Понятие туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 22:22, лекция

Описание работы

Туризм — частный случай путешествий, однако, имеет четкие отграничения из общности, строго определенные характеристики, известно множество определений туризма в понятийном смысле, и, разумеется, человек, совершающий или участвующий в туристском путешествии, туристской поездке, походе, и именуется в общем случае туристом.В отличие от путешествий, туризм — категория, испытывающая сильное влияние экономики и политики, в довершение всего, обладает дуализмом внутренней природы явления.

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ ТУРИЗМА.docx

— 89.22 Кб (Скачать файл)

Спортивный(активный) туризм

Вид активного отдыха; активные и целенаправленные виды физической подготовки и упражнений, тренировки, например плавание, бег, велосипедные прогулки и др. Главная задача - гарантирование возможности заниматься выбранным  видом спорта.

Студенческий туризм

Разновидность молодежного  туризма; путешествия студентов  и учащихся.

Шоппинг туризм

Вид туризма направленный на посещение магазинов (чаще всего торгово-развлекательных комплексов) и покупки товаров. Зачастую под «шоппинг туризмом» понимается не просто покупка товаров, а весь комплекс, включающий также и попутные развлечения (рестораны, кафе, кино и пр.).

Экологический туризм (экотуризм)

Посещение мест с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся  культурно-историческим наследием.

Homestay

Вид туризма, при котором  турист проживает в доме с хозяевами. Турист может погрузиться в чужую культуру и легче выучить в повседневном контексте иностранный язык. Пребывание в семье местного жителя пользуется среди участников языковых туров, школьников и студентов по обмену, а также среди отдельных заинтересованных туристов все большей популярностью.

3 вопрос

Система социального туризма представляет собой совокупность социокультурных  объектов и участников, а также  принципов, целей, средств, включая  льготы, что позволяет малообеспеченным слоям населения воспользоваться  возможностями туристского отдыха. В целях обеспечения доступности  туристского отдыха требуется разработка государственной социальной туристской политики, направленной на создание законодательной  базы, принятие нормативных актов, развитие социальной инфраструктуры, подготовку квалифицированных кадров по организации  информационной работы и оказанию помощи различным слоям населения в  реализации своих прав на отдых.

К числу социальных туристов относятся: дети из многодетных семей, учащаяся молодежь, студенты, малоимущие слои населения, пенсионеры, инвалиды войны, труда, детства. Для каждой категории социальных туристов предусмотрены соответствующие  типы учреждений, как-то: школьные лагеря, лагеря труда и отдыха, турбазы, дома отдыха, пансионаты, санатории.

Система социального туризма предполагает предоставление отдельным категориям населения не только льготных путевок, но и существенных скидок при размещении в гостинице, организации питания, а также льгот на приобретение билетов на различные виды транспорта. Так, во всем мире существует отлаженная система молодежных хостелей (дешевых  гостиниц типа студенческих общежитии), что позволяет молодым людям  в возрасте до 25 лет получать существенные скидки при размещении, питании и  передвижении. В результате социального  общения они обогащаются знаниями, знакомятся с культурой, бытом других народов, различными формами государственного устройства, расширяют свой кругозор, приобретают жизненный опыт.

Безусловно, уровень социального  туризма и доля его в общем  объеме туристских услуг, потребляемых населением, адекватно отражают социальные достижения в любом обществе.

По мнению участников Всемирной  конференции по туризму (1980 г.), «социальный  туризм — это цель, к которой  общество должно стремиться в интересах  менее обеспеченных граждан при  использовании ими прав на отдых».

Вместе с тем в высокоразвитых странах, например в США и Германии, социальный туризм как направление  мирового туризма отсутствует, а  в ряде других стран не имеет широкой  государственной поддержки. Это  объясняется прежде всего тем, что туризм должен приносить прибыль, в то время как социальный туризм требует только вложений. К тому же социальные туристы не в состоянии содействовать развитию индустрии развлечений.

Следовательно, одна из важнейших  проблем социального туризма  — выявление источников его финансирования.

Тем не менее на рубеже столетий миллионы туристов в мире путешествуют все  же благодаря социальному туризму.

В Российской Федерации система  социального туризма сложилась  в советское время, где его  организацией занимались Центральный  совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Бюро международного молодежного  туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ. Благодаря  различного рода льготам на туристские услуги миллионы туристов осваивали  все новые и новые туристские маршруты, заботились о своем здоровье, восстанавливали физические силы, духовное равновесие, удовлетворяли потребности  в культурно-информационной деятельности.

Так, к концу 80-х годов мероприятиями  социального туризма ежегодно были охвачены почти 300 млн туристов и  экскурсантов.

