Разработка вариантов маркировки маршрута в экскурсионном туризме на примере улицы Самарской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта - разработать вариант маркировки маршрута в экскурсионном туризме на примере улицы Самарской.
Для решения поставленной цели следует решить ряд задач:
изучить информационные стенды в туризме;
осветить особенности использования стендовой информации для улицы Самарской;
изучить QR коды в туризме;
осветить особенности использования QR кода для улицы Самарской.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 287.82 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Самара является крупным  промышленным, торговым, экономическим, транспортным, научно-образовательным и культурным центром. Посещается туристами не только с разных регионов России, но и иностранцами. Перспективы развития туризма, в частности, экскурсионного, очень велики, так как он не только входит в число самых обеспеченных городов страны, но и располагает всеми необходимыми для развития туризма составляющими.

Экскурсионный потенциал  Самары достаточно велик и представлен  множеством объектов, которые можно  использовать при разработке экскурсии. Но, к сожалению, в большинстве  экскурсий используются одни и те же объекты, что резко снижает  уровень развития экскурсионного дела. То что  многие из этих объектов многоплановые, не решает проблему расширения экскурсионной  тематики, а новые экскурсионные  объекты в экскурсионный оборот не вводятся.

Таким образом, Самара как  туристский центр имеет огромный нереализованный потенциал. Город  уникален своими объектами, это и  памятники культовой и гражданской  архитектуры, и объекты социокультурной  инфраструктуры. Одним из наиболее интересных вариантов экскурсионного ассортимента являются улицы города. Каждая улица, находится ли она в  «старом» городе или «новом», может  выступать самостоятельным экскурсионным  объектом.

Одной из наиболее привлекательных  является улица Самарская, когда то бывшая окраинной улицей города. Здесь располагались Торговые площади, доходные дома и разные другие объекты культурного и исторического наследия города, большинство из которых и сейчас рисует своеобразный архитектурный облик Самары.

Создание новой экскурсии  усложняется недостатком материалов научных исследований по самарскому экскурсионному краеведению, которые  отражают специфику своего времени, и некоторые положения не совсем подходят к современной Самаре. В  силу этого существуют также проблемы и с материалами, освещающими особенности маркировки маршрутов по улицам города. И сами маркировочные предметы, не считая небольшого количества указателей и мемориальных досок, на данный момент практически отсутствуют.

Главная задача маркировки туристских маршрутов – помочь экскурсанту  или отдыхающему наилучшим образом  и с наименьшими затруднениями  совершить намеченную экскурсию  или прогулку.

Как уже упоминалось выше, литературы касающейся маркировки туристских маршрутов мало. Возможно использования  интернет источников. Общая методология  представлена в работе «Маркировка  туристских маршрутов», которая разработана  Центральным советом по туризму  и экскурсиям ВЦСПС, и одобрена Центральным  советом по туризму и экскурсиям постановлением от 22 мая 1974 года. Это  говорит о том, что многие материалы  устарели и не всегда применимы к  современной Самаре.

Таким образом, вариант маркировки маршрута в экскурсионном туризме  на примере улицы Самарской будет  актуален. Так как, является вкладом  и в научное экскурсоведение, и в экскурсионное краеведение.

Объект исследования - туристская маркировка.

Предмет исследования –  маркировка экскурсионных объектов улицы Самарской.

Цель курсового проекта - разработать вариант маркировки маршрута в экскурсионном туризме  на примере улицы Самарской.

Для решения поставленной цели следует решить ряд задач:

    • изучить информационные стенды в туризме;
    • осветить особенности использования стендовой информации для улицы Самарской;
    • изучить QR коды в туризме;
    • осветить особенности использования QR кода для улицы Самарской.

 

Глава 1. Использование стендовой  информации на улице

Самарской

1.1. Информационные стенды  в туризме

Туристская маркировка - это система  специальных условных обозначений, которые наносятся на различные  предметы или устанавливаются на местности для разметки рекомендуемых  маршрутов туристских путешествий, походов и прогулок1.

