Подробности устроиства
транспортных средств в Греции
нам не известны, однако, принимая
во внимание особенности рельефа
Эллады, мы вправе предполагать,
что повозки были лёгкими и
имели достаточно высокие и
прочные колёса.
Обычай ездить верхом на ослах
и на них же перевозить поклажу был распространён
у грекрв в течение многих столетий.
Интересны в этом отношении
и различные документы, записанные
на папирусе, в особенности контракты
с актёрскими труппами. В документах
этих точно оговорены условия: размеры
вознаграждения артистам и средства передвижения,
им предоставляемые. Так, например, в папирусе
237 г. н. э. некий антрепренер приглашает
для десятидневных выступлений танцовщиц,
обязуясь платить им 36 драхм в день и ещё
сверх того вознаградить их зерном и готовым
хлебом. Для поездки тула и обратно танцовщицам
выделялись в их полное распоряжение три
осла. Приглашая в свой город гимнастов
и флейтистов, другой антрепренер также
обещает им на время путешествия четырёх
ослов и столько же на обратную дорогу.
Ещё одно средство передвижения,
известное древним, --- носилки, форион.
В классической Греции они
были мало распространены: ими
пользовались главным образом
старики и больные. В эллинистическую
же эпоху, под влиянием восточного
этикета, носилки стали модным и весьма
элегантным способом путешествий.
Гостеприимство
в древней Греции
Проксены
Передвижение
на повозках по трудным дорогам,
поездки верхом, а тем более
пешие походы занимали подчас
немало времени. И во время
этих поездок люди чаще всего останавливались
у знакомых, а в тех местностях, которые
были связаны с родным городом путешественника
договором овзаимном гостеприимстве,
проксении, вновь прибывших опекало особое
должностное лицо --- проксен. Договор о
проксении обязывал предоставлять гражданам
обоих городов приют и покровительство.
Большое значение греки придавали проксении
и соблюдению связанных с ней взаимных
обязательств, даже божественным покровителем
гостеприимства считался верховный бог
Зевс, который среди многих других своих
прозвищ имел также прозвище Зевс Гостеприимный.
Функции просена соответствовали до некоторой
степени обязанностям нынешнего консула,
однако в отличие от консула проксеном
мог быть только местный житель, а отнюдь
не представитель государства, с которым
поддерживались отношения проксении.
Должность была либо наследственной, либо
доставалась тому, кого семейные или дружеские
узы связывали с кем-либо из горжан государства.
Если в город приезжал
по служебным делам представитель
государственной власти, к его прибытию
надлежащим образом готовились. Так, в
Египте на одном из папирусов был составлен
документ, относящийся к 244 г. н. э. Это отчёт
некоего управляющего округом наместнику
в Файюме (Нижний Египет) о подготовке
к приезду туда самого наместника. В документе,
в частности, говорится: «Мы одолжили одновременно
пять ослов для поездки верхом… кроме
того, снарядили сорок слов для перевозки
поклажи и занимаемся тем, что необходимоподготовить
в дорогу…»
Постоялые дворы
и трактиры
Когда человек
отправлялся в город, где небыло
проксена для прибывших из его родного
края, или когда в путешествие собирался
бедняк, не имевший каких-либо знакомств
или связей, он брал с собой запасы продовольствия
и одежды. Постоялые дворы, трактиры, где
можно было бы остановиться, переночевать,
далеко не отличались удобствами.
Кормили на постоялых
дворах плохо. Если то, что мог
предложить хозяин --- пандокевтр
не устраивало гостя и он
хотел большего, он должен был
сам закупать провизию на рынке
и приносить её трактирщику,
чтобы ему приготовили те или иные блюда.
В подобных условиях путешественнику
необходим был помощник-раб, а когда благосостояние
греков и их потребность в комфорте возросли,
свободные граждане путешествовали уже
с многочисленной свитой.
Обустройство
портов и строительство
гостиниц
По мере того
как развивалась торговля и
строились новые порты, древние
всё больше заботились о создании
удобных помещений для иноземных
гостей --- купцов, паломников и просто
любознательных путешественников-туристов.
Хорошо сознавая какое значение имело
соответствующее благоустройство портов
не только для удобства приезжих, но и
для роста государственных доходов, Ксенофонт
пишет: « Когда составится капитал, то
хорошо и полезно построить для судохозяев
около пристаней городские гостиницы…
а для купцов --- соответствующие места
для купли и продажи, для отправляющихся
же в город такие же гостиницы в городе.
А если бы устроить помещения и лавки и
для мелких торговцев --- в Пирее и в самом
городе, то это доставило бы городу и украшение,
и большие доходы…» (Ксенофонт. О
доходах, III, 12---14).
