Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 11:20, реферат
Цель работы - Выявить основные аспекты, возникающие при организации речных круизов, а также перспективы развития данного вида отдыха в России.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Проанализировать общие понятия об организации речных круизов в России.
Рассмотреть вопросы организации речных круизов в России.
Введение _______________________________________________ 3
1.Речные круизы: общие понятия, классификация._______________ 5
2. Речные прогулки (экскурсии) _____________________________ 15
3. Организация обслуживания туристов на речном круизе _______ 17
Заключение _____________________________________________ 23
Список литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ «МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ТУРИЗМА»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Внутренний туризм
На тему "Речные круизы в России"
Выполнил: студентка
Курносова Дарья Сергеевна
Курс 5
Отделение заочное
Проверил преподаватель:
__________________________
Санкт-Петербург
2013 г.
Содержание
Введение ______________________________
1.Речные круизы: общие понятия, классификация._______________ 5
2. Речные прогулки (экскурсии) _____________________________ 15
3. Организация обслуживания туристов на речном круизе _______ 17
Заключение ______________________________
Список литературы ______________________________
Введение
Реки и озера являются важными туристскими ресурсами. Они формируют благоприятный микроклимат, украшают ландшафт, предоставляют туристам отдыхать на воде, заниматься водными видами спорта.
Речной вид транспорта стал особенно привлекательным в связи с ростом популярности речных круизов.
По мнению участников круизного направления отдыха, активный спрос и практически полная заполняемость судов – следствие гибкой ценовой политики компании, позволяющей растянуть поток туристов на весь навигационный период. При этом разница в стоимости путевок на рейсы, совершающиеся в будние дни весенних или осенних месяцев, и рейсы выходного дня в июле и августе достигает 40%. Отсюда появляются довольно демократичные цены - от $35 в день на человека. Стоимость путевок зависит также от класса каюты и длительности маршрута.
Примерно 75% туристов на речных маршрутах – это граждане России. Интерес соотечественников к речным круизам ежегодно растет. В целом прогнозы развития круизного рынка в России довольно оптимистичны.
В российской экономической литературе вопросам туризма посвящено немало научных исследований. Это работы Аванесовой Г.А., Александровой А.Ю., Бержакова М.Б., Никифорова В.И., Квартальнова В.А. и др. Однако в них не в полной мере рассмотрены все аспекты функционирования и развития компаний, специализирующихся на речных круизах. Это и предопределило цель, задачи и направленность настоящего исследования.
Цель работы - Выявить основные аспекты, возникающие при организации речных круизов, а также перспективы развития данного вида отдыха в России.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Проанализировать общие понятия об организации речных круизов в России.
Рассмотреть вопросы организации речных круизов в России.
Предметом исследования является совокупность теоретических и методологических вопросов, направленных на организацию речных круизов отечественными компаниями.
Объект исследования. Речные круизы по России.
Теоретическая и методологическая база исследования. В работе основной упор делается на концепции, высказанные в книге Бержакова М.Б. и Никифорова В.И. «Индустрия туризма: перевозки», а также аспекты, изложенные в работе «Туризм как вид деятельности» Квартальнова В.А. и др.
При написании работы использовались следующие методы исследования: анализ научной и учебной литературы и статей интернет - изданий, метод сравнения, конкретный исторический подход.
1. Речные круизы: общие понятия, классификация
Во многих странах большой популярностью у туристов пользуются речные круизные путешествия. Речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны (береговой обзор), имеется возможность воспользоваться многочисленными, в том числе специальными туристскими, стоянками. Речные путешествия можно классифицировать следующим образом:
■ перевозка пассажиров и туристов на регулярных рейсах;
■ перевозка пассажиров и туристов на чартерных рейсах;
■ перевозка пассажиров и туристов на скоростных и экспрессных линиях;
■ паромные переправы;
■ прогулочные и экскурсионные рейсы;
■ перевозка водными видами транспорта самодеятельных туристов;
■ краткосрочные и длительные круизы;
■ специальные круизы (конгресс-круизы, бизнес-круизы, учебные круизы и др.);
■ использование плавательных средств в форме «плавучих отелей» и др.
