Разработка автобусной обзорной экскурсии по городу для студенческой аудитории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ экскурсионных ресурсов г. Тверь для разработки новой обзорной экскурсии. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие обзорной городской экскурсии и особенности её разработки;
- рассмотреть молодёжь как социальную группу и как сегмент туристского рынка;
- изучить характеристику исторических ресурсов г. Тверь;
- изучить характеристику социально-культурных ресурсов и инфраструктуры г. Тверь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Обзорная городская экскурсия как один из видов экскурсий……………….5
1.1 Понятие обзорной городской экскурсии и особенности её разработки…5
1.2 Молодёжь как социальная группа и как сегмент туристского рынка……9
2 Анализ экскурсионных ресурсов г. Тверь для разработки новой обзорной экскурсии…………………………………………………………………………15
2.1 Характеристика исторических ресурсов………………………………….15
2.2 Характеристика социально-культурных ресурсов и инфраструктуры…19
3 Технологическая документация к обзорной экскурсии по городу для студенческой аудитории……………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………50
Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

Exkursovedenie.docx

— 95.05 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГОБУ ВПО «Тверской государственный технический университет»

Факультет управления и социальных коммуникаций

Кафедра социологии и социальных технологий

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ПРЕДМЕТ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕМА: РАЗРАБОТКА АВТОБУСНОЙ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО ГОРОДУ ДЛЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса группы Туризм

 

                                                                                          Научный руководитель:

Старший преподаватель кафедры

 

 

Защита состоялась

 

 «         »                                2014  г.

 

Оценка:

 

Члены комиссии: ________________ (                             )

                             

                                _______________  (                              )

 

 

 

 

 

 

Тверь — 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Обзорная городская экскурсия  как один из видов экскурсий……………….5

1.1 Понятие обзорной городской  экскурсии и особенности её  разработки…5

1.2 Молодёжь как социальная  группа и как сегмент туристского  рынка……9

2 Анализ экскурсионных  ресурсов г. Тверь для разработки  новой обзорной экскурсии…………………………………………………………………………15

2.1 Характеристика исторических  ресурсов………………………………….15

2.2 Характеристика социально-культурных  ресурсов и инфраструктуры…19

3 Технологическая документация  к обзорной экскурсии по городу  для студенческой аудитории……………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………50

Список использованных источников………………………………………….52

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждый город имеет свой неповторимый облик. Известный искусствовед Э.Ф.Голлербах отмечал: «Есть города бесцветные и безличные, есть героические и славные. Есть города-летописцы, как Новгород и Псков, и города-купцы, как Тула с ее самоварами или Астрахань с ее арбузами. Есть города «проклятые» и такие ненужные, что даже не всегда отмечены «кружком на карте генеральной».

У Твери совершенно особая судьба и совершенно особый облик, который определяется географическими и историческими особенностями, уровнем развития экономики и культуры, выдающимися личностями, прославившими тверскую землю, памятниками архитектуры разных эпох, стилей и направлений.

В Твери работали такие известные и талантливые архитекторы как      П.Р. Никитин, Н.А. Львов, К.И. Росси, М.Ф. Казаков. Благодаря этим великим мастерам Тверь сейчас обладает уникальными памятниками барокко и классицизма, среди которых можно выделить как отдельные здания, так и величественные ансамбли городских площадей и набережных. Эти экскурсионные объекты идеально вписываются в удивительно живописный городской ландшафт. Главная гордость тверичей – Волга – еще и главное украшение города.

Тверские памятники – это время, запечатленное в камне. Они могут рассказать о трагическом или, напротив, радостном событии, выдающейся личности, с которой связан наш город, или о целой  эпохе его истории. Обзорная экскурсия в этой связи – прекрасный способ знакомства с прошлым и настоящим города, а также попытка заглянуть в его будущее.

Рассматриваемая тема актуальна, так как обзорная городская экскурсия может быть полезна для иногородних студентов. Это связано со знакомством с городом, познанием истории, воспитанием патриотизма, углублением знаний о родном крае.

