Понятие туристских ресурсов и проблемы их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:23, реферат

Описание работы

Целью данной работы является характеристика особых экономических зон туристско-рекреационного значения в России.
Для реализации поставленной цели были намечены задачи:
1. Дать общую характеристику туристическим ресурсам – понятие, их классификация, виды.
2. Охарактеризовать особые экономические зоны туристско-рекреационного значения, созданные в России.

Файлы: 1 файл

Концепции устойчивого развития туризма.docx

— 30.06 Кб (Скачать файл)

Введение

Туризм – наиболее динамично  развивающийся сектор экономики. Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского  движения, но и появлением новых  тенденций в развитии данной отрасли.

Территория России обладает значительным потенциалом для развития туризма, в то же время, многие туристские ресурсы нашей страны используются неэффективно и не приносят должного дохода в экономику страны. Поэтому, развитие туризма в России требует новых подходов к уже сложившейся системе туристического комплекса. Среди таких подходов, наиболее актуальным является создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Создание таких зон повлечет за собой создание, реконструкцию и развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, а также развитие туризма в целом. Особые экономические зоны будут способствовать более эффективному использованию туристических ресурсов нашей страны.

Целью данной работы является характеристика особых экономических зон туристско-рекреационного значения в России.

Для реализации поставленной цели были намечены задачи:

1. Дать общую характеристику туристическим ресурсам – понятие, их классификация, виды.

2. Охарактеризовать особые экономические зоны туристско-рекреационного значения, созданные в России.

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика туристских ресурсов.

           1.1 Понятие туристские ресурсы.

Современный туризм невозможен без учета особенностей размещения этих ресурсов и их качества. Вследствие своего бурного роста туризм в  России стал объектом научного исследования, в котором изучению туристских ресурсов принадлежит важное место.

Туристские ресурсы –  природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского  показа, а также иные объекты, способные  удовлетворять духовные и иные потребности  туристов, содействовать поддержанию  их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил. Эти объекты составляют или могут составить основу туристического продукта. Туристские ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения туристских ресурсов используются следующие механизмы.

1. Создается реестр этого  вида ресурсов, который включает:

- классификацию и оценку  ресурсов;

- порядок использования  и доступа туристов к ресурсам  с учетом предельно допустимых  нагрузок;

- режим охраны ресурсов;

-мероприятия и источники финансирования и развития, меры восстановления ресурсов.

2. Создается кадастр туристских  ресурсов, который включает:

- оценку и картографические  характеристики территорий;

- порядок осуществления контроля за санитарно-гигиеническим и экологическим состоянием территории;

- порядок осуществления  контроля за видами хозяйственной деятельности;

- порядок выделения территории  как территории целевого туристского  использования и развития.

Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризм не может  быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в  ограниченных масштабах, поскольку  в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни  человека, или этот интерес имеет  кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным. Некоторые ресурсы и объекты  приобретают статус национального  символа или святыни и тогда  к ним устремляется неиссякаемый поток поклонников.

Туристские ресурсы определяются географическими и климатическими факторами, а также особенностями  инфраструктуры района. Иногда синонимом  туристского ресурса является туристский потенциал.

 

1.2. Классификация туристских  ресурсов

Туристские ресурсы делятся  на природные и социально-экономические. Туризм, как никакая другая отрасль, заинтересован в постоянном сохранении и улучшении природной среды − важнейшего своего ресурса. В свою очередь природные туристские ресурсы можно классифицировать по тем же признакам, по каким географы классифицируют естественные (природные) ресурсы.

Например, туристские ресурсы  можно рассматривать по:

- принадлежности к определенным  компонентам природной среды  - климатическим, водным, лесным;

- их функциональному назначению - оздоровительному, познавательному,  спортивному; 

- степени изученности.

К социально-экономическим  туристским ресурсам можно отнести  историко-культурные объекты (памятники  и памятные места, музеи и т. д.) и явления (этнографические, политические, производственные и т. д.); кроме того, для развития отрасли необходимы финансовые, материальные и трудовые ресурсы.

Предлагается и такая  классификация ресурсов отдыха и  туризма - разделить их на непосредственные и косвенные. Первые можно определить как ресурсы, которые используют сами туристы (красота ландшафта, лечебно-оздоровительные свойства местности, объекты познания и т. д.). Для освоения непосредственных ресурсов, без которых не существует туристской отрасли, привлекают косвенные ресурсы: сырьевые, энергетические, финансовые, материальные, трудовые и т. п. Таким образом, этот вид ресурсов вторичен. Такая классификация отражает специфику использования территории для туризма и подчеркивает ведущую роль непосредственных рекреационных ресурсов. Ведь территориальные различия именно этого вида ресурсов лежат в основе рекреационного использования того или иного места.

Всемирная туристская организация  предложила все ресурсы разделить  на семь больших групп:

- природные богатства;

- энергетические богатства;

- человеческий фактор (с  точки зрения демографических  данных и аспектов культуры);

- институциональные, политические, юридические и административные  аспекты;

- социальные аспекты,  особенности социальной структуры,  уровень и традиции в сфере  образования, здравоохранения и  отдыха;

- различные блага и  услуги, транспорт, связь, инфраструктура  сферы отдыха и развлечений;

- экономическая и финансовая  деятельность.

