Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 08:19, реферат
Осуществляемая в стране реформа местного самоуправления предполагает запуск механизмов, призванных обеспечить динамичное социально-экономическое развитие местных сообществ, реальное улучшение качества жизни их населения. Такое развитие детерминировано факторами разной природы (экономическими, социальными, организационными и др.). Возможности использования потенциала этих факторов дифференцированы по субъектам, представляющим органы власти и управления федерального, регионального и местного уровней. Отсюда, заметно актуализирована потребность в интеграции их деятельности.
Введение………………………………………………………………………………3
Целевая программа………………………………………..…………………………4
Структура целевой программы…………………………………………………..5
Классификация целевых программ развития туризма……………………….....7
Технология разработки целевой программы развития туризма……………...11
Документальная структура целевой программы развития туризма………….13
Заключение…………………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………………….
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Целевая программа………………………………………..…………
Структура целевой программы…………………………………………………..
Классификация целевых программ развития туризма……………………….....7
Технология разработки целевой программы развития туризма……………...11
Документальная структура целевой программы развития туризма………….13
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Осуществляемая в стране реформа местного самоуправления предполагает запуск механизмов, призванных обеспечить динамичное социально-экономическое развитие местных сообществ, реальное улучшение качества жизни их населения. Такое развитие детерминировано факторами разной природы (экономическими, социальными, организационными и др.). Возможности использования потенциала этих факторов дифференцированы по субъектам, представляющим органы власти и управления федерального, регионального и местного уровней. Отсюда, заметно актуализирована потребность в интеграции их деятельности.
Принципиальное значение приобретает также смещение акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами) на «управление результатами».
В этих условиях закономерно возрастает роль программно-целевого управления, способного решать сложные комплексные проблемы и имеющего достаточно протяженную во времени зарубежную и отечественную практику применения.
1. Целевая программа
Целевая программа представляет собой совокупность намеченных к планомерному проведению, согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных ресурсами разнохарактерных мероприятий, направленных на решение насущной проблемы, которое не может быть обеспечено без концентрации усилий и средств для достижения поставленной цели.
Существует большое многообразие целевых программ. В зависимости от целей, способа действий, временной протяженности, уровня их принадлежности (сферы), масштабности, роли в управлении, что позволяет упорядочить совокупность разрабатываемых и применяемых целевых программ, выделить специфические черты методов разработки и управления реализацией разных видов программ.
Использование программно-целевого подхода в туризме в регионе позволяет в наибольшей степени учесть такие его особенности, как: системность, полифункциональность, многоцелевую направленность, разнородность ресурсной базы, различия в сроках и методах реализации управленческих решений по отдельным элементам и системе в целом, возможность привлечения различных заинтересованных лиц (субъектов права и хозяйствования, туристов и других лиц) к управлению сферой туризма в регионе, взаимодействие и необходимость координации действий многих предприятий различных отраслей, возможность и необходимость декомпозиции, анализа и синтеза туризма, совместимость и интегративную способность предприятий туризма.
Посредством программ развития туризма определяют все параметры и составляющие элементы будущей туристской структуры, методы и этапы ее формирования. Разработка региональных программ осуществляется для преодоления неравенства субъектов федерации в развитии туризма.
В разработке региональных программ целесообразно выделить рекреационно-географический (характеризующий туристский потенциал), маркетингово - аналитический (оценивающий туристский спрос и предложение) подходы, экономический (учитывающий стоимостные аспекты туристского продукта); межотраслевой (оценивающий фактическое состояние и перспективы территории объекта); инвестиционный (определяющий структуру финансирования и ожидаемую эффективность проекта) и другие.
Программно-целевой подход в обосновании развития туризма должен использоваться с опорой на синтезированное сочетание в первую очередь как рекреационно-географического, так и маркетингово-аналитического подходов (комплексный подход). При этом представляется целесообразным дифференциация целей и разделение функциональных задач для программ федерального и регионального уровней.
2. Структура целевой программы
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. В этом разделе должны содержаться рекомендации по описанию программной ситуации по каждому элементу системы туризма и ее последствий для региона; обосновываются решения проблемы в приоритетном порядке и целесообразности использования программно-целевого подхода при ее реализации, наличию научной поддержки.
II. Цель и задачи Программы - содержит целевые показатели, приоритеты и ориентиры программы в увязке с целевыми показателями и приоритетами программы социально-экономического развития региона, которые должны быть достигнуты на основе ориентированных в пространстве и во времени этапов, средств, мер и действий, согласованных по содержанию, срокам, исполнителям, ресурсам. В этом разделе должно быть представлено технико-экономическое обоснование программы, где составляется баланс финансовых ресурсов, определяющий источники финансирования и направления финансовых ресурсов для выполнения программы.
III. Система программных мероприятий, в котором даются характеристики основных мероприятий в зависимости от обеспеченности необходимыми ресурсами и набора действий для реализации задач и перспективных целей программы. Мероприятия определяют содержание, объем, ресурсоемкость, исполнителей, этапы и сроки выполнения, механизм осуществления конкретных видов деятельности.
