Религиозный (паломнический) туризм в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

В XX веке бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места "своей" религии. Также в эпоху интернационализации усилился диалог культур. Целью данного реферата является изучение религиозного туризма в России, его направлений и перспектив развития. В соответствии с поставленной целью были выделены задачи:
Провести анализ состояния религиозного туризма в России.
Изучить ресурсы религиозного туризма в России

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Религиозный туризм как отрасль туристической индустрии 5
1.1 Сектор размещения и питания 8
1.2 Сектор транспорта и религиозные объекты 11
1.3 Специфика религиозного туризма в России 15
Глава 2. Религиозный туризм в христианстве 17
2.1 Особенности приёма в монастырях РПЦ 21
Глава 3. Религиозный туризм в Исламе 26
Глава 4. Религиозный туризм в Буддизме 30
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

реферат введ в спец.docx

— 95.71 Кб (Скачать файл)

 

  1. Отправляться в паломничество можно иот паломнических служб и самостоятельно. Паломнику следуетвыяснить есть ли у данной службы лицензия и есть ли у неё благословление Церкви на это. Готовясь в паломничество, можно взять на себя обеты, поститься,  просто настроиться на встречу со святыней без особых приготовлений. При посещении обители следует вести себя скромно. Запрещается ходить по монашеским кельям, вступать с насельниками в праздные разговоры (говорить с паломниками могут только иеромонахи). Монастырский быт предъявляет строгие правила к скромности в одежде. Во время паломничества приветствуется совершение таинстваисповеди и причастия. Считается,чтопосле причастия не стоит придаваться разного рода развлечениям, иначе они сведут на нет пользу отпаломничества. [Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель. издательство Московской Патриархии. - М. 2010. - 464 с].

Хорошая подготовка отнюдь не сводится к покупке туристической  путевки, билетов, к сбору вещей, к выбору той обуви, которая поудобнее, и той юбки, которая подлиннее. Прежде чем ехать в тот или  иной монастырь, желательно заранее  ознакомиться с его историей и  современным состоянием, а поскольку  история обители бывает тесно  связана с именем того или иного  подвижника, то и с личностью этого  подвижника. Проще всего найти  информацию во всемирной паутине. Монастыри, а также города, являющиеся центрами паломничества, имеют свои сайты.Лучше  всего использовать время поездки  для участия в богослужениях  и Таинствах Церкви. К сожалению, часто паломничества превращаются в экскурсионные поездки: группы православных туристов мечутся от одних  мощей к другим, от одного святого  источника к другому, что благочестиво само по себе, но в отрыве от молитвы  и богослужения теряет смысл и, что  еще хуже, приобретает магический характер. (А.Е.Черкасова, Советы паломникам. http://pokrovchram.ru/sovety_palomnikam  14.11.2011 )

Основные объекты паломничества -  монастыри. В России 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ

  • Список наиболее известных монастырей РПЦ.

1. Свято-Троицкая Сергиева  лавра, ставропигиальный мужской  монастырь. Основана Сергием Радонежским  в 1337 г. (Московская область).

2. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский  женский монастырь в Дивееве  (Нижегородская область), основан  в XVII в. В монастыре покоятся  мощи Серафима Саровского, который  служил в нем.

3. Спасо-Преображенский Соловецкий  ставропигиальный мужской монастырь,  основан в XV в. (Соловецкие острова).

4. Свято-Боголюбский мужской  монастырь, основан в 1155 г. князем  Андреем Боголюбским (Владимирская  область). Один из старейших монастырей  России.

5. Спасо-Преображенский Валаамский  ставропигиальный мужской монастырь  (Карелия). После своего возрождения  в 1989 г. обитель живет по  Валаамскому уставу.

6. Свято-ВведенскаяОптина  пустынь, ставропигиальный мужской  монастырь, где покоятся святые  мощи оптинских старцев (г.  Козельск Калужской области).

7. Кирилло-Белозерский мужской монастырь (Вологодская область).

[Монастыри. Под общ.ред. Архиепископа Бронницкого Тихона, энциклопедический справочник, Издательство Московской Патриархии. Издательство «Республика». - М. 2001. – 226 с.]

2.1 Особенности приёма в монастырях РПЦ

Монастыри РПЦ могут находиться как в крупных городах и населённых пунктах, так и труднодоступных и малонаселённых  районах.

В Санкт-Петербурге находятся  4 монастыря:Александро-Невская Лавра,Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь,Воскресенский Новодевичий женский монастырь,Иоанновский женский монастырь. (Монастыри Санкт-Петербурга url:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0  13.11.2012).

В Москве действует 20 монастырей  РПЦ, среди которых Свято-Данилов  мужской монастырь, Донской ставропигиальный мужской монастырь,Иоанно-Предтеченский женский ставропигиальныймонастырь,Покровский женский ставропигиалный монастырь.

