Развитие этнотуризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Целями и задачами курсовой работы было следующее :
- раскрыть понятие и традиции этнотуризма;
- изучить виды этнотуризма;
- рассмотреть развитие этнотуризма в России.

Содержание работы

Введение………….…………………………………………………………………..3
1 Культурно-познавательные возможности этнотуризма……………………………………………………………………..…..6
1.1 Понятие и традиции этнотуризма……………….…..7
1.2 Виды этнотуризма…….…..……………………………8
2 Развитие этнотуризма в России ………….……..……………………….……12
2.1 Использование этнографического наследия в туризме………
2.2 Особенности развития этнотуризма в России ……………….
2.3 Современные этнографические музеи в России……………..
3. Тур в .……………………………….……12
Заключение……………………………………………………………….………...37
Список использованной литературы……………………………………..…….39

Файлы: 1 файл

Kursovaya-1.docx

— 43.01 Кб (Скачать файл)

Современная тенденция демонстрации этнографических коллекций связана  с выполнением этнографическими экспозициями задачи воспитания толерантности, терпимости, понимания людей другой расы, народности, культуры. Осознание  важности сохранения традиционных экологических  представлений и взгляда на человека как часть природы привела  к появлению музейных проектов, совмещающих  изучение и показ памятников природы и этнографии.       

Интерес к предметам, произведенным другими  народностями, наблюдается с эпохи  античности. Однако до 18-19 вв. привезенные  из далеких стран предметы не выделялись в отдельные коллекции и воспринимались в основном как диковинки, а представление  об их происхождении и свойствах нередко сводилось к фантастическим легендам.       

Начало  сбору этнографических предметов  в России было положено Петром I, приобретшем  в Амстердаме в 1716 г. этнографическую  коллекцию для Кунсткамеры, в  которой со временем сформировался  этнографический отдел. В 1-й пол. 19 в. развитие и обособление этнографии как научной дисциплины стимулировало рост научного интереса к сбору и изучению этнографических памятников. Немалую роль в формировании сети этнографических музеев в 19 в. сыграли этнографические выставки, особенно такие значительные, как Этнографическая выставка (1867 г.), Антропологическая выставка (1879 г.). Этнографические кабинеты и музеи сформировались в ряде университетов, значительные этнографические отделы существовали в музеях научных обществ, музеях статистических комитетов, музеях местного края и др. Этнографические коллекции народов, населяющих территорию России, легли в основу этнографического отдела Русского музея, созданного в 1902 г. и возглавлявшегося крупным этнографом Д.А. Клеменцем. Сегодня это ведущий этнографический музей страны. В Петербурге действует и другой крупнейший этнографический музей - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, ведущий свою историю от Петровской Кунсткамеры. В 20 в. богатые этнографические музеи и этнографические отделы краеведческих музеев возникли во всех регионах РФ (один из крупнейших - Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока в г. Новосибирск) [35].      

Наиболее  активно развивающейся подгруппой этнографических музеев становятся историко-этнографические и архитектурно-этнографические музеи под открытым небом, осуществляющие комплексное сохранение и демонстрацию этнографических коллекций в подлинной или достоверной среде и природном окружении (Историко-этнографический музей Вологодской обл. в д. Семенково, Архитектурно-этнографический музей народов Приангарья и Иркутской обл. "Тальцы" и др.) В последние десятилетия 20 в. в связи с развитием во многих регионах культурных центров в них также стали складываться музеи этнографической направленности (Музей Татарского Сибирского центра в Тобольске). Интерес к памятникам городской этнографии вызвал к жизни целый ряд музеев городской культуры и быта, занимающих промежуточное положение между этнографическими и историко-бытовыми музеями (Омский музей городского быта, Нижнетагильский музей городского быта и ремесел и др). Появились частные этнографические музеи (Музей народности сету в Изборском р-не Псковской обл.). В отдаленных регионах Севера и Сибири возникла новая перспективная форма этнографического музея - сельские этномузеи, сохраняющие, изучающие и демонстрирующие традиционные формы материальной и нематериальной культуры малых народностей непосредственно в среде бытования. Особо удачным специалисты признают опыт создания таких музеев в Ханты-Мансийском автономном округе. Сельские этномузеи малых народностей по характеру, методам и задачам работы приближаются к экомузеям .      

Музеи под открытым небом - группа музеев, основные объекты и экспозиции которых расположены вне помещений, на открытых территориях. Музеи под  открытым небом создаются на основе недвижимых памятников истории и  культуры на месте их нахождения и  в природном окружении или  на основе перевозки памятников на специально отведенную территорию из других мест. Значительную часть составляют музеи смешанного типа, включающие памятники как музеефицированные на месте, так и перевезенные. Наиболее ценным музеям под открытым небом присваивается статус музеев-заповедников. Сегодня термин "Музеи под открытым небом" наиболее часто употребляется по отношению к музеям, созданным на основе свезенных памятников, или смешанного типа; музеи под открытым небом, созданные на базе музеефикации архитектурных ансамблей, ландшафтов, поселений и т.п., как правило, называют музеями-заповедниками.       

