Предпринимательская деятельность в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.
Малое предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.

Содержание работы

Введение…...……………………………………………………………………...3
Глава I. Сущность предпринимательской деятельности в туризме
§1.1 Понятие предпринимательства и история его развития……………..……5
§1.2 Виды предпринимательской деятельности в туризме………..…………11
Глава II. Особенности предпринимательской деятельности в туризме
§2.1 Туристская деятельность как предмет правового регулирования..……..16
§2.2 Развитие предпринимательской деятельности в сфере туризма на примере Саратовской области………………………………….……………….19
Заключение..…………………………………………………………………….23
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Моя курсовая (Автосохраненный).docx

— 49.94 Кб (Скачать файл)

     В 1994г. резко замедлились темпы  прироста числа малых предприятий  и занятых на них: рост составил чуть более 1%, сократилась среднесписочная  численность занятых в МП. После  бурного роста резкая остановка  в развитии МП произвела эффект абсолютной неожиданности.

     В 1995г. впервые началось снижение численности  российских малых предприятий (на 8,8%) и среднесписочного числа занятых  на них (на 4,5%).

     Малые предприятия в борьбе за выживание  учились самостоятельно приспосабливаться  к сложностям рынка. Так, для повышения  своей жизнеспособности они начали активно диверсифицировать хозяйственную  и инвестиционную деятельность. Более  половины предприятий неторгового  профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занимались еще и торговлей.

     Наметившаяся  еще в 1995г. тенденция сокращения общего числа малых предприятий  в 1996г. усилилась. Однако во многом это  было связано с новыми подходами  к учету малых предприятий  в принятом в 1995г. Законе «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ», а также с перерегистрацией действующих малых предприятий.

     В 1997г. практически во всех отраслях был  отмечен рост числа малых предприятий, в целом по Российской Федерации  он составил 4,2%, достигнув наибольшего  значения в здравоохранении, культуре и социальном обеспечении - 43%; в сельском хозяйстве - 10,2, на транспорте - 8,6%.

        Меньше малых предприятий стало в сфере науки и научного обслуживания - на 4.6%, материально-технического снабжения и сбыта - на 0,8%.

     Численность индивидуальных предпринимателей, по данным ФНС России, на 1 июля 1997 г. составила 3,5 млн. человек. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также ИПБОЮЛ, в малом предпринимательстве  было занято более 12 млн. человек

     Сложившаяся отраслевая структура МП за эти годы практически не изменилась. Непроизводственная сфера остается для малых предприятий  более привлекательной, чем реальный сектор. Так, в 1997 г. большая часть  малых предприятий работала в  сфере торговли и общественного питания -43,2%; в строительстве и промышленности - 16,5 и 15% малых предприятий соответственно. Это вполне объяснимо, во-первых, самой спецификой МП как сектора экономики, а во-вторых - мировой тенденцией доминирования (особенно в малом бизнесе) нематериальной сферы над производственной.

        Существенных структурных сдвигов в секторе МП за эти годы не произошло. Так, доля промышленных предприятий в общем числе российских малых предприятий незначительно выросла - с 14,2 на начало 1995 г. до 15,7% на начало 1999г. Доля строительных предприятий также увеличилась - с 13,8 до 15,8%. Удельный вес предприятий, занятых торговлей и общественным питанием, несколько снизился: на 01.01.95 г. на их долю приходилось 46,8% от общего числа малых предприятий, на 01.01.98 г. - 44,5%1.

     История развития предпринимательства в  наше время мы рассмотрим в следующих  параграфах. 
 
 
 

    §1.2 Виды предпринимательской деятельности  в туризме

   В общепринятой классификации предпринимательской  деятельности выделяют следующие виды предпринимательства:

1) производительное (производственное) - непосредственное  создание услуг и другой продукции; 

2) коммерческое - посредническая деятельность по  продвижению созданной продукции  от производителя к потребителю; 

3) финансовое - особый вид деятельности по  образованию и использованию  денежных средств на цели воспроизводства  услуг и продукции; 

4) консультативное  - деятельность, связанная с предоставлением  советов (консультаций) и помощи  по вопросам общего управления, оценки возможностей производителей, управления финансами, маркетинга  и др.

