Предмет «Экскурсоведение», его цель и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:37, лекция

Описание работы

Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки — экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение и книговедение. Когда мы рассматриваем вопросы экскурсионной теории, то: а) моделируем, какой в идеале должна быть экскурсия; б) имеем в виду механизм воздействия экскурсии на сознание человека; в) предполагаем осмысление, использование основных закономерностей и особенностей экскурсии; г) определяем критерии качества экскурсий, средства повышения их эффективности; д) формулируем теоретические основы экскурсионного дела.

Файлы: 1 файл

Лекция 1.docx

— 90.23 Кб (Скачать файл)

Лекция 1. Предмет  «Экскурсоведение», его цель и задачи.

1.1.Предмет «Экскурсоведение», его цель и задачи.

1.2.Значение экскурсии  для обслуживания туристов и  местного населения. 

 

Предмет «Экскурсоведение», его цель и задачи.

К концу 70-х годов определились три основные части экскурсионного дела: теория, методика, практика.

Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная  теория создает предпосылки для  появления новой науки — экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение и книговедение. Когда мы рассматриваем вопросы экскурсионной теории, то: а) моделируем, какой в идеале должна быть экскурсия; б) имеем в виду механизм воздействия экскурсии на сознание человека; в) предполагаем осмысление, использование основных закономерностей и особенностей экскурсии; г) определяем критерии качества экскурсий, средства повышения их эффективности; д) формулируем теоретические основы экскурсионного дела.

Для работников туристско-экскурсионной  отрасли экскурсионная теория — это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования.

Экскурсионная теория — это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода.

Понятия метод, методология  и методика взаимосвязаны и обусловлены.

Представим эту связь  в следующем виде:

 

Развитие экскурсионной  теории, начатое в 1920-е годы, продолжается и в настоящее время. В течение  первого периода это развитие базировалось на основах школьной педагогики. Классификация экскурсий, их признаки и функции, сам экскурсионный  процесс определялись в расчете  на экскурсии для школьников. При  этом ученые-экскурсионисты и методисты исходили из задач и требований общеобразовательной школы. Исключением служил раздел музейных экскурсий, где делались попытки осмыслить экскурсионную теорию применительно ко всей массе экскурсантов (и взрослых, и детей). Научные сотрудники музеев и ученые Московского научно-исследовательского института культуры в своих публикациях рассматривали некоторые вопросы экскурсионной теории, но до середины 1970-х годов серьезной разработки экскурсионной теории не было.

Известные ученые-экскурсионисты Ф. Л. Курлат и Ю. Е. Соловский в вышеупомянутой статье называют фамилии ученых, которым принадлежит бесспорная заслуга в постановке и разработке таких ключевых проблем теории экскурсионного дела, как определение экскурсий, педагогических и психологических основ экскурсионной работы, общей и частной методики школьных и массовых экскурсий; классификация экскурсий.

Нужно согласиться с ними в том, что теория экскурсионного дела уже в 1930-х годах развивалась  в условиях творческих исканий и  дискуссий и что в целом  теория экскурсионного дела находится  в стадии становления.

Более интенсивное развитие экскурсионной теории началось в 1970-х  годах. Это объясняется передачей  экскурсионного дела профсоюзам, которые  создали специализированное подразделение  – Главное экскурсионное управление, Центральную научно-исследовательскую  лабораторию по туризму и экскурсиям и Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.

Развитие экскурсионной  теории связано также с расширением  экскурсионного обслуживания, изменением роли экскурсии, т.е. превращением ее из формы отдыха и развлечения в  неотъемлемую часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы с населением. У экскурсии появились новые  функции, уточнились признаки, повысился  научный уровень экскурсионных  мероприятий, определились психолого-педагогические основы экскурсионной пропаганды, более  целеустремленно стал использоваться принцип наглядности, появилась  нормативная методология, выросли  кадры организаторов, методистов и  экскурсоводов.

Развитию экскурсионной  теории способствовали разработка и  чтение курса лекций «Теория и  практика экскурсионного дела» на Центральных  туристских курсах и в Институте  повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций. Параллельно преподаватели ИПК  в течение пяти лет вели названный  курс для студентов дневного и  вечернего отделений факультета подготовки кадров туристско-экскурсионных  организаций Высшей школы профсоюзного движения им. Н. М. Шверника. Содержание этого учебного курса было изложено в учебных пособиях, написанных Б. В. Емельяновым и изданных Центральным рекламно-информационным бюро «Турист»: «Основы экскурсоведения» (1981 г., 1985 г.); «Методика подготовки и проведения экскурсии» (1980 г.); «Организация работы экскурсионного учреждения» (1979 г., 1987 г.); «Экскурсионное обслуживание населения» (1983 г.); «Экскурсия – неотъемлемая часть идейно-воспитательной работы» (1984 г.); «Профессиональное мастерство экскурсовода» (1986 г.).

Вся система методики подготовки и проведения экскурсий, а также  отдельные вопросы экскурсионной  теории нашли освещение в методических пособиях, подготовленных и изданных ИПК работников туристско-экскурсионных  организаций и Главным экскурсионным  управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям в период с 1971 по 1988 г.

Постоянное внимание вопросам экскурсионной теории уделяла кафедра  экскурсионной работы Российской международной  академии туризма (ранее ИПК работников туристско-экскурсионных организаций). Результатом этой работы было опубликование  в 1992 г. учебного пособия в трех частях «Экскурсоведение». Первая часть этого пособия «Основы экскурсионной теории» более полно, чем в предыдущих изданиях, освещает вопросы теории.