Целью данной работы является анализ экскурсионных ресурсов г. Тверь для разработки новой обзорной экскурсии. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие обзорной  городской экскурсии и особенности  её разработки;

- рассмотреть молодёжь  как социальную группу и как  сегмент туристского рынка;

- изучить характеристику  исторических ресурсов г. Тверь;

- изучить характеристику  социально-культурных ресурсов и  инфраструктуры г. Тверь.

Понятие обзорной городской экскурсии и особенности её разработки рассматривали в своих работах Александров Ю.Н. [1], Бархаш Л. [2], Иванов И.Е. [4], Долженко Г.П. [8], Дьякова Р.А. [9], Емельянов Б.В. [10, 12, 13], Илюхин М.М. [20], Квартальнов В.А. [23], Сергеева А.П. [30], Тарзавина А.В. [31], Терещенко А.Д. [32].

Молодёжь как социальную группу и как сегмент туристского рынка рассматривали в своих работах Бархаш Л. [2], Гуляев В.Г. [7], Емельянов Б.В. [18], Зорин И.В. [19], Квартальнов В.А. [22],Омельченко Б.Ф. [25], а также отразили на сайте «Всё о туризме» [5] и на сайте проекта «Рекомендации круглого стола» [24].

Характеристика исторических, социально-культурных ресурсов и инфраструктуры города Твери дана на сайте «Город Тверь – достопримечательности, карта, фотографии» [6], в онлайн журнале «О жизни в туризме» [27] и на сайте «Энциклопедия по туризму» [33].

 

1. ОБЗОРНАЯ ГОРОДСКАЯ  ЭКСКУРСИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ  ЭКСКУРСИЙ

1.1 Понятие обзорной  городской экскурсии и особенности  её разработки

 

Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста – экскурсовода [8, с.34].

Экскурсия, являясь произведением конкретных авторов, строится с учётом требований, предъявляемых к литературному произведению, и имеет свой  сюжет, которому подчинён весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском  походе [10, с. 28].

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.). 

Рассмотрим особенности обзорных городских экскурсий. Обзорные городские экскурсии представляют наибольший интерес как для местных, так и, особенно, иногородних граждан. Количество обзорных экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями города, всегда намного превышают количество любых тематических. И это понятно. За короткий срок, обычно 3 часа, экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида. Варианты обзорных городских экскурсий создаются для школьников и взрослого населения города, иногородних и иностранцев. Каждый экскурсовод должен уметь проводить городскую обзорную экскурсию, представляющую собой экскурсию повышенной трудности. Выделим некоторые черты, её характеризующие [12, с. 64–65].

Все обзорные городские экскурсии имеют цель показать экскурсантам роль города в истории страны, познакомить их с наиболее яркими достопримечательностями города, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры, науки. Всё в городской обзорной экскурсии должно быть подчинено этой цели: отбор объектов, подбор материалов при написании текста, отрывки из литературных источников и документов, предназначенные для цитирования, иллюстрации «портфеля экскурсовода» и др. Экскурсовод обязан найти такие стороны жизни города и такие слова, характеризующие их, которые бы выгодно его окрашивали, подчёркивали его уникальность. И это не сложно для наших российских городов. Любой столичный, областной, и не только областной, город имеет только ему присущие черты. Города с их старой и современной архитектурой, памятниками великим историческим событиям и выдающимся людям, промышленными предприятиями и научными учреждениями, музеями и выставочными галереями представляют собой неиссякаемый источник для создания экскурсии, прославляющих их [13, с. 87–89].

Все обзорные городские экскурсии сходны по структуре. Каждая из них состоит из ряда подтем, в которых раскрываются различные стороны жизни города. Возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки – одна из обязательных подтем любой обзорной экскурсии. Не обойтись в экскурсии и без рассказа о промышленности города, об особенностях его культурного развития, без характеристики научных и учебных заведений. Но в каждом городе имеется одна или несколько тем, которые отличают его от других городов, создают только ему присущее лицо. Эти темы и должны стать стержневыми при создании обзорной экскурсии, так как их в первую очередь будут помнить и по ним судить о роли города в истории страны. 

