Развитие этнотуризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Целями и задачами курсовой работы было следующее :
- раскрыть понятие и традиции этнотуризма;
- изучить виды этнотуризма;
- рассмотреть развитие этнотуризма в России.

Содержание работы

Введение………….…………………………………………………………………..3
1 Культурно-познавательные возможности этнотуризма……………………………………………………………………..…..6
1.1 Понятие и традиции этнотуризма……………….…..7
1.2 Виды этнотуризма…….…..……………………………8
2 Развитие этнотуризма в России ………….……..……………………….……12
2.1 Использование этнографического наследия в туризме………
2.2 Особенности развития этнотуризма в России ……………….
2.3 Современные этнографические музеи в России……………..
3. Тур в .……………………………….……12
Заключение……………………………………………………………….………...37
Список использованной литературы……………………………………..…….39

Файлы: 1 файл

Kursovaya-1.docx

— 43.01 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………….…………………………………………………………………..3

1 Культурно-познавательные  возможности этнотуризма……………………………………………………………………..…..6

1.1 Понятие и традиции  этнотуризма……………….…..7

1.2 Виды этнотуризма…….…..……………………………8

2 Развитие этнотуризма в России ………….……..……………………….……12

             2.1 Использование этнографического наследия в туризме………

             2.2 Особенности развития этнотуризма в России ……………….

              2.3 Современные этнографические музеи в России……………..

3. Тур  в .……………………………….……12

Заключение……………………………………………………………….………...37

Список  использованной литературы……………………………………..…….39


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 
Среди многочисленных видов туризма  в настоящее время наиболее активно  развивается экстремальный, спортивный, экологический, деловой, горнолыжный туризм, этнотуризм. Этнотуризм представляет собой вид познавательных путешествий, основной целью которых является посещение какого-либо объекта для исследования архитектуры, культуры, традиций и быта народа, этноса, когда-либо проживающего на данной территории.

Такой вид отдыха появился вследствие возросшего интереса туристов к подлинной жизни народов, к  народным традициям, творчеству, обрядам  и культуре. Интерес объясняется, в свою очередь, стремлением людей  в современном унифицированном  мире к самоидентификации, поиску и  изучению своих этнических корней. Результаты такого познания позволяют  почувствовать себя особенным, причастным к целой истории со свойственными  ей культурными традициями. Знакомство с культурами и этническими особенностями  других народов помогает составить  картину целостного многогранного  мира со всеми его народностями, уникальными в своей индивидуальности. Этнотуризм способствует развитию тесных связей и обмену между представителями  разных народов, включению их самобытной культуры в мировое наследие.

Этнотуризм в России имеет  большое будущее. На это указывает  огромный потенциал страны, который  составляют территория, культурное и  историческое наследие. История России богата многими значимыми событиями - в разные времена здесь оставляли  свои следы древние славяне, викинги, половцы, монголо-татары, шведы, скифы, генуэзцы, греки и другие народы. Наши предки переняли от них веру, традиции, разные внешние атрибуты и т.п. В некоторой степени это стимулирует развитие подобного туризма, который делает представителей разных народностей интересными друг другу.

Целями и задачами моей курсовой работы было следующее : 

- раскрыть понятие и  традиции этнотуризма;  

- изучить виды этнотуризма; 

- рассмотреть развитие этнотуризма в России.

 

 

 1. Культурно-познавательные возможности этнотуризма.        

1.1 Понятие и  традиции  этнотуризма.        

Этнотуризм – одно из направлений  культурно-познавательного туризма, являющееся в настоящее время  заманчивым для многих стран. Мировая  практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить  целый ряд духовных потребностей человека. Наиболее важным в организации  этнографического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов. Традиции – это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс ее жизни. Характеристика традиций включает анализ существующих традиций, их место в жизни страны и их привязку к конкретным этносам  и территориям. Роль традиции неодинакова  в различных сферах социальной жизни. В меньшей степени традиция проявляется  в экономике, достигает максимума  в религии. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социально-культурного наследия, в тоже время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).         