В эксплуатацию было введено 289 туристических  объектов на 32,7 тыс. мест, в том числе 26 новых гостиниц; разработано более 30,4 тыс. туристских маршрутов.

Вследствие социально-экономического реформирования нашего государства  данные системы прекратили свое существование  в прежней форме. Однако социальный туризм как направление туристской деятельности в России все же продолжает развиваться. В последнее время  стала возрождаться политика выделения  дотаций на предприятиях в целях  организации коллективного отдыха работников и членов их семей; сохранились  и стали получать финансовую поддержку  ведомственные дома отдыха, туристические  базы; дальнейшее распространение получила система льготных транспортных тарифов  на воздушные, железнодорожные перевозки  для определенных категорий, система  скидок при размещении их в местах проживания. Более активно стала  заявлять о себе на рынке туристских услуг система социального страхования, медицинского страхования.

В силу этого проблемы развития социального  туризма не могут находиться вне  поля зрения социального работника. Социальный работник в наибольшей степени  заинтересован в создании условий  для поддержания жизнеобеспечения социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения, для реализации рекреационных потребностей, преодоления  разрыва между имущими и малоимущими, а также для осуществления  конституционного права каждого  на отдых и исключения проявлений всякого рода дискриминации в  использовании социальных льгот  малоимущими гражданами.

Международное правовое регулирование  туризма (4 вопрос)

Важное значение для эффективного правового регулирования туризма  имеет международный правовой опыт. При этом международное правовое регулирование связано не только с международным туризмом; оно  оказывает существенное влияние  на национальное законодательство в  данной области.  
 
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).  
 
Можно выделить две основные группы международных правовых актов в сфере туризма: акты, затрагивающие интересы стран СНГ; акты, затрагивающие интересы иных иностранных государств.  
 
Прежде чем перейти к анализу международных правовых актов в сфере туризма, охарактеризуем роль и место Всемирной туристской организации (ВТО) в международном правовом регулировании туризма.  
 
ВТО является специализированной организацией в системе ООН, созданной в 1975 г., и играет решающую роль в пропаганде и развитии ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод. Выполняя эту миссию, ВТО уделяет особое внимание интересам развивающихся стран в сфере туризма.  
 
Всемирная туристская организация имеет следующую структуру:  
 
- Генеральная ассамблея - высший орган;  
- Исполнительный совет - руководящий орган;  
- региональные комиссии;  
- комитеты;  
- секретариат1.  
 
Российская Федерация является членом ВТО как правопреемник бывшего СССР, состоявшего в ВТО с момента ее образования.  
 
За время деятельности международных организаций был принят ряд важнейших документов по вопросам туризма; основные из них:  
 
- Манильская декларация по мировому туризму;  
- Гаагская декларация по туризму;  
- Глобальный этический кодекс туризма;  
- Хартия туризма и ее раздел «Кодекс туризма»;  
- Осакская декларация по туризму;  
- Осакская декларация тысячелетия.  
 
Манильская декларация по мировому туризму была принята всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) в 1980 г. Декларация определила место туризма в современном обществе. В частности, туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую сферы жизни государств и международных отношений.  
 
В данном акте подчеркивается неразрывная связь между туризмом и правами граждан на отдых, отпуск и свободные передвижения. Учитывая широкое распространение этих прав как прямого следствия права на труд, правительства и общество должны переосмыслить понятие туризма и предоставлять гражданам реальные возможности доступа к туризму.  
 
В декларации рассматривается экономическая составляющая туризма. Он признается одной из основных отраслей мировой экономической деятельности. Развитие внутреннего туризма положительно сказывается на внутренней экономике страны, поскольку балансирует ее, что должно способствовать деятельности государств по поощрению соответствующих капиталовложений.  
 
Однако участники конференции отметили, что туризм нельзя оценивать только с экономической точки зрения. Важное значение в сфере туризма имеют чувство принадлежности к какой-либо культуре и народу, солидарность с соотечественниками, возможность гражданина реализовать свое право на отпуск, ознакомиться с тем, что его окружает, укрепить национальное сознание.  
 
Декларация устанавливает приоритет духовных ценностей в туристической сфере, к которым относятся:  
 
1) полное и гармоничное развитие человеческой личности;  
2) постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;  
3) равные права народов в определении своей судьбы;  
4) освобождение человека (как право на уважение его достоинства и индивидуальности);  
5) признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов.  
 
Особое внимание уделяется социальному туризму, рассматриваемому как цель, к которой должно стремиться общество, путем поддержки молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и инвалидов.  
 
