Религиозный туризм экскурсионной направленности на примере Государства Израиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение современного состояния религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности в Израиле.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить литературу по данной теме.
• Ознакомиться с достопримечательностями Иерусалима, Назарета и Вифлеема.
• Выявить особенности проведения экскурсий в религиозном туризме.
• Разработать маршрут по библейским местам.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные достопримечательности Израиля религиозной направленности………………………………………………………… …………...5
1.1 Достопримечательности Иерусалима…………………………………………..5
1.2. Достопримечательности Вифлеема и Назарета………………………….…..10
Глава 2. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности..16
2.1. Формы типы и категории религиозного туризма …………………………...17
2.2. Особенности проведения экскурсий в религиозном туризме………………19
Глава 3. Туристические маршруты по Святой Земле………………………..…..23
3.1. Содержание и анализ примерной программы экскурсии религиозной направленности………………………………………..……………………………23
3.2. Авторская программа тура…...……………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………......32
Приложение…………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая работак 3 курс...doc

— 3.81 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основные достопримечательности  Израиля религиозной направленности………………………………………………………… …………...5

1.1 Достопримечательности Иерусалима…………………………………………..5

1.2. Достопримечательности Вифлеема и Назарета………………………….…..10

Глава 2. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности..16

2.1. Формы типы и категории религиозного туризма …………………………...17                                                   

2.2. Особенности проведения экскурсий  в религиозном туризме………………19

Глава 3. Туристические маршруты по Святой Земле………………………..…..23

3.1. Содержание и анализ примерной  программы экскурсии религиозной  направленности………………………………………..……………………………23

3.2. Авторская программа тура…...……………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………….31

Библиографический список……………………………………………………......32

Приложение…………………………………………………………………………33 

Введение 

 

 

Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение  религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения. Одной из составляющих является экскурсия.  Экскурсия (от лат. excursio — поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.[10]

Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма.  Люди отправляются в экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей.

 На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма. [4]

Цель данной курсовой работы – изучение современного состояния религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности в Израиле.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить литературу по данной теме.
  • Ознакомиться с достопримечательностями Иерусалима, Назарета и Вифлеема.
  • Выявить особенности проведения экскурсий в религиозном туризме.
  • Разработать маршрут по библейским местам.

 

 

Объектом исследования данной курсовой работы является религиозный туризм в Израиле, а конкретным предметом изучения – религиозный туризм экскурсионно – познавательной направленности.

 

 

Глава 1. Основные достопримечательности  Израиля религиозной направленности

1.1. Достопримечательности  Иерусалима

 

Иерусалим— древний ближневосточный город, лежащий на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м. Один из древнейших городов мира — его возраст более 3500 лет. Иерусалим является общей святыней для мусульман, иудеев и христиан. [10]                  Согласно Библии, в Иерусалиме происходили многие события. В частности, главные из них — Распятие Христово на прилегающей к городу «Лысой горе» (Голгофе) и Воскресение Господне. В результате этого Иерусалим считается главным священным городом христиан. Начиная с середины IV века и до VII века, в Иерусалиме начинается византийская эпоха правления. В этот период было построено большое количество кафедральных соборов, храмов и монастырей по всему округу города Иерусалима. Были открыты теологические кафедры, семинарии и иконописные школы в самом святом для христиан городе. В частности именно тогда было воздвигнуто первое комплексное архитектурное сооружение вокруг погребальной пещеры Гроба Господнего, Голгофы, Камня Помазания и вдоль всей улицы Виа Долороса. Тогда весь этот комплекс назывался «Святые сады». На каждом святом месте было воздвигнуто по храму, монастырю или часовне. Так были воздвигнуты монастыри в честь первых христианских мучеников и святых Ветхого Завета: пророка Илии, пророка Иоанна Крестителя, св. Анны, св. Харлампия, св. Степана, Брата Иисуса Христа св. Иакова, монастырь Успения Богородицы, монастырь святых Константина и Елены, монастырь Честного Креста, и многих других. Также был построен комплексный монастырь «Святой Мудрости» на Храмовой горе, где находился разрушенный Иерусалимский храм. [8]

Достопримечательностей  в  Иерусалиме великое множество. По моему мнению, слова история и Иерусалим – синонимы. Каждое место в этом городе имеет свою историю. Куда бы ни вступила нога человека в этом городе, везде найдется какая-либо достопримечательность. В Иерусалиме имеется ряд объектов огромного значения. Но в своей работе я бы хотела остановиться только на некоторых объектах религиозного туризма и паломничества. 

