Развитие гостиничной базы российских курортов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить вопросы развития российских курортов на примере санаторно-курортного комплекса «Ессентуки», показать актуальность изучаемого вопроса.
Объектом исследования является индустрия туризма, предметом исследования – базы отдыха, имеющие тенденцию развития.

Содержание работы

Введение стр 3
Глава 1. Индустрия гостеприимства стр 5
1.1. Историческое развитие индустрии гостеприимства стр 5
1.2. Этапы развития мировой индустрии гостеприимства стр 12
1.3. Классификация факторов, определяющих перспективу развития отрасли стр 15
Глава 2. Развитие гостиничного бизнеса в России стр 18
2.1. Тенденции развития гостиничного бизнеса в России стр 18
2.2. Перспективы развития гостиничного бизнеса стр 19
2.3. Развитие сервиса и досуга, санаторно-курортного
комплекса «Ессентуки» стр 21
Заключение стр 23
Список литературы стр 25

Файлы: 1 файл

Развитие гостиничных баз курортов России.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Девелоперы  заявляют все больше гостиничных  проектов за пределами Садового кольца. Основными причинами такой тенденции  являются дефицит площадок, подходящих для реализации проектов в центре города, и развитие отелей среднего ценового сегмента.

Как означают аналитики The Knight Frank, в течение ближайших  нескольких лет в Москве должны появиться  отели под такими новыми для столичного гостиничного рынка брендами, как Sofitel (Accor Group), Park Inn (Carlson Hotels), Grand Hayatt (Hayatt Hotels), Four Seasons, Best Western International, Mandarin Oriental, InterContinental. Кроме того, в столице сохранится дефицит качественных гостиничных номеров. Особенно это касается отелей среднего ценового сегмента. Именно этот сегмент будет активно развиваться в ближайшие годы.

В 2010 году на московском рынке завершилась реализация таких  знаковых проектов, как гостиница  «Москва» (под управлением «Four Seasons»  и Hilton Moscow Leningradskyaya.

По словам аналитиков The Knight Frank, Москва сохранит лидирующие позиции в Европе по уровню доходности на номер (RevPAR). Таких показателей  удается достичь благодаря очень  высокой средней стоимости номеров (305 $/сутки в 2010 году), которая компенсирует относительно низкий уровень загрузки (68–70% в 2010 году), возникающий в результате действия фактора сезонности.

 

 

 

2.3. Развитие сервиса и досуга, санаторно-курортного комплекса «Ессентуки» 

 

Ессентуки - наиболее популярный питьевой бальнеологический курорт. Соляно-щелочные минеральные воды «Ессентуки-4» и «Ессентуки-17» снискали ему заслуженную мировую славу. Курорт по праву занимает ведущее в стране место по эффективности лечения болезней желудочно-кишечного тракта, печени и болезней, связанных с нарушением обмена веществ.

На сегодняшний день коечная мощность курортов исчерпана, больше 640 тыс. чел. в год регион КМВ  принимать не может. А это гораздо  меньше уже предъявляемого спроса. Санаторно-курортный комплекс КМВ  имеет природно-ресурсный потенциал  развития в виде неиспользуемых запасов минеральной воды для бальнеологических целей (около 4 тыс. куб. м в сутки), который позволяет увеличить потенциальную емкость курортов КМВ до 770 тыс. чел. в год и более.

Наличие растущего внутреннего  спроса на санаторно-курортные услуги позволяет определить основную цель стратегии развития санаторно-курортного комплекса: «Увеличение потенциальной емкости санаторно-курортного комплекса города Ессентуки, как и всего региона КМВ в 1,5 раза за счет реконструкции и модернизации существующих и строительства новых санаторно-курортных комплексов (детских, семейных, специализированных, элитных) путем привлечения частного капитала, освоения новых курортных площадок и недоиспользуемых месторождений минеральных вод».

Важно, чтобы санаторно-курортный комплекс развивался как кластер, как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих предприятий. Опираясь на конкурентные преимущества города Ессентуки (целебные источники, грязи, курортные технологии, комфортные климатические условия, удобное географическое расположение, транспортная инфраструктура) можно развивать все составляющие кластера (санаторно-курортные объекты, учреждения здравоохранения, ВУЗы и НИИ например, кафедры и курсы усовершенствования врачей и медперсонала на базе успешных санаториев, объекты туризма и развлечений). Для этого нужно использовать имеющиеся современные механизмы (создание особой экономической зоны, рациональное недропользование, поддержка бюветов, парков, благоустройство).