     В связи с особенностями туруслуг предпринимательская деятельность туристских организаций может быть лишь условно отнесена к определенному  виду.

     Так, деятельность туроператоров в большинстве  случаев создает организационную  подготовку турпродукта и его  частичное производство и продвижение  к потребителю. Поэтому деятельность туроператоров можно условно  отнести к производительному  предпринимательству.

     Турагенты выполняют функции посредников - продавцов туров. Кроме того, они  выполняют отдельные виды услуг, например страхование, консульское  обслуживание и др. Это смешанный  вид деятельности.

     Контрагенты - исполнители туристских услуг (гостиницы, рестораны, перевозчики, экскурсионные  бюро и др.), которые оказывают  услуги потребителям турпродукта, т. е. активно участвуют в производстве услуг и на этом основании могут  быть отнесены к производительным предпринимателям. Туристские организации могут совмещать  организационную подготовку, продажу (в том числе и розничную) и  исполнение услуг. В этом случае фирма выполняет одновременно несколько видов предпринимательской деятельности.

     Консультационная  предпринимательская деятельность широко используется в сфере туризма. Чем сложнее состав и выше качество туристских услуг, тем большее число  специалистов-консультантов вовлечено  в процесс создания и реализации туристских услуг. Так, клубный отдых (таймшер) использует следующих участников: промоутеров (разработчиков проектов), специалистов по продажам, управляющих  курортами, специалистов по обмену места  клубного отдыха и т. д. Предпринимательская  идея - это выявленная предпринимателем новая форма экономической активности, в которой совмещаются потенциальные  или реальные потребности рынка  в определенных услугах (или товарах) с возможностями предпринимателя  произвести эти услуги (товары) и  получить дополнительный доход от нововведения (инновации).

     Деятельность  предпринимателя предполагает создание банка идей, которые могли бы составить  основной или дополнительный профиль  производства услуг или посредничества. Накопление идей может иметь как  текущий, так и перспективный  характер. По каждой идее предприниматель  принимает решение - приступать или  не приступать к ее практической реализации. Процесс принятия решения каждым предпринимателем ведется по собственной  индивидуальной технологии, обеспечивающей выбор одного варианта из имеющихся  альтернатив, но общие этапы и  последовательность их выполнения следующие:

1) первая экспертная  оценка идеи самим предпринимателем  реальности практического воплощения;

2) сбор информации  о ситуации на рынке для  оценки идеи с практических  позиций; 

3) проведение  предпринимательских расчетов с  целью выявления: объектов спроса  и предложения на туристском  рынке на услуги (товар), предполагаемые  к производству; возможной цены  реализации аналогичных услуг; издержек производства; величины прибыли и эффективности производства услуг и др.;

4) вторая экспертная  оценка осуществляется привлеченными  специалистами и имеет цель  установить совместимость идеи  с возможностями предпринимателя; 

5) принятие решения  предпринимателем продолжить работу  над идеей или же ее отбросить  и перейти к осмыслению другой  предпринимательской идеи.

Реализация принятой идеи также имеет несколько этапов:

1) бизнес-планирование, сущность которого состоит в  детальном изложении с точными  расчетами реализации проекта.  В бизнес-плане также указываются  организационная форма предпринимательства  и источники формирования денежных  средств, необходимых для начального  этапа реализации идеи;

2) привлечение  заемных денежных средств и  партнеров (участников);

3) государственная  регистрация собственной фирмы  (предприятия), если она создается  впервые; 

4) организационно-техническая  подготовка фирмы к производству  товаров (услуг);

5) управление  функционирующей фирмой и партнерскими  связями. 

     Реализация  предпринимательской идеи считается  успешной, если достигнут (или почти  достигнут) результат, планируемый  в начале реализации предпринимательской  идеи. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха связывается в первую очередь  с идеей самоутверждения или  со стремлением изменить ход событий. Коммерческий успех (дополнительный доход, прибыль) сопровождает предпринимательский  успех, но в самой предпринимательской  деятельности не выступает как самоцель.

