Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:43, реферат
Уже в детском возрасте каждый человек способен ориентироваться в окружающей среде. Это является жизненно важным качеством. Перемещаясь в пространстве, он планирует и контролирует свои действия относительно видимых им объектов. Однако зрительно воспринимаемое пространство ограничено малой площадью, что не позволяет ориентироваться в незнакомой местности. Карта позволяет расширить представление об окружающей местности. Читая карту, человек может планировать своё передвижение относительно объектов, непосредственно в данный момент не видимых.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
История развития спортивного ориентирования……………………….5
Спортивное ориентирование как средство оздоровления школьников..............................................................................................................7
Воздействие спортивного ориентирования на физическое, психическое и моральное здоровье школьников ………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….15
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшее профессиональное образование
«Уральский государственный университет физической культуры»
кафедра теории и методики педагогического менеджмента
РЕФЕРАТ
по туризму
ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выполнил: студент 431 группы
Неручева Е.О.
Проверил: доцент
Шакиров В.Р.
Челябинск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Уже в детском возрасте каждый человек
способен ориентироваться в окружающей
среде. Это является жизненно важным
качеством. Перемещаясь в пространстве,
он планирует и контролирует свои
действия относительно видимых им объектов.
Однако зрительно воспринимаемое пространство
ограничено малой площадью, что не
позволяет ориентироваться в
незнакомой местности. Карта позволяет
расширить представление об окружающей
местности. Читая карту, человек
может планировать своё передвижение
относительно объектов, непосредственно
в данный момент не видимых. Умение
читать карту и оперировать
Спортивное ориентирование - один
из немногих видов спорта, в котором
участники соревнований действуют
сугубо индивидуально, вне поля зрения
тренеров, судей, зрителей и даже соперников.
Поэтому для достижения цели необходимы
высокая психологическая
Не случайно у большинства школьников,
регулярно занимающихся ориентированием,
заметно улучшается успеваемость, они
становятся собраннее, дисциплинированней.
Однако для того чтобы поддержать
интерес у занимающихся к спортивному
ориентированию необходимо как можно
чаще участвовать в соревнованиях,
добиваться результатов, повышать свою
спортивное мастерство, а для этого
нужны хорошо организованные соревнования.
Успех их в значительной степени
решает тщательная, грамотная подготовка:
выбор интересного участка
1 История развития спортивного ориентирования
Любовь человека к странствиям зародилась в глубокой древности. Древние греки и римляне путешествовали с целью ознакомления с природой и культурой. Выдающиеся философы Аристотель, Демокрит и др. в своих трактатах о воспитании указывали на необходимость «посещения природы», познания ее в непосредственном общении. Поездки греков в VI в. до н.э. в Древний Египет с его богатой историей, великолепием архитектурных сооружений были нередким явлением. Направляясь в Олимпию на Олимпийские игры, греки наблюдали жизнь своей страны.
В Средние века, во время расцвета христианства и мусульманства, появилась еще одна многочисленная категория путешественников — пилигримы, странники по святым местам.
Представители эпохи Возрождения М. Монтель, Т. Мор, Ф. Рабле видели в путешествиях средство физического воспитания молодежи. Педагоги Западной Европы XVIII в. рассматривали путешествия как способ развития необходимейших умений и навыков. Ж.-Ж. Руссо видел в походах средство патриотического воспитания и укрепления здоровья.
В конце XVII — начале XVIII в. в европейских
странах при изучении отдельных
предметов учителя стали
До 1990 г. самодеятельный туризм как общественное движение реализовался через систему туристских клубов при советах по туризму и экскурсиям на уровне союзных республик, краев, областей, административных районов, туристских секций крупных предприятий, учреждений и учебных заведений.
Работа с детьми проводилась в системе центров (секций) детско-юношеского туризма, которых насчитывалось тогда 120. Финансирование их осуществлялось органами народного образования.
В настоящее время прежние
Число туристских клубов уменьшилось.
Причем значительное количество клубов
лишилось своих помещений и работает
на общественных началах. На базе клубов
как общественные организации продолжают
действовать территориальные
Несмотря на все экономические трудности в стране, спортивно-оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения и в его развитии наметилась положительная тенденция. Это стало возможным благодаря организационной, методологической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму всех уровней, а также инициативе лидеров федераций и клубов спортивного туризма. Самая главная причина начавшегося подъема туристской отрасли — желание социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решить проблему своего отдыха и здорового образа жизни. В территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных подразделений, занимающихся развитием спортивно-оздоровительного туризма.
