Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 12:04, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является анализ и прогнозирование туристского рынка и перспектив развития въездного туризма в г. Санкт-Петербург.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
Сбор статистических данных о туристском рынке Санкт-Петербурга .
Анализ статистических данных о туристическом рынке Санкт- Петербурга.
Попытка решения вопросов развития туризма и прогнозирования его темпов роста на основе информации из официальных источников.
Таким образом из приведенного выше материала видно, что Санкт-Петербург имеет огромный туристический потенциал. Существующая конъюнктура мирового туристического рынка благоприятна для Санкт-Петербурга. Этому свидетельствует повышение международного туристического спроса на Россию в целом, прогнозируемый рост инвестиций в туристическую инфраструктуру России, смещение туристических предпочтений в сторону культурно-познавательного туризма, а также рост туристических возможностей российских граждан. Туристско-экскурсионная работа может использовать весь потенциал культурного наследия Санкт-Петербурга. Особая задача - обеспечение равномерного сезонного распределения туристических потоков, а также создание комфортных условий проживания и передвижения туристов.
По словам специалистов, в последние годы динамика развития туристического рынка Санкт-Петербурга самая благоприятная и позитивная: количество туристов на въезд постоянно увеличивается. Но все же у городского туризма существуют проблемы и препятствия для дальнейшего развития. Они не являются специфическими, главные проблемы туристического Петербурга - общестрановые. Часть из них удается решать, часть - пока не разрешены и мешают развитию индустрии. Основными из них являются:
1) Рост цен, высокая цена турпродукта
2) Несовершенства визового режима
3) Транспортные проблемы
4) Проведение летом официальных и массовых мероприятий
5) Ярко выраженная сезонность
6) Отсутствие ориентирующей информации
7) Нехватка квалифицированных кадров для туристической области
Иностранных же туристов - как реальных, так и потенциальных - смущают четыре вещи: некачественный сервис, страх перед криминалом, бюрократическая волокита, связанная с оформлением визы, и ее стоимость.
Рассмотрим подробнее некоторые проблемы, мешающие развитию въездного туризма в Санкт-Петербург.
Проблема ценообразования. Вызывают опасения не столько сам факт повышения цен, сколько их спонтанность и непредсказуемость, в том числе повышение цен в разгар сезона. Петербургских предпринимателей волнуют не столько сами суммы, сколько не вполне адекватное, а иногда и вовсе хищническое поведение партнеров. «Каждый поставщик в городе работает так, как ему удобно. Непредсказуемое повышение цен, внезапное изменение других условий - это очень серьезный наш недостаток и одна из главных проблем питерского туррынка.
Важнейшим препятствием для развития туризма является цена туров в Россию, в Санкт-Петербург. По мнению экспертов Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), она просто запредельна. За последние четыре года стоимость пребывания в Петербурге выросла почти втрое и сейчас вдвое превышает стоимость аналогичной поездки в Прагу или Будапешт.
Питерский турпродукт с каждым годом становится все дороже: ведь кроме гостиниц поднимают стоимость билетов авиакомпании, музеи, наземный транспорт.
2 Самые высокие цены на турпродукт в Санкт-Петербурге наблюдается в горячий туристический сезон, т.е. в июнь-июль, в сезон белых ночей, когда Петербург особенно красив. Тем не менее вакханалия и неразбериха в ценообразовании летних сезонов последних лет позволила заметить важную закономерность - чем дороже Петербург в белые ночи , тем более приемлемыми для туристов кажутся цены в другие месяцы. Таким образом происходит сглаживание сезонности.
Все же можно отметить, что в этом направлении есть подвижки - участники рынка постепенно приходят к пониманию, что от внутренней конкуренции нужно переходить к консолидации усилий. В связи с этим можно предложить им взвешенно относиться к вопросам ценообразования, поскольку город должен быть стабильным и предсказуемым для туриста, а все «поставщики» услуг должны определять ценовую политику заранее и не менять цены во время сезона.
Несовершенства визового режима. Несовершенство визового режима на въезд продолжает оставаться одной из главных проблем развития туризма в нашей стране, что затрагивает и Санкт-Петербург. Из-за долгой и трудной процедуры оформления разрешительных документов теряют деньги и турбизнес, и вся страна. К тому же положение усугубляется зачастую неадекватным отношением к иностранным туристам на пунктах перехода границы со стороны сотрудников пограничных и таможенных служб. Если к тому же устранить несовершенства визового режима, то тогда, по прогнозам работников туриндустрии, поток въездных туристов может в течение 1,5-2 лет увеличиться примерно в 1,5 раза. Необходимо продолжить диалог с федеральными органами власти по вопросу упрощения процесса получения виз в Российскую Федерацию и снижению их стоимости.
