Предмет «Экскурсоведение», его цель и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 23:37, лекция

Описание работы

Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки — экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение и книговедение. Когда мы рассматриваем вопросы экскурсионной теории, то: а) моделируем, какой в идеале должна быть экскурсия; б) имеем в виду механизм воздействия экскурсии на сознание человека; в) предполагаем осмысление, использование основных закономерностей и особенностей экскурсии; г) определяем критерии качества экскурсий, средства повышения их эффективности; д) формулируем теоретические основы экскурсионного дела.

Файлы: 1 файл

Лекция 1.docx

— 90.23 Кб (Скачать файл)

Еще одна из функций экскурсии  – функция расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы и т.д. нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогая им увидеть то, что они знали по письменным источникам.

Функция формирования интересов  человека тоже является функцией экскурсии. Задача экскурсии сообщить знания аудитории  и вызвать интерес людей к  конкретной отрасли знаний. Например, побывав на литературной экскурсии, ее участники могут проявить интерес  к конкретному писателю. Участники  таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству.

Каждая конкретная экскурсия  может выполнять одновременно несколько  функций. Это зависит от того, с  какой группой экскурсантов она  проводится. Для детей и молодежи экскурсия – это функция расширения культурно-технического кругозора; для  подростков – функция формирования интересов; для иностранных туристов – функция информации.

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительской работы, имеет свои особенности в  организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с  другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

В конечном итоге выявляется, что экскурсия как процесс  наглядного познания окружающего мира неразрывно связана с туризмом и  является одной из основных мотиваций  для путешествия и наиболее важной составляющей турпродукта.

В целом экскурсионное  обслуживание – организация и  оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих  потребности человека в приобщении к духовном и нравственным ценностям, накопления знаний, в то числе и  профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств  познания.

Экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя, комплекс знаний по истории, культуре, географии и др. При участии  в таких экскурсионных мероприятиях, как осмотр музейных и выставочных  экспозиций исторических, культурных, природных и др. достопримечательностей, происходит удовлетворение потребности  личности в познании окружающей действительности.

Избирательность человека в  выборе экскурсионных услуг носит  подсознательный характер. Турист выбирает те экскурсионные услуги, которые  удовлетворяют одновременно несколько  потребностей. Так, посещая загородную экскурсию, ее участники не только удовлетворяют  потребность в познании, но и в  сочетании с эмоциональными и  интеллектуальными нагрузками ликвидируют  дефицит движения, повышают эффективность  обмена информацией в процессе общения  друг с другом. Таким образом, экскурсионное  обслуживание можно рассматривать  не только как часть комплексной  туристской услуги, но и как и самостоятельный вид услуг, целью которого является удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов в познании окружающей действительности.

Рассматривая экскурсионное  обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий  системы организованного отдыха, следует иметь в виду, что комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию отдыха, поездок  и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и иных объектов.

Экскурсия представляет собой  целенаправленный, наглядный процесс  познания окружающего мира. Этот процесс  происходит с использованием заранее  выбранных объектов, находящихся  в природных условиях и происходит под руководством квалифицированного специалиста-экскурсовода в соответствии заранее определенной тематике.

Экскурсионный процесс и  задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены, как представляет Б.В. Емельянов, в следующей последовательности: экскурсовод с помощью объектов воздействует на экскурсантов помогая им увидеть, услышать, ощутить и овладеть навыками.

Таким образом, в ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых  раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие  подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).

Большую роль в данном процессе играет материал экскурсии, подача его  экскурсоводом, «точка зрения» на событие  и оценка его экскурсоводом, а  также уверенность экскурсовода в собственной правоте. Большинство  экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода как основу для понимания  материала и отношение к предмету показа и рассказа. Именно проблема понимания выступает ключевой в экскурсионном процессе, а экскурсия может быть определена как методически продуманный показ памятных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ объектов, находящихся перед глазами экскурсантов, а также умелый рассказ о событиях с ними связанных.


Информация о работе Предмет «Экскурсоведение», его цель и задачи