Путешествие в эпоху первобытности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Содержание работы

Введение 3
Путешествие в первобытность – периодизация данной эпохи 5
Особенности первобытного искусства 7
Ранние формы верования 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории туризма.docx

— 486.41 Кб (Скачать файл)

Фетишизм широко распространен  и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.

Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными собственной душе, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом»и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев. индейск. ототем – его род).

Тотемизм – это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже – явлениями природы).

От тотема зависела жизнь  всего рода и каждого его члена  в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

Следы и пережитки тотемизма  обнаруживаются и в религиях классовых обществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.

 

 

 

 

Заключение

Тридцать тысяч лет  архаической культуры не исчезли. Нам  в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира.

Может быть, стоит прислушаться к мнению известного немецко-американского  этнографа Ф. Боаса (1858-1942): «Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для всего человечества».

Искусство первобытной  эпохи послужило основой для  дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

В далекие "первобытные" времена зародились разные виды искусства, но лишь некоторые произведения изобразительного творчества смогли сохраниться в течение многих тысячелетий и дойти до нас.

Первобытное изобразительное  искусство включает:

- барельефные, контурные и многоцветные изображения на стенах и сводах пещер, на скалах и валунах;

- рисунки каменных идолов, статуэтки и плитки с рельефными, гравированными и живописными изображениями;

- мегалитические сооружения из огромных плит;

- орнаментированные изделия из кости и рога;

- различным образом декорированные сосуды, украшения.

Первоначально появились  знаковые изображения, например отпечатки ладоней и "макароны" – разнообразные переплетенные линии, проведенные пальцами по сырой глине или острыми резцами по камню. Возможно, человек видел в "следах", оставленных своей рукой, подобие следов лап и когтей животного и хотел своими "следами" символически утвердить свою способность победить зверя, поэтому отпечатки рук человек не перестал наносить и в дальнейшем, когда уже научился создавать изображения животных. С развитием охоты стали изображать фигуры животных и человека.

В неолите с появлением земледелия наскальное искусство постепенно начало постепенно исчезать, так как стало развиваться рисуночное письмо. Процветало и орнаментальное искусство, которое имело ритуально-магическое значение и все более использовалось для украшения предметов. В эпоху бронзы создавались изображения, напоминающие карты, на которых можно различить вспаханные поля, тропинки, дома, загоны для скота.

В наскальной живописи можно  выделить пять основных мотивов:

- человеческие фигуры;

- животные,

- орудия труда и оружие;

- изображения местности;

- символы и идеограммы – повторяющиеся знаки (стрелки, палочки, кружочки, кресты, точки).

Эти изображения не только наносились красками, но и вырезались. Необходимо отметить еще ряд особенностей: редко встречаются изображения с выраженными индивидуальными чертами, практически отсутствуют растения, цветы, плоды и пейзажи. У ранних охотников существуют рисунки излюбленных пар животных: бизон – лошадь в Европе, слон – жираф в Африке.

Иногда на открытых скалах или в священных пещерах происходило  наложение изображений разных эпох. В некоторых местах древние рисунки до сих пор почитаются и "подновляются".

Список использованной литературы 

1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 2005.

2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М., 2002.

3. Борисковский П.И. Древнейшее  прошлое человечества. - Л.,2003.

4. Вуд П., Вачек Л., Хэмблин Д., Леонард Дж. Жизнь до человека. - М.,2007.

5. Гернес М. История первобытного человечества. Пер. с нем./ Под ред. Я. Г. Гуревича. Изд. 2-е. – М.: КРАСАНД, 2010. – 112 с. (Академия фундаментальных исследований: этногология). 

6. Гремяцкий М.А. Как произошел человек. - М., 2004.

7. Егоров В.К., Астафьева О.Н., Богатырева Т.Г. Культурология. М.: РАГС, 2009. – 280 с.

8. История культуры России - Курс лекций. Москва, общество "Знание", 2003 г.

9. Косвен М. В. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957. С. 124-137;

10. Культурология Истории Мировой Культуры - Учебник 1-ое издание под редакцией А. Н. Марковой. Москва "Юнити", 2005 г.

11. Культурология Истории Мировой Культуры - Учебник, 2-ое издание под ред. проффесора - А.Н. Марковой. Москва "Юнити", 2008 г.

12. Маркова А.Н. "Культурология: История мировой культуры". М.: Уолтерс Клувер. 2008 г. – 496 с.

13. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. - М.,2001.

14. Нестурх М.Ф. Человек и его предки. - М.,2003.

15. Никитич Л.А. Культурология. М.: Юнити. 2009. – 201 с.

16. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

17. Равдоникас В. И. История первобытного общества. Ч. 2. Л., 1947. С. 77-79.

18. Соколова М.В. История туризма: Учебное пособие. — М.: Мастерство, 2002. — 352 с.

19. http://www.culture.gouv.fr/culture/arcnat/chauvet/fr/index.html.


Информация о работе Путешествие в эпоху первобытности