Проблемы въездного туризма в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Тема актуальна потому, что туризм играет не последнюю роль в экономике страны. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире и к 2007 г. туризм должен выйти на первое место в мировой торговле товарами и услугами. Также туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения, является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие и становление туризма в РФ
1.1 Этапы развития туризма в Российской Федерации
1.2 Туристские зоны России
Глава 2. Проблемы въездного туризма и пути их решения
2.1 Современное состояние туристского рынка России
2.2 Состояние материально-технической базы въездного туризма в РФ
2.3 Регионы и виды туризма, пользующиеся популярностью у иностранных граждан
2.4 Государственное регулирование в сфере въездного туризма
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

«Проблемы въездного туризма в современной России».doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение. Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего  туризма:

  • несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
  • несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
  • завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
  • несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
  • недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
  • недостатки в политике государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны привлекательной для туризма.

Однако, в последние  годы наблюдается тенденция улучшения  развития туризма в России: увеличивается  поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д., разрабатываются новые маршруты туров.

 

2.2 Состояние материально-технической  базы въездного туризма в РФ

 

Для успешного развития въездного туризма в нашей  стране необходима адекватная туристская индустрия с хорошо развитой материально-технической базой. Иными словами, это средства производства туристских услуг и необходимая для них производственная инфраструктура, а также, безусловно, специально подготовленные профессиональные кадры и прогрессивные технологии, которые обеспечивают высокое качество обслуживания туристов, соответствующее мировым стандартам.

Современная материально-техническая  база туризма в наши дни охватывает:

  • средства размещения;
  • предприятия общественного питания;
  • средства пассажирских перевозок;
  • культурно-зрелищные предприятия и учреждения;
  • сувенирное производство;
  • информационно-справочная служба;
  • предприятия и объекты туристской производственной инфраструктуры.

По своему составу, мощности, количеству и качеству отдельных  элементов материально-техническая  база туризма в регионе должна соответствовать потребностям туристов. Без такого соответствия резко снижаются уровень и качество обслуживания, что, в свою очередь, вызывает уменьшение объема выручки от реализации туристского продукта.

К большому сожалению, ситуация у нас в стране складывается таким образом, что мы теряем огромные денежные средства, которые мог бы принести въездной туризм, из-за несоответствия нашего сервиса мировым стандартам. Во многих странах, например, Западной Европы, въездной туризм является высокодоходной отраслью, обеспечивающий странам огромный приток валюты. В ситуации отрицательного баланса, т.е. превышения выездного туризма над въездным, складывающегося в России с начала 90х годов прошлого века, государство вынуждено покрывать эту разницу за счет других высокодоходных отраслей, таких как, например, нефтедобывающая промышленность. Но, как известно, ничто не вечно, запасы нефти и газа скоро иссякнут, причем произойти это может, учитывая темпы добычи наших полезных ископаемых, уже в этом столетии. А вот путешествовать люди будут стремиться всегда. На мой взгляд, очень грамотно в этом отношении поступают арабские страны, которые уже давно учли эту «маленькую» особенность полезных ископаемых, и вкладывают огромные денежные средства в развитие в своих странах туризма, преимущественно рекреационного. Причем делают это они весьма прогрессивно, если вспомнить, хотя бы, их шикарные отели, которым скупо будет присвоить даже «шесть звезд», или искусственно созданные «Пальмовые острова» в Дубаи.

Для того, что бы в полной мере представить себе картину современного состояния въездного туризма в нашей стране, рассмотрим характеристику каждого объекта материально-технической базы.

Средства размещения. К средствам размещения относятся  отели, гостиницы, пансионаты, туристские базы и лагеря, автокемпинги. Большинство гостиничных предприятий сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге (25% всех гостиничных мест в России), в то время как другие туристские регионы испытывают серьезный недостаток со средствами размещения при приеме туристов. Кроме того, значительная часть предприятий гостиничной индустрии эксплуатируется с советских времен и не может похвастаться техническим оснащением и планировкой, отвечающей современным стандартам. Многие гостиницы, особенно, на периферии еще не овладели в достаточной мере методами и приемами качественного обслуживания клиентов, поэтому проблемы гостиничного сервиса тесно сопряжены с квалификационной подготовкой обслуживающего персонала.