Такая группировка ресурсов позволяет наиболее рационально  и комплексно подойти к формированию и оценке туристских продуктов на разных уровнях, включая национальный, региональный и местный.

К основным свойствам туристских ресурсов относятся:

- аттрактивность (привлекательность);

- доступность;

- степень изученности;

- значимость для показа (зрелищность);

- пейзажные и видеоэкологические характеристики;

- социально-демографические  характеристики;

- потенциальный запас,  емкость;

- способы использования.

Итак, можно сказать, что  туристские ресурсы условно делятся  на естественные (природного происхождения) и искусственные (созданные в  результате человеческой деятельности). Динамичное развитие туризма и рекреации нуждается в развитии и тех и других ресурсов, поскольку даже при очень высокой ценности природных ресурсов отсутствие современной инфраструктуры, средств связи, предприятий спорта и досуга негативно отразится на значимости территории как туристского центра.

 

1.3. Туристско-рекреационные  ресурсы

Среди всех видов туризма  важнейшую социально-экономическую  роль приобрел туризм, ориентированный  на рекреацию – на восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья.

Для рекреационно-ориентированного сектора экономики природные  ресурсы, получившие в экономике  название «природные рекреационные  ресурсы», имеют решающее значение, так как от их количества и качества зависят тип рекреационных услуг  и специализация туристско-рекреационных  комплексов в целом.

В научной литературе подробно описаны отдельные виды рекреационных  ресурсов, которые в зависимости  от типа местности называют туристскими или курортными.

Особая роль принадлежит  природным ресурсам, которые формируют  туристско-рекреационную специализацию  региона.

Природные ресурсы с точки  зрения их происхождения – это  сумма всех физических, биологических  и энергоинформационных ресурсов, использование  которых зависит от рекреационного спроса и специализации региона.

С точки зрения экономики  природными ресурсами являются элементы и силы природы, которые могут  использоваться в производственной и непроизводственной сфере для  удовлетворения потребностей людей. Общественная полезность природных ресурсов положительно или отрицательно изменяется в результате деятельности человека.

Среди многочисленных функций  природных ресурсов как средств производства большую актуальность приобретает их использование в качестве средств восстановления духовных и физических сил человека.

Природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом.

Природные рекреационные  ресурсы можно классифицировать следующим образом:

- происхождению;

- видам рекреационного  использования;

-скорости исчерпания (быстро  исчерпаемые, медленно исчерпаемые, неисчерпаемые);

-возможности самовосстановления  и культивирования (возобновимые, относительно возобновимые, невозобновимые);

- возможности восполнения  (восполнимые и невосполнимые);

- по возможности замены  одних ресурсов другими.

Историко-культурный потенциал  страны является основой культурного (познавательного) туризма и включает всю социо-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия:

- памятники археологии;

- культовая и гражданская  архитектура;

- памятники ландшафтной  архитектуры;

- малые и большие исторические  города;

- сельские поселения;

- музеи, театры, выставочные  залы и др.;

- социо-культурная инфраструктура;

- объекты этнографии, народные  промыслы и ремесла, центры  прикладного искусства, технические  комплексы и сооружения.

При посещении другой страны туристы воспринимают в целом  культурные комплексы, составной частью которых является природа.

Особенности культуры различных  регионов мира все чаще побуждают  людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним  из основных элементов туристского  интереса.

Многие регионы богаты такими уникальными историческими  территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культурной архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традиционные формы  деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится  и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять  сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.

При развитии туристской инфраструктуры важно не нарушать исторический облик  территории. Каждый вновь создаваемый  туристский центр (объект) должен соответствовать  национальным особенностям и традициям  и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятников истории и культуры как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуществлять охрану и восстановление памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, которые также рассматриваются как непреходящие исторические ценности, национальное достояние.

Культурное, историческое и  природное наследие принято делить на следующие категории:

- достояние, используемое  в основном туристами (фестивали,  представления, памятники и др.);

- достояние смешанного  пользования (менее значительные  исторические памятники и музеи,  театры, заповедники и др.);

- достояние, используемое  в основном местным населением (гражданские сооружения, культовые  объекты, кинотеатры, библиотеки  и др.)

По комплексной оценке специалистов, географический туристский потенциал России достаточно высок, его величина отражает привлекательность  туристских территорий для посещения  туристами, как российскими, так  и зарубежными, он составляет 55,8 %.

Таким образом, Россия из года в год укрепляет свои позиции  на высоко конкурентном мировом рынке  туристских услуг, в том числе  за счет целого комплекса уникальных ресурсов и культурно-исторических памятников, которыми располагает.

Памятники истории, культуры и природы являются национальным достоянием страны. Освоение территории для туристских целей требует  бережного подхода.

 

Глава 2. Проблемы использования туристских ресурсов и пути их решения.

           2.1 Проблемы использования и создание туристских рекреационных    зон.

Информация о работе Понятие туристских ресурсов и проблемы их использования