Речные путешествия и круизы бывают кратковременными (1—3 дня) и длительными (25—30 дней) [9, c.112].
Россия обладает уникальными возможностями для речных путешествий. Реки, озера и каналы в Европейской части России позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря, а Москва стала портом пяти морей. Кроме того, для туристских путешествий используются каналы: Беломоро-Балтийский (227 км); Волго-Балтийский (361 км); Волго-Донской (101 км). Практически 80% круизного речного флота сконцентрировано на маршрутах между Москвой и Санкт-Петербургом [1, c.84].
Речные круизы относятся к дорогому виду туризма и это в современных экономических условиях приводит к тому, что происходит сокращение объема пассажирских перевозок на туристских линиях. В то же время речным круизам присущи:
а) уникальные свойства туристского продукта, которые позволяют в сжатые сроки ознакомиться с неповторимыми природными и историческими местами в России и, возможно, зарубежных стран при выполнении круизов по схеме «река — море — река»;
б) возможность проведения туров с различными программами, направленными только на отдых, сочетающие отдых и спорт, деловые поездки-семинары и т. д.;
в) упрощенный визовый режим для круизеров при посещении портовых городов в зарубежных странах (Греция, Испания, Португалия, Франция и др.), - дирекция круиза обеспечивает взрослых и детей, не оформлявших визы, разрешение на сход и пребывание на берегу по так называемым круизным спискам;
г) достаточно высокий уровень обслуживания;
д) конкурентоспособные цены, позволяющие сформировать устойчивый спрос;
е) малая доля речных круизов в других странах.
По сравнению с морскими маршрутами речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны и дают возможность для кратковременных стоянок.
Обычно при организации речных круизов в России используются многопалубные теплоходы на следующих транспортных водных системах:
♦ Беломоро-Балтийский канал. Соединяет Онежское озеро и Балтийское море, однако практически по каналу могут проходить лишь маломерные и плоскодонные речные суда, а речные круизные лайнеры и суда «река — море» из-за низкой осадки этим путем не следуют;
♦ каналы системы Волго-Балтики соединяют Онежское озеро и систему реки Волги. Они образуют протяженный речной путь, соединяющий Балтийское море — Финский залив, реку Неву, Ладожское озеро — реку Свирь — Онежское озеро и далее с бассейном реки Волга. Это традиционный речной путь, по которому с 15-16 мая по 19-30 сентября наряду с сухогрузами, танкерами, караванами барж, следует множество круизных пассажирских круизных судов;
♦ Волго-Донской канал. Соединяет реку Волгу (Волгоград) и реку Дон (г. Калач), обеспечивая возможность организации круизов из Москвы через Волгу в Азовское море или в обратном направлении;
♦ сибирские реки Обь и Иртыш позволяют выполнять туры по маршрутам Омск — Ханты-Мансийск — Омск, Сургут — Салехард — Сургут;
♦ по реке Енисей выполняются круизные туристские маршруты Красноярск — Дудинка — остров Диксон с выходом в Енисейский залив;
♦ в круизе по реке Лена (теплоход «Михаил Светлов») туристы знакомятся с жизненным укладом якутских деревень, посещают алмазные копи (карьеры, где добывается алмазная руда), активно занимаются рыбалкой и охотой, совершить полет на параплане, катание на водных мотоциклах, купание в сборном бассейне, установленном на палубе. С этой целью вместе с круизным теплоходом из Якутска в Тикси отправляется катер, который доставляет на берег желающих поохотиться на уток (лицензии на охоту выдаются на месте, а начинающим охотникам помогают опытные инструкторы). Повара, обслуживающие теплоход, готовят для гостей блюда из оленины, омуля, нельмы. В круизе по этой реке самые незабываемые впечатления производят Ленские Столбы — скалы причудливой формы, возвышающиеся над рекой. Конечным пунктом круиза является город-порт Тикси на берегу Северного Ледовитого океана;
♦ озеро Байкал привлекает туристов со всего мира. В туристском смысле наиболее освоена южная часть озера: турфирмы Иркутска организуют 7—20-дневные круизы по Байкалу [3, c.217].
