Правовое регулирование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на примере «Бирюзовой Катуни»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:19, реферат

Описание работы

Цель : ознакомиться с правовым регулированием особых экономических зон.
Задачи:
-дать определение понятиям «особая экономическая зона» и «туристско-рекреационная особая экономическая зона»;
-изучить законодательную базу и историю создания особых экономических зон в Российской Федерации;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Особые экономические зоны Российской Федерации
1.1 Понятие особых экономических зон…………………………………………4
1.2 Основные нормативные правовые документы………………………………8

2. Правовое регулирование ОЭЗ на примере «Бирюзовой Катуни»
2.1 Характеристика «Бирюзовой Катуни»………………………………………12
2.2 Основные правовые документы, регулирующие деятельность ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

реферат право.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего

 профессионального  образования

«Алтайский государственный  технический университет 

им. И.И. Ползунова»

Факультет «Социальных  коммуникаций  и туризма»

Кафедра «Сервис и туризм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине

«Правовое обеспечение  СКСиТ»

тема

Правовое регулирование  особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на примере «Бирюзовой Катуни»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. Тур-91

Лукьянова Е.М.

Проверил: доцент каф. СиТ

Евстигнеева О.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Барнаул 2012

 

                                                       Содержание

 

      Введение……………………………………………………………………………3

  1. Особые экономические зоны Российской Федерации
    1. Понятие особых экономических зон…………………………………………4
    2. Основные нормативные правовые документы………………………………8

 

  1. Правовое регулирование ОЭЗ на примере «Бирюзовой Катуни»
    1. Характеристика «Бирюзовой Катуни»………………………………………12
    2. Основные правовые документы, регулирующие деятельность ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»………………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………..22

Список литературы………………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение

Актуальность исследования:

Туристско-рекреационные  особые экономические зоны - не новое  явление в мировой экономической  практике. В 120 странах насчитывается  свыше 3 тыс. различных особых экономических  зон с годовым оборотом 600 млрд долларов. Для современной России создание туристско-рекреационных особых экономических зон стало делом государственной важности, так как страна теряет туристическую привлекательность. Потенциально прибыльная туристская индустрия России второе десятилетие не может избавиться от многочисленных проблем, связанных, например, с нехваткой инвестиций для строительства гостиниц и практически всей современной инфраструктуры, необходимой для привлечения туристов и переориентации российских граждан, предпочитающих отдыхать за границей, на внутренний туристский рынок. Предполагается, что создание в России туристско-рекреационных особых экономических зон будет способствовать обеспечению благоприятного инвестиционного климата, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Объект исследования: предмет правового регулирования зоны туристско-рекреационного типа

 Предмет - официальные  документы, регулирующие особую экономическую зону.

Цель : ознакомиться с правовым регулированием особых экономических зон.

Задачи:

-дать определение понятиям «особая экономическая зона» и «туристско-рекреационная особая экономическая зона»;

-изучить законодательную базу и историю создания особых экономических зон в Российской Федерации;

- рассмотреть правовое регулирование на примере ОЭЗ «Бирюзовая Катунь»

 

1.Особые экономические зоны Российской Федерации

 

1.1 Понятие особых экономических  зон.

 Федеральным законом РФ 22.07.2005 г. № 11-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» определено, что особая экономическая зона - это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. [1]

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям:

Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы  национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию  товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая  зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых  оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом  хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма. [18]

 

    Туристско-рекреационные особые экономические зоны - один  из видов особых экономических зон, которые создаются для развития объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развития и оказания услуг в сфере туризма. Механизмов особого экономического регулирования в мировой практике достаточно много, и существуют они давно, но при этом такое явление, как туристско-рекреационные зоны, распространено незначительно, а для России и вовсе уникально. Поэтому оно носит инновационный характер. К специфическим целям создания ТР ОЭЗ можно отнести: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, удовлетворение потребностей россиян и иностранных туристов в доступном и качественном отдыхе. Кроме того, они должны стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным промышленным потенциалом, способствовать решению проблем выравнивания уровня их экономического развития и повышению качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон.

Также туристско-рекреационные  зоны призваны решить проблему туристической  привлекательности Российской Федерации: последние несколько лет в  сегменте въездного туризма отмечается постепенная деградация: в 2004 году Россию посетило 2.6 млн. иностранных туристов, в 2005, 2006 и 2007 – по 2.3 млн., а в 2008 - 2,2 млн., что даже меньше чем в 1997 году . Тогда как по оценкам ВТО, возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год. Как видно, перспективы существенны, и создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа направлено именно на решение проблем, мешающих реализации этих возможностей. Концентрация ресурсов в туристской сфере, в конечном счете, позволит сохранить и эффективно использовать весь туристско-рекреационный потенциал России. Создание условий для притока инвестиций со стороны частного бизнеса в наиболее привлекательные для туризма территории, по сути, означает признание государством важности туристического комплекса в стимулировании экономического роста. ТР ОЭЗ можно рассматривать как важный элемент «институтов развития».

 Особая экономическая зона создается на двадцать лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит. Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

1) это вызвано необходимостью, связанной с обеспечением обороноспособности страны и безопасности государства;

2) в течение трех  лет с даты создания особой  экономической зоны не заключено  ни одного соглашения о ведении  промышленно-производственной или  технико-внедренческой деятельности  либо все ранее заключенные  соглашения расторгнуты;

3) в течение трех  лет подряд на территории особой  экономической зоны ее резидентами  не ведется промышленно-производственная  или технико-внедренческая деятельность.