Сезонность. Туристический поток в Санкт-Петербург имеет ярко выраженную сезонность. Пик посещения приходится на июль, когда количество отдыхающих увеличивается на 20 % по сравнению с июнем, в августе падает на 12 % и к середине октября сходит почти на «нет». В ноябре выезжают лишь 0,6
Транспортные проблемы. Еще одна немаловажная проблема Санкт-Петербургского турбизнеса - это транспортные проблемы города: «пробки», парковки, ремонтные работы, закрытия проезда при проведении официальных мероприятий, городских праздников, плохое состояние вокзалов и аэропортов и т.п. Участники туррынка уверены, что транспорт - самое слабое место Санкт-Петербурга, его не хватает. Качественный и количественный состав автопарка не соответствует требованиям туриндустрии и является препятствием при создании комплексных программ. В городе необходимо иметь 400 автобусов первой категории в сезон, на данный момент же имеются автобусы только третьей категории. Но в то же время, транспорт будет простаивать в не сезон.
Самая тяжелая ситуация с транспортом складывается в летний период, в туристический сезон передвигаться по городу становится очень сложно. Невозможно рассчитать время передвижения от одного объекта до другого из-за бесконечных пробок, ремонта дорог, нарушения правил парковки. Это касается как исторического центра, так и загородных шоссе.
Растет интерес к яхтенному туризму. Но чтобы поток туристов на яхтах направился в сторону Санкт-Петербурга, необходимо иметь сеть стоянок, расположенных как на побережье российской части Балтийского моря, так и на островах - средний путь яхты в сутки 50-60 км. Для Санкт-Петербурга и Ленобласти создание такой сети - это, прежде всего, дополнительные рабочие места, приток туристов и денежных средств. Но уровень оборудования и сервиса в яхтенных портах и стоянках является крайне низким.
Дорожная инфраструктура - одна из общегородских проблем. Тем не менее, в этом направлении ведется серьезная работа.
Немаловажной проблемой является перекрывание улиц, на которых проводятся официальные, массовые мероприятия. Эту проблему можно решить, запрашивая у соответствующих городских служб вышеуказанною информацию, обобщать ее и размещать на сайтах КИСПа и РСТ, добиваться закрытия части исторического центра для частного транспорта, выделить отдельные полосы для движения общественного и туристского транспорта и создавать подземные парковки.
Отсутствие ориентирующей информации. В недавнем прошлом эта проблема стояла очень остро: отсутствовала указатели на латинице, стоики информации, карты города и т.д. Все это создавало серьезные препятствия для развития въездного иностранного туризма. К летнему сезону 2006 года для туристов в Санкт-Петербурге установлено значительное число уличных указателей с текстом на кириллице и латинице, а также информационных стендов с картой города.
Не хватка квалифицированных кадров для туробласти. На данный момент в туристической сфере ощущается дефицит квалифицированных кадров, несмотря на то, что подготовку в этой области ведут 269 ВУЗов, в том числе в Санкт-Петербурге около 40. Объясняется это тем, что очень малый процент выпускников остаются работать по специальности. В сезон 1 гид в день обслуживает 3-5 групп туристов при норме в 2 группы. Из-за этого снижается качество обслуживания и количество информации, исходящей от гида. При приеме на работу особо ценятся стаж работника, его образование и знание языка. В области подготовки квалифицированных кадров для туристской отрасли необходимо создание межвузовского учебно-методического центра для практической подготовки студентов, включающего учебную гостиницу и учебный ресторан. Представляется также целесообразным предусмотреть государственный заказ на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием для сферы туризма и гостеприимства на конкурсной основе среди всех средних специальных учебных заведений, включая негосударственные.
Отсутствие единого бренда «Санкт-Петербург». Важной проблемой остается разрозненное продвижение дестинации участниками туристского рынка - на данный момент, отели, авиалинии, туристские фирмы, как правило, рекламируют сами себя и свой продукт, в то время как эта деятельность должна вестись скоординировано. И продвигаться должен единый бренд “Санкт-Петербург” - не организации, а турпродукты и программы. Северную столицу России туристы должны воспринимать как место, куда ездят с познавательными целями (сходить в музей или театр), центр развлечений, город с широкими возможностями.