IV. Сроки и этапы реализации программы - определяются сроки, количество этапов и их характеристика.
V. Ресурсное обеспечение программы - ключевой раздел программы, от реальности, эффективности которого зависит в конечном итоге судьба всей программы. Состав ресурсного обеспечения формируется исходя как из потребностей программы в туристско-рекреационных ресурсах в соответствии с нормами и нормативами, так и в соответствии с наличием источников финансовых ресурсах для обеспечения этих потребностей. Содержится методика расчета предстоящих затрат.
VI. Механизм реализации, организация управления и контроль за ходом реализации программы – рассматриваются основные управленческие процедуры по формированию, рассмотрению, согласованию, утверждению и реализации программы.
VII. Оценка эффективности программы, в котором определяются основные социально-экономические параметры и эффективность программы.
Рекомендуется разработать организационно-функциональную структуру управления процессом реализации программы, технологию осуществления контроля с учетом специфики региональной программы развития туризма. Разделы программы должны содержать все необходимые обоснования и пояснения. Кроме того, содержание разделов 2, 3, 4, 5, 6 и 7 предлагается формировать в целом на весь период реализации программы и по годам.
Результирующим документом, содержащем общую сводку сведений о программе, заимствованных из разных программных документов, на основании которого осуществляется реализация целевой программы, является паспорт Программы.
Процесс формирования целевой программы развития туризма в регионе представляет собой совокупность следующих этапов:
1. Аналитический этап
2. Этап разработки стратегии.
3. Этап формирования целевой программы устойчивого развития туризма .
4. Этап оценки ресурсных возможностей.
5. Этап мониторинга процессов реализации и учет промежуточных и конечных результатов выполнения программы.
Практика программирования предполагает тщательное ресурсное обоснование возможности решения про6лем программным методом, чтобы показатели программы были выполнены, а задачи реализованы.
Инициаторами постановки проблем для программирования могут выступать в регионе как органы власти и управления сферой туризма, так и предприятия туризма, а также общественные организации, предприниматели, отдельные граждане и т.д.
3. Классификация целевых программ развития туризма
По признаку территориальной принадлежности целевые программы подразделяются на:
городские;
районные;
смешанные (нескольких городов и районов).
Смешанные программы разрабатываются в тех случаях, когда пространственное расположение соответствующего вида (видов) туристских ресурсов не совпадает с административно-
По признаку функциональной ориентации целевые программы подразделяются на:
социальные;
социально-экономические,
экологические,
инновационные,
организационно-хозяйственные,
инвестиционные,
научно-технические,
фундаментальных исследований.
По признаку основного назначения обычно выделяются программы:
полного и эффективного использования ресурсного потенциала;
формирования территориально-
сглаживания различий по показателям уровня развития и условий жизни;
создания новых производств и рабочих мест.
По отношению к данному классификационному признаку региональную программу развития туризма также следует отнести к программам многоаспектного характера.
Во-первых, реализация такой программы непосредственно ориентирована на использование специфического ресурсного потенциала района – туристских ресурсов. Во-вторых, в рамках мероприятий туризма в регионе обычно предусматривается создание профильно-ориентированных туристско-производственных комплексов, которые в зависимости от располагаемых туристских ресурсов имеют определенную специализацию по видам и формам туризма. В-третьих, развитие сферы туризма в регионе содействует сглаживанию порайонных различий внутри района, стимулирует создание новых видов производственной деятельности и новых рабочих мест, способствует увеличению доходов населения.
По признаку масштабности программной проблемы выделяются программы следующих типов:
комплексные (многоаспектные);
узкоспециализированные (моноцелевые).
По признаку отраслевой локализации целевые программы подразделяются на:
межотраслевые (многоотраслевые);
отраслевые;
o подотраслевые.
По признаку продолжительности периода действия целевые программы подразделяются на:
долгосрочные (свыше 5 лет);
среднесрочные (от 3 до 5 лет);
краткосрочные (до 2 лет).
Практический опыт разработки и реализации Федеральной целевой программы “Развитие туризма в Российской Федерации” и разработки аналогичных программ показывает, что наиболее целесообразно формировать данную программу как долгосрочную с выделением двух этапов.
По признаку источников финансирования целевые программы подразделяются на:
финансируемые из бюджета;
финансируемые из прочих источников;
смешанного финансирования.
По статусу программы целевые программы подразделяются на:
часть государственной программы,
самостоятельные (местные).
Региональная целевая программа развития туризма является самостоятельной программой, реализуемой силами муниципального образования, что, как указано выше, не исключает общности отдельных мероприятий с программой федерального уровня и финансирования этих мероприятий (частичное или полное) из средств федерального или регионального бюджета.
По формам представления конечных результатов реализации выделяются программы следующих типов:
с качественно определяемыми результатами;
с количественно определяемыми результатами (на основе формализованных связей между показателями, используемыми в расчетах);
с результатами, представляемыми частично в качественных и частично в количественных формах.
Инновационные и инвестиционные мероприятия должны характеризоваться набором необходимых количественных показателей их эффективности в соответствии с требованиями разработки соответствующих бизнес-планов.
4. Технология разработки целевой программы развития туризма
1) подготовка предложений о разработке программы;
2) разработка концепции по решению программной проблемы;
3) формирование исходного (технического) задания на разработку программы;