Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:33, курсовая работа
Целями и задачами курсовой работы было следующее :
- раскрыть понятие и традиции этнотуризма;
- изучить виды этнотуризма;
- рассмотреть развитие этнотуризма в России.
Введение………….…………………………………………………………………..3
1 Культурно-познавательные возможности этнотуризма……………………………………………………………………..…..6
1.1 Понятие и традиции этнотуризма……………….…..7
1.2 Виды этнотуризма…….…..……………………………8
2 Развитие этнотуризма в России ………….……..……………………….……12
2.1 Использование этнографического наследия в туризме………
2.2 Особенности развития этнотуризма в России ……………….
2.3 Современные этнографические музеи в России……………..
3. Тур в .……………………………….……12
Заключение……………………………………………………………….………...37
Список использованной литературы……………………………………..…….39
Современная тенденция демонстрации
этнографических коллекций
Интерес к предметам, произведенным другими
народностями, наблюдается с эпохи античности.
Однако до 18-19 вв. привезенные из далеких стран предметы
не выделялись в отдельные коллекции и
Начало сбору этнографических
Наиболее активно развивающейся
Музеи под открытым небом - группа
музеев, основные объекты и экспозиции
которых расположены вне
Часто музеи под открытым небом типа "скансен" входят в состав больших музеев-заповедников: так, музей народной архитектуры "Витославлицы" (осн. в 1964 г.) является филиалом Новгородского объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в составе Нижегородского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника - Музей истории архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья "Щелыковский хутор" и т.п. В 1970-80-е гг. остро дискутировался вопрос о правомочности и целесообразности изъятия памятников деревянной архитектуры из подлинной среды бытования и перемещения в искусственную музейную среду; однако решить вопрос охраны и музеефикации деревянной архитектуры в отдаленных районах не удается, и перевозка в музей под открытым небом для большинства из них до сих пор является единственным путем сохранения.
Сегодня в РФ также многие музеи
имеют отдельные экспозиции под
открытым небом. Военно-исторические музеи организуют
под открытым небом выставки боевой техники
(Музей Великой Отечественной войны в
Москве, Саратовский музей боевой славы,
музей авиации в Монино, Музей бронетанковой
техники в Кубинке (Московская обл.),художественные
музеи - экспозиции скульптуры (Ярославский
художественный музей - экспозиция "Скульптура
в пленэре" в Губернаторском саду; Московский
дом художника - постоянная выставка скульптуры); научно-
Прообразом музеев под открытым небом в России
можно считать Летний сад. С 1-й половины
19 в. появляется тенденция оставлять открытыми для
Первый в мире музей на основе свезенных памятников был основан в 1891 г. в Стокгольме (Швеция) ученым-этнографом А. Газелиусом и по месту расположения получил имя "Скансен", ставшее впоследствии нарицательным для музеев этого типа. В России "первый советский скансен" был создан на территории музея "Коломенское" в Москве П.Д. Барановским в 1929-34 гг. и долго оставался единственным в РФ. В него вошли хозяйственная постройка из с. Преображенское 18 в., Дом Петра I 1702 г. из Архангельска (первоначально находился на о. Марков в устье Северной Двины), проездная шатровая башня Николо-Корельского монастыря 1692 г.
Дальнейшее развитие сети музеев под открытым небом происходило в 1960-90-е гг. В 1963 г. был основан Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" (организован по программе арх. В.А. Лапина, генплан разработан в 1971 г. арх. Б.В. Гнедовским, первые памятники перевезены в 1968, открыт в 1973, включает 92 постройки). С 1975 г. в музее действует "живая" экспозиция "Звоны северные". Самым известным среди музеев смешанного типа стал организованный в 1960-е гг. Музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии "Кижи" в республике Карелия, занимающий территорию о. Кижи, окружающих островов и часть побережья Онежского озера (с 1969 г. - Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи"). Организация заповедной зоны вокруг острова началась еще в 1945 г. Заповедник организован на основе памятников деревянной архитектуры Карелии, музеефицированных на месте бытования и свезенных на остров. В составе музея Кижский погост - всемирно известный ансамбль шедевров северной деревянной архитектуры, включающий 37-метровую 22-главую Преображенскую церковь 1714 г., 10-главую Покровскую церковь 1764 г., шатровую колокольню 1874 г. Среди десятков памятников, перевезенных на о-в Кижи, особо выделяется древнейшая из дошедших до наших дней русских деревянных церквей - клетская церковь св. Лазаря, датированная 14 в.
Также с 1960-х гг. формируется сеть сибирских "скансенов", крупнейшим из которых являются "Тальцы" (своз памятников начался в 1964 г., музей открыт для посетителей в 1980 г.), насчитывающий свыше 60 подлинных памятников народной архитектуры.
В 1990-е гг. процесс формирования экспозиций российских скансенов затормозился в связи с экономическими проблемами.