Роль и место культурно-познавательного туризма в г. Минске

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2014 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Изучение культурно-познавательного туризма города Минска.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историко-культурный потенциал города Минска.
2. Изучить данный вид экскурсионного туризма.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Основные виды тематических экскурсий в культурно-познавательном туризме. 4
Глава 2. Туристический потенциал г. Минcка. 7
2.1 Географическое расположение и природные рекреационные ресурсы. 7
2.2 Туристическая инфраструктура 10
Глава 3. Наиболее популярные туристические объекты в культурно – познавательных экскурсиях. 13
Заключение. 29
Список использованных источников. 30

Файлы: 1 файл

Роль и место культурно-познавательного туризма в г. Минске.docx

— 83.01 Кб (Скачать файл)

Театр Оперы и Балета занимает территорию, которая когда-то была Троицкой площадью. До 30-х годов XX века площадь исполняла исключительно торговые функции - здесь был рынок. В 1935-1937 годах на ней возводится театр оперы и балета по проекту архитектора Лангбарда. Театр должен был иметь четыре этажа, но так как в это время Минск находился в 30 км. от государственной границы, было решено уменьшить здание почти вдвое. В облике театра явно видны конструктивистские черты. Во время Второй мировой войны вся площадь была обнесена колючей проволокой и превращена в лагерь для военнопленных. Само здание пострадало незначительно – был разрушен зрительный зал. В уцелевших помещениях была устроена конюшня. Недавно закончена реконструкция театра, ставившая целью восстановить первоначальный замысел архитектора. Театр стал выше и монументальнее, установлены скульптурные композиции на фасад здания.

Торцевым фасадом на улицу Зыбицую выходил дом-усадьба Ваньковичей.Усадьбапостроена в конце XVIII - первой половине XIX вв. в стиле классицизма и является памятником дворцово-усадебной архитектуры. Первоначально на месте усадьбы стояли два жилых каменных дома, построенные в XVII веке. Примерно в 1780 году на их фундаментах возвели существующее ныне здание, которое принадлежало брату известного белорусского художника начала XIX века Валентия Ваньковича(авторпортретов А. Пушкина, А. Мицкевича, А. Горецкого) Эдварду. В то время усадьба служила местом частых встреч творческой интеллигенции города. В нем бывали Ян Дамель, Станислав Монюшко, Викентий Дунин-Марцинкевич - современники и друзья В. Ваньковича. Первоначально усадьба состояла из дома, флигеля и хозяйственных построек. Одноэтажный деревянный дом был накрыт высокой вальмовой крышей с мансардой в центре. Интерьер был декорирован кафельными печами, которые до наших дней не сохранились. Правый флигель с интересной восьмигранной башенкой, который создавал неповторимый вид на усадьбу со стороны реки, был разрушен. Парадный двор был отделен от улицы каменной оградой с воротами. А с восточной стороны, на склоне вдоль улицы Зыбицкой, тянулся живописный фруктовый сад. В нем росли и редкие для наших широт грецкие орехи. Усадьба уцелела в годы Великой Отечественной войны. А в 70-е годы прошлого столетия восточный флигель и часть каменной ограды с воротами были разрушены. Тогда же были уничтожены скульптуры у входа в дом и разросшийся сад. Позже уцелевшее здание подверглось реконструкции. Дом был единственной сохранившейся деревянной городской усадьбой XVIII века. Сегодня здесь работает музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство 1-й половины XIX столетия».

Еще один столичный музей – истории театрального и музыкального искусства – размещен в Доме масонов (Музыкальный пер,5). Впервые на плане Минска здание встречается в 1817 году. Здание с чертами барокко и раннего классицизма дожило до нашего времени практически без изменений.

Здание бывшего женского базилианского монастыря. Этот вытянутый двухэтажный дом с барочным фронтоном является сегодня одним из самых старых из сохранившихся зданий города. Его основу составляют позднеготические жилые дома ХVI века. Сохранились даже некоторые элементы декора стен того времени. В 1641 году они были перестроены в жилой корпус женского монастыря, который был связан с костёлом и мужским монастырём галереей и подземным ходом.Корпус женского монастыря дошел до наших дней почти без изменений. До нашего времени в бывшем здании женского монастыря хорошо сохранились коридоры и кельи монахинь, кухня, трапезная.На втором этаже когда-то размещалась часовня. Сейчас здесь музыкальная школа.

