Проведение соревнований по спортивному ориентированию в системе школьного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:43, реферат

Описание работы

Уже в детском возрасте каждый человек способен ориентироваться в окружающей среде. Это является жизненно важным качеством. Перемещаясь в пространстве, он планирует и контролирует свои действия относительно видимых им объектов. Однако зрительно воспринимаемое пространство ограничено малой площадью, что не позволяет ориентироваться в незнакомой местности. Карта позволяет расширить представление об окружающей местности. Читая карту, человек может планировать своё передвижение относительно объектов, непосредственно в данный момент не видимых.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
История развития спортивного ориентирования……………………….5
Спортивное ориентирование как средство оздоровления школьников..............................................................................................................7
Воздействие спортивного ориентирования на физическое, психическое и моральное здоровье школьников ………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….15

Файлы: 1 файл

туризм.docx

— 35.13 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшее профессиональное образование

«Уральский государственный  университет физической культуры»

кафедра теории и  методики педагогического менеджмента

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по туризму

ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ В  СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 431 группы

Неручева Е.О.

Проверил: доцент

 Шакиров В.Р.

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

  1. История развития спортивного ориентирования……………………….5
  2. Спортивное ориентирование как средство оздоровления школьников..............................................................................................................7
  3. Воздействие спортивного ориентирования на физическое, психическое и моральное здоровье школьников ………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Уже в детском возрасте каждый человек  способен ориентироваться в окружающей среде. Это является жизненно важным качеством. Перемещаясь в пространстве, он планирует и контролирует свои действия относительно видимых им объектов. Однако зрительно воспринимаемое пространство ограничено малой площадью, что не позволяет ориентироваться в  незнакомой местности. Карта позволяет  расширить представление об окружающей местности. Читая карту, человек  может планировать своё передвижение относительно объектов, непосредственно  в данный момент не видимых. Умение читать карту и оперировать картографической информацией для передвижения жизненно важно.

Спортивное ориентирование - один из немногих видов спорта, в котором  участники соревнований действуют  сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей и даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовленность, проявление настойчивости, решительности, смелости и самообладания. Установлено, что под воздействием занятий  ориентирование значительно развиваются  объем и переключение внимания, наглядно-образная память. Особенности спортивного  ориентирования - это наиболее органичное сочетание в нем физического  и умственного начала, исключительная эффективность его как способа  снятия нервных нагрузок с организма  человека, а также физкультурно-оздоровительного средства для людей всех возрастов. По данным медицинских исследований спортивное ориентирование занимает одно из первых мест среди всех видов  спорта по количеству потребляемого  кислорода на 1 кг. веса спортсмена, а по умственным нагрузкам уступает только шахматам. Ни в каком другом известном виде спорта не вырабатываются столь быстро, как в ориентировании, такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, самодисциплина, настойчивость в. достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физиологических нагрузок, организовать свой быт в полевых условиях.

Не случайно у большинства школьников, регулярно занимающихся ориентированием, заметно улучшается успеваемость, они  становятся собраннее, дисциплинированней. Однако для того чтобы поддержать интерес у занимающихся к спортивному  ориентированию необходимо как можно  чаще участвовать в соревнованиях, добиваться результатов, повышать свою спортивное мастерство, а для этого  нужны хорошо организованные соревнования. Успех их в значительной степени  решает тщательная, грамотная подготовка: выбор интересного участка местности, незнакомого спортсменам, подготовка качественной спортивной карты, планирование интересных, соответствующих возрастным способностям и квалификации спортсменов  дистанций, а также работа судейских  бригад при проведении соревнований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 История развития спортивного ориентирования

 

Любовь человека к странствиям  зародилась в глубокой древности. Древние  греки и римляне путешествовали с целью ознакомления с природой и культурой. Выдающиеся философы Аристотель, Демокрит и др. в своих трактатах  о воспитании указывали на необходимость  «посещения природы», познания ее в  непосредственном общении. Поездки  греков в VI в. до н.э. в Древний Египет с его богатой историей, великолепием архитектурных сооружений были нередким явлением. Направляясь в Олимпию  на Олимпийские игры, греки наблюдали  жизнь своей страны.