(Монастыри Москвы url:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B#.D0.91.D1.8B.D0.B2.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D0.BC.D0.BE.D0.BD.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8B.D1.80.D0.B8_.D0.B2_.D1.81.D0.BE.D0.B2.D1.80.D0.B5.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.B3.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.86.D0.B0.D1.85_.D0.B3.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4.D0.B0_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.B2.D1.8B 13.11.2012 )

Примером монастыря, находящегося в труднодоступном и малонаселённом месте может служить Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, расположенный посреди Ладожского озера на острове Валаам. Добраться до него можно только водным транспортом с мая по ноябрь, в зависимости от ледовой обстановки или на вертолёте. (Остров Валаам url:http://www.trip-guide.ru/valaam.htm)

По подчинению монастыри  делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Ставропигиальные монастыри  находятся под управлением Патриарха  Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями  могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением  Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные монастыри  находятся под каноническим управлением  епархиального архиерея.

Приписные монастыри создаются  при монастырях, отличающихся многочисленностью  братии, благочинием, успешной хозяйственной  деятельностью.

Монастырем руководит игумен (игуменья) в должности настоятеля (настоятельницы). Настоятелем исторически значимых или крупнейших мужских монастырей епархии может быть назначен епархиальный архиерей, именуемый священноархимандритом монастыря. В таком случае монастырем руководит игумен в должности наместника .Игумен (игуменья) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря  (Проект «Положения о монастырях и монашествующих»url:http://www.patriarchia.ru/db/text/2255384.html 14.11.2012)

В зависимости от монастыря, условия пребывания паломников в  них различаются, как по срокам пребывания, так и по обязанностям.

Так в Троице-Сергиевой лавру,в Соловецкий монастырь и в Рождества Богородицы Свято-ПафнутиевоБоровский мужской монастырь можно попасть только организованными группами и по предварительной договорённости с начальством монастырей. Нужно иметь при себе паспорт. Валаамский монастырь имеет свою паломническую службу и принимает паломников, и только при благословении игумена.  О приёме паломников в Петербургский Свято-Иоанновскийставропигиальный женский монастырь также нужно договариваться заранее. Небольшие, но привлекающие паломников монастыри, такие как Свято-Николо-Тихонова пустынь, принимают их в ограниченном количестве.

В зависимости от монастыря  изменяется время пребывания в них. Есть монастыри специально не ограничивающие время паломничеств.

Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский  женский монастырь принимает  паломников на длительные сроки. Троице-Сергиева Лавра и Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская область) принимают паломником на одни сутки. Им предоставляется экскурсия по монастырю, принимают участие в богослужении, разделяют с монахами монастырскую трапезу. Также следует отметить что,Троице-Сергиева Лавра предоставляет паломникам завтрак обед и ужин бесплатно.Свято-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская область)  принимает паломников сроком до одной недели.

Также следует иметь ввиду, что у разных монастырей имеется  разное количество мест для размещения паломников. Валаам может принимать  одновременно до 80 паломников. Даже самые крупные монастыри зачастую не могут принять всех паломников. Странноприимный дом Троице-Сергиева Лавры далеко не всегда может принять всех паломников и им приходится останавливаться вгостиницах. Соловецкий и Валаамский монастыри, а также Приволжский Свято-Никольский женский монастырь (Ивановская область.)  принимают паломников-трудников, которые принимают участие в строительных работах, уборке, благоустройстве и т.д.  Многие монастыри, расположенные в отдалённых районах имеют ограниченное количество мест для паломников и потому принимают их на ограниченный срок. Например, Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Архангельская область.)

      Паломнику  важно знать принимает ли монастырь  только мужчин или паломников  обоих полов. 

Троице-Сергиева Лавра принимает  и мужчин и женщин, а вот Пафнутьев-Боровский монастырь (Калужская область) принимает только мужчин. В Богородицком Высоцком мужском монастыре есть мужские и женские кельи для паломников по 20 келий с каждой стороны.

   Также следует помнить, что паломникам пребывающим в монастыре больше нескольких дней полагаются послушания. Чаще всего это строительные и благоустроительные работы, а также сельскохозяйственные на монастырских огородах.  Большинство монастырей РПЦ не взимают плату за проживание в обителях  (Особенности размещения в религиозном туризмеurl:http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/SOTS_KULT_SERVIS/OSN_INDUST_GOSTEPR/METOD/KON_L/WEBUMK/frame/6.htm 14.11.2012).

Также полезно знать как  правильно общаться со священниками. Подойдя к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите благословить Вас. Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит Вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую Вас, как невидимую руку самого Христа.