Гефсиманский сад был  свидетелем душевных мук Иисуса Христа, когда Он молился Отцу, чтобы его  миновала чаша сия. Здесь же Иисуса схватили. В Гефсиманском саду стоят  восемь старых оливковых деревьев, которые уже росли, как говорят, во времена Иисуса. Здесь же имеется базилика Страстей Господних, внутри которой – Скала Страстей Господних. В Иерусалиме находится римско – католический  монастырь  сестер Сиона. В этом монастыре хранится каменный помост, на котором стоял сам Спаситель. Около Гефсиманского сада находится церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в XII веке на месте, где в 326 году императрица Елена воздвигла первую церковь. В самой нижней части храма, в пещере, закрытой мраморной плитой, находится гробница, куда апостолами было положено тело Девы Марии после её смерти. В храме расположены алтари всех христианских вероисповеданий. Здесь хранится чудотворная икона Божией Матери.

 Путь скорби. Иисус  нес свой крест от места судилища к Голгофе – месту распятия. Следуя по скорбному пути, через Львиные ворота можно попасть в Старый город. За воротами – католический монастырь св. Анны (матери Девы Марии), где, по преданию, родилась Святая Дева. Во дворе монастыря много археологических памятников. Найдены остатки водоема «Овечья купель». Во времена Второго храма в нем мыли овец перед их принесением в жертву, во времена Христа – исцеляли больных. На пути скорби 14 остановок. На каждой из них паломники останавливаются для молитв и размышлений (каждая остановка отмечена часовнями или церквями). В конце Крестного пути находится храм Гроба Господня. Он стоит в том месте, где имели место события, связанные с распятием, погребением и воскресением Иисуса Христа.  Храм  Гроба Господня включает около сорока различных зданий. В храме находятся  гора Голгофа и пещера Гроба Господня.  Храм в его нынешнем виде включает три основных сооружения: храм на Голгофе, часовню Гроба Господня и храм Воскресения. [10]

Храм Гроба Господня возведен в Иерусалиме на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Первая церковь Гроба Господня была построена в 335 году матерью императора Константина Великого - Еленой. В довольно преклонном возрасте, после принятия христианства, она совершила паломническое путешествие в Иерусалим. В то время на месте нынешнего Храма находился языческий храм Венеры, построенный при императоре Адриане. В подземелье храма Елена обнаружила вход в пещеру с Гробом Господним. Также ею был обнаружен и крест, на котором распяли Иисуса. Существует легенда, что Еленой было найдено три креста и для того, чтобы определить, какой крест истинный, она прикладывала их к гробу покойника, проходящей мимо похоронной процессии. При прикосновении истинного креста, произошло чудо воскрешения. За многовековую историю Иерусалима Храм неоднократно разрушался, перестраивался, переходил под власть то христианских, то мусульманских правителей. В том виде, в котором он существует сейчас, Храм был отстроен в 1810 году после огромного пожара. Современный Храм Гроба Господня состоит из трех основных сооружений: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения. Территория Храма строго разделена между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, римско-католической, сирийской, коптской, эфиопской и армянской. Это соглашение, принятое в 1852 году, известно как "статус-кво". Каждой конфессии отведены свои часы для молитв и даже ни один гвоздь не может быть вбит без всеобщего согласия. Такое разделение нередко служит причиной конфликтов между представителями разных конфессий, поэтому с середины 12 века ключи от Храма Гроба Господня хранятся в мусульманской семье, а представитель другой мусульманской семьи - Нусейбе - каждый день открывает и закрывает ворота Храма. Ключи от Храма передаются в этих семьях старшему сыну из поколения в поколение вот уже много веков. Пройдя через большой двор, мощеный каменными плитами, находится фасад Храма с двумя большими арками (одна из них замурована), это и есть вход. В нескольких шагах от входа, прямо на мраморном полу, лежит камень миропомазания. Как гласит  предание, на этот камень положили тело Христа, снятое с креста, для умащения ароматическими веществами перед погребением. Прямо за камнем - стена Воскресенского собора. Слева от камня находится большая ротонда центрального здания Храма, в центре которой возвышается мраморная часовня (Кувуклия). Часовня перекрывает пещеру Гроба Господня (где был похоронен Иисус) и делится на две части: придел Ангела и собственно Гроб Господень. Два окошка в приделе Ангела служат для передачи всем молящимся Благодатного Огня, который ежегодно сходит в Великую Субботу перед Пасхой. По традиции, в Великую Субботу патриархи греко-православной и армянской церквей входят в Кувуклию. Патриарх греческой церкви входит в пещеру Гроба Господня и молится о ниспослании огня. Патриарх армянской церкви остается в приделе Ангела. В его обязанности входит наблюдать за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств. Когда огонь загорается, греческий патриарх выносит горящую лампаду, от которой армянский патриарх зажигает свечи (связки из 33-х свечей, по количеству лет земной жизни Христа), затем оба священнослужителя выходят к верующим. Вторая часть часовни, Гроб Господень, представляет собой маленькую пещерку, где с трудом могут поместиться 3-4 человека. Это каменное погребальное Ложе, высеченное в природной скале. По еврейскому обычаю, тело Христа было положено головой на запад, а ногами на восток. Чтобы предотвратить попытки молящихся отколоть и унести с собой кусочки камня, Ложе было закрыто плитой из белого мрамора.