Для развития массового  туризма при строительстве приоритет должен быть отдан гостиницам туристского типа, что для нашей страны тоже является проблемой. Ситуация стала меняться только в последнее время. Не случайно сегодня в Москве развернута крупномасштабная программа строительства трех- и четырехзвездочных гостиниц. По заявлению мера Москвы, новые гостиницы эконом-класса будут располагаться в радиусе Садового кольца. За период с 2000 года по 2007 год было введено в эксплуатацию 50 гостиниц на 11,530 тыс. мест. Большой критике со стороны иностранных туристов подвергаются цены на гостиничные и другие услуги, которые не соответствуют предоставляемому качеству. Более того, московские гостиницы не просто часто повышают цены, но делают это в сезон, когда туроператоры уже подтвердили заявки партнеров по старым ценам. Такая обстановка совершенно не стимулирует массовый въездной туризм в РФ.4

Предприятия общественного  питания. Они включают рестораны, кафе, кафетерии, бары, входящие в состав гостиничных предприятий и других средств размещения или в качестве самостоятельных предприятий. Следует отметить, что возможности предпринимательства положительно отразились в сфере общественного питания. В большинстве туристских центрах РФ открыто много небольших предприятий различного уровня в достаточной мере удовлетворяющих спрос на услуги питания, а также кейтеринговые услуги. Следовательно, иностранные туристы имеют возможность выбирать различные по своей форме предприятия общепита. Например, наиболее частой формой организации дневного рациона для иностранных туристов является их обслуживание завтраком в гостинице, а обедом и ужином – в различных городских кафе или ресторанах.

Основным требованием  ко всем предприятиям общепита является контроль над качеством приготовления  пищи и культурой обслуживания иностранных  туристов, также предприятия общепита должны брать во внимание вкусы и привычки туристов разных стран и подстраивать режим своей работы под программы их путешествия. Основной недостаток - практически подавляющая часть предприятий общественного питания не способна обслуживать клиентов по кредитным картам, что отрицательно сказывается на уровне генерации налогооблагаемой базы.

Средства пассажирских перевозок. Наибольшее число иностранных  туристов прибывает к нам по средством  автомобильного транспорта (41,1%), железнодорожного (34%), авиационного (15,5%), морского (4,1%), пешком (5,3%).

Широкая транспортная сеть на территории РФ позволяет создавать  различные варианты маршрутов для  путешествий иностранных туристов. Большое количество терминалов в  различных регионах страны помогают разгрузить Москву и Санкт-Петербург от чрезмерного потока туристов. Для российских транспортных компаний международные перевозки туристов являются привлекательным бизнесом, поэтому они постоянно с переменным успехом ведут конкурентную борьбу с иностранными пассажирскими перевозчиками. Например, российские авиакомпании долгое время имели преимуществ в тарифной политике, предлагая более низкие цены на международных линиях. Но в последние годы они были вынуждены повысить тарифы в связи с ростом цен на топливо, почти сровняв цены со своими конкурентами. Кроме того, в последнее время в европейских странах стали появляться и успешно работать, так называемые, малозатратные авиакомпании, которые составляют достаточно сильную конкуренцию для наших компаний. Все это говорит о необходимости проведения со стороны российских авиационных компаний постоянной и жесткой конкурентной борьбы за иностранных пассажиров.

Соответствующая конкурентная борьба должна проводиться и российскими  автобусными предприятиями. К сожалению, из-за отсутствия современного автобусного парка российские предприятия потеряли не только рынок иностранных пассажиров, но и очень выгодный рынок российского выездного автобусного туризма.

Более завидное положение  занимают российские железные дороги, так как они являются монополистами пассажирских перевозок между Россией и странами СНГ. Кроме того, разница в ширине железнодорожной колеи сильно затрудняет проникновение иностранных железнодорожных компаний на рынок международных перевозок в нашу страну.

Острыми проблемами для перевозки иностранцев по внутренним маршрутам являются:

  • Непрекращающийся рост тарифов на всех видах транспорта, что ведет к общему повышению стоимости путешествия в Россию.
  • Большая изношенность техники (авиационной, железнодорожной, автобусной), из-за чего очень сильно страдает качество перевозки.
  • Неблагоустроенность многих пассажирских терминалов (вокзалов), что также отрицательно влияет на качество транспортных услуг.
  • Низкое по сравнению с западными образцами качество обслуживания пассажиров в пути.

Культурно-зрелищные  предприятия. Работа музеев является также проблемой сервиса. Сегодня в Москве функционируют более ста музеев, и в большинстве из них выходные дни приходятся на понедельник и вторник, но туристы приезжают и в эти дни. Есть интересные маленькие музеи, как, например, Музей предпринимательства и меценатства, который находиться в запущенном состоянии, требует ремонта. Необходимо, чтобы правительство уделяло больше внимание работе музеев, взяло их под свою опеку. Одна из важнейших проблем - недостаточное количество экскурсоводов. Сегодня работают экскурсоводы, средний возраст которых 45-50 лет. Это люди высокопрофессинальные, с энциклопедическими знаниями, получившими образование в советское время. Кто придёт им на смену?