Часто музеи под открытым небом типа "скансен" входят в состав больших  музеев-заповедников: так, музей народной архитектуры "Витославлицы" (осн. в 1964 г.) является филиалом Новгородского объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в составе Нижегородского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника - Музей истории архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья "Щелыковский хутор" и т.п. В 1970-80-е гг. остро дискутировался вопрос о правомочности и целесообразности изъятия памятников деревянной архитектуры из подлинной среды бытования и перемещения в искусственную музейную среду; однако решить вопрос охраны и музеефикации деревянной архитектуры в отдаленных районах не удается, и перевозка в музей под открытым небом для большинства из них до сих пор является единственным путем сохранения.      

Сегодня в РФ также многие музеи  имеют отдельные экспозиции под  открытым небом. Военно-исторические музеи организуют под открытым небом выставки боевой техники (Музей Великой Отечественной войны в Москве, Саратовский музей боевой славы, музей авиации в Монино, Музей бронетанковой техники в Кубинке (Московская обл.),художественные музеи - экспозиции скульптуры (Ярославский художественный музей - экспозиция "Скульптура в пленэре" в Губернаторском саду; Московский дом художника - постоянная выставка скульптуры); научно-технические музеи и промышленные музеи - экспозиции крупногабаритного оборудования (Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала, Екатеринбургский музей архитектуры и техники). Сегодня нередко целые поселения и крупные территории рассматриваются в качестве музея под открытым небом (например, города-музеи).       

Прообразом  музеев под открытым небом в России можно считать Летний сад. С 1-й  половины 19 в. появляется тенденция  оставлять открытыми для осмотра  территории археологических раскопок, появляются археологические экспозиции под открытым небом. В 1885 г. складывается "Исторический уголок города Вологды"; в него вошли Дом Петра I, церковь Феодора Стратилата, сад на берегу р. Вологды, в котором были размещены под открытым небом такие экспонаты, как пушки и била петровского времени. Черты музеев под открытым небом имели многие музеи-усадьбы и музеи-монастыри, созданные после 1917 г. После 1958 г. большинство музеев под открытым небом, созданных путем музеефикации памятников на месте их нахождения, получают статус музеев-заповедников.       

Первый  в мире музей на основе свезенных  памятников был основан в 1891 г. в  Стокгольме (Швеция) ученым-этнографом А. Газелиусом и по месту расположения получил имя "Скансен", ставшее впоследствии нарицательным для музеев этого типа. В России "первый советский скансен" был создан на территории музея "Коломенское" в Москве П.Д. Барановским в 1929-34 гг. и долго оставался единственным в РФ. В него вошли хозяйственная постройка из с. Преображенское 18 в., Дом Петра I 1702 г. из Архангельска (первоначально находился на о. Марков в устье Северной Двины), проездная шатровая башня Николо-Корельского монастыря 1692 г.      

Дальнейшее  развитие сети музеев под открытым небом происходило в 1960-90-е гг. В 1963 г. был основан Архангельский  музей деревянного зодчества  и народного искусства "Малые  Корелы" (организован по программе  арх. В.А. Лапина, генплан разработан в 1971 г. арх. Б.В. Гнедовским, первые памятники перевезены в 1968, открыт в 1973, включает 92 постройки). С 1975 г. в музее действует "живая" экспозиция "Звоны северные". Самым известным среди музеев смешанного типа стал организованный в 1960-е гг. Музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии "Кижи" в республике Карелия, занимающий территорию о. Кижи, окружающих островов и часть побережья Онежского озера (с 1969 г. - Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи"). Организация заповедной зоны вокруг острова началась еще в 1945 г. Заповедник организован на основе памятников деревянной архитектуры Карелии, музеефицированных на месте бытования и свезенных на остров. В составе музея Кижский погост - всемирно известный ансамбль шедевров северной деревянной архитектуры, включающий 37-метровую 22-главую Преображенскую церковь 1714 г., 10-главую Покровскую церковь 1764 г., шатровую колокольню 1874 г. Среди десятков памятников, перевезенных на о-в Кижи, особо выделяется древнейшая из дошедших до наших дней русских деревянных церквей - клетская церковь св. Лазаря, датированная 14 в.       

 Также с 1960-х гг. формируется  сеть сибирских "скансенов", крупнейшим из которых являются "Тальцы" (своз памятников начался  в 1964 г., музей открыт для посетителей в 1980 г.), насчитывающий свыше 60 подлинных памятников народной архитектуры.      

В 1990-е гг. процесс формирования экспозиций российских скансенов затормозился в связи с экономическими проблемами. 

 


Информация о работе Развитие этнотуризма в России