Пути повышения эффективности управления сферой туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:33, реферат

Описание работы

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, формы и виды туризма 5
1.1 Определение туризма 5
1.2 Типы туристов 8
1.3 Виды и формы туризма 10
2. Сущность туризма и основные понятия организации и управления в сфере туризма 14
3. Специфика организации и управления в сфере туризма 18
4. Развитие сферы туризма на примере Турции 22
Заключение 25
Приложения 26

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Труд в управлении туризмом специфичен и существенно  отличается от деятельности работников других отраслей, хотя на первый взгляд можно предположить, что менеджмент туристского региона и туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент любого предприятия системы «человек-человек».

Первая особенность  туризма заключается в большой  глубине его проникновения и сложности взаимосвязей между его составными элементами. В туристской индустрии много туристских предприятий и организаций, которые так или иначе должны вписаться в единую систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке.

Вторую особенность туризма как объекта управления можно представить в виде неясных и трудно измеримых целей. Для менеджмента частных туристских предприятий, которые в своей деятельности ориентируются на получение прибыли, характерны четкие и измеримые цели – накопление ценностей, движение наличности, прибыль… Для менеджмента туристских организаций таких целей не существует ни на уровне предприятия, ни на уровне региона.

Следующая особенность  туризма заключается в сильном  влиянии со стороны заинтересованной клиентуры. Туристские организации не могут ожидать от своих участников того, что все они будут вести себя одинаково, поскольку существуют определенного рода противоречия между владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими туристами. Именно поэтому нормативному менеджменту (на уровне туристской организации – политике предприятия, на уровне региона – планированию и координации деятельности путем разработки ведущего образа) уделяется очень большое значение.

Важнейшей особенностью туризма как объекта управления является специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования. Товар в материальном виде (мясо, одежда) существует независимо от его производителя, туристская услуга (а это тоже товар) неотделима от источника ее создания.

В связи с тем, что при реализации туристского продукта усиливается личностный аспект, процесс предоставления туристской услуги может быть автоматизирован в гораздо меньшей степени, чем, например, процесс производства товаров. По этой причине в менеджменте туризма неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных отношений.

Кадровая политика предприятия  во многом влияет на успех фирмы. На работу следует нанимать приветливых, работоспособных служащих, которые  смогут создать хорошую атмосферу в беседе с клиентом, собирающимся воспользоваться услугами индустрии туризма.

Специфика туристского  продукта связана со спецификой туристского  спроса. Спрос на туристские услуги не однороден в силу трех основных причин. Первая из них – неосязаемость и несохраняемость туристского продукта. Разнообразие потребителей туристских услуг – еще одна причина неоднородности спроса на них. Высокая значимость общественных факторов – экономической ситуации в стране, экологии и социальных факторов – вот третья причина различного спроса на туристские услуги.

Наконец, как особенность  туризма следует выделить его  сезонность. При решении проблемы менеджмента в туризме данное явление обязательно учитывается  руководителями туристских предприятий, поскольку колебание спроса может существенно ухудшить условия функционирования  всей туристской индустрии.

Особенности туристской отрасли как объекта управления указывают на то, что менеджеры  туристского бизнеса должны считаться  с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие отрасли и поэтому механически перенести наработки или модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. И если оправдавшая себя на практике модель управления (например, промышленным предприятием) дает необходимый эффект, то применение ее в туристской отрасли может привести к деградации последней. В связи с этим можно выделить следующие черты, характерные для управления любым туристским предприятием:

- во-первых, при планировании  туристской деятельности во главу угла должны ставиться нужды, потребности и желания конечных потребителей. С учетом этого и определяется сфера приложения труда любого туристского предприятия. Речь идет о том, удовлетворяет ли туристская фирма нужды промежуточных потребителей (посредников), или это может быть государственный заказ. В связи с этим дислокация туристского предприятия (в силу его тяготения к непосредственному конечному потребителю) определяется, с одной стороны, месторасположением основного контингента потребителей туристского продукта, а с другой – месторасположением рекреационных ресурсов, которые являются практически основным фактором (частью) туристской отрасли;