В Средние века, во время расцвета христианства и мусульманства, появилась  еще одна многочисленная категория  путешественников — пилигримы, странники  по святым местам.

Представители эпохи Возрождения  М. Монтель, Т. Мор, Ф. Рабле видели в  путешествиях средство физического  воспитания молодежи. Педагоги Западной Европы XVIII в. рассматривали путешествия  как способ развития необходимейших умений и навыков. Ж.-Ж. Руссо видел  в походах средство патриотического  воспитания и укрепления здоровья.

В конце XVII — начале XVIII в. в европейских  странах при изучении отдельных  предметов учителя стали использовать в работе с учащимися пешеходные прогулки и поездки в места, богатые  различными достопримечательностями. Такая простейшая форма путешествий получила название экскурсий. [1, с. 12-14]

До 1990 г. самодеятельный туризм как  общественное движение реализовался через  систему туристских клубов при советах  по туризму и экскурсиям на уровне союзных республик, краев, областей, административных районов, туристских секций крупных предприятий, учреждений и учебных заведений.

Работа с детьми проводилась  в системе центров (секций) детско-юношеского туризма, которых насчитывалось  тогда 120. Финансирование их осуществлялось органами народного образования.

В настоящее время прежние структуры  управления спортивным туризмом в основном прекратили свое существование. Госбюджет, бюджет профсоюзов и спортивных организаций  значительно уменьшены, а кое-где  и совсем не предусматривают никакой  помощи оздоровительному и спортивному  туризму.

Число туристских клубов уменьшилось. Причем значительное количество клубов лишилось своих помещений и работает на общественных началах. На базе клубов как общественные организации продолжают действовать территориальные федерации  спортивного туризма. Он информационно  и методически связан с системой детско-юношеского туризма. Движение тесно  взаимодействует на местах с другими  спортивными и юношескими движениями: альпинистским, скаутским, военно-патриотическим и др. [2, с.30-32]

Несмотря на все экономические  трудности в стране, спортивно-оздоровительный  туризм прошел критическую точку  своего падения и в его развитии наметилась положительная тенденция. Это стало возможным благодаря  организационной, методологической и  финансовой поддержке со стороны  госкомитетов по физической культуре и туризму всех уровней, а также  инициативе лидеров федераций и  клубов спортивного туризма. Самая  главная причина начавшегося  подъема туристской отрасли —  желание социально незащищенных слоев населения дешевым и  эффективным способом решить проблему своего отдыха и здорового образа жизни. В территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных  подразделений, занимающихся развитием  спортивно-оздоровительного туризма.

К туристскому движению как  к источнику кадров и сфере  применения новейшего снаряжения для  действий в экстремальных ситуациях  проявляет большую заинтересованность МЧС. Многие его штатные сотрудники — мастера спорта и инструкторы спортивного туризма [3, с. 35-36].

 

 

2 Спортивное ориентирование как средство оздоровления школьников

 

Разнообразие форм туризма, его  положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста. Экскурсии, походы выходного дня, степенные и категорийные походы — один из методов внеклассной работы.

Ориентирование как вид  спорта подходит для детей разных возрастов, особенностей и интересов. В силу своей специфики – занятий  на открытом воздухе, спортивное ориентирование имеет большой оздоровительный  потенциал. Этот вид спорта формирует  исследовательские способности, умение самостоятельно решать проблемы, увлекает поиском и бегом. Спортивное ориентирование – эффективное средство физического  оздоровления, воспитания и развития детей и подростков.

В программах общеобразовательных  школ в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных  днях здоровья и спорта, внутришкольных соревнованиях большое место уделяется туризму. Туристские слеты различного ранга стали традицией.

