Религиозный (паломнический) туризм в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

В XX веке бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У людей появилось больше возможностей посещать святые места "своей" религии. Также в эпоху интернационализации усилился диалог культур. Целью данного реферата является изучение религиозного туризма в России, его направлений и перспектив развития. В соответствии с поставленной целью были выделены задачи:
Провести анализ состояния религиозного туризма в России.
Изучить ресурсы религиозного туризма в России

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Религиозный туризм как отрасль туристической индустрии 5
1.1 Сектор размещения и питания 8
1.2 Сектор транспорта и религиозные объекты 11
1.3 Специфика религиозного туризма в России 15
Глава 2. Религиозный туризм в христианстве 17
2.1 Особенности приёма в монастырях РПЦ 21
Глава 3. Религиозный туризм в Исламе 26
Глава 4. Религиозный туризм в Буддизме 30
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

реферат введ в спец.docx

— 95.71 Кб (Скачать файл)

(Касимов. url:http://chelny-week.ru/gazeta/articles/1741.html12.11.2011)

В 150 километрах от Казани расположена  столица древнего государства Волжской Булгарии – Биляр.В окрестностях Биляра есть необыкновенное место –  урочище «Святой ключ». Этот сказочный  уголок природы расположен к северо-западу от села Билярска в живописном лесу у подножия горы «Хужалартавы» («Гора  хозяина»). Из-под горы выбивается родник кристально чистой, легкой и приятной на вкус воды, превращенный в место  поклонения и называемый «Святой  ключ». Это уникальное место, своего рода духовный центр, где сосуществуют верования и обычаи трех религий: язычества, мусульманства и христианства.

Ежегодно к «Святому ключу» прибывают тысячи паломников самого разного вероисповедания. Одни поклоняются  верховному божеству древних булгар Тенгре, другие возносят молитвы Аллаху, третьи просят о помощи Деву Марию. Несмотря на различия в вере, всех паломников объединяет одно, они верят в целительную силу воды «Святого ключа». И эта вера помогает им преодолевать 444 ступени крутой лестницы до вершины Священной горы, где их ждут три огромных черных валуна – символ единства всех верующих. И здесь, у священных камней, каждый совершает свои обряды. 

(Билярск.url:http://www.mdmst.tatarstan.ru/rus/info.php?id=279641 12.11.2011 )

Мечеть Кул  Шариф.Самая большая мечеть в Европе, названная в честь сеида Кул Шарифа (главы мусульман Казанского ханства, поэта XVI века, погибшего при защите ханской цитадели). По преданию, образ этой мечети повлиял на облик собора Василия Блаженного в Москве, построенного в честь взятия Казани.

Архитекторы изначально проектировали  Кул-Шариф как главную мечеть Татарстана и татарской диаспоры. Основной ее купол по форме напоминает "казанскую шапку" - корону казанских  ханов, которая увезена в Москву после падения Казани и экспонируется  в Оружейной палате. Бирюзовые  минареты и мраморная отделка  снаружи культового здания, по мнению авторов проекта, придают мечети светлый образ. Внутреннее убранство - ковры, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом  почти две тонны, витражи, лепнина, мозаика и позолота - добавляет  храму величия.

Возводили Кул-Шариф турецкие строители. Люстры для нее сделаны  в Чехии, гранит и мрамор привезены  с Урала. Более двух тысяч квадратных метров мечети устилают персидские ковры - дар правительства Ирана. И возводили  храм всем миром: деньги на его строительство, которое оценивается примерно в 400 миллионов рублей, пожертвовали более 40 тысяч граждан и организаций.

В Казани убеждены, что их мечеть - высочайшая в Европе: высота минаретов мечети Кул-Шариф - 57 метров.

Массовые богослужения в  казанской мечети устраивают только по главным праздникам мусульман. В  остальное время храм работает как  первый в России музей ислама и  культурно-просветительский, научный  центр. Здесь собрано более двух тысяч экспонатов, самые древние  из которых - каменные памятники Х-ХI веков, обнаруженные на территории бывшей Волжской Булгарии. (Мечеть Кул Шариф. Автор: ГимаевДамир,http://www.ruschudo.ru/miracles/95/12.11/2012)

В исламе также существует культ реликвий, связанных с основателем  мусульманской религии и святыми. Однако этот культ не получил официального статуса, поскольку многие исламские  теологи утверждают, что поклонение мощам противоречит учению пророка  Мухаммеда.

(Реликвии. url:http://esopedia.ru/Relikvii 16.11.2011) 

Глава 4. Религиозный туризм в Буддизме

Буддизм в России — одна из распространенных на территории страны религиозных традиций. Традиционными  районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай, Забайкальский край и Иркутская  область. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Большая часть приверженцев буддизма в России относится к  школе Гэлуг, также значительное количество российских буддистов принадлежат  к школе Карма Кагью.

( Буддизм в России url:http://ru.wikipedia.org/wiki/Буддизм_в_России 16.11.2012 )

Иволгинский дацан.У подножия Хамар-Дабана, на степных просторах, в тихом урочище, в 30-ти километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской Традиционной Сангхи России - Иволгинский дацан. В солнечную погоду ярко сверкают позолоченные храмы, издали встречая паломников и гостей. Кажется, здесь остановилось быстротечное время, а воздух наполнен терпким и пряным ароматом Востока. Это уникальное сооружение возведено руками местных, прежде всего оронгойских, мастеров.

