Проблемы въездного туризма в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Тема актуальна потому, что туризм играет не последнюю роль в экономике страны. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире и к 2007 г. туризм должен выйти на первое место в мировой торговле товарами и услугами. Также туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения, является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие и становление туризма в РФ
1.1 Этапы развития туризма в Российской Федерации
1.2 Туристские зоны России
Глава 2. Проблемы въездного туризма и пути их решения
2.1 Современное состояние туристского рынка России
2.2 Состояние материально-технической базы въездного туризма в РФ
2.3 Регионы и виды туризма, пользующиеся популярностью у иностранных граждан
2.4 Государственное регулирование в сфере въездного туризма
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

«Проблемы въездного туризма в современной России».doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)
  • развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;
  • распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
  • создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;
  • создание научной основы изучения туризма.

Переходный период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности. Особенности переходного периода: переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев); формирование туристского рынка на основе новых законов; использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях; изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.); невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха); возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий; рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга. Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались. В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце 20 века, устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.

 

1.2 Туристские зоны России

 

Каждая страна обладает собственными, иногда уникальными туристскими  ресурсами, имеющими большую ценность для туристов. По своей экономической  сути они составляют основу туристской ренты, делая ту или иную страну более  или менее привлекательной для туристов. Так в Европе наиболее богатыми странами в плане туристских ресурсов считаются Италия, Франция, Испания, Великобритания, Греция, Швейцария, которые уже многие годы оказываются лидерами по числу ежегодно принимаемых туристов. Однако в этих странах большинство туристских ресурсов сосредоточены в отдельных городах и местностях, в которых концентрируются основные потоки приезжающих туристов. Такие города и местности обычно называются туристскими центрами.

В туристском лексиконе  используется также такое понятие как туристская зона. Туристская зона – это определенная территория, не имеющая четких границ, но обладающая общими специфическими туристскими ресурсами, способными вызвать устойчивый интерес со стороны определенно категории туристов. Так, например, туристскими зонами на Средиземноморском побережье можно считать Французскую и Итальянскую Ривьеры, Турецкую Анталию.

Россия обладает исключительно  огромным количеством разнообразных  природно-климатических, этнографических (традиции и обычаи народов) и антропогенных (культурно-историческое наследие) ресурсов, способных удовлетворить вкусы и интересы самых взыскательных туристов. В соответствии с методикой, принятой Госкомстатом РФ, в Российской Федерации насчитывается 13 туристских зон федерального значения.2

Западная туристская зона

Она включает Калининградскую  область, где туристские ресурсы  представлены историческими монументами  в Калининграде и ряде других городов, а также возможностями туристского  отдыха на побережье Балтийского  моря, особенно в районе Куршской косы, объявленной Национальным природным парком.

Северо-западная туристская зона.

В нее входят: г.Санкт-Петербург; Ленинградская, Новгородская, Псковская, Вологодская области; Республика Карелия. Туристские ресурсы представлены интереснейшими культурно-историческими памятниками в Санкт-Петербурге, Новгороде, Пскове, Вологде, памятниками Валаама и Кижей, возможностями круизных путешествий и экологических туров, лечением на курорте марциальных вод (Карелия),любительской охоты и рыбалки. Особый интерес у туристов вызывают возможности организации в этой зоне зимнего отдыха и развлечений. В этой зоне созданы и действуют государственные природные заповедники «Кивач», «Костомушкинский», «Нижне-Свирский», а также Валдайский национальный природный парк.