 Кроме того, традиция – это  выраженный в социально-организованных  стереотипах групповой опыт, который  путем пространственно-временной  трансмиссии аккумулируется и  воспроизводится в различных человеческих коллективах. Данное определение позволяет исключить из традиции индивидуальный опыт как неколлективное явление, тем самым отличается традиция от искусства, которое представляет собой индивидуальную личностную творческую деятельность. Народное творчество и массовая культура, напротив, представляют собой коллективные виды творческой деятельности, основу которых составляют различные типы, уровни традиций.     

Посредством традиции коллектив  людей передает по наследству  послание, необходимое для будущего выживания и самоподдержания.    

Таким образом, можно сказать, что традиция есть механизм коллективной автокоммуникации.     

Различают три основных подхода к проблеме традиции и, соответственно, следующие типы традиций: этнические (народные), национальные и социальные традиции.       

Этнические  традиции типичны для стадии народности, а также для племен. Они тесно  связаны с различными видами народного  творчества (фольклора), в первую очередь  – с ремеслами. Этнические традиции, основанные на фольклоре, могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими. Для племени это та часть художественной культуры, которая неотделима от главного носителя – человека. Это связано с сохранением и передачей накопленного опыта осуществляется непосредственно передачей (от старшего к младшему) устоявшихся норм поведения, навыков, понятий. Например, традиционные народные (этнографические) праздники: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные. Степень значимости каждой группы определяется влиянием традиции, лежащей в их основе, в культурной жизни этноса.    

К современным национальным и социальным традициям относится экстерриторизованная часть художественной культуры (выведенная вне самого человека), сохраняющаяся  и передающаяся через систему средств общественной информации (книги, картины, графики, схемы, дискеты, видеокассеты и т.д.).       

Связь поколений в национальных традициях  осуществляется посредством обучения, а хранение и распространение  элементов наследия – посредством письменности, которая нанесла огромный ущерб фольклору. Но необходимо отметить, что письменность – это «традиция традиций», нормализующая, канонизирующая механизмы воспроизводства традиций. С помощью письменности происходит атрибуция наследия, т. е. расшифровка и осмысление элементов наследия применительно к нуждам наличной практики. Хотя к национальным традициям относятся все обычаи, но не все ритуалы и обряды, так как часть их зафиксирована в протоколе или других средствах информации и воспроизводится только по особым случаям.       

На  основе изложенного можно сказать, что национальные традиции – это  система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия его нации, героической  и славной национальной истории, благородства его народа во всех прошлых и настоящих деяниях, его выдающихся (по мировой значимости) литературе, искусстве, науки и пр.       

Любой тип традиции – это опыт, который  накапливается в виде системы  стереотипов и проявляется, реализуется  в следующих формах: обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, представления и праздники. Но самой яркой, сложной и характерной формой традиции является массовый праздник – это ритм жизни, его смысл не в развлекательности и отдыхе, а в удовлетворении потребности людей в реализации коллективной памяти, в участии в сотворчестве-диалоге между прошлым и будущим, иначе говоря, потребность быть в гуще жизни, ощутить ее пульс и живое дыхание.       

Возвращаясь к этническому туризму, необходимо сказать, что иногда его называют также этнографическим, поскольку этнография («народоведение») – это наука, изучающая культурные и бытовые особенности разных народов мира, а в данном случае турист непосредственно знакомится с этими особенностями и в определенной мере изучает их.         

1.2 Виды этнотуризма       

Этнотуризм может быть представлен  двумя основными видами.       

Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов. Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянные, так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Так, популярным видом отдыха в Египте является сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни.       

