Развитие приоритетных видов туризма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. В нашей стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Существующее состояние сферы туризма в России
1.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма в России
1.2 Состояние туристской инфраструктуры
1.3 Направления развития сферы туризма в России
Глава 2. Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках
2.1 Исследование сферы туризма в Поволжье
2.2 Развитие туризма в Поволжье
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

хорошая работа.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Приоритетные направления развития туризма в России

 

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Существующее состояние сферы  туризма в России

 

1.1 Состояние нормативного правового  регулирования в сфере туризма  в России

 

1.2 Состояние туристской инфраструктуры

 

1.3 Направления развития сферы туризма в России

 

Глава 2. Продвижение России как  туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках

 

2.1 Исследование сферы туризма  в Поволжье

 

2.2 Развитие туризма в Поволжье

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Приложение

 

 Введение

 

Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни  населения. При этом в отличие  от многих других отраслей экономики  туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

 

В настоящее  время индустрия туризма в  мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в торговле услугами.

 

Актуальность  темы исследования. Значение туризма  в мире постоянно растет, что связано  с возросшим влиянием этой сферы  на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. В нашей стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России. Потенциал туристской сферы в России неоднозначен, так наряду с имеющимися очевидными преимуществами - богатейшее культурно-историческое и природное наследие нашей страны в сочетании с фактором неизведанности - сфера туризма в России имеет и свои конкурентные слабости - недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны - которые мешают развитию туристской отрасли. Поэтому важным и имеющим практическое значение является изучение приоритетных направлений развития туризма в России.

 

Системная проблема состоит в том, что при  сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности  России на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.

 

Основная  цель курсовой работы - изучение и раскрытие основных направлений развития туризма в России, являющихся приоритетными и определяющими будущее состояние отрасли.

 

Объект  исследования. Объектом исследования являются тенденции развития туризма  в России, характеризующие современное  состояние отрасли.

 

Предметом исследования являются основные направления  и механизмы решения задач  развития сферы туризма.

 

Задачи:

 

- характеристика  существующего состояния туризма  в Российской федерации;

 

- выявление  главных конкурентных преимуществ  и недостатков отрасли.

 

Основная  гипотеза состоит в том, что России присущ потенциал для формирования конкурентоспособного туристского  рынка. Эффективная стратегия по продвижению отечественного туристского  продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, позволит сделать туризм доходной составляющей всей экономики России.

 

 Глава  1 Существующее состояние сферы  туризма в России

 

Анализ  современного состояния туризма  в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады - 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня [5].

 

В настоящее время в стране насчитывается  более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. Численность российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн.человек, из них в гостиницах - 16,4 млн.человек.

 

Объем платных услуг, оказываемых  населению гостиницами и аналогичными средствами размещения, ежегодно растет и составил в 2007 году 88,9 млрд.руб., что превысило показатели 2005 года на 47%.

 

По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП  нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2% [10].

 

Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных  достопримечательностей, а также  иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.

 

Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает.

 

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий  для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

 

Москва и Санкт-Петербург, являясь  до сих пор основными транспортными  воротами для въезда иностранных  туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%.

 

Это объясняется прежде всего возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского  класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года. Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2-3 года [11].

 

С целью получения комплексной  характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках, а также международном сотрудничестве в сфере туризма.

 

1.1 Состояние нормативного правового  регулирования в сфере туризма в России

 

Современное состояние нормативного правового регулирования в сфере  туризма характеризуется следующими тенденциями:

 

Ш развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и  законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;

 

Ш усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение  гражданско-правовых обязательств, а  как следствие - повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;

 

Ш появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);

 

Ш развитием нормативного правового  регулирования в области безопасности туризма;

 

Ш формированием правовых основ  саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием  нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);

 

Ш комплексностью нормативного правового  регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного  числа «туристских норм» в  смежных с законодательством  о туристской деятельности отраслях законодательства (далее - смежное законодательство);

 

Ш развитием регионального правотворчества  в сфере туризма и его унификацией;

 

Ш гармонизацией законодательства Российской Федерации и права  Европейского Союза, законодательств  государств Содружества независимых  государств и др.

 

Наиболее отчетливо эти тенденции  проявились в 2006-2007 годах, когда в  результате эффективной правотворческой  деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства  Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка. В настоящий момент законодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом Европейского Союза и законодательством развитых в туристском отношении государств [10].

 

Законодательство о туристской деятельности

 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о туристской деятельности) законодательство Российской Федерации о туристской деятельности относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из Закона о туристской деятельности, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 

Законодательство Российской Федерации  о туристской деятельности определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав туристов на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

 

Основным содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма. Именно в этой области правового регулирования в 2007 году произошли кардинальные изменения (изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (№ 12-ФЗ от 5 февраля 2007 г.).

 

С принятием Закона механизм лицензирования туристской деятельности, существовавший в период 1993 - 2006 годов, был заменен  на более эффективный способ государственного регулирования туристской деятельности - единый федеральный реестр туроператоров (далее - реестр). В связи с этим основным документом, необходимым предпринимателям для внесения сведений о них в реестр, является договор страхования ответственности туроператора или банковская гарантия исполнения обязательств туроператора (финансовое обеспечение). С 1 июня 2008 г. для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, размере финансового обеспечения не может быть менее 10 млн. рублей, а для туроператоров, занимающихся внутренним туризмом - 500 тыс. рублей.

 

В свою очередь турагентская деятельность в настоящий момент освобождена  от какого-либо избыточного административного  регулирования. Деятельность турагентов регламентируется Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных в июле 2007 года постановлением Правительством Российской Федерации, а также внутренними стандартами ассоциаций туроператоров и локальными актами турагентов и их объединений [8].

Информация о работе Развитие приоритетных видов туризма в РФ