В указанной декларации отмечено, что туризм имеет влияние на сферу занятости в государствах, поскольку способствует созданию новых рабочих мест.  
 
В документе также отмечается международное значение туризма как фактора, содействующему взаимопониманию между народами.  
 
Гаагская декларация по туризму принята Межпарламентской конференцией по туризму, проведенной в Гааге (Нидерланды) в 1989 г. Содержание декларации сводится к закреплению 10 основных принципов, которые необходимо соблюдать всем участникам отношений в сфере туризма. В каждом принципе закрепляются основополагающий тезис и рекомендации по его реализации:  
 
Первый принцип содержит определение туризма, под которым понимаются не только все свободные перемещения людей, но и сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений. Здесь же определяется значение туризма для жизни человека и общества.  
 
Второй принцип посвящен социально-экономической составляющей туризма: «Туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту всех стран». Подчеркивается, что условием этого является приемлемый уровень самообеспечения туристской сферы, при котором страна не должна тратить больше того, что она надеется получить от туризма.  
 
Третий принцип закрепляет необходимость охраны окружающей природной среды и иных туристских ресурсов.  
 
Четвертый принцип содержит определение иностранного туриста.  
 
Пятый принцип говорит о возможности разумного ограничения прав человека на отдых и свободное время только в случаях, предусмотренных законом.  
 
Шестой принцип посвящен вопросам упрощения туристских формальностей.  
 
Седьмой и восьмой принципы затрагивают взаимосвязанные проблемы безопасности в туризме и угрозы терроризма.  
 
Девятый принцип определяет, что качество туристских услуг зависит от уровня образования не только специалистов в сфере туризма, но и общества в целом.  
 
Десятый принцип закрепляет основные составляющие взаимодействия между туризмом и публичными властями, которые выражаются в особом внимании, необходимом сфере туризма со стороны государства, наделении туристских администраций расширенными полномочиями, а также в проведении адекватной национальной политики и международного сотрудничества.  
 
Глобальный этический кодекс туризма принят в Сантьяго (Чили) в 1999 г. на 13 сессии Генеральной ассамблеи ВТО.  
 
В кодексе освещаются следующие вопросы в сфере туризма: вклад туризма во взаимопонимание и взаимоуважение людей и сообществ; обязанности профессионалов туристического бизнеса; право на туризм; свобода туристских перемещений; права работников и предпринимателей в туриндустрии.  
 
Туризм рассматривается как двигатель индивидуальной и коллективной самореализации; фактор устойчивого развития; пользователь и творец культурного наследия; полезная активность для принимающих стран и сообществ.  
 
Хартия туризма одобрена в 1985 г. на 6 сессии Генеральной ассамблеи ВТО. Фактически документ содержит рекомендации по деятельности нескольких субъектов туристической сферы: государства, представителей местного населения туристских районов, работников в сфере туризма и самих туристов. Рекомендации для последних содержатся в специальном разделе (Кодекс туриста).  
 
Поскольку право на отдых признается во всем мире, государствам следует разрабатывать и проводить политику внутреннего и международного туризма, включающую в себя:  
 
- развитие туризма на различных уровнях - местном, региональном, национальном и международном;  
- обеспечение доступности туризма;  
- защиту туристской среды;  
- содействие росту туристского сознания и контактам местного населения с посетителями;  
- обеспечение свободы передвижения, отсутствия какой-либо дискриминации и безопасности туристов;  
- создание условий для беспрепятственного доступа туристов к службам здравоохранения, административным и юридическим службам;  
- принятие мер по противодействию использования туризма для эксплуатации других в целях проституции и распространения наркотиков.  
 
При этом местное население само должно иметь возможность доступа к туристским ресурсам. Оно также вправе ожидать понимания и уважения к своим обычаям, религиям и прочим сторонам своей культуры, что должно обеспечиваться распространением соответствующей информации среди туристов. Местное население также должно принимать туристов «с лучшим гостеприимством».  
 
Работники в сфере туризма, от которых зависит качество туристского продукта, также вправе рассчитывать на содействие со стороны государства, выражающееся в создании благоприятных условий их деятельности, обеспечении возможности профессиональной подготовки, сотрудничества между собой и с публичными властями.  
 
