Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в том, что бы рассмотреть особенности дополнительных услуг в сфере международного туризма. Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- четко обозначить понятие услуг и определить их характеристику,
- исследовать основные и дополнительные туристские услуги,
- изучить факторы стандартизации и сертификации услуг,
- создать пакет экскурсионных услуг.
Введение 3
1. Теоретические аспекты дополнительных услуг в сфере туризма 5
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Методика подготовки экскурсии.
Разработку экскурсии осуществляет творческая группа, состоящая в зависимости от сложности темы из 3-10 человек. Каждый из участников работает над одним из разделов или одной из подтем экскурсии. Объединяет и редактирует подготовленный материала руководитель творческой группы.
Подготовка разработки экскурсии.
Подготовка делится на два этапа:
Кроме того, проводится работа над структурой методической разработки: вступление, основная часть, заключение; составляется контрольный текст, анализируется методическое ведение экскурсии (определение наиболее целесообразных методических приемов показа и рассказа конкретно для той или иной части экскурсии), формируется "портфель экскурсовода", подготавливается индивидуальный текст (см. Приложение 2).
Методическая разработка новой экскурсии.
Методическая разработка
Неотъемлемая часть разработок - рекомендации по технике проведения экскурсии (расположение экскурсионной группы около объектов, схема движения экскурсантов по маршруту и т. д.).
Методическая разработка является обязательным документом, без которого экскурсия на данную тему не может проводиться.
Обязательным документом является и индивидуальный текст, который дает экскурсоводу право проведения экскурсии по данной теме. Правильно составленная методическая разработка помогает экскурсоводу более полно раскрыть тему.
Методическая разработка
должна выполнять следующие функции:
а) подсказывать экскурсоводу путь для полного и правильного раскрытия темы;
б) помогать наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа;
в) содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии;
г) учитывать интересы определенной группы экскурсантов;
д) соединять показ и рассказ в одно целое.
Цели и задачи экскурсии излагаются
во вступительной части, после которой следуют общие организационные и
В организационных указаниях необходимо подчеркнуть, что группа должна следовать строго по маршруту, держаться компактно. В общих методических указаниях экскурсоводу даются советы, как более эффективно использовать методические приемы. Такие указания располагаются на следующем, после титульного листа. Следует учитывать, что экскурсанты, возможно, бывали в этом месте, или же знакомы с ним по книгам, кинофильмам, фотографиям. Поэтому, показывая наиболее известные места и объекты, нужно подбирать яркие, точные, не шаблонные слова для их характеристики. Методическая разработка, как и индивидуальный текст, состоит из трех разделов: вступления, основной части, заключения. Вступление и заключение располагаются соответственно до и после материалов, излагаемых по схеме, которая объединяет семь граф. Они не разносятся по графам, в том числе и по таким, как "Организационные указания" и "Методические указания".
Эффективность методической разработки зависит от правильного использования всех семи граф схемы.
В графе "Маршрут экскурсии" называются те улицы, переулки, бульвары, площади, по которым проезжает (проходит) экскурсионная группа. Указываются те пункты, между которыми пролегают отрезки маршрута, причем первыми - те улицы и площади, на которых излагается вводный материал. Затем называется отрезок маршрута до того места (улицы, площади, памятника), где будет раскрыта подтема экскурсии.
В графе "Остановки" называются те точки маршрута, где предусмотрен выход группы из автобуса или же предлагается осмотр экскурсионного объекта, не покидая автобуса. Необходимо точное указание остановки.
В графе "Объект показа" должны быть перечислены те памятные места, дополнительные и основные объекты - памятники истории и культуры, о которых сообщается группе на остановке в ходе переезда или перехода. В городских экскурсиях объектом показа может быть улица или площадь.
Время, которое указывают в графе "Продолжительность экскурсии", представляет общую продолжительность показа данного объекта (или объектов), рассказа экскурсовода (той части, когда отсутствует показ) и передвижения экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Необходимо учитывать и время, затрачиваемое на передвижение вблизи осматриваемых объектов и между объектами.
Графа "Наименование подтем и перечень основных вопросов" требует лаконичной записи, но не изложения рассказа. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данной остановке или при показе данного объекта. Количество основных вопросов, входящих в подтему, обычно не превышает 3-5. Не следует вводить в подтему различающиеся содержанием вопросы.
В графе "Организационные указания" пом
Графа "Методические указания" определяет направление всего документа. Здесь находит отражение работа творческой группы по выбору методических приемов рассказа и показа, формируются основные требования в адрес экскурсовода по методике ведения экскурсии, даются конкретные указания по использованию методических приемов. В графе "Методические указания" приводится вариант логического перехода к следующей подтеме. В этой же графе даются советы по движению экскурсантов относительно объектов.
Методическая разработка,
как правило, составляемая творческой
группой по подготовке экскурсии, должна
быть правильно оформлена. Важная роль
отводится титульному листу с необходимыми
данными.