Показатели развития санаторно-курортного и гостиничного комплекса города Ессентуки на перспективу, в том числе по районам города

Таблица 1

Учреждения  отдыха

В работе на 2007 год

Существующие  в данный момент

1-ая очередь  2016 год

Полное развитие 2026 год

Санаторный комплекс, мес

7 768

9 090

9 390

9 690

Гостиничный комплекс, мест

518

518

780

1 025

Итого

8 286

9 608

10 170

10 715

Отдыхающих  в год, тыс. чел

 

107,6

113,9

120,0


 

 Основные  направления развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса  г. Ессентуки, предлагаемые генеральным планом, исходят из основополагающих решений Стратегии развития региона КМВ, разработанной в 2006 году РосНИПИ Урбанистики (г. Санкт-Петербург) совместно с Леонтьевским Центром (г. Санкт-Петербург):

1. Реконструкция и  модернизация объектов санаторно-курортного комплекса, организация и развитие новых типов курортов, обеспечивающих диверсификацию и повышение качества услуг по профилактике, оздоровлению и лечению;

2. Увеличение к 2020 г.  конечной емкости курортов г. Ессентуки до 9,7 тыс. мест, инфраструктурное обустройство и освоение новых курортных участков;

3. Сохранение и грамотное  использование на новых курортах  богатого опыта санаторно-курортного  лечения, накопленного за 200 лет  существования курорта;

4. Развитие новых типов  предоставляемых услуг, нацеленных на профилактику, восстановление и укрепление здоровья, усиление туристско-рекреационного направления курорта, связанного с отдыхом и развлечением туристов-пациентов;

5. Внедрение и развитие  популярных SPA-технологий, использование мирового опыта организации SPA-курортов;

6. Увеличение числа  туристов до 120 тыс. в год;

7. Повышение качества  работы всей социально-бытовой  и культурной сферы;

8. Расширение культурно-досуговой  сферы, строительство новых объектов  туристической инфраструктуры, расширение сети туристических маршрутов;

9. Организация системы  подготовки квалифицированных кадров  для санаторно-курортной отрасли  и гостиничного хозяйства.

Увеличение лечебно-оздоровительной  емкости курорта Ессентуки потребует большого комплекса мероприятий и нацеленной работы администрации КМВ и муниципального образования город-курорт Ессентуки.

Туристского центра

Одним из перспективных  направлений экономического развития г. Ессентуки может стать туристическая отрасль, которая в настоящее время развита слабо, но имеет значительный потенциал.

Развитию этой сферы  деятельности способствуют:

– природно-ресурсный  потенциал региона: г. Ессентуки город-курорт, вокруг которого сосредоточено большое количество природных, культурно-исторических объектов;

– этнокультурная уникальность территории. Город Ессентуки и весь регион КМВ – зона, проживания народов и народностей с самобытной культурой и традициями, один из очагов казачьей культуры;

– г. Ессентуки – крупный центр пересечения региональных транспортных маршрутов, благодаря чему город имеет возможность стать отправным пунктом разнообразных туристических маршрутов по всему КМВ.

Перечисленные факторы  могут послужить основой для  превращения г. Ессентуки в отправной пункт разнообразных туристических маршрутов (историко-этнографических, экологических, спортивно-экстремальных, бизнес-туризм), а туризм в свою очередь может стать важной сферой экономической деятельности города, обеспечивающей увеличение поступлений доходов в бюджет, расширением рынка труда.

Туризм – комплексная отрасль, базирующаяся на наличии природно-ресурсного потенциала, историко-культурного наследия, развитой инфраструктуры сервиса, кадровом и научном обеспечении.

В г. Ессентуки возможно проведение региональных и международных научно-практических конференций, симпозиумов, выставок, семинаров и рабочих встреч, связанных с инвестициями в санаторно-курортный и туристический комплекс региона КМВ, с вопросами медицинского характера, курортологией, развитием региона и его проблемами и т.п. Город может стать центром проведения спортивных мероприятий, например по гольфу.