Однако и в настоящее  время экскурсионная теория не стоит  на месте. Важные явления в жизни  туристско-экскурсионных организаций, бюро путешествий и экскурсий, государственных  и ведомственных музеев – это  новые формы обслуживания потребителей, опыт энтузиастов, который, становясь  достоянием экскурсионных учреждений, тысяч методистов, экскурсоводов, преподавателей учебных заведений, приводит к тому, что отдельные положения экскурсионной  теории развиваются, заменяются новыми, более совершенными. Возникновение  и развитие теории являются результатом  обобщения познавательной деятельности, повседневного труда тысяч экскурсоводов. «Теория возникает на основе практики, но она не просто обобщает практический опыт, а идет значительно дальше, раскрывает новые связи, стороны предмета».

С наибольшей полнотой и  определенностью экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как экскурсоведение.

Само же экскурсоведение представляет собой комплексную научную дисциплину, раскрывающую теорию, методологию и методику экскурсионной деятельности, историю экскурсионного дела и обобщающую практику туристско-экскурсионных учреждений, функции, выполняемые экскурсией.

Опираясь на современные  международные требования к экскурсионному обслуживанию, цель данного курса:

  • Теоретическое освоение курса -предполагается овладение профессиональной терминологией, знание этапов подготовки экскурсии и методики ее проведения.
  • Практическое освоение курса -предполагается приобретение навыков разработки экскурсий и их проведения.

 

Значение экскурсии  для обслуживания туристов и местного населения

Экскурсионная деятельность, как одна из составляющих турпродукта, является одной из основных мотиваций  для путешествий. Экскурсия как  процесс наглядного познания окружающего  мира неразрывно связана с туризмом. Передвижения с различными целями у  древних народов, которые историки туризма традиционно рассматривают  как истоки современных путешествий, способствовали развитию торговли, установлению религиозных и межкультурных  связей. Возможности познания особенностей исторического пути и культуры других народов могли появиться у  путешественников только в результате наглядного изучения ими материальных памятников, образа жизни, повседневной культуры другого народа во время  пребывания в этой местности, личного  общения с представителями этой культуры.

Таким образом, экскурсии, как  и туризм развиваются с древнейших времен истории человечества. В России первым экскурсоводом признается император Петр I, который любил сам лично показывать строительство Санкт-Петербурга своим гостям и рассказывать им о своих планах создания нового столичного города. Не случайно и слово «экскурсия» латинского происхождения переводится В.И. Далем как «прогулка», «проходка», т.е. рассматривается как процесс передвижения, способствующий познанию. В экскурсии непременно присутствуют три элемента: экскурсант, объект показа и экскурсовод. Последний проводит экскурсанта по заранее выбранному маршруту и своим рассказом и пояснениями помогает усвоить экскурсанту зрительный образ объекта показа. Рассказ и пояснения готовятся экскурсоводом заранее и тесно увязываются с последовательностью показа, при этом акцентируется внимание экскурсанта на отдельных частях объекта.

Во второй половине XIX–XX вв. именно экскурсия как процесс сознательного изучения мира становится обязательным элементом путешествия. Привлекательность процесса экскурсионного познания, его широкие возможности использовал Томас Кук при организации путешествий и экскурсий. В России экскурсионисты начала XX в., опираясь на практический опыт проведения экскурсий для разных слоев населения, и, прежде всего для учащихся школ и высших учебных заведений, закладывают основы экскурсионной теории и методики. В 1920–1930 гг. преимущество живого, наглядного общения с миром, возможность вести через экскурсию мощную идеологическую пропаганду образа и достижений советского строя быстро оценили большевики. Это способствовало стремительному развитию в СССР пролетарского и познавательного туризма, неотъемлемой частью которого являлись политизированные экскурсии различного характера.

Во второй половине XX в. совершенствование экскурсионной методики приводит к тому, что наряду с обзорными, т.е. многоплановыми, многотемными экскурсиями, позволяющими познакомиться с историей местности от начального периода развития до сегодняшнего дня, важное место занимают и тематические экскурсии, дающие возможность глубже изучить интересующие экскурсантов темы. Экскурсантом может быть посетитель дестинации, в том числе турист, или местный житель, желающий расширить свои знания о родном крае, изучаемом предмете по интересу, ознакомления с музейными коллекциями, достижениями науки и техники.

Первоначально экскурсия  была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные  задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. Поиск  новых форм самообразования выдвинули  перед экскурсиями общеобразовательную  цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной  превратили экскурсию в один из видов  культурно-просветительской работы.

Функции экскурсии рассматриваются  как ее главные свойства. Выделяют несколько основных функций. Рассмотрим более детально каждую из них.

Экскурсия способствует распространению  политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь  с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяет выделить в них главное. Рассматривать их необходимо в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом.

Принцип научности определяет научный характер экскурсии как  формы воспитания и образования. Задачей экскурсии является способствование  расширению научных знаний, которая реализуется благодаря тому, что содержание экскурсии преподается в соответствии со сведениями определенной отрасли современной науки. Факты и события должны получать объективную научную оценку.

Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке к экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним  были составлены документы для экскурсии  – тексты и методическая разработка.

Материал экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного  строительства, с теми переменами, которые  происходят в стране.

Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о  достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях и достижениях науки  и техники. От таких важных средств  информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более  высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов.

Функция организации культурного  досуга тоже является одной из функций  экскурсии. Под досугом подразумевается  та часть нерабочего времени, которая  остается у человека после рабочего дня. Это свободное время в  течение суток, недели, года человек  затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу, любительские занятия, общение с друзьями. Экскурсию  относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека.

Информация о работе Предмет «Экскурсоведение», его цель и задачи