Кодекс туриста закрепляет основные права и обязанности туристов. Туристы должны способствовать взаимопониманию между народами; проявлять уважение к укладу жизни и законодательству стран пребывания; с пониманием относиться к обычаям, верованиям и поступкам местного населения; воздерживаться от подчеркивания различий, существующих между ними и местным населением; быть восприимчивыми к культуре местного населения; препятствовать эксплуатации кого-либо в целях проституции и распространению наркотиков. Туристы имеют право на: смягчение административного и финансового контроля; возможно лучшие условия на транспорте; свободный доступ к районам туристского интереса; надлежащую информацию об условиях путешествия; личную безопасность и безопасность своего имущества; возможность пользоваться средствами общественной гигиены и предоставления информации по предупреждению распространения инфекционных заболеваний; доступ к средствам связи и административным и юридическим процедурам; возможность исповедания своей религии; обращение в законодательные органы и общественные организации для наилучшего осуществления права на отдых.  
 
Осакская декларация по туризму принята в 1994 г. Всемирной конференцией министров по туризму в Осаке (Япония). Декларация посвящена росту и значению международного туризма, развитию индустрии туризма, воздействию международного туризма на общество и окружающую среду, соотношению международного туризма и мира на земле, а также роли правительств и международных организаций в сфере туризма.  
 
Осакская декларация тысячелетия принята в 2001 г. на Конференции лидеров туризма тысячелетия, которая прошла в Осаке (Япония). В данном документе констатируются достижения сферы туризма к началу XXI в., а также поднимаются проблемы развития рынка международного туризма, сохранения культурного наследия на основе туризма, внедрения в туристическую сферу современных информационных технологий.  
 
Существует ряд документов, посвященных отдельным аспектам туризма, например:  
 
- Заявление ВТО в области предотвращения организованного секс-туризма (Мадрид (Испания) и Сент Винсент, Балле-д’Аоста (Италия), 1995 г.);  
- Документы Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (Эстерсунд (Швеция), 1995 г.);  
- Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль (Канада), 1996 г.), посвященная вопросам социального туризма;  
- Материалы Мадридского семинара ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (Мадрид (Испания), 2000 г.).  
 
Международные договоры в области туризма можно классифицировать на: многосторонние международные договоры в сфере туризма и путешествий (например, Шенгенские соглашения Европейского союза «О едином визовом и туристском пространстве»); двусторонние договоры в туризме2.  
 
Наиболее эффективным и перспективным признается многостороннее сотрудничество государств по правовому регулированию международной туристской деятельности; двустороннее же - не обладает такой характеристикой. «При этом в силу регионального/субрегионального характера процессов интеграции, культурной общности, расположения туристских ресурсов наиболее адекватное регулирование присуще этому уровню межгосударственного взаимодействия»3.  
 
Тем не менее практика двустороннего регулирования отношений в области туризма активно развивается. Следуя рекомендациям и развивая положения международных актов, Российская Федерация (СССР) заключила более 50 соглашений с иностранными государствами в сфере туризма. Эти соглашения можно разделить на договоры 0 сотрудничестве в социальной сфере, в том числе туристской, и договоры, посвященные исключительно вопросам туризма.  
 
Необходимо подчеркнуть, что и в случае, когда договор о сотрудничестве между Российской Федерацией и иностранным государством направлен на регулирование только туристских отношений, он имеет достаточно общий характер, устанавливая лишь определенные рамки для дальнейшего взаимодействия.  
 
В качестве примера проанализируем Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в сфере туризма4. В соответствии с данным соглашением стороны:  
 
- стремятся к упрощению формальностей, связанных с туристским обменом между Российской Федерацией и Республикой Болгарией;  
- содействуют как организованному групповому, так и индивидуальному туризму, а также обмену специализированными туристскими группами, в том числе с целью посещения симпозиумов и конгрессов по вопросам туризма;  
- поддерживают обмен между государственными органами управления туризмом статистической и другой информацией в области туризма, включая информацию о законодательных и иных нормативных актах государств, регулирующих туристскую деятельность, а также об опыте управления гостиницами и иными средствами размещения туристов;  
- содействуют участию российских и болгарских туристских организаций в международных туристских выставках, проводимых при поддержке своих государственных органов управления туризмом, и т.д.  
 
В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 г. образован Совет по туризму стран СНГ. Основными актами о сотрудничестве государств - участников СНГ в области туризма являются:  
 
- Межправительственное соглашение от 23 декабря 1993 г. «О сотрудничестве в области туризма»;  
- Рекомендательный законодательный акт Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 29 октября 1994 г. «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма»;  
- Межгосударственная целевая программа от 14 февраля 1996 г. «Развитие туристских связей между государствами - участниками СНГ» (концепция). Анализируя проводимую политику сотрудничества государств - участников СНГ, принятые международные правовые акты в области туризма, А.В. Стригулина делает вывод о недостатках развития правовой базы в туристической сфере, относят к ним следующие:  
 
а) положения о целях и задачах, направлениях деятельности основополагающих международных правовых актов недостаточно конкретизированы;  
б) немало формулировок соглашений носят необязательный характер («будут стремиться», «будут способствовать» и т.п.);  
в) отсутствует единообразно понимаемое определение некоторых понятий и явлений, используемых в сфере международного туризма, или наблюдается их не совсем обоснованное применение в принятых документах и соглашениях СНГ.