В 2004 г. активно развивались международные экскурсионные туры по маршруту Санкт-Петербург (Россия) — Вена (Австрия) с переходом по Неве, Ладожскому и Онежскому озерам, Волго-Балтийскому и Волго-Донскому судоходным каналам. Затем круизное судно совершало плавание по Азовскому и в Черному морям с заходом в порты Новороссийск и Сочи, а далее - переход по Дунаю до Вены и обратно.
Структура туристского продукта, формируемого для путешествий по внутренним рекам и озерам, обеспечивает:
а) восприятие постоянно меняющегося пейзажа по берегам рек и озер;
б) включение в программы круизов посещений памятных мест в городах и даже малоприметных населенных пунктах, т. е. знакомство с культурно-историческим наследием регионов;
в) дневки (и даже ночевки!) в местах с живописным ландшафтом или в благоустроенных приютах или гостиницах и др.
Для туристских маршрутов водными транспортными средствами предлагается закрепить собственные наименования:
- «экспедиционный туризм»,
обеспечивающий посещение
- «конгрессивный туризм»,
при котором наряду с
- «лечебный туризм» —
пассажирское судно, совершающее
круизные рейсы на линиях с
наиболее благоприятными
Во время речных круизов туристам предоставляется возможность:
♦ посетить оперные спектакли в городах и участия в шоу;
♦ совершать автобусные экскурсии
♦ быть участником развлекательных мероприятий
♦ отдохнуть на пляжах Черного моря в самых известных курортных местах.
На борту туристов ждут представления, конкурсы, концерты профессиональных ансамблей и развлекательные программы.
На российских речных трех-четырехпалубных судах имеются каюты категории «люкс» (обычно на шлюпочной палубе), 1, 2, 3 и 4-местные каюты с одноярусным и двухъярусным размещением в них, оборудованные кондиционерами и приборами личной гигиены.
Туроператору необходимо иметь в виду, что привлекательность речных круизов для различных групп имеет существенные различия, которые зависят от возраста, профессии и даже... от национальности [5, c.81].
Лучшим обоснованием востребованности речных круизов в конкретном регионе будут результаты анкетирования туристов и данные исследований на внутреннем водном транспорте, обеспечивающие в сфере туризма возможность:
а) расширения географии круизов;
б) установления взаимовыгодного взаимодействия с другими видами транспорта по разработке и внедрению комбинированных туров;
в) целенаправленное проведение реконструкции или модернизации речных туристских судов.
В настоящее время наиболее комфортабельными речными лайнерами эксплуатируемых в настоящее время в России, считаются суда дальнего следования проектов 301 и 302.
Теплоходы, построенные по этим проектам представляют собой трех-четырехпалубные суда с 1-4-местными каютами, которые оборудованы санузлами, кондиционерами и холодильниками. На теплоходах работают ресторан, бар, салона, кинозал, сауна, сувенирный киоск.
В последние годы внутреннее оборудование многих судов было модернизировано с целью их соответствия современным стандартам. Такие суда плавают на туристских маршрутах по Волге, Каме, Дону, а также по рекам и озерам Волго-Балтийского пути [10, c. 92].
В межнавигационный период теплоходы могут использоваться в качестве плавучих гостиниц.
Взаимодействие туроператора с судовладельцами при организации речных и морских круизов имеет определенные различия.
Организаторами речных круизов могут быть:
♦ сами судовладельцы, сформировавшие собственную туристскую структуру или дочернее предприятие;
♦ туристская компания, накопившая опыт проведения путешествий по воде на зафрахтованных судах или имеющая в собственности суда соответствующего класса.