МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
(УГУЭС)
Кафедра гуманитарных,
естественнонаучных,
математических
и социально-экономических дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: « История туризма
»
на тему: « Путешествие в эпоху
первобытности »
Выполнил: студент
группы 2БТЗк-11
2-12.01.081
Воробьева М.С.
Проверил:
Бердник В.А
2013
Оглавление
Введение
3
Путешествие в первобытность
– периодизация данной эпохи 5
Особенности первобытного искусства
7
Ранние формы верования
16
Заключение
20
Список использованной литературы
22
Введение
Истоки и корни нашей
культуры находятся в первобытности.
Первобытность – детство человечества.
Большая часть истории человечества приходится
на период первобытности.
Мы ничего не знаем о
душе человека, который жил 20 000 лет
тому назад. Однако знаем, что на протяжении
всей истории человечества человек не
изменился существенным образом ни по
своим биологическим и психологическим
свойствам, ни по своим первичным неосознанным
импульсам.
Каково было становление
человека доисторической эпохи? Что
он пережил, открыл, совершил, изобрел
до начала передаваемой историй? Первое
становление человека – глубочайшая тайна,
до сих пор нам совершенно недоступная,
непонятная. Притязания, предъявляемые
нашему познанию доисторией, находят свое
выражение в вопросе без ответов.
Современная антропология
не дает окончательного и достоверного
представления о времени и
причинах перехода от человека умелого
к человеку разумному, равно как и об
отправной точки его эволюции. Очевидно
лишь, что человек прошел в своем биологическом
и социальном развитии долгий и весьма
извилистый путь. В недоступных нашему
определению временах и эпохах происходило
расселение людей на Земном шаре. Оно шло
внутри ограниченных площадей, было бесконечно
разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще
единый характер.
Наши предки предстают
перед нами группами, вокруг огня в самый
отдаленный период. Использование огня
и орудий является существенным фактором
в превращении человека в человека. «Живое
существо, не имеющее ни того не другого,
мы вряд ли сочли бы человеком».
Радикальные отличия человека
от животных состоит в том, что
окружающий предметный мир является объектом
его мышления и речи.
Образование групп и
сообществ, осознание его смыслового
значения – еще одно отличительное
качество человека. Только тогда, когда
между первобытными людьми начинает
возникать большая спаянность, вместо
охотников на лошадей и оленей появляется
оседлое и организованное человечество.
Возникновение искусства
– закономерное следствие развития
трудовой деятельности и техники палеолитических
охотников, неотделимые отложения родовой
организации, современного физического
типа человека. Увеличился объем его мозга,
появилось множество новых ассоциаций,
возросла потребность в новых формах общения.
Цель работы – определение
этапов, на которые была разделена эпоха
первобытности, освещение деятельности
первобытных людей и изучение особенностей
искусства и ранних форм верований.
Высока степень изученности
данной темы, так например, американский этнограф
Л. Г. Морган (1818—1881) в периодизации истории
человечества («Древнее общество», 1877)
период первобытности называет «дикостью».
У К. Ясперса в
схеме мировой истории период
первобытности назван «доисторией», «прометеевской
эпохой». Карл Ясперс (1883- 1969) – один из
самых ярких представителей экзистенциализма.
Он делает акцент на том, что человечество
имеет единое происхождение и единый путь
развития, вводит понятие осевое время.
Он характеризует его тем, что в это время
происходит много необычайного. В Китае
жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли
все направления китайской философии.
В Индии возникли Упанишады, жил Будда,
в философии Индии, как и в Китае, была
рассмотрены все возможности философского
постижения действительности, вплоть
до скептицизма, софистики, нигилизма
и материализма; в Иране Заратустра учил
о мире, где идет борьба добра со злом;
в Палестине выступали пророки Илия, Исаия,
Иеремия и Второисаия; в Греции – это время
– Гомера, философов Парменида, Гераклита,
Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда.
Все то, что связано с этими именами, возникло
почти одновременно в течение немногих
столетий независимо друг от друга.
Путешествие в
первобытность –
периодизация
данной эпохи
Самое древнее орудие человека
датируется около 2,5 млн. лет назад.
По материалам, из которых люди изготовляли
орудия, археологи делят историю
первобытного мира на каменный, медный,
бронзовый и железный века.