К туристскому движению как к источнику кадров и сфере применения новейшего снаряжения для действий в экстремальных ситуациях проявляет большую заинтересованность МЧС. Многие его штатные сотрудники — мастера спорта и инструкторы спортивного туризма [3, с. 35-36].
2 Спортивное ориентирование как средство оздоровления школьников
Разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста. Экскурсии, походы выходного дня, степенные и категорийные походы — один из методов внеклассной работы.
Ориентирование как вид спорта подходит для детей разных возрастов, особенностей и интересов. В силу своей специфики – занятий на открытом воздухе, спортивное ориентирование имеет большой оздоровительный потенциал. Этот вид спорта формирует исследовательские способности, умение самостоятельно решать проблемы, увлекает поиском и бегом. Спортивное ориентирование – эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития детей и подростков.
В программах общеобразовательных школ в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных днях здоровья и спорта, внутришкольных соревнованиях большое место уделяется туризму. Туристские слеты различного ранга стали традицией.
Многие классные руководители заканчивают учебный год походами выходного дня, привлекая к их проведению родителей, бывших своих учеников. Походы становятся для детей праздниками природы и здоровья.
Существует система
В каждой области есть областной центр детского и юношеского туризма. В сельских и городских районах работают центры творчества учащихся, туристские центры. туристские клубы. Педагоги дополнительного образования проводят с детьми работу по многим видам туризма. [4, с. 24-27]
Туристские слеты и соревнования учащихся являются одной из важных форм подготовки и проверки готовности туристских групп к совершению безаварийного, содержательного туристского похода, а также формой обмена опытом работы и пропаганды всего нового, появившегося в туризме за последнее время. Они служат не только целям обучения и проверки, полученных учащимися навыков, но и хорошей школой подготовки педагогов, занимающихся туристско-краеведческой работой.
Туристские соревнования учащихся имеют большое воспитательное значение, что отражается на программе, которая может включать разнообразную конкурсную программу, встречи с ветеранами войны и труда, краеведческую работу. Таким образом, туристские соревнования школьников — это комплексное мероприятие, подготовка и проведение которого требует больших усилий всех организаторов [5].
Спортивное ориентирование по характеру физических нагрузок сопоставимо с бегом на длинные дистанции и лыжными гонками, однако, по количеству технических приемов, тактических ситуаций, по психологическому воздействию этот вид спорта можно отнести к группе спортивных игр. Не случайно разнообразие видов деятельности на соревнованиях по ориентированию способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, показателей глазомера [6, с. 23].
Улучшение показателей зрительной памяти на 22%, восприятия зрительного пространства на 37%, процессов переключения внимания на 27% отметил А. М. Магомедов у детей 10 лет после года занятий ориентированием.
Не менее важно использование практических умений и навыков ориентирования в успешном освоении школьной программы по географии. На это обращали внимание многие специалисты по методике преподавания географии [7, с. 78].
Большое значение в настоящее время приобретает профессионально-прикладная подготовка многих специалистов с использованием элементов спортивного ориентирования. Необходимость картографической подготовки будущих геологов, горных инженеров, агрономов, землеустроителей и геодезистов, учителей географии отмечает целый ряд авторов [8, c 42].
Таким образом, работами многих ученых и практиков доказана высокая оздоровительная и прикладная значимость занятий ориентированием на местности. Умение читать карту, пользование компасом, ориентироваться в сложных условиях незнакомой местности необходимы в трудовой и военной деятельности каждому человеку.
3 Воздействие спортивного ориентирования на физическое, психическое и моральное здоровье школьников
Занятия спортивным ориентированием влияют на формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности, а также создают условия для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Спортивное ориентирование позволяет решить следующие задачи:
- расширение и углубление
знаний учащихся, дополняющих школьную
программу по географии,
- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом
-приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи
- обеспечение выживания
в экстремальных условиях, знакомство
с проблемами экологии и
2. в области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей
- формирование
- гуманное отношение к окружающему миру
- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости
3. в области физической подготовки:
- физическое совершенствование
подростков (развитие силы, выносливости,
координации движений в
Исходяиз всего вышеперечисленного рационально использовать для работы с школьниками следующие методы и формы работы: