Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 23:11, контрольная работа
В современную эпоху стремительный рост народонаселения оказывает возрастающее
влияние, как на жизнь отдельных государств, так и на между-народные отношения
в целом.
В современном мире существует огромное количество проблем, таких как
предотвращение ядерной войны, преодоление отсталости развивающихся стран,
продовольственная и энергетическая проблемы, ликвидация опасных болезней,
загрязнение окружающей среды и ряда других проблем, но, по-моему, особое
место среди них занимает демографическая. Она обусловливает развитие
практически всех глобальных проблем человечества.
Из-за лавинообразного роста населения на планете у человечества появляются
все новые и новые проблемы.
I. Введение. 3
II. Демографические проблемы в мире. 4
1. География происхождения человека. 4
2. Демографические проблемы в мире. 5
3. Демографические проблемы в России. 12
3.1 История развития демографии. 12
3.2 Демографическая ситуация в современной России. 12
3.3 Статистика абортов и детская смертность. 13
3.4 Самоубийства. 14
3.5 Миграции. 15
3.6 Эмиграции. 15
3.7 Интеллектуальная эмиграция. 17
3.8 Проблема российского севера. 18
4. Пути решения демографической проблемы. 20
4.1 Гипотеза Мальтуса. 20
4.2 Пути решения. 21
III. Заключение. 25
IV. Список литературы. 26
уровнем развития производительных сил, а "естественным законом природы", а
социально-экономическую отсталость развивающихся стран не экономической
ситуацией в стране и мире, а исключительно чрезмерным ростом населения. В
действительности, замеченная тенденция, что рост средств существования
вызывает немедленный рост рождаемости, на некотором этапе переходит в прямо
противоположную - повышение уровня жизни ведет к снижению рождаемости и не
только к стабилизации численности населения, а даже к абсолютному его
снижению.
4.2 Пути решения.
Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни по
существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового
населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны,
отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии
обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных
заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые
бедные страны, ведут к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и
урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что связь
между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось
ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в
развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно
ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для
решения проблем народонаселения.
Осознанно, что решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях
всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969
году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области
народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных
конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей
деятельности разработал
программу ООН в области
более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только
финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области
народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы
в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов.
Особая роль принадлежит Фонду по организации и проведению Всемирных
конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984
году в Мехико и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые
проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные документы в этой
области.
Важное отличие этих конференций от других научных и практических форумов
состояло в том, что они проходили на высоком правительственном уровне в
отличие от предыдущих конференций по проблемам народонаселения, на которых
эксперты выступали только от своего собственного имени.
Одним из таких основных документов стал Всемирный план действий в области
народонаселения, принятый в Бухаресте в 1997 году на 20 лет.
В плане было подчеркнуто,
что основой для
народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические
преобразования. В1984 году в Мехико состоялась вторая Международная
конференция по народонаселению,
в которой участвовали
против 136 стран, принявших участие на конференции в 1974 году. На ней были
подведены итоги Всемирного плана действий за 10 лет в области
народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в
которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад
Плана действий и сделаны рекомендации по дальнейшему его выполнению.
В 1994 году в Каире прошла третья Всемирная конференция по народонаселению и
развитию, которой приняло участие уже 179 государств. Был принят итоговый
документ конференции – 20-летняя Программа действий в области народонаселения
и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных
проблем в области народонаселения.
В программе было подчеркнуто, что все больше государств осознают
необходимость расширения международного сотрудничества в вопросах
народонаселения. В программе
рассматриваются взаимосвязи
народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием.
В Программе содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих
более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой
общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее
форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста
населения. Вопросы урбанизации и миграции. В частности, обращается внимание
на проблемы «оттока населения» из сельских районов и предлагаются
соответствующие решения этих и некоторых других проблем, связанных с
переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных
ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных конфликтов.
В главе XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и
образования, утверждается, что в «мире женщины составляют 75% неграмотных» и
что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того,
чтобы «все дети получали более качественное образование и чтобы они
оканчивали начальную школу». В ней обращается внимание на то, что существует
тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак,
рождаемостью и смертностью.
В Программе рассматривается значение разработки и осуществления
правительственных программ действий, направленных на решение проблем
народонаселения и развития.
Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой
многолюдной страны – КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив
семьям иметь больше одного ребенка (за исключением некоторых автономных
районов Тибета, Синьцзяня, Внутренней Монголии). Это было не легко, ведь в
Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых
появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в
отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился
с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.
По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия. Здесь был
выдвинут лозунг: «Одна семья – два ребенка». Но индийцы не смогли преодолеть
многовековую традицию многодетной семьи. По этому население Индии
стремительно приближается к 1млрд., а к 2030 году обгонит Китай и по
численности выйдет на первое место в мире.
Политику государственного
ограничения рождаемости
Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где престиж главы семейства
определяется числом его сыновей, она еще более была обречена на неудачу, чем
в Индии. А такие страны как Бирма, Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур,
решили сохранить существующий высокий рост населения и даже поощряют его.
Наименьшую эффективность демографическая политика имела в странах Африки.
Если в 1990 году их население составляло 9% мирового, то к 2020 году оно
достигнет 20%.
Наиболее высокими темпами растет население Мозамбика (4,6% в год) и
Афганистана (5,2% в год). На каждую здоровую женщину здесь приходится 8-10
детей.
В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Венгрия)
проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с
двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные
льготы.
В России официальных заявлений по поводу целей демографической политики не
делалось. Правительство Российской Федерации только наметило меры по изучению
перспектив демографического развития, решения неотложных проблем населения.
Проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует система
семейных пособий.
III. Заключение.
Таким образом, потенциальная
опасность современной
заключается не просто и не столько в том, что в предстоящие два десятилетия
население земного шара увеличится почти в 1,5 раза, сколько в том, что
появится новый миллиард голодающих, миллиард не находящих применения своему
труду людей в городах, полтора миллиарда обездоленных людей, живущих за
«чертой бедности». Такое положение было бы чревато глубокими экономическими,
социальными и политическими потрясениями как внутри отдельных стран, так и на
международной арене.
В России же демографическая ситуация обратная мировой. Происходит убыль
населения. Теперь Россия стала ежегодно терять по 1 млн. человек. Эти цифры
говорят, при учете существенного сокращения продолжительности жизни, о
вымирании россиян. Выход видится в повышении уровня жизни россиян и обращении
государства к демографической проблеме.
Исключительная сложность
решения проблем
состоит в том, что из-за
инерции демографических
откладывается решение этих проблем, тем больший масштаб они приобретают.
Я считаю, что у человечества еще есть шанс справиться с этой огромной,
угрожающей жизни проблемой, но только в том случае, если с ней будут бороться
все люди и каждый человек в отдельнос