- во-вторых, непервичность  туристской услуги. Хотя в современном  мире значение туризма как  средства восстановления сил и здоровья огромно, туристский продукт не стал еще товаром первой необходимости и вряд ли станет им в ближайшей перспективе. Кроме того, на туристских услугах больше, чем на прочих платных услугах, сказывается изменение покупательской способности населения. На развитие туризма также сильно влияют политические и экологические явления;

- в-третьих, в туристской  отрасли гораздо большее значение  имеет маркетинг. Это связано  с тем, что продавец туристской  услуги, не имея возможности представить  ее образец-эталон (как это практикуется при реализации товаров), должен найти аргументы в пользу своего товара – услуги, а это можно сделать только при хорошо налаженной системе маркетинга. Кроме того, в связи с непостоянством качества услуги, субъективизмом в ее оценке возникает необходимость ее постоянного контроля, т. е. эта функция менеджмента приобретает особую значимость. Одна и та же туристская поездка может быть по-разному оценена двумя разными людьми, что иногда вызывает недоразумения во взаимоотношениях между туристской фирмой и клиентами. В этой связи менеджмент туризма должен быть сосредоточен в направлении создания системы СОРИ (система сбора, обработки и распространения информации);

- в-четвертых, туристская  услуга уникальна (повторить ее  во всех аспектах не представляется возможным). Это маршрут поездки, условия обслуживания, стоимость и т. д. Даже два тура по одному и тому же маршруту у одной и той же фирмы часто проходят по-разному (это и состояние транспортного средства, события в стране пребывания и т. п.).

Таким образом, туризм является специфической формой деятельности людей, которой обязательно нужно  управлять. Поэтому процесс управления в сфере туризма должен опираться  на ряд особенностей данной отрасли. В соответствии с этим можно выделить ряд общих черт, характерных для управления в сфере туризма:

  • приоритет желаний конечных потребителей при планировании                        туристской деятельности;
  • непервичность туристской услуги;
  • большое значение маркетинга в туристской отрасли;
  • уникальность туристской услуги.

 

4. Развитие  сферы туризма на примере Турции

 

Рассмотрим развитие туристической сферы государства  на примере Турции. Проспонсировав сферу туризма, Турция теперь переживает настоящий туристический бум  и получает в казну миллиарды  долларов. Большое количество украинцев либо уже  привыкло отдыхать на турецких курортах либо собираются, и количество туристов, выезжающих в Турцию, ежегодно растет. Например, в 2004 г. По сравнению с 2003-м оно увеличилось на 32% . Турция по праву может претендовать на статус украинской и российской здравницы за рубежом. По данным Госпогранслужбы, в прошлом году эту страну посетили 218,4 тыс. украинцев (хотя по данным туроператоров, эта цифра колеблется от 300 тыс. до 400 тыс.) и 1,5 млн. россиян.

По прогнозам, и в этом году Турция станет лидером по приему украинцев. Собственно, турки из года в год делали все возможное, чтобы и жители СНГ, и европейцы ехали отдыхать именно к ним. Что касается СНГовцев, то тут не обошлось без помощи челноков, которые, как Иван Сусанин поляков, повели за собой толпы отдыхающих. Последние, попав в объятия турецких туроператоров, вырваться из них уже не смогли. Почему? Турция объявил туризм одним из приоритетных направлений экономики. Ежегодный бюджет министерства туризма Турции составляет $60 млн. (Для сравнения: в Госбюджете-2005 Украины – 6,06 млн. грн.) Государство не скупится на льготы туркомпаниям и гостиницам. Стараясь привлечь туристов из СНГ, в частности из Украины, оно частично покрывает расходы туркомпаний, чтобы те в свою очередь могли предоставлять бонусы украинским операторам. Пару лет назад путевку на недельный отдых можно было приобрести за 190$. Когда же турецкое направление «раскрутили», цены можно было и повышать.

В 2004 г. Турцию посетили примерно 16 млн. туристов. А в планах правительства Турции – через пять лет принять в два раза больше. Поэтому стоит разобраться, в чем же состоят конкурентные преимущества этой страны.