Улица Волоцкая начиналась от ул. Доминиканской (современная ул. Энгельса). Свое название улица получила от названия Доминиканского монастыря, который был расположен именно там, где мы с вами стоит. Доминиканцами назывались монахи одного из католических орденов, которые давали обет бедности. Орден был основан в 1215 г. испанским монахом Домиником для борьбы с еретиками. В 1232 г. папство передало в их руки инквизицию. Доминиканский монастырь в Минске был основан в 1605 году и парадным входом выходил к Верхнему городу. Главное место занимал костел Св. Фомы (Томаша) Аквинского, выстроенный в стиле барокко. Он представлял собой богато декорированную безбашенную трехнефную высотную базилику с прямоугольной апсидой. Фасад завершался фигурным фронтом, над которым возвышалась небольшая башня под куполом с крестом. Комплекс со всеми помещениями и садом, находящимся в северо-западной части, занимал участок площадью 2 гектара. Монастырский комплекс помимо духовных функций, выполнял роль одного из оборонных форпостов города – толщина стен доходила до 3-х метров, в фундаменте были проделаны бойницы, позволяющие вести мушкетный обстрел. Фасад и интерьеры храмы отличались пышностью и необычайным богатством декоративного оформления, были расписаны фресками. Костел включал – и в этом Доминиканский костел превосходил все костелы Минска – 14 резных деревянных и стуковых алтарей. На хорах стоял самый большой и красивый в городе орган – на 24 голоса. Высокой декоративностью отличались и парадные двухэтажные ворота комплекса. Монастырь просуществовал до 1832 г. Позже в его помещениях находилась католическая семинария, а к концу XIX века - склады и казармы. В 1926 г. костел был взят под охрану как памятник архитектуры. Была проведена его консервация.

В XIX в. Соборная площадь исчерпала свои возможности, как главный торговый и общественный центр города. Новый центр переносится в район Октябрьской площади (до 1984 года – Центральная площадь). Весь район, который включает в себя территории площади, Центрального сквера и проспекта Независимости, получает название Новый Город. Он возвышается над Соборной площадью на 10 метров, позже, в 1928 г. возвышенность была срезана. В июне 1951 года газеты сообщили о том, что в Минске, согласно новому генплану, перед зданием ЦК (находится за Центральным сквером) будет построена Центральная площадь, территория которой займет 21 тыс.кв. метров. Историческая часть города, где раскинулся Александровский сквер с расположенным рядом Купаловским театром, тоже должна была сноситься. Проект из-за дороговизны не был осуществлен, но через год над новой площадью поднялся 18-метровый памятник Сталину, который совсем скоро, после смерти Сталина, был ночью тайно демонтирован. Позже планировалось построить напротив здания ЦК Музей Ленина, который не уступал бы московскому аналогу. На крыше Музея планировалось установить статую вождя 30-метровой высоты. Высотным фоном для вождя должны были стать многоэтажки, напоминающие своими очертаниями московский Кремль, которые планировалось возвести на месте обреченного на снос Верхнего города. Однако и это проект оказался слишком дорогостоящим. В 1950-1970-е годы на площади проходили военные парады. Со стороны Центрального сквера в 1957 году возвели гранитный парапет с правительственными трибунами. В конце 70-х годов прошлого века был объявлен конкурс на лучший проект Дворца Республики. Строительство Дворца велось 20 лет и закончилось в 1999г. (арх. Пирогов). Здание с колоннами и скульптурой, построенный в неоклассическом стиле в 1954 году архитектором Ершовом – Дворецкультуры профсоюзов. В основу композиции положен тип древнеримского храма. На площади в 1998 году установлен Знак нулевого километра. В прежние годы нулевой километр отсчитывался от Главпочтамта. Новый знак оказался ровно на 1 км в стороне от него. Гранитный камень в форме пирамиды символизирует вечность и прочность, вытесан в Португалии. Обрамляют знак бронзовые картуши, на которых размещены: карта дорог, латинское изречение, стихи, написанные Я.Колосом, а также указаны расстояния от Минска до столиц соседних государств,областных и районных центров Беларуси. Пока еще на площади работает Музей Великой Отечественной войны. Здание для нового музея в настоящее время возводится в районе парка Победы.