Центральная туристская зона

Она включает: Москву, Московскую, Владимирскую, Калужскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую области. Эта зона выделяется наибольшим количеством  самых разнообразных туристских ресурсов, включая культурно-исторические ценности Москвы, как столицы Российского государства, исторические памятники городов «Золотого кольца», а также городов Смоленска, Рязани, Калуги. Эта зона также богата природными ресурсами, способными удовлетворить разнообразные интересы любителей природы, охоты, рыбалки. Также как и в Северо-Западной зоне в Центральной туристской зоне имеются хорошие возможности организации зимних видов туризма. В эту зону входят Окский (биосферный) и Приокский-Терасный государственные заповедники, национальные природные парки: «Мещера» и «Смоленское Поозерье».3

Южно-Русская туристская зона

В нее входят: Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Липецкая, Орловская, Пензенская и Тамбовская области, а также Республика Мордовия. В прошедшие годы в этой зоне уделялось недостаточно внимания развитию туризма. Поэтому ее исторические памятники не получили большого общественного резонанса. Тем не менее, многие города оставили большой след в истории России и поэтому могут показать достаточно интересные исторические и культурные памятники, мемориалы, посвященные истории становления и развития российского государства, истории Великой Отечественной войны. На территории Южно-Русской зоны имеется не мало природных условий и достопримечательностей, способных заинтересовать российских и иностранных туристов. В этой зоне находятся такие государственные природные заповедники как: «Брянский лес», «Воронинский», «Лес на Ворскле», «Приволжская лесостепь», «Центрально-Черноземный», а также национальный природный парк «Орловское Полесье».

Поволжская туристская зона

Она включает: Республики Калмыкия, Татарстан, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия, а также Астраханскую, Саратовскую, Ульяновскую, Самарскую, Волгоградскую, Ивановскую, Кировскую, Костромскую  и Нижегородскую области. Главной  достопримечательностью в этой зоне можно считать великую русскую реку Волгу, с которой связаны многие исторические события нашей страны. В городах Поволжья много культурно-исторических памятников. Для российских и иностранных туристов особый интерес представляет посещение города-героя Волгограда. Туристы могут также познакомится с этнографическими особенностями, традициями, обычаями и фольклором местных народов. Богатая природа этой зоны позволяет организовывать различные формы экологического, приключенческого туризма, путешествия по специализированным программам. В этой зоне действуют такие государственные природные, как «Большая Кокшага» (Марий Эл), «Волжско-Камский» (Татарстан), «Керженский» (Нижний Новгород), «Нургуш» (Кировская обл.), а также национальные природные парки «Марий Чодра», «Нижняя Кама», «Хвалынский» и др.

Уральская туристская зона

В ее состав входят: Республика Башкортостан, а также Оренбургская, пермская, Свердловская и Челябинская  области. Проходящий по этой зоне Уральский  горный хребет, разделяющий Европу и Азию, сам по себе является привлекательным объектом туристского интереса. Эта зона богата самыми различными природно-климатическими ресурсами, представленными флорой, фауной, находками современной палеонтологии и геологии. Здесь также имеются хорише возможности для организации экологического и приключенческого туризма. В эту зону входят такие государственные природные заповедники как «Басеги» (Пермь), «Висимский» и «Денежкин Камень» (Свердловская обл.), «Оренбургский», «Шульгин-Таш» (Башкирия).

Приазовско-Черноморская туристская зона.

В нее входят: Краснодарский  край и Ростовская область. Главными туристскими ресурсами этой зоны являются Черноморское побережье с  известнейшими курортными городами Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе, Адлер  с бальнеологическим центром Мацеста, а также курортные места на побережье Азовского моря. Горный район этой зоны обладает уникальными природными ресурсами, позволяющими удовлетворить самые различные интересы любителей природы. В этой зоне находятся государственный биосферный заповедник «Кавказский» и национальный природный парк «Сочинский».

Кавказская туристская зона.

В нее входят: Ставропольский край и республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северо-Осетинская. Главным туристским ресурсом этой зоны является Кавказский горный хребет с исключительно богатой флорой и фауной. Многочисленные национальные республики, входящие в эту зону, представляющие национальные традиции, обычаи, фольклор местных народов привлекали и привлекают большие группы российских и иностранных туристов. Особое значение для этой зоны имеют курортные центры Кавказских Минеральных Вод, обладающие ценными бальнеологическими ресурсами. По территории Северного Кавказа проходят многочисленные альпинистские и горно-туристские маршруты. Здесь действуют такие государственные природные заповедники, как «Дагестанский», «Кабардино-Балкарский», «Северо-Осетинский», «Тебердинский», а также национальный парк «Приэльбрусье».