В дацане проводятся службы-хуралы, посвященные важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы  в честь защитников и хранителей учения - сахюусанов и другие обряды, помогающие и защищающие верующих от различных негативных сил.

Иволгинский дацан был  открыт в 1945 году как единственный буддийский духовный центр в СССР. С течением времени из небольшого "Хамбинскогосумэ" он преобразился в монастырский комплекс с резиденцией Хамбо-ламы, главы  буддистов России. Постепенно сложился монастырский комплекс, ставший местом тяготения паломников и туристов. Алтари и интерьеры храмов комплекса  украшают подлинные произведения искусства. 196 объектов (танки, скульптура) определены как движимые памятники и находятся  под охраной государства. В 1991 году при дацане создан буддийский институт Даши Чойнхорлин, где в настоящее время обучаются около 100 хувараков-студентов.

Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Дацанский комплекс представлен  главным храмом Согшин-дуганом, Майдрин-сумэ, Деважин,Сахюусан-сумэ. Кроме этого, на территории монастыря располагаются  здания библиотеки, факультета философии  Чойра, учебный корпус буддийского  института Даши Чойнхорлин, гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы, различные  служебные помещения и дома лам.

(Иволгинский дацан. url:http://egov-buryatia.ru/index.php?id=372 16.11.2012 )

Также в Иволгинском дацане покоится нетленное тело ПандитоХамбо-лама XII Даши ДоржоИтигэлова (1852-1927) — бурятского религиозного деятеля, один из выдающихся буддийских подвижников XX века; в 1911-1917 годах — глава буддийской сангхи России. Лама Итигэлов умер во время медитации в позе лотоса и был похоронен. Согласно его завещанию, в 2002 году саркофаг с телом был вскрыт. Обнаружилось, что тело не имеет каких-либо признаков не только разложения, а также признаков естественной мумификации. По утверждению судебно-медицинского эксперта, доктора медицинских наук Виктора Звягина, тело ламы не имеет выраженных посмертных изменений. Суставы подвижны, кожа упруга. С помощью инфракрасной спектрофотометрии было показано, что белковые фракции Хамбо Ламы имеют прижизненные характеристики. Данный феномен, по словам буддистов, не имеет научного объяснения и, с точки зрения медицины, считается невозможным. Нетленное тело стало объектом массового поклонения верующих.

В Бурятии приступили к  реализации проекта «Путь паломника. Встреча с Хамбо Ламой Итигэловым». Проект предусматривает посещение  основных мест, связанных с рождением  и жизнедеятельностью Итигэлова  в Селенгинском, Кяхтинском, Хоринском  районах. Побывав там, туристы и  паломники затем смогут встретиться с самим Хамбо Ламой в Иволгинском дацане, сообщает ГТРК «Бурятия».

На местах маршрута планируется  создать модели традиционного бурятского хозяйства с пятью видами скота  и ремеслами. В рамках проекта  будет решаться вопрос о размещении и питании туристов. В этом плане  организаторы намерены активно сотрудничать с администрациями районов.

Инициатором проекта «Путь  паломника» выступил Институт Хамбо  Ламы Итигэлова.

(В Бурятии паломники  смогут увидеть нетленного ламу  url:http://www.newsland.ru/news/detail/id/474463/  17.11.2012)

Золотая обитель  Будды Шакьямуни.  Калмыкия — единственный в Европе регион традиционного распространения тибетской формы буддизма, исповедуемого калмыками с конца XVI века. К началу 2000-х годов 27 из 58 официально зарегистрированных на территории РК религиозных общин принадлежали буддистам (Буддизм в Калмыкии  url:http://ru.wikipedia.org/wiki/Буддизм_в_Калмыкии#cite_note-0  16.11.2012)

Крупнейший в Европе буддистский  хурул находится в Элисте –  столице республики Калмыкия. Главная  достопримечательность Калмыкии, буддийский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни», представляет собой огромное белоснежное  здание, выполненное в характерном  буддистской культуре стиле.

Буддийский храм ежегодно посещают тысячи туристов из разных уголков  России и зарубежья. Именно в центральномхурулеможно поближе познакомиться с буддийской культурой, узнать характерные особенности и обычаи этой религии.

(Буддийский храм (Элиста), центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни»url:http://vetert.ru/rossiya/elista/sights/173-buddijskij-hram-hurul.php 17.11.2012 )

Место строительства Золотой  обители Будды Шакьямуни - было освещено Далай-ламой  1 декабря 2004года, в ходе его очень краткого визита в Калмыкию. Он стал объектом притяжения всех приезжающих в Элисту.

Храм посетили паломники  из буддийских государств Юго-восточной Азии, таких как Тайланд и Шри-Ланка.