Дальше по проспекту находится здание Государственного цирка. Первый "оседлый" цирк в Европе появился в XVIII веке. В 1770 году англичанин Астлей построил круглое деревянное здание. Цирк предназначался для конной езды, а потому имел такую форму. Первое упоминание о профессиональном цирке в Минске относится к 1853 году. На привокзальной площади был раскинут шатер, где проходили представления артистов австрийца Карла Генне. А летом 1884 года один из братьев Никитиных - Петр Александрович - обратился к минскому городскому голове с просьбой разрешить строительство цирка. И уже через 3 месяца, в ноябре 1884 года, на Соборной площади (ныне - площадь Свободы) появилось деревянное здание первого в городе цирка. Однако здесь оно простояло не долго, так как цирк возвышался над собором, что было недопустимо. Здание поначалу перенесли на место нынешней 2-ой городской больницы, а затем - на Комаровское поле. В начале ХХ столетия цирк перебрался в центр, получив "прописку" в Губернаторском саду. Здание установили на том месте, где в наше время находится памятник Максиму Горькому. Цирк готовился открыть новый сезон 22 июня 1941 года. А в ночь с 23 на 24 июня во время налета фашистской авиации бомба попала в здание. Начался пожар. В безопасное место увели лошадей, а морских львов подогнали к Свислочи. Но они не пожелали идти в воду и повернули назад. В конце концов, львов опутали маскировочной сетью, взятой у красноармейцев, и выпустили в реку. Дальнейшая судьба животных не известна, но ходили слухи, что их видели в Днепре. По окончании войны правительство СССР приняло решение о строительстве в стране 20 цирков, первый - в Минске. Из всех проектов предпочли работу архитектора

Владимира Жукова. Поначалу власти решили строить цирк в Заводском районе (район станции метро "Могилевская"). Но позже решение было изменено. 30 октября 1954 года работы по возведению цирка на 1668 мест начались на пересечении проспекта Сталина и ул. Якуба Коласа. Официальное открытие состоялось 11 февраля 1959 года.

Далее по проспекту находится пл. Победы. В ее центре – обелиск, ставший символом Минска. Он был установлен к 10-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистких захватчиков в 1954 г. по проекту архитекторов Заборского и Короля. До 1952г. площадь называлась Круглой. На ней, кстати, на том месте, где сейчас находится обелиск, до войны планировалось установить памятник Сталину. Архитектурный ансамбль площади начал формироваться еще до войны, когда стали возводить два дугообразных жилых дома (1939г., арх.Р.Столер), строительство которых было завершено уже после войны в 1947 г. По двум сторонам площади вдоль проспекта в 1950-х г.г. параллельно друг другу были возведены группы жилых домов, увенчанные по углам башенками. А сейчас обратим внимание на сам памятник, благодаря которому площадь получила свое новое имя. Сорокаметровый гранитный обелиск увенчан трехметровым орденом Победы из мозаичной смальты и бронзы. На цоколе обелиска размещены бронзовые горельефы, прославляющие подвиг белорусских воинов и партизан. У подножия – меч, увитый лавровой ветвью. Четыре бронзовых венка символизируют четыре фронта, освобождавшие Беларусь. Вечный огонь был зажжен 3 июля 1961 г. от Вечного огня с Марсового поля в Ленинграде. Памятник безымянный. Под 12-ю гранитными плитами в капсулах хранится земля из городов-героев бывшего Советского Союза. Под землей основа монумента окружена кольцевой обходной галереей, связанной со станцией метро. Галерея переходит в круглый мемориальный зал, посвященный героям, погибшим в ВОВ. На стенах зала пластины с именами 566 чел., погибших в боях за освобождение Беларуси и удостоившихся звания Героя Советского Союза.

Выше от современной пл. Победы находился район «Золотой Горки» – начало ул. Козлова. В середине XIX в. это была окраина Минска, “славящаяся ягодными полями и гуляньями на них”. Справа, на углу проспекта и ул. Козлова – Дворец искусств, построенный в 1973 г., к сожалению, на костях древнего римско-католического кладбища с фамильными гробницами в центре которого находился Троицкий Золотогорский костел Святого Роха. Римско-католический приход Пресвятой Троицы в Минске был основан в XIV веке королём Ягайлой. Это самая древняя католическая община в городе, о которой сохранились сведения. Первоначально приходской костёл находился на Троицкой Горе. Во время большого пожара 1809 г. там была уничтожена вся застройка и костел в 1832 г. перенесли в упраздненный доминиканский. А позже приходской святыней становится костёл на Золотогорском кладбище, возникшем в XVIII веке на пересечении Борисовского тракта и дороги на Слепянку и фольварк Долгий Брод, в предместье Минска. После двух эпидемий холеры(1848 и 1853 г.г.) кладбище было значительно расширено в восточном направлении. В 1861-1864 гг. был построен каменный костёл в неоготическом стиле, который сохранился до настоящего времени. Примечателен тот факт, что пожертвования на его строительство собирали не только минские католики, но также православные и иудеи в знак благодарности святому Роху, спасшему город от страшной эпидемии холеры. Костёл имел богатое внутреннее убранство. На почётном месте в правом боковом алтаре находится чудотворная фигура святого Роха — защитника города Минска. В костёле был прекрасный орган, действовала школа органистов. Кроме того, у прихода было большое количество имущества в городе и предместьях. Имущество костела и прихода было экспроприировано в 30-е годы XX века. В это время богослужения в костёле совершались нерегулярно, так как в то время многие священники были арестованы или сосланы. Во время войны богослужения были на некоторое время возобновлены. В ходе боёв за Минск здание костёла было повреждено. Верующим удалось собрать средства и самим восстановить разрушенную крышу святыни. Однако после войны богослужения в костёле уже больше не проводились; было разграблено, уничтожено или бесследно вывезено всё, что ещё оставалось от внутреннего убранства. В послевоенный период здание костёла долгое время использовалось в качестве книгохранилища, а Золотогорское кладбище — самый большой и известный католический некрополь в городе — было уничтожено. В 1976 году костёл был отреставрирован и частично отремонтирован, после чего в нём разместился зал камерной музыки филармонии и был установлен новый чешский орган. В 1991 году был восстановлен приход Пресвятой Троицы (святого Роха), и по договорённости с филармонией в костёле снова стали проводиться богослужения. С самого начала восстановления деятельности прихода верующие добивались полного возвращения святыни. В 2006 г. закончились все формальности, связанные с передачей костёла на баланс прихода.