Вторая святыня Храма Гроба Господня - Голгофа. К вершине горы, где был распят Иисус, ведут мраморные ступени. Голгофский храм разделен на две части. Место, куда был врыт крест, помечено серебряным кругом, а предполагаемые места, где стояли кресты двух разбойников, казненных с Иисусом на Голгофе, обозначены двумя черными кругами. В застекленном окошке можно увидеть трещину в скале, которая образовалась при последнем вздохеИисуса.

Третья часть Храма  Гроба Господня - Храм Воскресения. В его центре на мраморном полу на небольшом возвышении установлена каменная ваза, символизирующая "пуп земли". В подземелье, к месту обретения Креста Господня, ведет многоступенчатая лестница. Считается, что именно здесь царица Елена обнаружила деревянный крест с гвоздями.[8]

Также в состав Храма  Гроба Господня входят многочисленные приделы, часовни и монастыри, принадлежащие разным конфессиям. Храм Гроба Господня в Иерусалиме - священный центр христианской религии.

Иерусалим известен, как "столица трех религий", - здесь  находятся святыни христианства, ислама и иудаизма. Главная цель любого туриста, путешествие которого связано с христианской религией, в Святой Земле - иерусалимский храм Гроба Господня, святая святых мирового христианства. Для христиан Иерусалим – святой город, так как он связан с последними годами жизни Иисуса Христа. Здесь он проповедовал свое учение, здесь был схвачен, осужден, распят, а затем воскрес. Иерусалим привлекает множество туристов со всего света.

Существует такая легенда: Всевышний, выделив на весь мир 10 мер  красоты, 9 из них передал Иерусалиму. А одну оставшуюся меру красоты – всему остальному миру. Конечно, в этой легенде есть преувеличение, но в ней есть и доля истины. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Достопримечательности  Вифлеема и Назарета

 

Вифлеем – Бейт-Лехем, на иврите буквально означает дом хлеба,— город в Палестинской Автономии, расположенный на территории Западного Берега реки Иордан в 8 км. к югу от Иерусалима и фактически является его пригородом. Город принадлежит исторической области Иудея. Основан Вифлеем около середины 2-го тысячилетия до н.э. ханаанцами, потомками библейского Салмона, и первоначально назывался Ефрафа – «плодоносный». Когда землю ханаанскую завоевали евреи, город был отдан племени иудеев. В Вифлееме родился царь Давид. Здесь же он был помазан на царство  Самуилом. [5] 