Обско-Алтайская туристская зона.

Эта зона охватывает Республику Алтай и Алтайский край, а также Кемеровскую, Тюменскую и Томскую области. В этой зоне расположены такие государственные природные заповедники, как «Алтайский» и «Катунский» (Алтай), «Верхне-Тазовский», «Юганский» и «Малая Сосьва» (Тюмень), «Кузнецкий Алтау» и «Шорский» (Кемерово). Наличие таких заповедников и природных парков свидетельствует об обилии природно-климатических ресурсов в Обско-Алтайской туристской зоне, способных удовлетворить интересы путешественников по самым различным видам туризма.

Енисейская туристская зона.

Территория этой зоны охватывает республики Тува и Хакасия, а также Красноярский край. Эта  зона также выделяется большим количеством  природных заповедников и парков, в том числе заповедники «Азас» (Тува), «Чазы», «Малый Абакан» (Хакассия), «Таймырский», «Столбы», «Саяно-Шушенский», «Центрально-Сибирский» (Красноярск).

Байкальская туристская зона.

Она включает Республику Бурятию, а также Иркутскую и  Читинскую области. Главной туристской достопримечательностью этой зоны является самое глубокое в мире озеро Байкал с его исключительно богатой флорой и фауной. Основные природно-климатические достопримечательности сосредоточены в созданных в этой зоне природных заповедниках и парках: «Байкальский», «Баргузинский», «Витимский», «Даурский», «Джергинский», «Сохондинский», «Забайкальский» и др.

Дальневосточная туристская зона.

В нее входят: Приморский и Хабаровский края, Амурская и  Сахалинская области, Еврейская  автономная область. По своим природно-климатическим, этнографическим и антропогенным ресурсам эта зона не уступает другим восточным территориям Российской Федерации. Здесь также созданы и активно действуют крупнейшие в стране заповедники и национальные парки: «Большехехцирский», «Ботчинский», «Джугджурский» (Хабаровск), «Зейский», «Хинганский» (Амур), «Лазовский», «Сихоте-Алинский», «Ханкайский» (Приморье), «Поронайский», «Курильский» (Сахалин). Наряду с указанными заповедниками в этой зоне имеется много природных условий для организации спортивного и приключенческого туризма, любительской охоты и рыбалки, знакомства с историческими памятниками, обычаями и фольклором местных народов.

Российский Север.

Это самая большая  туристская зона, растянувшаяся по всей северной границе нашей страны. Она охватывает республики Коми, Саха, автономные округа Чукотский, Таймырский, Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий, области Архангельскую, Мурманскую, Камчатскую и Магаданскую. В этой зоне также созданы и действуют интереснейшие государственные природные заповедники и национальные парки: «Большой Арктический» и «Путоранский» (Таймыр), «Кандалакшский», «Лапландский» и «Пасвик» (Мурманск), «Командорский» и «Кроноцкий» (Камчатка), «Магаданский» и «Остров Врангеля» (Магадан), «Пинежский» (Архангельск), «Печоро-Илычский» и «Югыд Ва» (Коми).

Наиболее освоенной  частью этой зоны является европейский  север: Мурманск, Архангельск, имеющие  регулярные морские коммуникации со странами Северной Европы и принимающие  у себя иностранные круизы. Эта  зона привлекает туристов своими природно-климатическими особенностями: полярная ночь, северное сияние, белые ночи, исключительные условия для приключенческого туризма, для занятия зимними видами спорта, серная фауна, этнографические особенности местных народов и др.

 

 

Глава 2. Проблемы въездного туризма и пути их решения

 

2.1 Современное состояние туристского рынка России

 

Формирование российского туристского  рынка началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса:

  • распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);
  • создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;
  • модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя. На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания). Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы. Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами: новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР); упрощение порядка выезда; расширение внешних деловых контактов; увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами; доступность цен на выездные туры; большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах). Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Информация о работе Проблемы въездного туризма в современной России