В содержании обзорной экскурсии следует верно соблюсти соотношение местного и общероссийского материалов. История города, достижения края должны показываться в неразрывной связи с историей всей страны. К примеру, рассказывая о военных действиях во время Великой Отечественной войны осенью 1941 г. на Дону, первом контрнаступлении советских войск под Ростовом-на-Дону, нельзя не подчеркнуть, какое значение они имели для победы Красной армии над фашистами в битве под Москвой и в длительной обороне Севастополя [4, 112–114].

Многоплановый характер обзорных городских экскурсий определяет многообразие объектов показа, какое не встречается ни в одной из тематических экскурсий. Экскурсовод за небольшой отрезок времени должен показать руины древней крепости, современное здание недавно построенного театра, железнодорожный мост как уникальное  инженерное сооружение  XIX в., памятник выдающемуся уроженцу города, отреставрированное храмовое строение, набережную и речной вокзал, новый стадион и много другое.

Всё это обилие разноплановых экскурсионных объектов и подтем налагает на экскурсовода большую ответственность как на посла своего города, от которого экскурсанты должны получать исчерпывающую, правдивую, современную информацию, поданную с верной эмоциональной окраской. Экскурсовод, проводящий городскую обзорную экскурсию, должен иметь разносторонние знания, в совершенстве владеть текстом экскурсии и всем арсеналом методических приёмов показа и рассказа, так как каждый из них будет необходим в том, или ином месте экскурсии [31, с.251–252].

При подготовке обзорной экскурсии следует помнить, что многоплановый её характер, включающий различные, зачастую далёкие друг от друга подтемы, определяет сложные логические переходы от одной подтемы к другой, с помощью которых экскурсовод должен связывать их в единое целое. Это одна из наиболее сложных задач в городских обзорных экскурсиях, на что необходимо обратить особое внимание, начиная со стадии сбора творческой группой литературного и фондового материалов.

Городскую обзорную экскурсию практически невозможно построить в хронологическом варианте, она создаётся по тематико-хронологическому или тематическому принципу, что предоставляет определённую свободу при разработке последовательности показа экскурсионных объектов и маршрута экскурсии [9, с. 387–388].

При значительном количестве памятников, включённых в экскурсию, ряд заметных, привлекающих внимание экскурсантов городских объектов остаётся неохваченным. К ним всегда проявляют интерес экскурсанты, задавая соответствующие вопросы. Экскурсовод обязан предугадывать вопросы и быть готовым на них ответить. Хороших знаний, связанных с одним маршрутом, недостаточно для того, чтобы стать высокопрофессиональным экскурсоводом. Он обязан обладать разносторонними краеведческими знаниями, тогда ни один вопрос участника экскурсии не застанет его врасплох.

Планом городской обзорной экскурсии нередко предусматривается посещение музея. Это делается в том случае, когда зрительный ряд на улицах города недостаточен или маловыразителен. В музеях чаще всего показываются археологические, этнографические или биографические материалы. Принято, что время, отведённое на осмотр той или иной музейной экспозиции, не должно превышать 30-40 минут, и желательно, чтобы экскурсию по музею вёл экскурсовод, проводящий всю экскурсию, что позволяет сохранить её целостность. Об этом заранее должна быть договоренность между музеем и экскурсионным бюро, а экскурсовод бюро обязан сдать методической комиссии музея свою экскурсию по соответствующей его экспозиции [20, с. 114–115].

Ещё одной из особенностей городской обзорной экскурсии является постоянное, крайне динамичное её обновление, так как город развивается, в нём появляются новые современные здания, учреждения науки и культуры,  спортивные сооружения, где-то открывают новую мемориальную доску и т.п. Все эти изменения городской среды должны немедленно отражаться в экскурсии, иначе экскурсанты могут в знаниях о городе оказаться просвещённее экскурсоводов.

Таким образом, экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств. Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант – это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает чёткий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них возникают после того, как будут осмыслены полученные впечатления [23, с. 87–89].

Информация о работе Разработка автобусной обзорной экскурсии по городу для студенческой аудитории