Во всем мире туристический  бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся  сфер экономической деятельности. Чем  более развит туристический бизнес в мире, тем более требовательны  туристы к уровню и разнообразию предоставляемых услуг и развлечений. Ессентуки имеют большой потенциал для формирования туризма как отрасли экономики города, но современное развитие соответствующей инфраструктуры сервиса несравнимо с мировыми стандартами. Уровень обеспеченности гостиницами крайне низок, сеть развлекательных учреждений развита совершенно недостаточно.

В целях создания благоприятных  условий для туризма, в г. Ессентуки необходимо развивать гостиничный комплекс, сеть ресторанов, кафе с разнообразной кухней, индустрию развлечений, обеспечить подготовку квалифицированных кадров. В городе должна быть сосредоточена полная информация по культурным, спортивным событиям, туристическим маршрутам г. Ессентуки и всего КМВ, широко представлена рекламно-информационная литература, обеспечена языковая поддержка, решены вопросы безопасности и т.д.

В проекте генерального плана предлагается размещение ряда объектов (зоопарк с дендропарком, два аквапарка, гольф-клуб, увеличение гостиничных мест, строительство  новых кафе, ресторанов, бистро), существенно повышающих привлекательность г. Ессентуки для туристов, расширяющих сферу обслуживания, как для самих жителей, так и гостей города. Кроме того, строительство новых объектов даст значительное число новых рабочих мест, как для жителей г. Ессентуки, так и для жителей прилегающего района.

Предлагаемые в генеральном  плане объекты туризма и рекреации

Таблица №2

Объект

Единовременная емкость, чел

Кафе, рестораны, мест

Обслуживающий персонал

 

Зоопарк и дендропарк, парк развлечений

1000

200

350

Аквапарк

 

300

40

100

Гольф-клуб

50

0

30

Детский лагерь

2500

1200

1000


 

Выводы:

Анализ экономической  структуры г. Ессентуки позволяет выявить факторы, способствующие ее укреплению и дальнейшему развитию:

– выгодное географическое положение города в регионе КМВ;

– полифункциональная структура  экономики, связанная в основном с курортной и оздоровительной  деятельностью, обеспечивающая развитие нематериальной сферы производства;

– сложившаяся моноотраслевая структура промышленности, связанная с обрабатывающим сектором, что актуально для развития промышленности курортного региона в целом;

– развитая транспортная инфраструктура; роль города, как важного  регионального транспортного узла, обеспечивающего прохождение экспортно-импортных грузопотоков и туристических потоков;

– обеспеченность города энергоресурсами, развитая инженерная инфраструктура.

Эти факторы имеют  тенденцию роста, что создает  условия для дальнейшего развития города как регионального центра курортологии и подготовки кадров, усиления его транспортно-распределительных функций, формирования в городе многоотраслевой инфраструктуры в составе организаций, обслуживающих санаторно-курортный, финансовый, товарные и другие рынки, развитию пищевой промышленности.

К основным отрицательным факторам можно отнести следующее:

– падение промышленного  производства, связанное с переориентацией  рынка сбыта, низкая конкурентоспособность  продукции по сравнению с импортной, устаревшие технологии производства, слабое финансирование (в основном только за счет собственных средств);

– сложная демографическая  ситуация, отрицательный естественный прирост населения, снижение механического  притока населения;

– сокращение численности  трудовых ресурсов, потерю квалифицированных  кадров.

Перспективы развития экономики г. Ессентуки невозможно рассматривать автономно, без учета развития всего региона КМВ, который по-прежнему является геостратегическим плацдармом в оздоровлении нации всей России.

 

 

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы отметить, что наиболее динамично развивающаяся отрасль сферы обслуживания, приносящая многомиллионные прибыли в масштабах национальных экономик многих государств, – гостиничный бизнес. Как часть туристического бизнеса, гостиничный бизнес несет в себе огромный потенциал развития и для российского рынка. Он является системообразующей отраслью, создающей сложный комплекс финансово-хозяйственных отношений между хозяйствующими субъектами различного направления. Фактором отсутствия очередей в российские гостиницы является не достаточное их количество, а высокая цена обслуживания. Однако цена гостиничного обслуживания не может быть ниже суммы объективных стоимостных составляющих, если заведение претендует на солидный статус. Поэтому в качестве методов поддержания стабильности бизнеса начинают выступать технологии информационного воздействия на потребителей.

Информация о работе Развитие гостиничной базы российских курортов