Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:13, курсовая работа
Тема актуальна потому, что туризм играет не последнюю роль в экономике страны. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире и к 2007 г. туризм должен выйти на первое место в мировой торговле товарами и услугами. Также туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения, является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.
Введение
Глава 1. Развитие и становление туризма в РФ
1.1 Этапы развития туризма в Российской Федерации
1.2 Туристские зоны России
Глава 2. Проблемы въездного туризма и пути их решения
2.1 Современное состояние туристского рынка России
2.2 Состояние материально-технической базы въездного туризма в РФ
2.3 Регионы и виды туризма, пользующиеся популярностью у иностранных граждан
2.4 Государственное регулирование в сфере въездного туризма
Заключение
Использованная литература
Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение. Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.
Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
Однако, в последние
годы наблюдается тенденция
2.2 Состояние материально-
Для успешного развития въездного туризма в нашей стране необходима адекватная туристская индустрия с хорошо развитой материально-технической базой. Иными словами, это средства производства туристских услуг и необходимая для них производственная инфраструктура, а также, безусловно, специально подготовленные профессиональные кадры и прогрессивные технологии, которые обеспечивают высокое качество обслуживания туристов, соответствующее мировым стандартам.
Современная материально-техническая база туризма в наши дни охватывает:
По своему составу, мощности,
количеству и качеству отдельных
элементов материально-
К большому сожалению, ситуация у нас в стране складывается таким образом, что мы теряем огромные денежные средства, которые мог бы принести въездной туризм, из-за несоответствия нашего сервиса мировым стандартам. Во многих странах, например, Западной Европы, въездной туризм является высокодоходной отраслью, обеспечивающий странам огромный приток валюты. В ситуации отрицательного баланса, т.е. превышения выездного туризма над въездным, складывающегося в России с начала 90х годов прошлого века, государство вынуждено покрывать эту разницу за счет других высокодоходных отраслей, таких как, например, нефтедобывающая промышленность. Но, как известно, ничто не вечно, запасы нефти и газа скоро иссякнут, причем произойти это может, учитывая темпы добычи наших полезных ископаемых, уже в этом столетии. А вот путешествовать люди будут стремиться всегда. На мой взгляд, очень грамотно в этом отношении поступают арабские страны, которые уже давно учли эту «маленькую» особенность полезных ископаемых, и вкладывают огромные денежные средства в развитие в своих странах туризма, преимущественно рекреационного. Причем делают это они весьма прогрессивно, если вспомнить, хотя бы, их шикарные отели, которым скупо будет присвоить даже «шесть звезд», или искусственно созданные «Пальмовые острова» в Дубаи.
Для того, что бы в полной мере представить себе картину современного состояния въездного туризма в нашей стране, рассмотрим характеристику каждого объекта материально-технической базы.
Средства размещения. К средствам размещения относятся отели, гостиницы, пансионаты, туристские базы и лагеря, автокемпинги. Большинство гостиничных предприятий сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге (25% всех гостиничных мест в России), в то время как другие туристские регионы испытывают серьезный недостаток со средствами размещения при приеме туристов. Кроме того, значительная часть предприятий гостиничной индустрии эксплуатируется с советских времен и не может похвастаться техническим оснащением и планировкой, отвечающей современным стандартам. Многие гостиницы, особенно, на периферии еще не овладели в достаточной мере методами и приемами качественного обслуживания клиентов, поэтому проблемы гостиничного сервиса тесно сопряжены с квалификационной подготовкой обслуживающего персонала.
Для развития массового
туризма при строительстве
Предприятия общественного
питания. Они включают рестораны, кафе,
кафетерии, бары, входящие в состав
гостиничных предприятий и
Основным требованием ко всем предприятиям общепита является контроль над качеством приготовления пищи и культурой обслуживания иностранных туристов, также предприятия общепита должны брать во внимание вкусы и привычки туристов разных стран и подстраивать режим своей работы под программы их путешествия. Основной недостаток - практически подавляющая часть предприятий общественного питания не способна обслуживать клиентов по кредитным картам, что отрицательно сказывается на уровне генерации налогооблагаемой базы.
Средства пассажирских перевозок. Наибольшее число иностранных туристов прибывает к нам по средством автомобильного транспорта (41,1%), железнодорожного (34%), авиационного (15,5%), морского (4,1%), пешком (5,3%).
Широкая транспортная сеть
на территории РФ позволяет создавать
различные варианты маршрутов для
путешествий иностранных
Соответствующая конкурентная борьба должна проводиться и российскими автобусными предприятиями. К сожалению, из-за отсутствия современного автобусного парка российские предприятия потеряли не только рынок иностранных пассажиров, но и очень выгодный рынок российского выездного автобусного туризма.
Более завидное положение занимают российские железные дороги, так как они являются монополистами пассажирских перевозок между Россией и странами СНГ. Кроме того, разница в ширине железнодорожной колеи сильно затрудняет проникновение иностранных железнодорожных компаний на рынок международных перевозок в нашу страну.