Многие классные руководители заканчивают  учебный год походами выходного  дня, привлекая к их проведению родителей, бывших своих учеников. Походы становятся для детей праздниками природы  и здоровья.

Существует система организации  работы по туризму с детьми. Он выпускает  большое количество учебно-методической литературы по туризму, организует республиканские  соревнования не только школьников, но и учителей.

В каждой области есть областной центр детского и юношеского туризма. В сельских и городских районах работают центры творчества учащихся, туристские центры. туристские клубы. Педагоги дополнительного образования проводят с детьми работу по многим видам туризма. [4, с. 24-27]

Туристские слеты и  соревнования учащихся являются одной  из важных форм подготовки и проверки готовности туристских групп к совершению безаварийного, содержательного туристского  похода, а также формой обмена опытом работы и пропаганды всего нового, появившегося в туризме за последнее  время. Они служат не только целям  обучения и проверки, полученных учащимися  навыков, но и хорошей школой подготовки педагогов, занимающихся туристско-краеведческой  работой.

Туристские соревнования учащихся имеют большое воспитательное значение, что отражается на программе, которая может включать разнообразную  конкурсную программу, встречи с  ветеранами войны и труда, краеведческую  работу. Таким образом, туристские соревнования школьников — это комплексное  мероприятие, подготовка и проведение которого требует больших усилий всех организаторов [5].

Спортивное ориентирование по характеру физических нагрузок сопоставимо с бегом на длинные дистанции и лыжными гонками, однако, по количеству технических приемов, тактических ситуаций, по психологическому воздействию этот вид спорта можно отнести к группе спортивных игр. Не случайно разнообразие видов деятельности на соревнованиях по ориентированию способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, показателей глазомера [6, с. 23].

Улучшение показателей зрительной памяти на 22%, восприятия зрительного пространства на 37%, процессов переключения внимания на 27% отметил А. М. Магомедов у детей 10 лет после года занятий ориентированием.

Не менее важно использование практических умений и навыков ориентирования в успешном освоении школьной программы по географии. На это обращали внимание многие специалисты по методике преподавания географии [7, с. 78].

Большое значение в настоящее время приобретает профессионально-прикладная подготовка многих специалистов с использованием элементов спортивного ориентирования. Необходимость картографической подготовки будущих геологов, горных инженеров, агрономов, землеустроителей и геодезистов, учителей географии отмечает целый ряд авторов [8, c 42].

Таким образом, работами многих ученых и практиков доказана высокая оздоровительная и прикладная значимость занятий ориентированием на местности. Умение читать карту, пользование компасом, ориентироваться в сложных условиях незнакомой местности необходимы в трудовой и военной деятельности каждому человеку.

 

 

3 Воздействие  спортивного ориентирования на  физическое, психическое и моральное  здоровье школьников 

 

Занятия спортивным ориентированием  влияют на формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности, а также создают условия для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Спортивное ориентирование позволяет решить следующие задачи:

  1. в области образования

- расширение и углубление  знаний учащихся, дополняющих школьную  программу по географии, истории,  биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе  и физической подготовки

- приобретение умений  и навыков в работе с картой, компасом

-приобретение специальных  знаний по вопросам туризма  и ориентирования, доврачебной медицинской  помощи

- обеспечение выживания  в экстремальных условиях, знакомство  с проблемами экологии и охраны  природы.

2. в области воспитания:

- содействие гармоничному  развитию личности, совершенствование  духовных и физических потребностей

- формирование самостоятельности  и волевых качеств в любой  обстановке

- гуманное отношение к  окружающему миру

- умение вести себя  в коллективе, выработка организаторских  навыков в случае необходимости

3. в области физической  подготовки:

- физическое совершенствование  подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии  с их возрастными и физическими  возможностями ) 

Исходяиз всего вышеперечисленного рационально использовать для работы с школьниками следующие методы и формы работы: 

Информация о работе Проведение соревнований по спортивному ориентированию в системе школьного образования