2.2 Методическая разработка обзорной экскурсии по Санкт - Петербургу « Знакомство с Петербургом».
Методические приемы, используемые в ходе проведения обзорной экскурсии.
Методика проведения экскурсии – это, прежде всего, умение показать объект, умение рассказать о нем и о событиях с ним связанных. Методика предполагает также и навыки последовательного изложения экскурсионного материала, использования зрительных и словесных доказательств и, как результат, наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Методика проведения экскурсии направлена на то, чтобы помочь экскурсантам усвоить содержание объясняемого материала. Задача методических приемов состоит в том, чтобы как можно полнее и доходчивей изложить материал. Методический прием является неотъемлемой частью процесса проведения экскурсии. Он не существует отдельно от показа и рассказа. Любой методический прием реализуется с помощью устной речи.
В основе проведения экскурсии лежит принцип "от показа к рассказу", поэтому методика показа является главенствующей. Во избежание однообразия в показе и рассказе при изложении экскурсионного материала, необходимо использовать несколько методических приемов, причем комплексно. Качество проведения экскурсии зависит не только от знаний экскурсовода, но и от умения применять на экскурсионном маршруте изученные методические приемы во всем их разнообразии.
В обзорной экскурсии "Знакомство с Петербургом" наиболее многочисленную группу составляют приемы показа. Они позволяют упростить наблюдения объекта, выявить такие его особенности, которые не заметны при обычном осмотре.
Прием предварительного осмотра используется, когда группа находится возле объектов показа, и ставит своей задачей дать экскурсантам возможность:
а) составить представление об исторической местности, где происходили события, о которых идет рассказ;
б) определить в пространстве и представить себе место данного объекта на местности;
в) дать оценку объекту, особенно если это архитектурный памятник;
г) мысленно представить
его природное окружение.
Данный методический прием используется
при показе, например, Дворцовой площади.
Он дает возможность дополнить представление о
Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать с высоты вид местности, например, со смотровой площадки Исаакиевского собора, стрелки васильевского острова. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывшейся перед ними, необходимо выявить композиционный центр и обратить на него внимание.
Прием зрительной реконструкции состоит в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик (образ) здания или памятных мест, где проходили события, связанные с историей нашего города. Например, обзор Петропавловской крепости с Дворцовой набережной.
Экскурсовод, используя прием зрительной конструкции, должен "нарисовать" такую картину, чтобы экскурсант мог получить зрительное образное представление о местности в том виде, какой она была в прошлом, об историческом событии, которое произошло на данном месте.
Прием локализации событий. "
Прием абстрагирования построен на наблюдении одной из частей здания при отвлечении от его других частей, которые менее существенны для рассмотрения данной темы. "Абстрагирование"- мысленное выделение, вычленение отдельных признаков, свойств конкретного предмета и мысленное отвлечение от других свойств признаков того же предмета. Использованию приема абстрагирования предшествует объяснение экскурсовода, какие части здания более существенны. Действие этого приема построено на способности человеческой мысли абстрагироваться от того, что менее существенно в наблюдаемом объекте.
Прием зрительного сравнения построен на визуальном сопоставлении различных объектов или частей одного объекта. В обзорной экскурсии "Знакомство с Петербургом" используют сравнение зрительно воспринимаемого объекта. Использование приема зрительного сравнения дает возможность экскурсантам, представив характерные черты одной из площадей города в прошлом, сопоставить ее с современной.
Движение в обзорной экскурсии осуществляется от одного объекта к другому на автобусе по заранее составленному маршруту. Различают два понятия: движение как признак экскурсии и движение как методический прием. Движение как методический прием представляет собой перемещение вблизи объекта с целью его лучшего наблюдения. Профессионально подготовленные экскурсоводы умело используют варианты движения в экскурсии, добиваясь этим более эффективного усвоения наглядного материала.
Задачей методических приемов рассказа является преподнесения фактов, событий так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом. Методические приемы рассказа не используются самостоятельно, они являются необходимым логическим дополнением к показу объектов. В обзорной экскурсии "Знакомство с Петербургом" используют различные методические приемы рассказа.
Прием экскурсионной справки использу
Прием описания помогает правильному отображению объектов в сознании экскурсантов. Описание объекта характеризует точность, конкретность, фотографичность изображения. Экскурсовод в определенной последовательности излагает характерные черты, приметы, особенности внешнего вида, которые, возможно, не сразу будут выявлены самими экскурсантами в силу их кратковременного знакомства с объектом. Данный прием используется при описании исторических событий, но в отличие от описания объектов носит образный характер, тем самым создавая у экскурсантов зрительные образы.
Важнейшей задачей совершенствования
Вариант методической разработки обзорной экскурсии "Знакомство с Петербургом"
Содержание экскурсии:
1. Санкт - Петербург - экономический, научный и культурный центр России.
2. Санкт - Петербург - город величайших исторических, культурных, боевых, трудовых, интернациональных традиций, символ мира и дружбы народов.
Информация о работе Развитие дополнительных услуг в сфере международного туризма