Система туристической ориентирующей  информации представляет собой совокупность туристических информационных носителей  для обозначения туристических  ресурсов и объектов туристической  индустрии, услуг, направленных на удовлетворение потребностей туриста, с использованием туристических символов (пиктограмм).

Основными задачами системы туристической  ориентирующей информации являются:

-  информационное сопровождение  туристических возможностей;

- повышение качества туристического  обслуживания до уровня международных  стандартов.

Туристические информационные носители подразделяются на: туристические информационные указатели, туристические информационные стенды, туристические информационные щиты.

Туристический информационный указатель  – конструкция, указывающая направление  размещения туристических ресурсов, объектов туристической индустрии, иных объектов, удовлетворяющих потребности  туриста, с использованием туристических  символов (пиктограмм) 2.

Туристический информационный стенд  – конструкция с информационными  двусторонними панелями, содержащими  карту города, туристические маршруты, туристические символы (пиктограммы).

Туристический информационный щит  – конструкция, содержащая ориентирующую  информацию о туристических ресурсах, объектах туристической индустрии  и услугах, направленных на удовлетворение потребностей туриста, с использованием туристических символов (пиктограмм).

Туристические информационные носители могут быть:

- отдельно стоящими (на собственных  опорах);

- консольными (на опорах уличного  освещения).

Туристические информационные носители используются для обозначения:

- туристических ресурсов (природные,  исторические, социально-культурные  объекты);

- туристической индустрии (гостиницы,  сооружения для размещения туристов, транспортные средства, объекты  общественного питания, объекты  и средства развлечения);

- услуг, удовлетворяющих потребности  туриста.

Туристические информационные носители размещаются:

- на ключевых участках пешеходного  движения, в местах разделения  пешеходных маршрутов:

- в зоне памятников истории  и культуры;

- в зоне остановок городского  пассажирского транспорта;

- при выходе из подземных  переходов;

- в зоне станций метро, при  выходе из вокзалов и аэропортов;

- у входа в здания3.

Маркировка - один из наиболее простых  и вместе с тем необходимых  видов благоустройства зон массового  отдыха, популярных туристских районов. Наличие маркированных маршрутов  является показателем уровня4  культуры в туризме, проявлением заботы об охране природных богатств и исторических ценностей.

Главная задача маркировки туристских маршрутов - помочь туристу, экскурсанту или отдыхающему  наилучшим образом и с наименьшими  затруднениями совершить намеченный поход, экскурсию или прогулку.

Кроме того, маркировка маршрутов  призвана способствовать успешному  решению ряда других задач:

- повышение содержательности  туризма, обеспечение безопасности  путешественников, усиление охраны  природы,

- укрепление организованности  туристов и экскурсантов.

Маркировка подсказывает туристу и экскурсанту порядок  осмотра достопримечательностей, акцентирует  внимание на уникальных объектах.

При разработке стендов нужно  придерживаться ряда требований. К  числу основных требований, предъявляемых  к системе информационных стендов, относятся: информационная насыщенность, наглядность, единообразие, эстетичность внешнего вида5.

Информационная насыщенность выражается в том, что на стендах  размещается самая главная информация об объекте. Но на стенде не должно быть слишком много текста. Краткая  справка даст туристам или жителям  города общее представление о  памятнике, вызовет у них интерес, удовлетворить который они могут, посетив экскурсию или самостоятельно найдя дополнительную информацию.

Следующее требование –  наглядность – подразумевает  размещение на стендах фотографий объектов. Старая фотография покажет, как объект выглядел ранее. Также можно поместить  на стенд и новую фотографию объекта. Она продемонстрирует его, например, с другого ракурса, который в  данный момент недоступен для восприятия туристов. Кроме этого, фотография может крупным планом показать важную архитектурную деталь памятника.