Информационно-справочная служба. Ещё одной проблемой сервиса является информационное обеспечение. Сегодня выпускаются всевозможные сборники, справочники, буклеты в основном только на английском языке. Тогда как, исходя из статистики, больше всего в Россию приезжает граждан Китая, а на их родном языке информация отсутствует. Наблюдается дефицит полноценных карт и буклетов, содержащих сведения не только о маршруте следования, но и пояснения к объектам и достопримечательностям. А европейцы любят самостоятельно путешествовать. Нет элементарных музейных карт – однодневных, трёхдневных, в мире они продаются во всех киосках, в метро. Так же экспертами отмечалось, что обычные туристы не имеют возможности хорошо ориентироваться по городу и чувствуют себя зачастую потерянными. Они ловят такси, но водитель не говорит даже на английском; они хотят купить карту или путеводитель на родном языке, но по близости такой возможности нет. Эту ситуацию можно было бы изменить, если уже в аэропортах, можно было бы бесплатно получить, а вернее просто взять такую карту. И это не из области фантастики: сколько мы видим красочных рекламных листовок на глянцевой бумаге, разбросанных по всему городу - они бесплатны потому что выгодны рекламодателю. А теперь можно представить, что если бы какое-нибудь издательство запланировало выпуск таких карт с информационными указателями, которые в последствие попадут в руки туристов – потенциальных покупателей, так как они на отдыхе и соответственно будут тратить деньги, то ему бы не стоило и труда заключить контракты на печатанье на полях этой карты рекламы ресторанов, кафе, магазинов, служб такси, заказа билетов и.т.д. Тем самым, реклама окупила бы расходы, и эти карты были бы доступны всем туристам и лежали бы повсюду, как и простые рекламные буклеты. И иностранец, попав в город уже имел бы какой-то ориентир, которым мог бы воспользоваться, показывая пальцем таксисту, куда ему нужно. Но не всё так безнадёжно и уже предпринимаются шаги по изменению сложившейся ситуации. Так в Москве создан туристский информационный центр – прекрасная задумка.

В целом, очевидно, что  развитие въездного туризма невозможно без инвестирования в материально-техническую  базу индустрии туризма, в реконструкцию  и строительство дорог, в объекты  сферы развлечений, в учреждения культуры, памятники истории.

 

2.3 Регионы и виды  туризма, пользующиеся популярностью  у иностранных граждан

 

Кто же приезжает к  нам в гости, какие программы  и маршруты пользуются сегодня успехом  сегодня у иностранцев?

Как выяснилось в результате бесед с представителями компаний, занятых приёмом иностранных туристов, основные их клиенты – европейцы. «Франция, Италия, Германия, Испания – вот четыре страны, которые обеспечивают основной туристский поток в Россию, - говорит Леонид Исаакович, генеральный директор компании «Академсервис ДМС». – На второе место условно можно поставить Великобританию, Северную Европу, Грецию». В данном случае речь идёт об экскурсионном и деловом туризме. Зарубежными туристами считаются граждане дальнего зарубежья. Жители бывших союзных республик, ставших суверенными государствами, не учитываются.

В отношении делового туризма картина складывается иная. Как отмечают руководители принимающих  фирм, в последнее время увеличился поток туристов из Китая.

Основными регионами, куда возят иностранцев, были и остаются столица, Санкт-Петербург и города Золотого кольца России. Это 70-75% въездного туризма. Здесь сосредоточены наиболее известные иностранцам объекты показа и существует почти отвечающая их требованиям инфраструктура туризма. Дело вовсе не в том, что зарубежных гостей интересуют исключительно эти турцентры. Просто другие населённые пункты пока ещё не в состоянии принимать у себя заграничные группы.

Большой интерес у  зарубежных туристов вызывает регион Сибири. Есть интерес к другим регионам, но развитие туризма в них сдерживается нехваткой средств размещения и транспорта, неоправданно высоким уровнем цен при низком пока качестве услуг.

Стоит ли говорить о том, что знакомство с вышеназванными городами не даёт туристам возможности  до конца понять, что такое Россия. На территории России проживают народы многих национальностей. У каждой – своя культура. И лучше всего знакомиться с ней в глубинке. Но как раз туда путь массовому туризму заказан…

Использовать для туризма  природные богатства России тоже не всегда получается. Известно, что за рубежом есть интерес к охоте и рыбалке у нас в стране. В данном случае наша «дикость» играет нам на руку. В лесу можно беспрепятственно развести костёр, поставить палатку. Проблема в том, что турбазы, где можно было бы размещать иностранцев, принадлежат государственным структурам. Чиновники не хотят делиться с турфирмами. И оставляют охотничьи хозяйства для себя и своих гостей.

Информация о работе Проблемы въездного туризма в современной России