Одной из целей поездки в латиноамериканское государство Перу для многих туристов является желание соприкоснуться с традиционным бытом коренных жителей страны – индейцев. Для этого туристы отправляются в глубинные районы страны – в частности, в джунгли бассейна Амазонки. В данном случае четко прослеживается сочетание этнографического туризма с экологическим. Аналогичные маршруты проложены в горах Северной Индии и Северного Таиланда, во внутренних районах Австралии и на островах Океании. И в некоторых сельских поселениях различных стран Европы население иногда использует национальную одежду, привлекая тем самым туристов. Часто в разных регионах мира туристы становятся свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников и фестивалей. Посещая традиционные поселения, туристы с удовольствием приобретают в качестве сувениров различные изделия местных умельцев, пробуя блюда национальной кухни.       

Во-вторых, этнотуризм включает в себя знакомство с музеями народного быта. Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. При этом человек может своими глазами увидеть предмет, принадлежащий к той или иной культуре и эпохе, узнать о его деловом и символическом назначении, иногда даже потрогать его и ощутить причастность к культуре своего и других народов.       

Первый  такой музей под открытым небом  был создан в 1891 году в Швеции. Он получил название Скансен. В нем  собраны все традиционные постройки  со всей Швеции, проводятся фестивали  и демонстрируются национальные танцы.       

Итак, благодаря этнотуризму  человек получает возможность увидеть  традиционные жилищные и хозяйственные  постройки, местных жителей в  национальной одежде, а также принять  участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов.       

Одним из направлений этнотуризма является аборигенный туризм – это этнотуризм с участием (вовлечением) представителей коренного населения.       

Для разработки программ по развитию данного направления в туризме  и организации конкретных маршрутов  по местам проживания коренных малочисленных  народов важным является этап подготовки.        

Необходимо  собрать все имеющиеся материалы, документы, программы и планы  по развитию туризма в проектных территориях; рассмотреть социально-экономическое положение района; дать оценку инвестиционных возможностей развития устойчивого этнографического туризма и сформировать пакет инвестиционных предложений в виде базы данных; изучить спрос на услуги этнографического туризма; создать партнерскую сеть различных организаций, заинтересованных в развитии этнографического туризма.       

Кроме того, следует провести комплекс маркетинговых  исследований по оценке возможностей развития устойчивого этнотуризма силами национальных общин, а также определить степень готовности и возможностей общин коренного населения использовать потенциальные ресурсы этнотуризма и развивать на своих территориях.       

Естественно невозможно реализовывать  проект без соответствующих специалистов, что обусловливает необходимость  подготовки квалифицированных специалистов в области этнотуризма из числа  местного населения.       

Этот  вид туризма будет востребован  в будущем в связи с его  уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Коренные малочисленные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнотуризма перспективно в комплексе с развитием экологического туризма на территориях их традиционно проживания.       

Этнотуризм может рассматриваться  как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнотуризма должно способствовать сохранению культурного наследия и  являться фактором устойчивого развития территорий проживания.        

 Главная задача проектов по  развитию этнотуризма направлена на то, чтобы уберечь процесс развития экологического и этнического туризма от непродуманных, сиюминутных тенденций, придать ему устойчивость – прежде всего, посредством активного вовлечения коренных малочисленных народов в сферу туристского бизнеса.       

Гарантией стабильности и эффективности проектов развития туристского бизнеса и  устойчивого развития в более  широком смысле станет самостоятельное  руководство реализацией проектов представителями коренных малочисленных  народов.

 

2. Развитие этнотуризма в России.

 

2.1 Использование этнографического наследия в туризме. 
        

 Этнографическое наследие, вовлекаемое  в туристские маршруты, представлено двумя видами:       

1. экспозиции в музеях народного  быта, краеведческих и деревянного  зодчества       

2. существующие поселения, сохранившие  особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.       

1. Этнографические музеи - научные учреждения, осуществляющие сбор, хранение, изучение и популяризацию коллекций, характеризующих культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных народов.       

Музейные  экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым. В каждой местности на протяжении исторического развития складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края.      

Информация о работе Развитие этнотуризма в России