     Это понятие успеха предпринимательства  опирается на культуру предпринимательства  как на систему совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений  о ценностях, что обеспечивает высокий  престиж и способствует увеличению эффективности производства товаров (услуг) и доходов. По мере стабилизации социально-экономической жизни общества интерес к культуре предпринимательства как к системе норм нравственного поведения деловых людей, их обязанностей по отношению друг к другу и обществу в целом будет возрастать.

     Большинство туроператоров предлагают свои услуги рынку через турагентства (т. е. используют косвенный метод), поскольку привлечение  посредников приносит им определенную выгоду, в том числе не отвлекает  денежные средства от основного бизнеса.

     У посредников большая эффективность  в обеспечении широкой доступности  туруслуг и доведении их до потребителя, чем у туроператоров. Но нередко  крупные туроператоры организуют собственную  сбытовую сеть из принадлежащих им турагентств.

     Подобная  стратегия предполагает освоение новых  рынков и получила название прямого  маркетинга. Это возлагает на туроператора ряд дополнительных функции (выявление  потенциальных потребителей, разработку сбытовых мероприятий, создание дополнительных информационных систем и др.), а также  приводит к дополнительным затратам. Выбор прямого или косвенного метода сбыта решается по экономическому критерию «что дешевле»: иметь собственную  сеть агентов или пользоваться на комиссионных началах услугами посредников - турагентств? Экономический критерий, ориентированный на коммерческий успех  «в настоящем», не является единственным и универсальным. Коммерческая стабильность фирмы-туроператора «в будущем» - это  еще один критерий выбора метода сбыта  турпродукта. Этот критерий ориентирует  на приобретение постоянной клиентуры, которая обеспечивает стабильность. Отсюда и тенденция туроператоров  к расширению собственной сети турагентств  или совмещению собственных функций  с функциями посредников. Новые  технологии и техника позволяют  осуществить такое совмещение. Например, использование центров по обработке телефонных звонков, выполняющих роль современных коммутаторов, позволяет обработать наибольшее количество телефонных переговоров в «высокий сезон» и уменьшить затраты на эту работу.

     Завершая  первую главу, мы выяснили, что для успешного развития предпринимательства, требуется много свежих идей, анализ рынка и конечно же не обойтись без статистических данных прошлых лет, дабы проследить изменения его развития.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Особенности предпринимательской деятельности в туризме

    §2.1 Туристская деятельность как предмет правового регулирования

   Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую деятельность как  туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий (ст.1) Федеральный  закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ «Об  основах туристской деятельности в  Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007 г. №12-ФЗ)

   Туристская  деятельность, оказание туристских услуг  есть предпринимательская деятельность, которая регулируется гражданским  законодательством. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое  получение прибыли от пользования  имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

   Для вхождения туристской услуги в отношения  купли-продажи Законом об основах  туристской деятельности были введены: понятие «тур» как комплекс услуг  по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляе мые  в зависимости от целей путешествия, а также понятие «туристский  продукт» как право на тур, предназначенное  для реализации туристу.

   Следует поддержать критику законодательного понятия туристского продукта как  право на тур. Но, как пишет М.Б. Биржаков в книге «...в истоках  римского права есть догма - закон  плох, но он закон. Закон следует  уважать и соблюдать, и поэтому  формально - туристский продукт - право  на тур, а по своему физическому существу комплекс услуг, работ и товаров; и сертификации, т.е. оценке соответствия качества, подлежат не права, а конкретные услуги, работы и товары».

Объяснение  указанного в Законе понятия туристского  продукта как права на тур, предназначенного для реализации туристу, может быть следующее.

     Право на тур, приобретенное туристом, является его субъективным правом пользоваться услугами, входящими в тур. А это  и есть имущественное право туриста  на оказание туристских услуг, т.е. то, что подлежит купле-продаже.

Информация о работе Предпринимательская деятельность в туризме