Уже ведется работа в этом направлении. Например, создано Агентство городского маркетинга, деятельность которого направлена на узнаваемость Санкт-Петербурга в мире как ведущего туристского центра России. Проведена значительная работа по продвижению Санкт-Петербурга, создан интернет-портал для туристов.
Российским туристам же необходимо грамотно рассказывать о возможностях города, организовывать работу туристических компаний, готовить интересные программы, в первую очередь во время низкого сезона. Раньше была программа, в рамках которой каждый школьник Советского Союза должен был посетить Ленинград хотя бы раз за период своего обучения. Примерно то же, в том числе и для школьников, можно сделать и на современном этапе развития туризма в Санкт-Петербурге.
Можно сделать вывод, что в Санкт-Петербурге ещё хватает проблем, которые требуют разрешения. Но, к счастью, это проблемы уже не уровня становления, а развития. Многие вопросы по туризму в городе уже находятся на рассмотрении. В частности, создана Программа развития Санкт-Петербурга как крупного туристического центра на 2009-2017 годы, которая включает в себя конкретные проекты по решению основных проблем. Некоторые препятствия, которые раньше серьезно мешали развитию турбизнеса в городе, уже решены: урегулированы отношения синостранными консульствами, на рынке туристических услуг стало меньше фирм - «кидал», промышляющих мошенничеством в сфере турбизнеса, произошло размывание границ сезонности, появились указатели и туристические карты на иностранном языке. Самое главное, Правительство города и участники туристического рынка идут на компромиссы в решении общих проблем.
Для успешного развития туризма в Санкт-Петербурга, по мнению Всемирного совета по путешествиям (WTTC), необходимо: 1) властям города понимать, что выгоду приносит не только сам туризм, но и его инфраструктура; 2) детальное планирование, т.к. стратегия роста до сих пор не определена; 3) уделять как можно больше внимания маркетингу и продвижению направления. Кроме того, нужно решить все вышеизложенные проблемы.
В 2006 году на туризм было выделено 5 млн.долларов, но, по мнению WTTC, этих денег не достаточно для нормального продвижения города. Местные и центральные власти должны понять, что туризм важен для экономического развития Петербурга и в него нужно вкладывать не меньше, чем в другие сферы. Главный минус WTTC видит в том, что Санкт-Петербургский турпродукт неправильно продают. «Чтобы люди приезжали в ваш город, они должны заранее понимать, какие возможности есть в Петербурге. Плюс - они ожидают определенное качество услуг»- сказал Ричард Миллер, вице-президент WTTC. Современное состояние туррынка Санкт-Петербурга дает понять иностранному туристу, что ему не рады в России. Такую ситуацию необходимо срочно исправлять. Доклад WTTC очень важен для Петербурга, о нем написали все ведущие деловые издательства мира. В двух словах суть доклада можно сформулировать так: Правительство Санкт-Петербурга должно взять ситуацию в сфере туризма под свой контроль, установить приоритеты развития в отрасли и начать совместную работу с частным сектором, для того, чтобы обеспечить успешную продажу нового высококачественного турпродукта. Только справившись с этой задачей можно говорить о том, что перспектива оптимистична.
Правительство Санкт-Петербурга все же решило взять под контроль ситуацию в туристическом секторе. В 2005 году была утверждена Программа развития Санкт-Петербурга как крупного туристического центра .Она была разработана компанией Boston Consulting Group, исследование обошлось в 15 млн руб., его профинансировало Минэкономразвития. Цель разработки Программы заключается в определении перечня практических мероприятий, направленных на ускоренное развитие туристической отрасли в Санкт-Петербурге и повышение доходов Санкт-Петербурга от данного сектора экономики. Основные положения Программы основаны на данных, полученных в результате проведенных исследований. Программа развития Санкт-Петербурга как крупного туристического центра отражает перспективы развития городского туризма на этот период.
Согласно Программе, к основным возможностям повышения доходов Санкт-Петербурга от туризма относятся:
· увеличение срока пребывания иностранных туристов;
· стимулирование иностранных туристов к повторным поездкам за счет расширения мотивации поездки;
· расширение возможностей для увеличения суточных трат российских туристов;
· увеличение общего числа туристов за счет снижения сезонности.
Согласно Программе, в результате анализа было определено, что основными барьерами для успешного развития туризма на сегодняшний день являются:
Информация о работе Проблемы и перспективы развития индустрии туризма в Санкт-Петербурге