 Решение о досрочном  прекращении существования особой  экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации. [1]

Механизм создания туристско-рекреационных  особых экономических зон был  запущен в 2006 г.: из 28 заявок было утверждено семь проектов по созданию ТР ОЭЗ. Победителями конкурсов стали Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Иркутская и Калининградская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации создано восемь ТР ОЭЗ:

  • Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Алтайская Долина» (Республика Алтай).Располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га. На участке планируется создание курорта с широкими возможностями для развития водных видов спорта, поскольку Катунь известна как одно из удобнейших мест для сплавов, занятий экстремальными видами водного спорта. Курорт будет включать в себя гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные спортивные и развлекательные объекты.
  • Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Байкальская гавань» (Республика Бурятия).ОЭЗ в Республике Бурятия расположена в Прибайкальском муниципальном районе Республики Бурятия в непосредственной близости от озера Байкал. На территории зоны планируется создание современного гостиничного комплекса, порта, центра восточной медицины, спортивно-оздоровительного комплекса, обустройство маршрутов и экологических троп.
  • Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» (Алтайский Край).Располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь и имеет площадь 3326 га. ТР ОЭЗ создается в целях создания и функционирования в курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Предполагается строительство кемпингов, горнолыжной трассы, охотничьих угодий и других объектов с общим количеством мест для туристов 3,5 тыс.
  • Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Новая Анапа» (Краснодарский край).Расположена между Черным морем и Кизилташским и Бугазским ламинами на территории городского округа Анапа на земельном участке площадью 882 га. Позиционирование ТР ОЭЗ «Новая Анапа» предусматривает реализацию идеи курорта, предлагающего возможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых по системе «все включено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини - отели, а также активный спортивный отдых: гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг. [20]
  • Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край).Особая экономическая зона располагается на территории Ставропольского края на горе Юца и ее окрестностях, на расстоянии 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды, имеет площадь 843 га. ТР ОЭЗ сформирована в целях создания современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса, достижения большей гибкости в оздоровительных программах, формирования широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма.
  • Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Ворота Байкала» (Иркутская область). Территория, отводимая под размещение ТР ОЭЗ, находится на побережье оз. Байкал, вблизи поселка Большое Голоустное. Планируется строительство объектов энергоснабжения, объектов теплоснабжения, объектов наружных сетей водоснабжения и канализации, реконструкция аэропорта в Иркутске. В границах ОЭЗ предполагается разместить гостиницы класса 3, 4 и 5 звезды; объекты делового, лечебно-оздоровительного, спортивного, развлекательного назначения.
  • Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Куршская коса» (Калининградская область). Площадь национального парка «Куршская коса» составляет 6 621 га, площадь акватории в охранной зоне – 9 800 га. Западная его граница проходит по берегу Балтийского моря, а восточная – по берегу Куршского залива. Туристско-рекреационный потенциал ТР ОЭЗ позволяет развивать экологический, оздоровительный, спортивно-развлекательный, велосипедный, водный, рекреационный, деловой, экскурсионный, познавательный и другие виды туризма. [19]

 

 

1.2Основные  нормативные правовые документы

До недавнего времени единственной законодательной базой СЭЗ ( они же   ОЭЗ )в России была глава 7 “Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах” закона “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, введенного в действие с 1 сентября 1991 года. Эта глава включала статью 41 “Свободные экономические зоны” и статью 42 “Условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах”. Но Президент РФ Путин В.В. подписал и обнародовал Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ „Об особых экономических зонах в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ), разработанный Правительством РФ. Федеральный закон № 116-ФЗ определил правовой режим особых экономических зон на территории Российской Федерации, порядок их создания, функционирования и существования, а также установил особенности ведения в ОЭЗ предпринимательской деятельности. ОЭЗ признается определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. С 27 августа 2005 г., дня вступления в силу Федерального закона № 116-ФЗ, было прекращено существование других созданных до этого СЭЗ и ОЭЗ (за исключением двух ОЭЗ - в Калининградской и Магаданской областях).

 3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа:

в Краснодарском крае — Постановление  Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70

в Ставропольском крае — Постановление  Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71

в Иркутской области — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72

«Байкальская гавань» в Республике Бурятия — Постановление Правительства  России от 3 февраля 2007 г. N 68

«Алтайская долина»  в Республике Алтай — Постановление  Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67

«Бирюзовая Катунь»  в Алтайском крае — Постановление  Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69

в Калининградской области  — Постановление Правительства  России от 3 февраля 2007 г. N 73. [2]

Одним из наиболее важных оснований осуществления административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах является экономическое основание. Прежде всего это связано с невозможностью полной саморегуляции рыночного механизма. Функции регулирования должно взять на себя государство. Представляется очевидным, что содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах прямо или косвенно зависит от законодательства, регламентирующего предпринимательскую деятельность вообще. [1]

 В настоящее время  принято большое количество законодательных  актов, регламентирующих предпринимательскую  деятельность, которые так же и регулируют деятельность ОЭЗ:

ГК РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) [3] , НК РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) [4], КоАП РФ 30 декабря 2001 года [5] ,

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. "О финансово-промышленных группах": Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации.,

 Федеральный закон  от 14 июня 1995 г. "О государственной  поддержке малого предпринимательства" : Настоящий Федеральный закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Настоящий Федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства;

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах": В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

 

(в ред. Федерального  закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ);

 Федеральный закон  от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской  деятельности": 1.Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

2. Аудиторская деятельность (аудиторские  услуги) - деятельность по проведению  аудита и оказанию сопутствующих  аудиту услуг, осуществляемая  аудиторскими организациями, индивидуальными  аудиторами.

3. Аудит - независимая проверка  бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. ; Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности":Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности ;

 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" : Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ) ;

Информация о работе Правовое регулирование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на примере «Бирюзовой Катуни»