Вифлеем – небольшой городок, постепенно выросший на месте скромной могилы Рахили, жены Иакова, похороненной около 2000 г. до н.э.[1]                 Вифлеем – центр палестинской культуры, паломничества и туризма. Вифлеем это священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию (Лк.2:4-7, Мф.2:1-11), родился Иисус Христос. Вифлеем - город исключительный по значимости для каждого на земле, ведь Рождество Христа – событие, от  которого более 2000 тысяч л.н. началось новое  летоисчисление  для всего человечества. Нынешние границы города намного превосходят его пределы библейских времен. Совсем недалеко от города, к востоку, располагается за небольшим хребтом Мертвое море.[10]                                                                                                                 Среди церквей и монастырей Вифлеема особое место занимает церковь Рождества Христова. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя, но и древностью своих сооружений. Это одна из первых церквей на Святой земле.

Вифлеемская пещера, в  которой по преданию родился Иисус  Христос,  вдохновила царицу Елену и римского императора Константина  в 330 г., а также и императора Юстиниана  в 527-565 гг. построить и щедро украсить величественную базилику Рождества Христова. Храм Рождества Христова находится в самом центре, он построен как крепость. Возможно, это самая древняя в мире христианская постройка, которую некоторые специалисты датируют 6 в., хотя паломники поклонялись этому святому месту – расположенному в пещере – уже во 2 веке. В 325 г. над несколькими пещерами здесь была построена базилика; более позднее здание храма, как полагают, возвели в период правления императора Юстиниана. Неф здания разделен двумя рядами колонн, за которыми к пещерам спускаются 2 лестничных пролета.  Там на потрескавшихся мраморных плитах пола Грота Рождества видна 14-конечная звезда, на которой по – латыни написано: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» (Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа). В ближайшей звезде стене – выложенная мрамором ниша, в которой стоят ясли, где, по преданию, лежал младенец Иисус. В Гроте Рождества, Храма Рождества Христова сохранился древний колодец, куда по преданию, и упала Вифлеемская Звезда. Считают, что отраженный свет Вифлеемской Звезды можно увидеть, если долго смотреть вглубь этого колодца. Здесь находится единственная икона улыбающейся Вифлеемской Божией Матери, почитаемой какчудотворная.[1] 
 Своды Храма Рождества Христова поддерживают сорок четыре мраморные колоны, на которых изображены лики святых и пророков, выполненные уникальной техникой писания маслом и последующей полировкой поверхности до блеска. Подобная техника живописи больше нигде не встречается на Святой земле. На колоннах Храма Рождества Христова можно увидеть изображения Иоана Крестителя, пророка Илии, Георгия Победоносца и других святых. На одной из таких колонн, в Католиконе, справа от иконостаса, где изображен Иисус Христос, в 1998 году многие прихожане стали свидетелями чудесного явления - слезоточения лика Спасителя, некоторым даже посчастливилось видеть, как Иисус Христос открывает и закрывает глаза. На полу Храма Рождества Христова местами осталась мозаика со времен византийского императора Константина, начавшего в Вифлееме строительство Храма Рождества Христова в благодарность Творцу за одержанные победы в военных завоеваниях. Стены Храма Рождества Христова частично сохранили изображения пальмового шествия Иисуса Христа в Иерусалим, Воскрешение Иисуса Христа и явление его апостолам, а также Вознесение Иисуса Христа к престолу Царя Небесного. Верхние ярусы стен Храма Рождества Христова украшены декоративными орнаментами и текстами постановлений соборов греческой православной, армянской и католической церквей, а также изображениями ангелов, выполненных в полный рост. На восток от церкви «Рождества Христова» идет улица «Млечного грота». На этой улице стоит францисканская церковь, воздвигнутая над пещерой, где Богородица кормила грудью Младенца Иисуса. Капли молока Божией Матери брызнули на пол и стены Молочного Грота и окрасили красный камень пещеры в белый цвет. С тех пор считается, что порошок со стен Молочного Грота обладает чудесным свойством для женщин. В Вифлееме, в Молочном Гроте у чудотворной иконы, на которой изображена Матерь Божия, кормящая Младенца Иисуса, произносят молитвы за избавление от бесплодия или нехватки молока.

Информация о работе Религиозный туризм экскурсионной направленности на примере Государства Израиль