Острыми проблемами для перевозки иностранцев по внутренним маршрутам являются:
Культурно-зрелищные предприятия. Работа музеев является также проблемой сервиса. Сегодня в Москве функционируют более ста музеев, и в большинстве из них выходные дни приходятся на понедельник и вторник, но туристы приезжают и в эти дни. Есть интересные маленькие музеи, как, например, Музей предпринимательства и меценатства, который находиться в запущенном состоянии, требует ремонта. Необходимо, чтобы правительство уделяло больше внимание работе музеев, взяло их под свою опеку. Одна из важнейших проблем - недостаточное количество экскурсоводов. Сегодня работают экскурсоводы, средний возраст которых 45-50 лет. Это люди высокопрофессинальные, с энциклопедическими знаниями, получившими образование в советское время. Кто придёт им на смену?
Информационно-справочная служба. Ещё одной проблемой сервиса является информационное обеспечение. Сегодня выпускаются всевозможные сборники, справочники, буклеты в основном только на английском языке. Тогда как, исходя из статистики, больше всего в Россию приезжает граждан Китая, а на их родном языке информация отсутствует. Наблюдается дефицит полноценных карт и буклетов, содержащих сведения не только о маршруте следования, но и пояснения к объектам и достопримечательностям. А европейцы любят самостоятельно путешествовать. Нет элементарных музейных карт – однодневных, трёхдневных, в мире они продаются во всех киосках, в метро. Так же экспертами отмечалось, что обычные туристы не имеют возможности хорошо ориентироваться по городу и чувствуют себя зачастую потерянными. Они ловят такси, но водитель не говорит даже на английском; они хотят купить карту или путеводитель на родном языке, но по близости такой возможности нет. Эту ситуацию можно было бы изменить, если уже в аэропортах, можно было бы бесплатно получить, а вернее просто взять такую карту. И это не из области фантастики: сколько мы видим красочных рекламных листовок на глянцевой бумаге, разбросанных по всему городу - они бесплатны потому что выгодны рекламодателю. А теперь можно представить, что если бы какое-нибудь издательство запланировало выпуск таких карт с информационными указателями, которые в последствие попадут в руки туристов – потенциальных покупателей, так как они на отдыхе и соответственно будут тратить деньги, то ему бы не стоило и труда заключить контракты на печатанье на полях этой карты рекламы ресторанов, кафе, магазинов, служб такси, заказа билетов и.т.д. Тем самым, реклама окупила бы расходы, и эти карты были бы доступны всем туристам и лежали бы повсюду, как и простые рекламные буклеты. И иностранец, попав в город уже имел бы какой-то ориентир, которым мог бы воспользоваться, показывая пальцем таксисту, куда ему нужно. Но не всё так безнадёжно и уже предпринимаются шаги по изменению сложившейся ситуации. Так в Москве создан туристский информационный центр – прекрасная задумка.
В целом, очевидно, что развитие въездного туризма невозможно без инвестирования в материально-техническую базу индустрии туризма, в реконструкцию и строительство дорог, в объекты сферы развлечений, в учреждения культуры, памятники истории.
2.3 Регионы и виды
туризма, пользующиеся
Кто же приезжает к нам в гости, какие программы и маршруты пользуются сегодня успехом сегодня у иностранцев?
Как выяснилось в результате
бесед с представителями компан
В отношении делового туризма картина складывается иная. Как отмечают руководители принимающих фирм, в последнее время увеличился поток туристов из Китая.
Основными регионами, куда возят иностранцев, были и остаются столица, Санкт-Петербург и города Золотого кольца России. Это 70-75% въездного туризма. Здесь сосредоточены наиболее известные иностранцам объекты показа и существует почти отвечающая их требованиям инфраструктура туризма. Дело вовсе не в том, что зарубежных гостей интересуют исключительно эти турцентры. Просто другие населённые пункты пока ещё не в состоянии принимать у себя заграничные группы.
Большой интерес у зарубежных туристов вызывает регион Сибири. Есть интерес к другим регионам, но развитие туризма в них сдерживается нехваткой средств размещения и транспорта, неоправданно высоким уровнем цен при низком пока качестве услуг.
Стоит ли говорить о том, что знакомство с вышеназванными городами не даёт туристам возможности до конца понять, что такое Россия. На территории России проживают народы многих национальностей. У каждой – своя культура. И лучше всего знакомиться с ней в глубинке. Но как раз туда путь массовому туризму заказан…
Использовать для туризма природные богатства России тоже не всегда получается. Известно, что за рубежом есть интерес к охоте и рыбалке у нас в стране. В данном случае наша «дикость» играет нам на руку. В лесу можно беспрепятственно развести костёр, поставить палатку. Проблема в том, что турбазы, где можно было бы размещать иностранцев, принадлежат государственным структурам. Чиновники не хотят делиться с турфирмами. И оставляют охотничьи хозяйства для себя и своих гостей.
Информация о работе Проблемы въездного туризма в современной России