Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение современного состояния религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности в Израиле.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить литературу по данной теме.
• Ознакомиться с достопримечательностями Иерусалима, Назарета и Вифлеема.
• Выявить особенности проведения экскурсий в религиозном туризме.
• Разработать маршрут по библейским местам.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные достопримечательности Израиля религиозной направленности………………………………………………………… …………...5
1.1 Достопримечательности Иерусалима…………………………………………..5
1.2. Достопримечательности Вифлеема и Назарета………………………….…..10
Глава 2. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности..16
2.1. Формы типы и категории религиозного туризма …………………………...17
2.2. Особенности проведения экскурсий в религиозном туризме………………19
Глава 3. Туристические маршруты по Святой Земле………………………..…..23
3.1. Содержание и анализ примерной программы экскурсии религиозной направленности………………………………………..……………………………23
3.2. Авторская программа тура…...……………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………………………......32
Приложение…………………………………………………………………………33
В городе и окрестностях есть множество святых и исторических мест. Такие как: Гробница Рахили (Куббат Рахиль) на въезде в Вифлеем со стороны Иерусалима, на старой хевронской дороге. Почитается иудеями, христианами и мусульманами. Прямо под Базиликой Рождества Христова расположены: Пещера Рождества, пещера Святого Иеронима. Здесь он прожил десятки лет и здесь же был похоронен. Пещера Вифлеемских младенцев (день избиения младенцев считался одним из самых несчастных дней в году). Как церковный праздник отмечается с V века. Погибшие младенцы почитаются как святые, поскольку они первыми пострадали ради Христа. Базилику Рождества Христова окружают: Православный греческий монастырь, примыкает с юго-востока. Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города, примыкает с севера. Армянский монастырь, примыкает с юго-запада. «Молочная пещера», расположенная неподалеку от базилики Рождества. Также много святых мест в окресностях Вифлеема. Поле Пастушков, расположеное в Бейт-Сахуре к востоку от Вифлеема. Здесь расположена крипта древней византийской церкви, современный православный греческий храм, развалины «башни Гадер», упоминаемой в Ветхом Завете. Католический храм «Слава в Вышних Богу», построенный в честь явления пастухам Ангелов, возвестивших о Рождестве Спасителя. Православный греческий монастырь святого Феодосия Великого, расположен в 11 километрах к востоку от Вифлеема. На территории монастыря есть пещера в которой, по преданию, останавливались волхвы, приходившие поклониться родившемуся Христу.Лавра святого Саввы Освященного, расположена примерно в 15 километрах на восток от Вифлеема, в Иудейской пустыне.
Назарет— город на севере Израиля. В переводе с еврейского слово «Назарет» обозначает отрасль, отпрыск. По-арабски город Назарет назывался Наера, или Назира. А по-древнееврейски Нацрат. Это священный христианский город, третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема. Здесь, согласно Евангелию, совершилось Благовещение и прошли детство и юность Иисуса Христа (из-за этого его называли «назарянином» - то есть «житель города Нацерет»). [10]
Во времена Иисуса Христа Назарет был небольшим населенным пунктом в северной части Галилеи. Находится Назарет в горной долине и расположен на одной из гор, окруженной холмами. Из этой горной долины открывается чудесный вид на горы Фавор, Гелвуй, Кармил, на долину Ездрилонскую и на Средиземное море.
В евангельские времена население назарета было невелико и в среднем составляло около трех тысяч жителей. Жители Назарета не отличались добрыми нравами. [5]
Назарет является крупнейшим арабским городом в Израиле. От Иерусалима до Назарета, расположенного в 100 км к северу, можно доехать на авобусе по живописным горным дорогам Самарии. Иисусу вырос в Назарете, где «возрастал и укреплялся духом», «будучи в повиновении» у родителей, и «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Новый Завет, Лука, 2).[1]
В Назарете находится грот Благовещения, над которым построен крупнейший на Ближнем Востоке Храм Благовещения (1969). Назарет - место, святое для всех христиан: здесь Дева Мария получила Благую Весть о непорочном зачатии и чудесном рождении сына, о том, что сын её "будет велик и наречется Сыном Всевышнего". Назарет впервые упомянут в Новом завете как город, где Иисус вырос и начал свою деятельность; здесь же жили мать Иисуса Мария и ее муж Иосиф. Внутреннее пространство храма заполнено великолепными мозаиками, отображающими образ Марии, произведениями искусства и керамическими барельефами, пожертвованными католическими общинами со всего мира. В храме Благовещение собраны мозаики. Чуть подальше находится греко-православная церковь Архангела Гавриила и Фонтан Девы, где, по преданию, архангел Гавриил впервые явился Деве Марии, когда она шла к фонтану за водой. Фонтан, который более двух тысячелетий снабжает Назарет водой берет свое начало от источника под Криптий греческой православной церкви Св. Гавриила. Эта живописная церковь, интерьер которой покрыт фресками, была построена в XVII в. Внутри церкви - бесценный Иконостас с прекрасными иконами. Православные христиане считают, что именно здесь произошло Благовещение: в древнем Назарете был только один источник питьевой воды и Дева Мария могла брать воду только здесь. Францисканский монастырь, во многом определяющий облик города. Его строительство было закончено в 1730 г., и с тех пор его внешний облик не изменялся. Церковь св. Иосифа (Церковь Святого Семейства) находится над скальной пещерой - жилищем Святого семейства. Построена в начале ХХ века в романском стиле на основании старой церкви XVIII века и принадлежит ордену францискианцев. В базилике - три апсиды, в которых находятся фрески: "Святое семейство", "Сон Иосифа" и "Смерть Иосифа". На стенах расположены картины с сюжетами из жизни Иосифа. [10]
В окрестностях Назарета расположены национальный парк Сепфорис (древний иудейский город Циппори, родительский дом Девы Марии, остатки крепости крестоносцев и другие археологические достопримечательности) к западу от города, гора Фавор (место Преображения Господня), деревня Наин, Кфар Кана восточнее Назарета, где Христос сотворил свое первое чудо, превратив воду в вино на свадьбе. Сегодня в городе насчитывается около 30 церквей, монастырей, мечетей и старинных синагог.