Если пройти по ул.Козлова, то мы попадем на т.н. «Военное кладбище» с находящимся на его территории памятником архитектуры – Свято-Александровской-Невской церковью. Возведение церкви начали в 1896-м году. Построена она на кладбище, где еще с 40-х годов XIX века хоронили солдат и офицеров, скончавшихся в Минском военном госпитале. Возведение Свято-Александро-Невской церкви должно было увековечить память воинов, павших на поле брани во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов. В этой войне активное участие приняли и уроженцы Беларуси. Храм-памятник на Военном кладбище в Минске построен в традиции русского церковного барокко XVII – XVIII веков. Внутри здания на колоннах помещены мраморные плиты, где золотом начертаны имена погибших. За алтарной стеной захоронены останки высших офицерских чинов, а неподалеку – две братские могилы воинов, нашедших здесь последнее упокоение.

К северо-востоку от Золотой Горки находилось предместье «Комаровка». Название связано с обширным болотом, существовавшим в этом районе еще во 2-й половине XIXв. и одноименной деревне, находящейся там же. До начала XIX в. деревня Комаровка принадлежала Радзивиллам. Однако после войны с Наполеоном, Комаровка по секвестру от Радзивиллов перешла к Ваньковичам. Со второй половины ХIХ века слобода была уже городской окраиной и собственностью помещика Ваньковича. Комаровские земли принадлежали этой фамилии и в начале ХХ века.

Площадь Якуба Коласа находится на территории бывшей деревни Комаровка. Формирование площади началось с реконструкции Комаровских развилок (вил - так называлось слияние бывших Логойского и Борисовского трактов) и строительства здания Института физкультуры (1936-39 г.г., арх. А.П. Воинов, А. Брегман). Долгое время институт оставался одним многоэтажным каменным строением среди деревянной жилой постройки и небольших дощатых павильонов, занятых под магазины и мелкие мастерские (так называемые "американки"). Современная застройка площади выполнена по проекту арх. М. Барща, Л. Аранаускаса и Л. Мацкевича (1952 г.), в котором учтены и развиты предложения предвоенных проектов. Городские транспортные магистрали - проспект Независимости, ул. Я. Коласа - определили прямоугольную форму площади, размером 400х130 метров. Названа площадь именем классика беларуской литературы, народного поэта Беларуси Якуба Коласа. В центре площади - сквер партерного типа с фонтанами и памятником Якубу Коласу (1972,скульпт.З.Азгур). Фигура писателя имеет в высоту 8 метров. В данном случае, это не дань традиционной советской гигантомании, так как на такой огромной плошали (5 гектаров с лишним) скульптура меньшего объема просто бы элементарно потерялась бы. По обе стороны от него – герои его произведений. Слева – Сымон-Музыка со своей верной подругой Ганкой. Справа – герои повести «Дрыгва» - партизаны - легендарный дед Талаш со своим внуком Панасом. Белорусская государственная филармония (1964, арх.Бенедиктов) организована в 1937 г. Здание ЦУМа построено в 1964 году. Проект типовой. На противоположной стороне находятся корпуса полиграфкомбината (1956 г.) и завода электронной вычислительной техники им. С. Орджоникидзе (1955-61 гг., арх. обоих - Н. Шпигельман, И. Бовт, С. Ботковский, Л. Китаева, О. Островская). Разрыв между корпусами, образованный ул. В. Хоружей, акцентируется угловыми башнями, которые подчёркивают значение поперечной оси площади.

Информация о работе Роль и место культурно-познавательного туризма в г. Минске