Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:06, контрольная работа
Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.
Введение 3
Путешествие в первобытность – периодизация данной эпохи 5
Особенности первобытного искусства 7
Ранние формы верования 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22
В далекие "первобытные" времена зародились разные виды искусства, но лишь некоторые произведения изобразительного творчества смогли сохраниться в течение многих тысячелетий и дойти до нас.
Первобытное изобразительное искусство включает:
- барельефные, контурные и многоцветные изображения на стенах и сводах пещер, на скалах и валунах;
- рисунки каменных идолов, статуэтки и плитки с рельефными, гравированными и живописными изображениями;
- мегалитические сооружения из огромных плит;
- орнаментированные изделия из кости и рога;
- различным образом декорированные сосуды, украшения.
Первоначально появились знаковые изображения, например отпечатки ладоней и "макароны" – разнообразные переплетенные линии, проведенные пальцами по сырой глине или острыми резцами по камню. Возможно, человек видел в "следах", оставленных своей рукой, подобие следов лап и когтей животного и хотел своими "следами" символически утвердить свою способность победить зверя, поэтому отпечатки рук человек не перестал наносить и в дальнейшем, когда уже научился создавать изображения животных. С развитием охоты стали изображать фигуры животных и человека.
В неолите с появлением земледелия наскальное искусство постепенно начало постепенно исчезать, так как стало развиваться рисуночное письмо. Процветало и орнаментальное искусство, которое имело ритуально-магическое значение и все более использовалось для украшения предметов. В эпоху бронзы создавались изображения, напоминающие карты, на которых можно различить вспаханные поля, тропинки, дома, загоны для скота.
В наскальной живописи можно выделить пять основных мотивов:
- человеческие фигуры;
- животные,
- орудия труда и оружие;
- изображения местности;
- символы и идеограммы – повторяющиеся знаки (стрелки, палочки, кружочки, кресты, точки).
Эти изображения не только наносились красками, но и вырезались. Необходимо отметить еще ряд особенностей: редко встречаются изображения с выраженными индивидуальными чертами, практически отсутствуют растения, цветы, плоды и пейзажи. У ранних охотников существуют рисунки излюбленных пар животных: бизон – лошадь в Европе, слон – жираф в Африке.
Иногда на открытых скалах
или в священных пещерах
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. - М., 2005.
2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М., 2002.
3. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. - Л.,2003.
4. Вуд П., Вачек Л., Хэмблин Д., Леонард Дж. Жизнь до человека. - М.,2007.
5. Гернес М. История первобытного человечества. Пер. с нем./ Под ред. Я. Г. Гуревича. Изд. 2-е. – М.: КРАСАНД, 2010. – 112 с. (Академия фундаментальных исследований: этногология).
6. Гремяцкий М.А. Как произошел человек. - М., 2004.
7. Егоров В.К., Астафьева О.Н., Богатырева Т.Г. Культурология. М.: РАГС, 2009. – 280 с.
9. Косвен М. В. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957. С. 124-137;
12. Маркова А.Н. "Культурология: История мировой культуры". М.: Уолтерс Клувер. 2008 г. – 496 с.
13. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. - М.,2001.
14. Нестурх М.Ф. Человек и его предки. - М.,2003.
15. Никитич Л.А. Культурология. М.: Юнити. 2009. – 201 с.
16. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
17. Равдоникас В. И. История первобытного общества. Ч. 2. Л., 1947. С. 77-79.
18. Соколова М.В. История туризма: Учебное пособие. — М.: Мастерство, 2002. — 352 с.
19. http://www.culture.gouv.fr/