая при этом, что суд работает на языке закона, а не жаргона. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Подобные договоры часто предлагают своим дилерам туроператоры, обладающие значительной долей рынка и, как следствие, имеющие возможность навязать дилерам любые, даже самые невыгодные, условия сотрудничества. По этому договору туроператор является исполнителем, а его дилер - заказчиком, а не турагентом. Т.е. дилер перестаёт быть профессиональным участником туристического рынка. Для туроператора это означает, что в его договоре с дилером все нюансы туруслуг должны быть освещены максимально подробно. Дилер, как непрофессиональный участник рынка, не обязан знать, например, эпидемиологическую обстановку в том или ином регионе, правила безопасности и другие особенности путешествия; их должен сообщить ему профессионал. При чем - сообщить так, чтобы потом это можно было подтвердить документально. Фактически должно получиться ни что иное, как договор о реализации туристского продукта. Точно такой же, как заключается с обычным туристом.  

В заключение следует также сказать, что любые обязательства сторон, предусмотренные договором, которые не подкреплены санкциями за их невыполнение или ненадлежащее выполнение, в большинстве случаев остаются лишь пустым звуком.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании агентского договора. В нем оговариваются: предмет договора, обязательства сторон, условия расчетов, ответственность сторон и др. важные моменты взаимодействия турист – турагент - туроператор.

В обязанности туроператора входит:

-предоставлять турагенту информацию и материалы, необходимые для исполнения своих обязанностей;

- постоянно информировать турагента об изменениях в программах, сроках заездов, стоимости туристских продуктов и оказываемых туристских услуг, туроператора;

-предусматривать турагенту вознаграждение.

В обязанности турагента входит:

-рекламировать туристский продукт туроператора за свой счет;

-подавать заявку на бронирование тура в письменном виде по E-mail или по факсу;

-в полном объеме заполнять сведения о туристе (ах) в полученном от туроператора листе бронирования и возвращать его туроператору;

-информировать потенциальных туристов о графиках заездов, программах, условиях и сроках оплаты, разъяснять туристам условия проведения тура и давать полную, достоверную и исчерпывающую информацию о маршруте и условиях его проведения на основании информации предоставленной туроператором;

-своевременно и в полном объеме доводить до сведения заказчика информацию о потребительских свойствах туристского продукта;

-продавать туристский продукт по строго согласованным с туроператором ценам;

-оплачивать туроператору приобретенный туристами туристский продукт и отдельные туруслуги, после получения подтверждения бронирования;

-информировать заказчика о возможности страхования туриста на время тура, а в случае отказа от страхования оформить отказ письменно.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Турагентский договор №

г.Соликамск

«     »       201     г.

Общество с ограниченной ответственностью «Соло», именуемое в дальнейшем «ТУРОПЕРАТОР» (реестровый номер туроператора в Едином федеральном реестре ВНТ-000042)  в лице Директора Половникова Ю.В., действующего на основании Устава, с одной стороны и       именуемое в дальнейшем «ТУРАГЕНТ» в лице      , действующ      на основании      , с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

Информация о работе Подготовка и заключение договора туроператора с турагентом