По моему мнению, Вифлеем, Назарет и Иерусалим – это великолепные святые города, имеющие огромное значение для христиан со всего света. Ведь именно в Вифлееме родился Иисус Христос, в Назарете прошли его детство и юность, а Иерусалим связан с последними годами жизни Иисуса Христа. Здесь он проповедовал свое учение, здесь был схвачен, осужден, распят, а затем воскрес. Как мне кажется, туристам будет интересно побывать в этих местах. По сути, именно здесь зарождалось христианство. А в Иерусалиме можно одновременно увидеть святыни трех основных мировых религий.
Глава 2.
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности
Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более полугода для посещения святых мест и центров религий. В рамках религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты. Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах, и других религиозных мероприятиях. Следует иметь ввиду, что туристы - экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия. Так, в некоторые индуистские храмы пускают только индусов. Мекка является священным городом для мусульман, немусульманам туда въезд запрещен. Все это следует учитывать при планировании туров. Экскурсионно-познавательные туры в отличие от паломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы посещают и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Религиозный туризм является составной частью современной туристской индустрии. Тур религиозной направленности является туристским продуктом, разрабатываемым туроператором. Соборы и мечети, культовые музеи и духовные центры — туристские объекты, которые пользуются все более и более возрастающим спросом. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определение туристской индустрии. Применительно к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия религиозного туризма является составной частью индустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма можно выделить следующие четыре сектора.1. «Размещение». Это совокупность средств размещения — гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.2. «Питание» — рестораны, столовые, кафе, и иные предприятия питания. 3. «Транспорт» — транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.4. «Религиозные объекты». В этот сектор входят культовые сооружения — монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни; природные объекты — святые источники, колодцы, горы, водоемы (реки, пруды), рощи. Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположены вместе. Например, святой источник может находиться в православном монастыре или отдельно. [4]
2.1. Формы, типы и категории религиозного туризма
Религиозный туризм представлен различными
формами. По особенностям организации
поездок религиозный туризм может быть
организованным или неорганизованным.
Одни туристы предпочитают организованные
поездки. Такие поездки осуществляются
на условиях предварительной оплаты. При
неорганизованных поездках туристы не
прибегают к помощи фирм – посредников.
Они планируют и сами осуществляют свою
поездку. В зависимости от числа участников
путешествия выделяют туры индивидуальные
и групповые. Число участников индивидуального
тура 1 – 5 человек, группового - от 6 и более. В зависимости от продолжительности
поездки можно выделить поездки однодневные,
длящиеся несколько дней и многодневные.
Однодневные поездки можно подразделить
на длящиеся: менее 3 часов, 3 – 5 часов.
6 – 8 часов, 9 – 11 часов, более 12 часов. Путешественниками
в зависимости от их возраста могут быть дети,
путешествующие с родителями, молодежь(15
– 24 года), достаточно молодые, экономически
активные люди (25 – 44 года), экономически
активные люди среднего возраста (45 –
64 года), пенсионеры (от 65 лет). Туристы
во время путешествий пользуются различными средствами транспорта.
Туристы добираются до мест назначения
авиационным, железнодорожным, автомобильным,
морским, речным транспортом. На различных
этапах поездки могут быть использованы
различные виды транспорта. Религиозный туризм может быть разных
типов в зависимости от территориально-страновых
особенностей поездок. Если экскурсанты
путешествуют в пределах своей страны,
то это – внутренний туризм. К въездному
туризму относятся посещения той или
иной страны гражданами других государств.