Каменный век делится на палеолит (древний), мезолит (средний)
и неолит (новый).
Приблизительные хронологические границы
каменного века – свыше 2 млн. – 6 тыс. лет
назад. Палеолит,
в свою очередь, подразделяется на три
периода: нижний, средний
и верхний (или поздний).
Каменный век сменил
неолит (медный век), длившийся 4–3 тыс.
до н.э. Затем наступил бронзовый век (4–начало
1–го тыс. до н.э.). В начале 1–го тыс. до
н. э. бронзовый век сменил железный век.
Первобытный человек овладевал
навыками земледелия и скотоводства менее
десятка тысяч лет. До этого сотнями тысячелетий
люди добывали себе пропитание тремя способами:
собирательством, охотой и рыбной ловлей.
Даже на ранних этапах развития сказывался
разум наших далеких предков.
Палеолитические стоянки,
как правило, расположены на мысах
и при выходе врагов в ту или иную широкую
долину. Пересеченная местность была удобней
для загонной охоты на табуны крупных
животных. Успех ее обеспечивало не совершенство
орудия (в палеолите это были дротики и
рогатины), а сложная тактика загонщиков,
преследовавших мамонтов или бизонов.
Позднее, к началу мезолита,
появились лук и стрелы. К тому
времени вымерли мамонта и
носороги, и охотиться приходилось
на мелких нестыдных млекопитающих. Определяющими
стали не величина и слаженность коллектива
загонщиков, а ловкость и меткость отдельного
охотника. В мезолите получило развитие
и рыболовство, были изобретены сети и
крючки.
Эти технические достижения
– результат длительных поисков
наиболее надежных, наиболее целесообразных
орудий производства – не меняли существа
дела. Человечество по-прежнему присваивало
лишь продукты природы.
Вопрос о том, как
это древнейшее, основанное на присвоении
продуктов дикой природы общество развивалось
в более совершенные формы хозяйства земледельцев
и скотоводов, составляет сложнейшую проблему
исторической науки. В производимых учеными
раскопках были обнаружены признаки земледелия,
относящиеся к эпохе мезолита. Это серпы,
состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных
в костяные рукоятки, и зернотерки.
В самой природе человека
заложено то, что он не может быть
только частью природы: он формирует
себя по средствам искусства.
Особенности первобытного искусства
Впервые причастность охотников
и собирателей каменного века
к изобразительному искусству была
засвидетельствована знаменитым археологом
Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте
Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил
изображение мамонта на куске мамонтовой
кости в гроте Ла Мадлен (Франция).
Характерной особенностью
искусства на самом раннем этапе
был синкретизм. Деятельность человека,
связанная с художественным освоением
мира, способствовала одновременно и формированию
homo sapiens (человека разумного). На данной
стадии возможности всех психологических
процессов и переживаний первобытного
человека находились в зародыше – в коллективном
бессознательном состоянии, в так называемом
архетипе.
В результате открытий археологов
обнаружилось, что памятники искусства
появились неизмеримо позднее, чем орудия
труда, почти на миллион лет.
Памятники палеолитического,
мезолитического и охотничьего
неолитического искусства показывают
нам, на чем сосредоточилось внимание
людей в тот период. Роспись и гравюры
на скалах, скульптуры из камня, глины,
дерева, рисунки на сосудах посвящены
исключительно сценам охоты на промысловых
животных. Главным объектом творчества
палеолитического, мезолитического и
неолитического времени были звери.
И наскальные рисунки и
фигурки помогают нам уловить
самое существенное в первобытном мышлении.
Духовные силы охотника направлены на
то, чтобы постичь законы природы. От этого
зависит и сама жизнь первобытного человека.
Охотник до мелочайших тонкостей изучил
повадки дикого зверя, именно поэтому
художник каменного века так убедительно
сумел показать их. Сам человек не пользовался
таким вниманием, как внешний мир, поэтому
так мало изображений людей в пещерной
живописи и столь близки в полном смысле
слова палеолитические скульптуры.
Главной художественной особенностью
первобытного искусства была символическая
форма, условный характер изображения.
Символами являются как реалистические
изображения, таки условные. Часто произведения
первобытного искусства представляют
собой целые системы сложных по своей
структуре символов, несущих большую эстетическую
нагрузку, с помощью которых передаются
самые разнообразные понятия или человеческие
чувства.