При разработке дизайна стендов  нужно учитывать требование эстетичности внешнего вида. Стенды не должны привлекать к себе излишнего внимания. Они  не являются самостоятельными объектами  осмотра. Он лишь дополняют уже существующие памятники. Поэтому стенды не должны быть слишком крупными и массивными. При этом внешний вид стендов  должен отражать специфику города Самары и гармонично сочетаться с обликом  зданий, располагающихся на улице.

При проектировании системы  стендов следует придерживаться требования единообразия. Все стенды необходимо выполнить в одном  стиле. Установка информационных стендов  должная проводиться централизованно  на всей планируемой территории.

Это позволяет использовать маркировку в целях повышения эффективности  работы туристско-экскурсионных организаций  и учреждений6.

В данном курсовом проекте предлагается вариант разработки стендов с  информацией.

 

1.2. Использование информационных  стендов на улице Самарской

 

Самара – крупный город, областная столица, посещаемая туристами не только с разных регионов России, но и иностранцами. Город уникален своими объектами, это и памятники культовой и гражданской архитектуры, и объекты социокультурной инфраструктуры.

Одним из вариантов экскурсионного ассортимента являются и улицы города. Каждая улица, находится ли она в «старом» городе или «новом», может выступать самостоятельным экскурсионным объектом.

Для повышения уровня осведомленности  жителей Самары и туристов об историко-культурных достопримечательностях целесообразно использовать информационные стенды.

Информационные стенды по маршрутам экскурсий (например, экскурсии  по улице Самарской) способствуют созданию единого информационного пространства для самодеятельного экскурсанта.

Самара обладает мощным архитектурным наследием. В Самаре множество купеческие особняки в стиле эклектики рядом с презентабельными зданиями в духе неоклассицизма. Очень разнообразны постройки периода с середины ХIХ века до начала ХХ: есть доходные дома, семейные и купеческие, остатки дворянских усадеб, культовые сооружения. Среди архитектурного наследия особое место занимают красивые деревянные дома с резьбой. Они – смешанной постройки.

Улица Самарская - типичная старо самарская  улица. Первое ее название - Мечетная, но оно продержалось недолго. Улицу  стали называть новым красивым именем - Самарская. Это оживленная городская  магистраль. Начинается она с района старых кварталов, выходящих на реку Самару. На улице располагались постоялые  дворы, дававшие приют крестьянам, которые  приезжали на базары для продажи  и закупок товара.

До революции улицу заселяли люди со средним достатком, поэтому  так много на ней деревянных домов, уже, конечно, обветшалых с уцелевшей  кое-где резьбой. Сохранились без  особых изменений и каменные дома – среди них есть и архитектурные  достопримечательности города.

Производство информационных стендов начинается с разработки дизайна.

Стенд будет состоять из следующих  элементов: опора, щит, на который будет  нанесена информация, подсветка и  декоративные детали. Они располагаются  сверху щита и под ним.( см. Приложение 1). Что касается информации, то ее должно быть не слишком много, достаточно освятить лишь наиболее важные данные:

    • Наименование объекта;
    • Краткое описание;
    • Дата основания;
    • Исторические события, связанные с объектом;
    • Известные люди, связанные с объектом;
    • Изображение объекта в первоначальном виде (при необходимости).

Рассмотрим вариант расстановки  информационных туристских стендов  на улице Самарской. Улица Самарская  проходит по Ленинскому району. На данной улице располагается ряд историко-культурных объектов, которые могут быть использованы в экскурсиях местных жителей и туристов.

В качестве основных объектов, у которых  будут установлены стенды, выступают:

- Ресторан Аквариум

- Гимназия сестер Харитоновых

- Особняк А.У.Зеленко

- Самарская площадь

Наиболее яркие объекты располагаются  на участке от улицы Некрасовской до улицы Маяковского. Хотя улица  Самарская начинается на берегу реки Волги нецелесообразно начинать маршрут с начала улицы. Там, в основном, располагаются новостройки и не представляющие интереса дома.

Информация о работе Разработка вариантов маркировки маршрута в экскурсионном туризме на примере улицы Самарской