Туристической отрасли  Турции не более 15 лет, и она не отягощена  тяжелым наследием в виде старых гостиниц – малометражек со старым кафелем и советской сантехникой, как украинский курорты. В Турции почти все гостиницы новые, современной «начинкой». И гостиничная база постоянно развивается. В одной только Анталье за последний год введены в эксплуатацию 24 новых пятизвездочных отеля. Но самое главное, что в этой стране есть гостиницы буквально для самых разных потребителей: для любителей тишины, созерцателей природы и поклонников дискотек, для дам с собачками и для спортсменов. А в Чешме и вовсе построили гостиницу в соответствии с философией фэн-шуй. Примерно 80% турецких отелей работают по системе all inclusive («все включено»). В то время как на черноморских курортах таких отелей, по данным операторов, меньше на треть.          

Из 218 тыс. украинцев, посетивших Турцию в прошлом году, 80% отдыхали на Анталийском побережье. Но из них, возможно, только 20% согласятся приехать на этот курорт еще раз. Турист, как известно, любит новизну. И турки прекрасно понимают, что интерес к «раскрученной» Анталье рано или поздно начнет утихать. Они не стали дожидаться этого и предложили другие курорты. Несколько лет назад началось активное освоение побережья Эгейского моря. Турецкие компании сумели найти изюминки этого побережья, которые сейчас активно «раскручивают». Парадокс, но подобные изюминки можно найти и в Украине, только их никто не ищет.

А самое главное Турция не скупится на рекламу своих курортов, понимая, что без «раскрутки»  вся инфраструктура останется невостребованной. Поэтому пиар-акции отдельных  туркомпаний подкрепляются массированной пиар-компанией национального масштаба. Министерство туризма и культуры Турции только на рекламу в Украине в 2004 г. Выделило более $700 тысяч, в то время как  бюджет Украины выделил в 2005 году только 6,06 млн. грн. на развитие туризма, а при проектировании государственного бюджета Украины на 2006 год поступил запрос на выделение 44,5 млн. грн. на финансирование туристической отрасли, который даже не был учтен. 

За 10 лет туристическая  отрасль Турции поднялась на четвертую  строку национальной экономики (в нашей стране она не может попасть даже в десятку). В 1,5 раза выросла доходность туризма, который только в виде прямых поступлений принес турецкой казне в прошлом году $15,9 млрд.

 

Заключение

 

В заключение следует  повторить, что туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.

В производственно-обслуживающем процессе туризма выделяют формы, виды и разновидности туризма.

Являясь сложной социально-экономической  системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различна.

На эффективное функционирование системы туризма оказывают влияние развитие туристской индустрии и разработка туристской политики.

Процесс управления в  сфере туризма должен опираться  на ряд особенностей данной отрасли. В соответствии с этим можно выделить ряд общих черт, характерных для управления в сфере туризма:

  • приоритет желаний конечных потребителей при планировании туристской деятельности;
  • непервичность туристской услуги;
  • большое значение маркетинга в туристской отрасли;
  • уникальность туристской услуги.

Таким образом, развитие туризма в каждой стране должно основываться преимущественно на тех видах и формах туризма, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющийся туристский потенциал.

 

Приложения

 

1) - Эффективность сферы  туризма

 

 

Эффект

Отношение к  туристским услугам

Социальный

Экономический  
прямой

Экономический  
косвенный,  
первичный

Экономический  
косвенный,  
вторичный

Производители

Расширение объектов торговли, общественного  питания, инфраструктуры.

Рост доходов от продажи путевок 

Дополнительные доходы от отраслей, связанных с туризмом

Увеличение доходов местного  
бюджета

Потребители

Улучшение здоровья, повышение работоспособности

Увеличение выработки, а соответственно и заработной платы, возможный перевод  на более высокую должность

Улучшение показателей хозяйственной деятельности на уровне предприятия и региона

Увеличение доходов местного  
бюджета

Информация о работе Пути повышения эффективности управления сферой туризма