Культура
в эпоху палеолита. Первоначально необособленное
в специальный вид деятельности и связанное
с охотой и трудовым процессом первобытное
искусство отражало постепенное познание
человеком действительности, его первые
представления об окружающем мире.
Некоторые искусствоведы
выделяют три этапа изобразительной
деятельности в эпоху палеолита. Каждый
из них характеризуется качественно новой
изобразительной формы. Натуральное творчество
– композиция из тушь, костей, натуральный
макет. Включает в себя следующие моменты:
обрядовые действия с тушей убитого зверя,
а позже с его шкурой, наброшенной на камень
или выступ скалы. В последствии появляется
лепная основа для этой шкуры. Элементарной
формой творчества была звериная скульптура.
Следующий второй этап –
искусственно-изобразительная форма
включает искусственные средства создания
образа, постепенное накопление «творческого»
опыта, которое выразилось вначале в полно
объемной скульптуре, а затем в барельефном
упрощении.
Для третьего этапа характерно
дальнейшее развитие верхнепалеолитического
изобразительного творчества, связанного
с появлением выразительных художественных
образов в цвете и объемном изображении.
Наиболее характерные образы живописи
этого периода представлены пещерными
росписями. Рисунки нанесены охрой и другими
красками, секрет которых не найден и поныне.
Палитра каменного века видна, в ней четыре
основные краски: черная, белая, красная
и желтая. Две первые употреблялись довольно
редко.
Подобные этапы можно
проследить и при изучении музыкального
пласта первобытного искусства. Музыкальное
начало не было отделено от движения, жестов,
возгласов и мимики.
Музыкальный элемент натуральной
пантомимы включал: имитацию звуков
природы – звукоподражательные
мотивы; искусственную интонационную
форму – мотивы, с зафиксированным звуковысотным
положением тона; интонационное творчество;
двух - и трезвучные мотивы.
В одном из домов Мизийской
стоянки был обнаружен древнейший музыкальный
инструмент, сделанный из костей мамонта.
Он предназначался для воспроизведения
шумовых и ритмических звуков.
Тонкая и мягкая традиция
тонов, наложение одной краски на
другую создают порой впечатления
объема, ощущение фактуры шкуры зверя.
При всей своей жизненной выразительности
и реалистической обобщенности палеолитическое
искусство остается интуитивно спонтанным.
Оно состоит из отдельных конкретных
образов, в нем отсутствует фон,
нет композиции в современном
смысле слова.
Первобытные художники
стали зачинателями всех видов изобразительного
искусства: графики (рисунки и силуэты),
живописи (изображение в цвете, выполненные
минеральными красками), скульптуры (фигуры,
высеченные из камня или вылепленные из
глины). Преуспели они и в декоративном
искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу.
Особая область первобытного
искусства – орнамент. Он применялся
очень широко уже в палеолите.
Геометрическим узором покрыты браслеты,
всевозможные фигурки, вырезанные из бивня
мамонта. Геометрический орнамент – основной
элемент Мизийского искусства. Этот орнамент
состоит в основном из множества зигзагообразных
линий.
Что же означает этот абстрактный
узор и как он возник? Попыток
решить этот вопрос было много. Уж очень
не соответствовал геометрический стиль
блестящим по реализму рисункам пещерного
искусства. Изучив с помощью увеличительных
приборов структуру среза бивней мамонта,
исследователи заметили, что они тоже
состоят из зигзагообразных узоров, очень
похожих на зигзагообразные орнаментальные
мотивы Мезинских изделий. Таким образом,
в основе мизийского геометрического
орнамента оказался узор, нарисованный
самой природой. Но древние художники
не только копировали природу, они вносили
в первозданный орнамент, новые комбинации
и элементы.
На сосудах каменного
века, найденных на стоянках Урала,
был богатый орнамент. Чаще всего рисунки
выдавливали специальными штампами. Они,
как правило, изготавливались из округлых,
тщательно отшлифованных плоских галек
из желтоватого или зеленоватого с блестками
камнями. По острым краям их наносили прорези,
штампы делались также из кости, дерева,
раковин. Если надавить таким штампом
на мокрую глину, наносился рисунок, сходный
с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа
часто называют гребенчатым, или зубчатым.