Выездной туризм представляет собой отбытие
граждан соответствующей страны в туристскую
поездку по другим странам. Сочетания
этих типов приводят к формировнаию категорий
туризма. Так, путешествия по территории
страны ее граждан, а также посетителей
из других стран называются туризмом в
пределах страны. Всю совокупность поездок
экскурсантов какой – нибудь страны
как в ее пределах, так и по другим государствам
определяют понятием национальный туризм.
Въездной и выездной религиозный туризм
наряду с другими видами туризма войдет
в понятие международный туризм.[4]
Для развития религиозного
туризма экскурсионно-
2.2. Особенности проведения экскурсий в религиозном туризме
В религиозном туризме
Во время своей поездки
В религиозных экскурсиях, как и в других видах экскурсий, для достижения наибольшего эффекта используются методические приемы показа и рассказа. Методы показа объектов не просты, их выбор находится в прямой зависимости от способа передвижения экскурсионной группы, состава участников, познавательной ценности, известности, выразительности, степени сохранности объектов. В технологии показа следует выделить две составные части. Первая часть представляет собой краткое словесное описание внешних сторон экскурсионного объекта для привлечения к нему внимания экскурсантов, создания его зрительного образа с целью вычленения объекта из окружающей среды. Она включает в себя: 1) указание на месторасположение объекта, которое может сопровождаться жестом руки; 2) характеристику внешних специфических черт объекта. Вторая, содержательная, часть показа подразумевает использование методических приемов показа: предварительного осмотра, зрительной реконструкции, зрительного монтажа, локализации событий, зрительного сравнения, зрительной аналогии, абстрагирования, показа наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», панорамного показа, движения вблизи объекта, приема переключения внимания. Рассказ, как и показ, - основной элемент экскурсии, с помощью которого излагаются сведения, связанные с объектами экскурсии, в соответствии с ее темой, целью задачами. Рассказ неотделим от показа и подчинен ему. Рассказ может строиться на основе индуктивного метода, т.е. от частного к общему, от наблюдений к выводам, или дедуктивного – от общего к частному. В экскурсионной практике чаще используется индуктивный метод, когда на примере анализа объекта показа экскурсовод приходит к общим положениям и выводам. Достижение цели экскурсии, полнота раскрытия темы зависит от верно отобранных методических приемов рассказа, какими являются экскурсионная справка, описание, объяснение, комментирование. Методические приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием вопросов-ответов, прием заданий, прием новизны материала, прием соучастия, прием дискуссионной ситуации, прием сталкивания противоречивых версий, прием проблемной ситуации, прием отступления. Рассмотренные методические приемы являются при проведении экскурсий основными, не единственными. Помимо методических приемов показа и рассказа в экскурсии используются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержание материала, сделать экскурсию более документальной, доказательной. Чем опытнее экскурсовод, тем большее количество методических приемов он использует в экскурсиях для достижения поставленной цели. Особые методические приемы, используемые при проведении религиозных экскурсий: контраста, элементы ритуала, прослушивание звукозаписей, прием заданий, вопросно-ответный методический прием, риторические вопросы. При организации экскурсий по православным храмам большую трудность представляют подбор и подготовка экскурсоводов. Следует избегать привлечения к работе в качестве экскурсоводов адептов различных сект. Присущие им фанатичность и тенденциозность изложения материала отвращают слушателей и могут привести к конфликтной ситуации и даже срыву экскурсии. Экскурсовод должен хорошо разбираться в смысле церковнославянских слов и богословских терминов, использование которых совершенно необходимо в экскурсиях. Не всегда бывает достаточно простого перевода слова с церковнославянского на современный язык. При подготовке текста экскурсии экскурсоводу следует использовать как церковные источники — Священное Писание, так и светские — исторические, искусствоведческие. Сегодня в нашей стране существует много литературы на религиозную тему. Правила поведения в храме: перед входом в храм все мужчины обязаны снять головные уборы. Женщины же, наоборот, должны покрыть голову платочком или надеть какой-либо другой головной убор. Экскурсовод должен подчеркнуть, что наложение крестного знамения не является обязательным для представителей других конфессий и атеистов. Определенные требования предъявляются к поведению и одежде людей, пришедших в храм. Еще строже эти требования к экскурсоводу. Его благочестивое поведение, благопристойный внешний вид являются необходимым условием при проведении экскурсии в храме. Поведение группы в храме не должно оскорблять религиозных чувств верующих, что лежит на ответственности экскурсовода. Ему надлежит мягко корректировать поведение группы. Экскурсионную группу нельзя располагать спиной к алтарю, так как он есть святая святых храма. Фото- и видеосъемка в храмах позволительны только с благословения его настоятеля. При посещении Святых мест важно прикрывать обнаженные плечи и ноги, а при посещении синагог и жилых кварталов ортодоксальных иудеев желательно (но необязательно) носить головной убор - ермолку. [8]
Информация о работе Религиозный туризм экскурсионной направленности на примере Государства Израиль