Понятие туристской деятельности.(6 вопрос) 
 
Под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а так же иная деятельность по организации путешествий. 
 
Туроператорская и турагентская деятельность, роль и значение на рынке туристских услуг.  
 
Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, а также подготовкой и проведением экскурсий, называются туристско-экскурсионными организациями.  
 
В настоящее время на туристском рынке действуют два вида туристских фирм: туроператоры и турагенты.  
 
 Туроператор - туристское предприятие (организация), которое занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу; рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам; продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям.  
 
Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме, так как именно они пакетируют различные услуги (транспорт, размещение, питание, трансфер, развлечения и т.п.) в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю через агентскую сеть. Туроператор также может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости.  
 
Можно увидеть 4 типа туроператоров: 
 
- массового рынка;  
 
- специализированного сегмента рынка; 
 
 - внутреннего рынка;  
 
- внешнего рынка.  
 
Туроператоры массового рынка - наиболее распространенный тип. Они продают пакеты на популярные курорты. Перевозка туристов осуществляется чартерными или регулярными перевозками.  
 
Туроператоры специализированного сегмента рынка специализируются на предоставлении определенного направления.  
 
Туроператоры внутреннего рынка (местные) продают турпакеты внутри страны проживания, т. е. организуют туры по своей стране.  
 
Туроператоры внешнего рынка (въездные) продают турпакеты в разные страны. Они организуют различные услуги для зарубежных туроператоров.  
 
Функции туроператора на рынке можно сравнить с деятельностью предприятий оптовой торговли: он закупает в больших объемах услуги гостиниц, транспортных и других предприятий туриндустрии и комплектует из них собственные программы туров, которые затем реализует через посредников или напрямую потребителям.  
 
Туроператор - наиболее индустриализованный вид турфирмы, представляющий собой разновидность оптовой туристской фирмы и отличающийся более крупным объемом и широкой специализацией.  
 
Турагент - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 процентов от стоимости тура). В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура.  
 
Турагенты действуют, как правило, на определенном сегменте туристского рынка, где и реализуют туристский продукт.  
 
Функции турагента:  
 
- контакты с клиентами;  
 
- оформление покупки;  
 
- информирование клиента, консультации по выбору тура;  
 
- информирование оператора, советы по организации тура и т.д.  
 
Теоретически агентства отличаются от туроператоров тем, что предлагают посреднические услуги по розничной продаже как программных пакетов туроператоров, так и услуг отдельных предприятий туриндустрии (гостиниц, авиакомпаний и т.д.)

Основные понятия. Цели, способы и принципы государственного регулирования туристской деятельности.(7 вопрос) 
 
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: 
 
туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания; 
 
туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий; 
 
туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации; 
 
туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну; 
 
туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации; 
 
туризм международный - туризм выездной или въездной; 
 
туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей; 
 
туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно; 
 
[2]турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания; 
 
туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил; 
 
туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников; 
 
туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта; 
 
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор); 
 
[3]турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент); 
 
заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста; 
 
формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие); 
 
продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое); 
 
реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором; 
 
экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика; 
 
экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания; 
 
гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания; 
 
[4]инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов; 
 
туристская путевка - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности. 
Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации: 
 
- содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; 
 
- определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; 
 
- формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; 
 
- осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений. 
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются: 
 
Ø    обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; 
 
Ø    охрана окружающей природной среды; 
 
Ø    создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; 
 
Ø    развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия. 
 
[5]Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма. 
 
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: 
 
ü         создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; 
 
ü         содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; 
 
ü         защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности; 
 
ü         лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта 
 
ü         установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учётом интересов развития туризма; 
 
ü         создания благоприятных условий для развития туристской индустрии; 
 
ü         налогового и таможенного регулирования; 
 
ü         содействия кадровому обеспечению в сфере туризма; 
 
ü         развития научных исследований в сфере туризма; 
 
ü         содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах; 
 
ü         обеспечения картографической продукцией; 
 
ü         иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством РФ. 
 
Координацию туристской деятельности в РФ осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма.

Информация о работе Понятие туризма