Если Вы не знаете имени  священника, то скажите просто "батюшка". Если имя священника Вам известно, то можно назвать его, например, "отец Виктор". Не принято распространившееся сейчас обращение "святой отец". При обращении к священнику в более официальной ситуации или в письме употребляются следующие выражения: "Ваше Высокопреподобие" (для протоиереев) и "Ваше Преподобие" (для иереев). Фамилии в церкви не употребляются. Если Вам придется обращаться к епископу, то к его имени нужно прибавить "Владыко".

(Памятка о церковном  благочестии и монастырском этикете.  urlhttp://www.lestvitca.ru/content/view/5/4/1/1/  14.11.2012)

В России находится 8 мест упокоения  святых угодников:

1. Серафимо-Дивеевский монастырь  (преподобный Серафим Саровский)  в Нижегородской области.

2. Свято-Троицкий Александро-Свирский  монастырь (игумен Александр)  в Ленинградской области.

3. Задонский Богородицкий  монастырь (святой Тихон Задонский)  в г. Задонске Липецкой области.

4. Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская) на  Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

5. Троице-Сергиева лавра  (преподобный Сергий Радонежский)  в Сергиевом Посаде Московской  области.

6. Оптина пустынь (преподобный  Амвросий Оптинский) в г. Козельске  Калужской области.

7. Покровский Кафедральный  Собор (св. Митрофан) в г. Воронеже.

8. Иоанновский монастырь  (св. Иоанн Кронштадтский) в г.  Санкт-Петербурге.

(История православного паломничества url:http://www.turvids.ru/turizm-v-khristianstve/palomnichestvo-v-rossii.html) 

Глава 3. Религиозный туризм в Исламе

Для ислама характерно паломничество (хадж). Каждый мусульманин хотя бы раз  в жизни должен совершить хадж в священные города – Мекку  и Медину.

Ислам является самой молодой  из всех мировых религий. Он зародился  в VII в. н. э. среди арабов и сейчас стремительно распространяется по всему миру. К концу XX в. мусульман во всем мире насчитывалось более 1 млрд 180 млн человек. Из них в Азии проживало 69 % всех мусульман, Африке – 22 %, Европе – около 3 %, Америке – 0,6 %, Австралии и Океании – 0,03 % (Религиозный туризм в исламе url:http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/111419/23/Samoiilenko_-_Geografiya_turizma.html 14.11.2012 ) 

Ислам является самой молодой  религией из существующих трех конфессий. В исламе суннитского толка (этого  направления придерживаются большинство  мусульман) отсутствует культ святых. Ничто не должно нарушать принципы верховности и единства Бога и  отвлекать верующих от поклонения Аллаху. Поэтому в исламе запрещены изображения  Бога, людей, животных. Соответственно в исламе отсутствует иконография. 
Отсутствие культа святых, чудотворных икон, монастырей - все это приводит к тому, что в исламе значительно меньше, чем в христианстве, священных мест, привлекающих туристов паломников.  (Религиозный туризм в исламе url:http://www.turizmpomiru.ru/religioznyj-turizm/128-religioznyj-turizm-v-islame.html 14.11.2012)Ислам является самой молодой религией из существующих трех конфессий. В исламе суннитского толка (этого направления придерживается большинство мусульман) отсутствует культ святых. Ничто не должно нарушать принципы верховности и единства Бога и отвлекать верующих от поклонения Аллаху. Поэтому в исламе запрещены изображения Бога, людей, животных. Соответственно в исламе отсутствует иконография.                Отсутствие культа святых, чудотворных икон, монастырей - все это приводит к тому, что в исламе значительно меньше, чем в христианстве, священных мест, привлекающих туристов паломников.Ислам зародился в VII в. н. э. в Западной Аравии среди арабов. Слово «ислам» можно перевести как «покорность богу».

(Религиозный туризм в  исламе.  url:http://www.turizmpomiru.ru/religioznyj-turizm/128-religioznyj-turizm-v-islame.html  14.11.2012 )

Могила царицы Сююмбике.

К древним мусульманским памятникам Касимова (Рязанской обл.) ездит немало паломников из исламских стран. Речь идет, прежде всего, о старой мечети с минаретом 1470 года, с которого открывается панорама всего города, и текие (мавзолей) Шах Али-хана XVI века, в котором похоронена знаменитая казанская царица Сююмбике.  ( Rata News. Юрий Тимофеев. Касимов: самовары, царица Сююмбике и шут Балакирев. url:http://www.ratanews.ru/news/news_16122009_18.stm 18.11.2011) Недалеко от этой мечети есть усыпальница ханов .Там – девять могил. Они все ухожены. На восьми могилах есть надгробные камни, накоторых написано, кто здесь похоронен. Все – из ханского рода, в том числе и Шах-Али. А на одной из могил надписи нет. По словам касимовских татар, это должна быть могила царицы Сююмбике.

Информация о работе Религиозный (паломнический) туризм в РФ