Связь в Греции
Почта
Не всегда время,
расстояния и иные обстоятельства
позволяли совершить далёкое
путешествие и завязать личные
контакты на месте. Сплош да
рядом приходилось довольствовться перепиской. Организованной системы
почтовой связи грекам понадобилось ждать
довольно долго --- в этой области их значительно
опередила Персия, ставшая первым государством,
которое завело у себя хорошо организованную
почтовую службу. Посыльные, которых греки
называли «ангарой», передвигались по
стране с большой скоростью. Так, то Суз
до Эфеса (расстояние 2500 км) они добирались
всего за 150 часов. Поскольку возили они
главным образом корреспонденцию служебную,
относящуюся к нуждам управления, то особое
значение придавали сохранению государственной
тайны, а потому должность руководителя
аппарата связи доверяли лишь людям знатного,
известного в Персии рода. Например, при
Артаксерксе II должность эту занимал родственник
персидского царя Кодоман, будущий царь
Дарий III.
Греция же, как уже говорилось,
далеко отставала в этом отношении
от Персии, ибо вплоть до эпохи
эллинизма не имела организованной
почтовой службы. Если обстоятельства
требовали письменного общения,
заставляли перелать в другой
город какие-либо сведения, то корреспонденцию
доставляли пешие посланцы --- гемеродромы,
гонцы.
Гемеродромы и
гонцы
Тайные переписки
Функции пеших посланцев
исполняли молодые, сильные люди,
способные бегать на длинные дистанции,
ведь они обычно не шли, а бежали,
покрывая за день огоромные расстояния.
Грекам и в голову не приходило, что гонцов
можно менять в дороге: тот же посыльный,
которому письмо было вручено, обязан
был сам доставить его на место и лично
передать адресату. Своеобразной формой
обеспечения тайны переписки была система,
применявшаяся в Спарте. Люди, желавшие
обмениваться корреспонденцией и держать
при этом в тайне её содержание, заранее
договаривались между собой и заводили
палочки идентичных размеров, нарываемые
«скиталон». Тот, кто отправлял «письмо»,
наматывал на свою палочку узкую пососку
кожи, на которой и был написан текст послания.
Получатель же мог прочесть его перематывая
эту полоску на собственную палочку тех
же размеров. Понятно, что такая система
могла использоваться только людьми, специально
договорившимися между собой обо всех
деталях.
Организация почтовой
связи
Александр Великий, стараясь
унаследовать обычаи и порядки
персов в разных областях жизни,
попытался ввести в своей державе
также и их систему почтовой
связи, однако план его остался
неосуществлённым. Организованная почтовая
служба появилась лишь в государстве Птолемеев.
В одном из
папирусных текстов мы находим
выдержку из служебной книги,
которую вели на почтовой станции
около Мемфиса в 255 г. до н.
э. Почтовый служащий принимал письма и посылки,
регистрировал их и сортировал, раскладывая
их по адресам в две группы: в Верхний и
Нижний Египет. На каждой такой станции,
где сортировали почту, посыльные в установленном
здесьпорядке очерёдности принимали корреспонденциюи
везли её дальше. Станция близ Мемфиса
была, очевидно, важным узловым пунктом,
так ка там работал многочисленный персонал
почтовых служащих, который принимал письма
и посылки четыре раза в день. Персонал
состоял из людей, принимающих и разбирающих
почту, и из тех, кто развозил её, курсируя
между станциями, располагавшимися на
опреднлённом расстоянии друг от друга.
В места, находившиеся неподалёку от станции,
почту доставляли пешие посыльные библиофоры.
В районы более отдалённые почту везли
на верблюдах, поэтому здесь посыльных
называли камелитами (от «камел» – верблюд).
Большие транспорты с корреспонденцией
отправляли водным путём --- по Нилу.
Заключение
Несомненно, Греция процветала
и развивалась благодаря своим
умам, но нельзя исключать того, что
многое было позаимствовано и у других народов.
Тем не менее, то, что Греция занималась
«плагиатом», может принести ей только
плюс, тем более, что и её достижения использовались
в других государствах.
Развитие туризма в Греции или
вернее появление задатков к развитию
туризма проходило конечно же не целенаправленно,
а благодаря тому, что люди хотели улучшить
и облегчить свою жизнь, хотели развивить
торговые и дружеские отношения и, наверное,
важнейшую роль сиграл человеческий
интерес.
Вот так иногда простое любопытство
служит начинанием для развития чего-то
нового.
Список использованной литературы
1. Фалек. О мореходстве
/ Пер. Л. В. Блуменау /
Греческая эпиграмма.
М., 1960 г.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания
/ Изд. Подгот. С. И.
Соболевский / 1961-1964. Т. 1-3.
3. Полибий.
Всеобщая история / Пер. Ф. Г.
Мищенко /
1890-1899.
Т. 1-3.
4. Геродод.
История / Пер. Г. А. Стратановскрго.
Л., 1972.