(«Золотая обитель Будды Шакьямуни » - важнейший объект паломничества в Калмыкии.url:http://khurul.ru/?p=1175216.11.2012 ) 

Заключение

Религиозный туризм — это  самостоятельный вид туризма. У  него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический  туризм, религиозный туризм экскурсионной  направленности. В некоторых случаях  выделяют специализированные туры, в  которых объединяются паломники  и экскурсанты. Специализированные турырассчитаны как минимум на три  дня с посещением религиозных  святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации  таких туров необходимо разрешение (благословение).В зависимости от числа участников путешествия, выделяют туры индивидуальные и групповые

Религиозный туризм в России – это поездки верующих к религиозным  святыням. Еще в глубокой древности  была известна такая форма общения  с Богом . Которая основана на вере в то, что молитва наиболее способна помочь именно в святых местах.

По виду основного  транспорта маршруты бывают:

  • Авиационные;
  • Автомобильные (автобусные);
  • Круизные (речные, морские);
  • Железнодорожные
  • В качестве основных мотивов паломничества следует выделить следующие:

1. Желание помолиться  и прикоснуться к чудотворной  иконе, нетленным мощам.

2. Исповедаться в культовом  центре или религиозном центре, либо у известного религиозного  деятеля.

3. Выполнить богоугодные  работы.

4. Сделать пожертвование.

5. Обрести благодать.

6. Излечиться от болезни.

7. Выполнитьобет. 

  • Целью данного реферата было изучение религиозного туризма в России,  его направлений и перспектив развития.

В соответствии с поставленной целью были решены задачи:

  1. Провести анализ состояния религиозного туризма в России.
  2. Изучить ресурсы религиозного туризма в России.

 

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г.  132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ.
  2. Сенин В.С. Организация международного туризма. – М: Финансы и статистика, 2003. – 420 с.
  3. Паломнический (религиозный) туризм. [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://www.materiki.ru/tourism/detail.php?ID=420
  4. Александрова А.Ю. Международный туризм- М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.
  5. Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель. издательство Московской Патриархии. - М. 2010. - 464 с
  6. Монастыри. Под общ.ред. Архиепископа Бронницкого Тихона, энциклопедический справочник, Издательство Московской Патриархии. Издательство «Республика». - М. 2009. – 226 с.
  7. Путешествуй по миру. [Электронный ресурс]:Индустрия туризмhttp://www.alltravelworld.ru/travels-721-1.html
  8. Гостиничное дело. [Электронный ресурс]:Гостиничные предприятия: понятие, классификация и типология. Режим доступа: http://dw6.ru/gostinitsy_ponyatiye_harakteristiki_sistemy_klassifikatsii.html
  9. Tour Faq. Туристический бизнес: [Электронный ресурс]:Режим доступа:http://tourfaq.net/travel-business/formy-tipy-i-kategorii-religioznogo-turizma/
  10. Тур трафик .[Электронный ресурс]:Виды религиозного туризма. Режим доступа:http://www.tourtraffic.ru/2009/03/vidi-religioznogo-turizma-prod.html
  11. Валаам. Официальный сайт Валаамского монастыря.[Электронный ресурс]:Путь на Валаам. Режим доступа:http://valaam.ru/ru/smi/120/
  12. Соловецкие острова информационный портал[Электронный ресурс]:Климат, погода, природа Соловков. Режим доступа:http://solovki.info/?action=archive&id=79
  13. Русская народная линия[Электронный ресурс]: В Москве продолжается поклонение Поясу Пресвятой Богородицы.  Режим доступа:http://ruskline.ru/news_rl/2011/11/26/v_moskve_prodolzhaetsya_poklonenie_poyasu_presvyatoj_bogorodicy/
  14. Путешествуй по миру [Электронный ресурс]: Особенности организации религиозного туризма в России. Режим доступа: http://www.alltravelworld.ru/travels-721-4.html
  15. Тюменский бизнес журнал. [Электронный ресурс]:Паломнические поездки по святым местам России и Зарубежья в 2012 г. Режим доступа: http://bmag72.ru/news/palomnitchieskiie-poiezdki-po-swiatym
  16. А.Е.Черкасова, Советы паломникам. http://pokrovchram.ru/sovety_palomnikam
  17. Wikipedia. [Электронный ресурс]: Монастыри Санкт-Петербурга. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0
  18. Wikipedia. [Электронный ресурс]: Монастыри Москвы. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B#.D0.91.D1.8B.D0.B2.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D0.BC.D0.BE.D0.BD.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8B.D1.80.D0.B8_.D0.B2_.D1.81.D0.BE.D0.B2.D1.80.D0.B5.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.B3.D1.80.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.86.D0.B0.D1.85_.D0.B3.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4.D0.B0_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.B2.D1.8B
  19. Лоцман путешествий. [Электронный ресурс]: Остров Валаам. Режим доступа: http://www.trip-guide.ru/valaam.htm  
  20. Русская православная церковь. Официальный сайт Московского патриархата. [Электронный ресурс]:Проект «Положе<span class="dash003f_003f_003f_003f_003f_003f_003f_003f_0020_003f_003f_003f_003f_003f_0020_003f_0020_003f_003f_003f_003f_003f_003f_003f_003f_00203__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size

Информация о работе Религиозный (паломнический) туризм в РФ